Исследовательская работа по теме:“Были о пыли ”

   XVI  районная НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №73

        Исследовательская работа по теме:

          “Были о пыли ”

 

                               Выполнила: Петрова Настя ученица 3”А” класса,

                                                                          “МБОУ” Гимназии №73”

                                                 Руководитель: Чурсина Галина Ермолаевна

                                                                              учитель начальной школы,

                                                                             “МБОУ” Гимназии №73”

 Новокузнецк 2015

 

Содержание:

Введение………………………………………………………

Глава 1  Практическая работа………………………………..

   I этап. Определение уровня загрязнённости воздуха помещений школы.

   II этап. Определение санитарных условий работы помещений.

Глава 2   Что такое пыль…………………………………………..

Глава 3.  Проведение опроса……………………………………….

Заключение. ……………………………………………………………….

Ресурсы, посвященные пыли………………………………………………

 

                                                          Введение.

 Летние каникулы - это три чудеснейших месяца, которые можно провести, путешествуя. Окончив 2 класс, я вместе с родителями и старшей сестрой отправилась на автомобиле в увлекательное путешествие по России.  Прежде чем уехать надолго, мы тщательно убираемся дома. Двери и окна плотно закрываем.  Вернувшись домой, я обнаружила небольшой слой пыли во всех комнатах. И задумалась, откуда взялась пыль в помещении, ведь нас не было дома два месяца? Мне захотелось узнать, что такое пыль, из чего она состоит, какое влияние оказывает на здоровье человека и какие эффективные методы борьбы с ней существуют. А так же меня заинтересовал вопрос: насколько чист воздух, которым мы дышим в школе, и что нужно сделать для того, чтобы воздух в школе стал чище?  

Тема моего исследования: Были о пыли.

Цель работы: определить уровень запыленности помещений школы,  узнать как пыль влияет на здоровье школьников.

Задачи исследования:

-изучить научную литературу по данной проблеме;

- узнать что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;

- провести практическую работу, определить источники пыли;

- узнать влияние пыли на здоровье школьников;

- познакомиться со способами борьбы с пылью;

Объект исследования: пыль в помещениях школы.

Предмет исследования: уровень запыленности школьных помещений.

Гипотеза:  если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха, то со временем школьникам будет сложно дышать без последствий.

Методы исследования: размышления, наблюдения, практические опыты, исследования, анкетирование, сбор информации, анализ  собранных  результатов.

 

Глава 1

Что такое пыль

Я решила найти информацию об этом в интернете. Вот что мне удалось узнать:

Изучение пыли началось очень давно. Уже в 1964 группа ученых рассматривала пыль, как сильный аллерген.

Пыль – это мелкие твёрдые частицы размером от 10 до одной сотой микрон. Один микрон в тысячу раз меньше одного миллиметра.  Пыль может быть видимой невооружённым глазом или состоять из таких маленьких частиц, которые можно разглядеть только под микроскопом. Самые маленькие частицы пыли постоянно плавают в воздухе. Средние – постепенно оседают, а более крупные практически сразу осаждаются.

  Пыль бывает самая разная. Пыль попадает в атмосферу при сжигании твердого горючего, богатого зольными веществами, при переработке минеральных веществ. Она образуется в результате извержения вулканов или выветривания скал, а также в результате сельскохозяйственной деятельности человека. Во время засухи над полями бушуют пыльные бури, а над пустынями поднимается песчаная пыль.

  Пыль вездесуща. Она просачивается сквозь самые мелкие щели и отверстия. Она есть всюду: в пещере, где никогда не ступала нога человека, в квартире, обитатели которой надолго уехали, в самолете, который мчится над облаками, и даже высоко над землей, в стратосфере.

  Мельчайшие кристаллики соли образуют пыль над океанами. Но ее количество ничтожно мало по сравнению с той пылевой массой, которая возникает на суше. Над океаном атмосфера загрязнена пылью в 10 раз меньше, чем над материками.

 Пыль – это совокупность микроскопических частиц солей, каменных пород, смол, паразитов и остатков живых организмов.

 Пыль - загадочная штука. Сколько ни убирай ее, она все равно накапливается. Приложение 1

Рассмотрев пыль под микроскопом, установлено, что 35%  пыли составляли минеральные частицы, 12% - текстильные и бумажные волокна, 19% - кожные чешуйки, 7% -цветочная пыльца, 3% - частицы сажи и дыма. Происхождение оставшихся 24% частиц установить не получилось.

 Наиболее высокая концентрация загрязняющих веществ в воздухе приходится на высоту 1-1,5 метров. Значит, больше всего от вредной пыли страдают дети!                                                                                                                                                         Всю пыль можно разделить на две группы: естественная и искусственная,

 естественная делится на минеральную и органическую,

 искусственная на производственную и коммунально-бытовую.

Преобладающая часть бытовой пыли - домашнего происхождения.

 Пыль является "транспортным средством" бактерий и вирусов для их распространения и способствует возникновению эпидемий. Наши дома и офисы - это активный пыленакопитель. И именно в помещении нас подстерегают вредные для здоровья факторы. А дома риск заболеть от вредного воздействия пыли гораздо выше, чем на улице.

 Ну, а почему накапливается пыль в квартире, в которой никто не живет? Все очень просто. Во-первых, никакая самая тщательная уборка не может поменять состав воздуха в помещении. Мы уехали, а пыль еще долго будет оседать. Как раз к нашему возвращению воздух за счет осевшей пыли станет более или менее чистым, зато мебель, полы — все покроется тысячами и тысячами частиц. Во-вторых, даже плотно закрытые окна и двери для пыли особой преграды не представляют. Была бы щелочка, а пыль ее найдет!                                                

 Основной состав пыли -  это частички омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение  кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450г омертвевшей ткани в год. Если подсчитать, сколько омертвевшей кожной ткани сбрасывает один класс, то это будет 12 кг 150 г. Эта мёртвая ткань собирается на полу, на мебели, на одежде и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков. Приложение 2.

Таким образом, я узнала, что пыль есть всюду.

Глава 2.

Исследовательская работа.

 I этап. Определение уровня загрязнённости воздуха в помещениях школы.

Мне стало интересно, в каком школьном помещении пыли скапливается больше всего и  как быстро пыль появляется в нашем классе?   Для того, чтобы ответить на этот вопрос, была проведена практическая  работа.

 Для исследования я выбрала разные помещения школы. Нарезала белый картон на равные кусочки, намазала  вазелином  и поместили в классе, коридоре, учительской, медкабинете, спортзале, столовой. Каждый образец получил  свой номер. Приложение 3.

 Через неделю полоски сняла. Я рассматривала  их под цифровым микроскопом. Картон не прозрачный материал, и  свет микроскопа не до конца проходил через него. Поэтому я решила эксперимент повторить.

На этот раз, я взяла лабораторные стеклышки. Намазала тонким слоем вазелина и поместила в помещениях школы. Каждое стеклышко имело свой номер. При проведении данного эксперимента школьная жизнь шла своим чередом. Через неделю стеклышки поместила под цифровой микроскоп и рассмотрела. Приложение 4.   Вот, что я увидела. Приложение 5.

 Таким образом, на образцах  я увидела прилипшие черные точки, волоски, загрязнения, ворсинки, известняк и распределила места по десятибалльной шкале от самого грязного до самого чистого.

Передо мной встал вопрос: какие санитарные условия соблюдаются в исследуемых помещениях.?

II этап. Определение санитарных условий работы помещений.

Было проведено анкетирование среди тех людей, которые непосредственно занимаются, проводят рабочий день в этих помещениях: учащиеся 3-х     классов, учителя, медсестра, работники столовой, технический персонал.

Вопросы для анкеты:

1.      Сколько раз в день  в помещении проводиться влажная уборка?

2.      Сколько человек в среднем посещают помещение?

3.      Переобуваетесь ли Вы?

4.      Какое покрытие пола  присутствует в вашем кабинете?

По данным анкеты я получила такую таблицу. Приложение 6.

Таким образом, чище всего в медицинском кабинете, благодаря  ежедневной неоднократной влажной уборке.

Наиболее посещаемая комната – это столовая. Но, по результатам это не самое загрязнённое помещение. За кафельной плиткой легко ухаживать, да и все учащиеся приходят в столовую во второй обуви.

Учительскую  посещают наименьшее количество людей, но это не самое чистое помещение в школе. В учительской чище не потому, что его много раз убирают в течение дня, а потому, что там бывают только учителя во второй обуви.

В спортзале тоже оказалось чисто. Думаю, за это надо поблагодарить уборщицу, которая моет  там полы. Ученики приходят в спортзал во второй обуви.

В классе ученики проводят больше всего времени. Именно в классе содержится особенно большое количество разнообразных микроорганизмов, которые попадают в воздушную среду с частичками поднятой пыли. Если бы не вторая обувь- класс был бы на первом месте по загрязненности.

 Коридор на первом месте по загрязнённости. Пол здесь бетонный. Ученики, в коридоре  раздеваются и переобуваются, А обувь не всегда бывает чистой. На полу остаются следы, мусор, грязь.

И, если бы не наши технички, здесь было бы ещё грязнее. Ведь они протирают пол по мере его загрязнения, а это происходит  2-3 раза в день во время уроков.

Я продолжила свое исследование.  В классе растут цветы. Я за ними ухаживала. Я решила провести эксперимент. Неделю не протирала пыль с листочков. Через неделю я сорвала листочек и рассмотрела под цифровым микроскопом. Вот что у меня получилось. Приложение 7.

Цветы должны быть в помещении. Они очищают загрязненный воздух и поглощают вредные вещества.

А знают ли об этом ученики третьих классов?

Я провела анкетирование.

В опросе участвовало 80 учеников третьих классов. Ребята ответили на следующие вопросы. Приложение 8.

Вот какие результаты я получила. Приложение 9.

В результате анкетирования, я выяснила, что большинство ребят считает, что пыль оказывает влияние на наш организм, поэтому-то и нужно постоянно следить за чистотой воздушного пространства нашего класса, нашей гимназии. Для этого нужна сменная обувь, постоянные влажные уборки, проветривание помещений.

В классе мы часто пишем мелом на доске. При неаккуратном обращении с мелом образуется очень много пыли. Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому, мел с доски надо стирать только влажной губкой  или тряпкой. Дежурный должен следить за тем, чтобы к каждому уроку была приготовлена влажная губка . Это одна из самых важных его обязанностей.

Почему необходимо убирать помещение только влажным способом? Потому, что при подметании сухой щеткой или сухим веником, большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять оседает на пол, на стены, на мебель, на предметы. Пыль оседает и на нашу кожу.

Она попадает в глаза. Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.

Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей помещения.

Экологи всего мира единодушны во мнении, что пыль небезопасна для здоровья человека.  В первую очередь от нее страдают аллергики.

По статистике, каждый пятый житель нашей планеты подвержен аллергии на пыль. Это заболевание выражается по-разному. Если одни всего лишь чихают, то у других может развиться астма – смертельно опасное заболевание.

Но, безусловно, самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов. Через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией.

Итак, пыль сильно влияет на организм человека: у людей засоряются легкие, появляется аллергия и развиваются разнообразные болезни.

Заключение.

На основании полученных результатов я сделала следующие выводы:

- моя гипотеза о вреде пыли для здоровья человека подтвердилась.

В ходе исследования я выяснила:

- пыль-это мелкие твёрдые частицы размером от 10 до одной сотой микрон.

- источниками пыли являются микроскопические частицы солей, каменных пород, смол, паразитов и остатков живых организмов.

- пыль способствует распространению эпидемий, развитию  аллергии.

- совсем избавиться от пыли невозможно.

- наиболее эффективными средствами борьбы с пылью является влажная уборка, проветривание помещений, сменная обувь.

- анкетирование показало: большинство ребят считают, что пыль оказывает влияние на наш организм.

Были разработаны рекомендации.  Приложение 10.

Таким образом, я с уверенностью могу сказать,  всё, что было задумано в исследовательской работе, получилось.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

   Список литературы :

1. Илонова В. А., «Откуда родом пыль?», М.: «Санитарное просвещение», 1996 г.

2. Настольная книга эрудита. – Смоленск: Русич, 2007.

3. Древо познания / универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. – М.: МС ИСТ ЛИМИТЕД, 2005.

4. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х томах. – М.: Мир, 1993.

5.Большая энциклопедия для дошкольников. Олма-Пресс-1998

6.Иллюстрированная энциклопедия для детей, 1998

7.Физика на каждом шагу/ Я.И.Перельман. М.: Астрель: Полиграфиздат, 2010

Ресурсы:

1.http://hectee.ru/fact/99-otkuda-beretsya-pyl.html 21.09.2011

2.http://www.topauthor.ru/Otkuda_beretsya_pil_902c.html 21.09.2011

3. http://www.u-center.info/libraryschoolboy/researchair/

4.http://propilesosi.ru/otkyda-beretsya-pyl.php

   Приложение 1.

Обычная пыль. Увеличение 10 крат     Увеличение 60 крат

Приложение 2. Пылевой клещ.

Приложение 3.

В классе.               В коридоре.          В спортзале.

В медпункте.             В столовой.              В учительской.

   

Приложение 4.

Приложение 5.

Образец 1 Увеличение в 60 крат     Образец 2 Увеличение в 60 крат         

 

Образец 5  Увеличение в 60 крат      Образец 6 Увеличение в 60 крат

 

Образец 4 Увеличение в 60 крат     Образец 3 Увеличение в 60 крат

Приложение 6.

Название помещения

Кол-во уборок в день

Кол-во человек в день

Наличие сменной обуви

Материалы в помещении

Класс

1 раз

27

есть

Линолеум

Коридор

2 раза

250

не у всех

Бетонный пол

Медпункт

2 раза

25

есть

Линолеум

Столовая

1 раз

715

есть

Плитка

Учительская

1 раз

55

есть

Паркетная доска

Спортзал

1 раз

410

есть

Паркетная доска

 

Приложение 7.

 В первый день. Увеличение в 60 крат. Через неделю. Увеличение в 60 крат

Приложение 8.

1.Как Вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

2.Сколько раз в неделю Вы делаете дома влажную уборку?

3.Нужно ли делать генеральную уборку в школе чаще 1 раза в 5 недель?

4.Нужна ли в школе сменная обувь?

 

 

 

 

 

Приложение 9.

1.Как Вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?

70%

11%

19%

2.Сколько раз в неделю Вы делаете дома влажную уборку?

65%

10%

4%

21%

 

 

 

 

3.Нужно ли делать генеральную уборку в школе чаще 1 раза в 5 недель?

10%

22%

68%

4.Нужна ли в школе сменная обувь?

3%

97%

 

 

 

 

 

Приложение 10.

Рекомендации по борьбе с пылью.

1.При входе в школу —вытирайте обувь, очищайте ее от пыли, грязи и снега;

2. Пользуйтесь сменной обувью;

3. Не сорите и не плюйте на пол – это некрасиво и вредно для здоровья;

4. Не бегайте по школе, так как  при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.

5. Вещи держите в поряд­ке, не разбрасывайте их (тогда будет мень­ше собираться пыли, убирать помещение будет лег­че).

6. Большую роль в поддержании чистоты воздуха играют зеленые цветы: они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, листья задерживают частицы пыли.

7. Обязательное проветривание классных помещений за 15 – 20 мин до учебных занятий.

8. Обязательное проветривание классных помещений после каждого проведённого урока.

9. Ежедневная влажная уборка в кабинетах не только полов, но и классной мебели (шкафов, подоконников).

10. Во время влажной уборки пользоваться моющими средствами без вредных для здоровья химических веществ.

11.  Мел с доски надо стирать только влажной губкой, подушечкой или тряпкой. Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой.

12. Заменить тканевые занавески на окнах на жалюзи.

 

 

 

 

 

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас