18
Детская бессонница
Зайцева
Ставропольский край
Кировский район
Станица Советская
МБОУ «СОШ №3»
9 класс
Статья
Всем известно, что основной контроль над жизнедеятельностью человеческого организма в изменяющихся условиях окружающего мира осуществляет нервная система, поэтому этой системе надо осознанно помогать. «Спит как младенец» - фраза, отражающая наши преставления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением?
В современном мире сверхскоростей, стрессов, плохой экологии и вечной занятостью первыми страдают дети. Статистика медицинских исследований буквально кричит о том, что количество новорожденных без патологий детей катастрофически падает. В последние 8 лет отмечается рост приобретенных психо-неврологических заболеваний малышей. В 90 % эти заболевания сопровождаются нервозностью, тревожностью, возбудимостью, проблемами с засыпанием.
Как не хочется вспоминать о болезнях. Но когда о них перестают вспоминать, они сами о себе неплохо напоминают. Болезнь можно предвидеть, опознать и отторгнуть. Еще ее можно вылечить.
Есть такие болезни, которые относятся к «неполадкам» психики. А психика – настолько глубинная «человеческая часть», что до нее не всегда есть возможность достучаться, чтобы разобраться в том, что, как и когда лечить.
В наше время очень часто встречаются дети с различными неврологическими заболеваниями, и все они сопровождаются нарушением сна. Такие детишки требуют к себе намного больше внимания.
Как помочь таким ребятам и их родителям? Существуют ли способы немедикаментозного успокаивающего воздействия на психику ребенка? Можно ли самостоятельно создать условия для здорового сна ребенка? В раздумьях над этой проблемой родилась идея, тема и объект исследовательской работы – «Детская бессонница».
Была выдвинута гипотеза – детскую бессонницу можно преодолеть без медикаментозных средств.
Цель работы - оказание помощи детям, страдающим нарушением сна.
На начальном этапе исследований мы рассматривали множество составляющих подготовки ко сну: мягкие игрушки, чтение детских книжек, успокоительные травяные отвары, удобную постель. В конце концов, пришли к выводу, что детскую бессонницу можно победить с помощью специального релаксационного предмета. Этот предмет можно будет брать с собой в постель, играть с ним. Он должен быть мягким, располагающим ко сну, снимающим дневное напряжение. Это может быть мягкая игрушка или подушка. Таким образом, определился предмет исследования – детская подушка.
Цель исследования - выявить качественные характеристики подушки для детей, страдающих бессонницей.
Задачи исследования:
изучить имеющийся материал по темам «Релаксанты», «Народные способы улучшения сна», «Качество набивочных материалов для предметов, предназначенных детям»;
разработать модель, композиционное и цветовое решение детской подушки;
разработать план экспериментальной работы;
провести экспериментальную часть работы;
подвести итоги и сделать выводы.
Глава 1. Исследование причин нарушения детского сна и способов их устранения
Причины нарушения детского сна
Наиболее часто встречаются расстройства сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% - в каждой шестой семье малыш плохо спит. Чаще всего наблюдаются инсомнии - трудности засыпания. Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.
Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон.
Немедикаментозное лечение нарушений сна состоит в первую очередь, в правильной организации процесса отхода ко сну. Есть общие рекомендации, следование которым в некоторых случаях помогает избавиться от бессонницы, даже не прибегая к медикаментам. Так, для пациентов с нарушениями сна весьма важны режим дня и питания, достаточная физическая активность с избеганием переутомления, прогулки на свежем воздухе перед сном, необременительные водные процедуры и т.п. Для детей укладывание спать очень важный момент в их жизни. В каждой семье существует свой собственный ритуал, при котором ребёнок с удовольствием ложится спать. В одной семье это купание с игрушками и с пенкой для ванны, в другой - массаж спинки, в третьей – совместное рассказывание сказок, в четвертой – чтение книги перед сном.
Рассказывая малышу перед сном добрую сказку, вы успокаиваете его нервную систему, утомлённую многочисленными дневными впечатлениями; "программируете" приятные сновидения. Между вами и ребёнком после напряжённого дня возникает спокойный доброжелательный контакт, вы дарите друг другу любовь, человеческое тепло.
Для маленьких детей сюжет сказки должен быть простой. Герои и персонажи должны быть хорошо известны ребёнку (медведь, заяц, лиса, волк, мышка, курочка и т. п.), если вы рассказываете ребёнку первый раз про какого-то героя или новый предмет, то хорошо бы показывать его изображение и рассказать о нем (например: это колобок, он сделан из теста, он круглый и у него нет ни ножек ни ручек; это репка, её едят, она вкусная и сладкая, она круглая и жёлтая). Если правильно выбрать сказку, то сон ребёнка будет сладким и лёгким. Очень часто дети просят рассказать им на ночь уже знакомую сказку, тем самым подсознательно хотят исключить новые переживания и нервное возбуждение. Что, несомненно, лучшее «снотворное» для ребенка.
Все дети любят укладывать «спать» с собой свои игрушки, но не все подряд, а лишь некоторые, особенно любимые. Опять работает подсознание: ребенок не хочет остаться один. Обнимая игрушку, он находит и «собеседника», и «защитника», и объект тактильного восприятия, такого важного развивающего момента для малышей.
Вывод 1: для формирования положительных ассоциаций засыпания ребенку необходим предмет-релаксант, который должен быть приятным на ощупь, не очень большим, чтобы брать его в постель; содержать возможность рассказа знакомой сказки. Это может быть подушка-книжка.
Игрушки-релаксанты
В продаже существует множество игрушек-релаксантов для взрослых и детей. Игрушка-антистресс помогает отдохнуть и расслабиться. Она создает волшебный релаксирующий эффект. Выполненная из лайкры и приятная на ощупь, игрушка-антистресс таит внутри гранулы полистерона (наполнителя высшего качества). Гранулы (шарики) вызывают приятное ощущение в кончиках пальцев при тактильном восприятии. Пять минут в руках - и никакого стресса! Игрушки-антистресс подходят абсолютно всем, поскольку не вызывают аллергии. Такие игрушки изготавливают и для дома, и для офиса, салона автомобиля, различных размеров, форм и цветовой гаммы.
Вывод 2: для создания релаксирующего эффекта подушка-книжка должна содержать возможность тактильного восприятия.
Ароматерапия
Осень напоминает о себе запахом созревших фруктов, яркими нотами желтеющей листвы. Зима приносит свежесть снега и - непременно! – елку и мандарины, которые уносят нас в детство, в самый сказочный праздник.
Весной природа пробудится от зимнего сна. Солнце прогреет землю, оживит деревья. И начнется пора цветения. Неповторимый аромат цветущих садов – неотъемлемая часть весны. Лето всегда ассоциируется с запахом свежескошенной травы, ягод, цветущих медоносов и воды.
Мир вокруг нас насыщен запахами. Природа подарила нам способность ощущать, запоминать и разграничивать их. Наше обоняние, анализируя запах, четко дает понять: вот это – хорошо, а вот здесь – неприятно или даже опасно. При этом одни и те же запахи на большинство людей действуют одинаково. Так, хвойные ароматы, запахи цитрусовых, аромат цветов, как правило, поднимают настроение.
Еще в древности, заметив воздействие запахов, люди стали использовать их для профилактики и лечения различных заболеваний. Так родилась ароматерапия. И невозможно сказать, какой народ открыл ее первым. В каждом уголке земли свои растения, свои ароматы, свое богатство. Развитие химии и фармацевтики отодвинуло ароматерапию в разряд нетрадиционных способов лечения. Но сейчас мы все чаще вспоминаем о ней, задумываясь о поддержании своего здоровья.
Современный ритм заставляет человека быть в постоянном напряжении. Высокие требования жизни сочетаются с ухудшением экологии, ослаблением иммунитета. И самой первой под удар попадает нервная система. Даже в минуты отдыха нам зачастую не удается расслабиться, забыть о своих проблемах, перестать обдумывать, рассчитывать, планировать. В итоге нарушается сон, пропадает аппетит, нарастает раздражительность. А вслед за этим приходят сбои в работе сердца, желудка, эндокринной системы.
Несмотря на кажущуюся простоту, ароматерапия оказывает серьезное воздействие на организм. Оно может быть:
фармакологическим, когда компоненты эфирных масел взаимодействуют с гормонами, ферментами, кислотами организма и вызывают химические изменения;
физиологическим, когда аромамасла стимулируют, успокаивают или стабилизируют наше состояние, действуя через нервную систему;
психологическим, вызывая чисто индивидуальные сознательные или подсознательные реакции организма, изменяя, таким образом, его состояние.
Действие, которое оказывает ароматерапия на организм, зависит от выбранного «инструмента» - эфирного масла, и от способа его использования. Чаще всего ароматерапия для расслабления нервной системы применяется наружно и распылением в воздухе.
Выбор аромата зависит от цели, которой вы хотите достичь, и вашего вкуса. Такие масла, как бергамот, мелисса, лимон дают расслабление нервной системы, и в то же время «укрепляют дух». Жасмин, иланг-иланг, нероли стимулируют, но одновременно снижают уровень напряженности эмоций. Лаванда успокаивает, улучшает сон, апельсин и мандарин – поднимают настроение, чайное дерево, грейпфрут, розмарин – заряжают энергией, герань помогает достичь гармонии с окружающим миром.
Во времена наших бабушек ими широко использовались успокаивающие травы для детей. Они использовались в основном во время купания для крепкого сна деток, а также для того, чтобы успокоить перевозбудившуюся нервную систему ребенка. Травы собирались и заготавливались ими собственноручно, поэтому в них сохранялось огромное количество полезных свойств.
Многие мамы в наше время тоже пользуются такими успокаивающими травами для детей. Теперь нет необходимости самим искать их, сушить, делать из них отвары. Сейчас любую из этих трав можно приобрести в аптеке по приемлемой цене.
РОМАШКА. Пожалуй, это одно из самых распространенных успокоительных трав для детей. Настой из ромашки можно добавлять и при купании, и при лечении некоторых заболеваний (например, при кашле). Она обладает противовоспалительным действием, а также позволяет расслабиться напряженным мышцам.
МЕЛИСА. Детям, особенно в дошкольном и школьном возрасте, в отличие от взрослых показан сравнительно ограниченный набор растений, к числу этих растений относится и мелисса лекарственная, которая рекомендуется для лечения детских неврозов, артериальной гипертензии, ревматизма, для фитотерапии детей с пороками сердца, для лечения хронических гастритов, холециститов, пиелонефритов, сахарного диабета и ожирения.
МЯТА. Эфирное масло мяты перечной, основным компонентом которого является ментол, превращает мяту в бактерицидное растение, полезное при обморожениях, порезах, царапинах. Его вдыхают при головокружениях и склонности к обморокам, эфирное масло окажет помощь и при респираторных заболеваниях.
РОЗА. Лекарственным сырьем розы чаще всего служат цветки. Лепестки розы обладают успокаивающим, общеукрепляющим свойствами, а также богаты витаминами. Розе свойственно также антисептическое, ранозаживляющее, противовоспалительное действие.
ЛАВАНДА. Благодаря активным веществам, содержащимся в цветках лаванды, ее препараты применяются при легких нарушениях сна, нервном напряжении.
ЧАБРЕЦ. При бронхитах, трахеитах, коклюше и катаре дыхательных путей у детей обычно назначают по половине чайной ложки. В народе эта трава пользуется успехом при бронхитах, туберкулезе, боли в животе и в грудной клетке, бессоннице.
Вывод 3: подушка-книжка должна содержать «емкость» для расположения ароматических целебных трав.
Набивочный материал для подушки
Несмотря на многообразие различных наполнителей подушек, их можно разделить на два класса – натуральные и синтетические.
НАТУРАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
По единодушному мнению специалистов, подушка, наполненная пухом и пером, – была, есть и будет лучшей. Конечно, в том случае, если у хозяина подушки нет аллергии на пух и перо, аллергии на пыль и сапрофитов. Обычно подушки набивают гусиным пухом, который делает их послушными и необычайно мягкими. Однако пух необходимо часто взбивать, чтобы он не слёживался.
Гусиный пух – натуральный и безопасный материал. Благодаря непревзойденным теплозащитным свойствам (в 2,5 раза выше в сравнении с другими наполнителями) и сегодня считается самым ценным наполнителем. По форме пух похож на снежинки, имеет такие же разветвления. В отличие от пера пух не имеет остяка, только небольшую сердцевину, от которой идут кератиновые бородки со множеством отростков. Эти отростки сцепливаются между собой и придают пушинке форму шара. Отличительные свойства пуховых изделий: - мягкость в сочетании с упругостью - высокая гигроскопичность: впитывает и испаряет влагу; – экологичность.
Даже если изделия сохранили прекрасный внешний вид, наполнитель в них разлагается, и начинает пылить, что может быть внешне не заметно. Поэтому рекомендуется менять пуховые постельные принадлежности как минимум раз в 5 лет. Ни в коем случае нельзя хранить пуховые вещи влажными в сжатом виде даже несколько дней. Пух является органическим веществом, при повышенной влажности гниёт.
ШЕРСТЬ
Замечательно подходит для набивки подушек овечья шерсть. Эластичность шерсть теряет от стирки в слишком горячей воде, тогда она сваливается и становится комковатой. Шерсть — естественный, экологически чистый материал, она не так легко воспламеняется и меньше электризуется, чем синтетика. Однако шерсть подвержена заражению бельевым клещом и обладает свойствами, способствующими его быстрому размножению.
ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Синтетический пух (синтепух) представляет собой вспушенное пустотелое силиконизированное волокно. Внутри волокон находится воздух, что улучшает теплоизоляционные свойства синтепуха, а поверхность волокон, обработанная силиконом, способствует уменьшению трения между волокнами и придает пуху приятную мягкость. Используется в производстве одеял, подушек, покрывал, одежды, спальных мешков, где не требуется применения прочного холста.
Синтетические шарики - разновидность синтепуха, в котором группы волокон скручены в шарики на специальном оборудовании. Этот продукт используется для изготовления утепленной одежды, подушек, одеял, мягкой мебели и для других изделий, где необходимо максимально заполнить объем.
Холлофайбер (полое волокно) - это торговая марка нетканого материала, состоящего из полых термоскрепленных волокон полиэстера (полиэфира) в форме пружин. Важная особенность в вертикальном расположении этих волокон. Выпускается в виде шариков, листов и полотен в рулонах.
Плюсы и свойства Холлофайбера:
- гипоаллергенен, экологически безопасен, нетоксичен и рекомендован для использования в продукции для новорожденных в прямом соприкосновении с кожей (сертификат абсолютной экологической безопасности «Эко Текс Стандарт 100» - доверие к текстилю класс 1)
- благодаря вертикальному расположению и спиральной форме волокон обладает прекрасной устойчивостью к циклическим деформациям различного рода, то есть держит форму и обладает низкой остаточной деформацией;
- износостоек, поддерживает свои характеристики на протяжении всей жизни изделия, в котором он есть;
- не впитывает влагу и запахи (не гигроскопичен);
- большой ассортимент плотностей, толщин, размеров (от 60 до 4000 г/м2, ширина - до 3600 мм);
- большой спектр применения;
- благодаря полому волокну более легкий и лучше держит температуру;
- обладает ограниченной способностью к распространению пламени (плавится и затухает без источника огня).
Вывод 4: подушка должна быть наполнена Холлофайбером, так как этот материал обладает всеми необходимыми свойствами для детского изделия.
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению качественных характеристик подушки для детей, страдающих бессонницей.
Итак, после всех теоретических исследований мы пришли к выводу, что необходимо изготовить подушку, удовлетворяющую следующим условиям:
- иметь вид детской книжки;
- содержать возможность положительного тактильного восприятия;
- обладать ароматерапическим эффектом;
- содержать гипоаллергенный наполнитель и натуральные ткани.
Для иллюстраций книжки выбрали сюжет русской народной сказки «Колобок».
В результате в ноябре 2012 года объект был изготовлен и представлен для испытаний. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Испытать подушку согласилась мама девочки 2 лет. Девочка имела проблемы с засыпанием и страдала нарушением сна.
Был предложен следующий план проведения исследований:
№ п\п | Сроки проведения | Содержание мероприятия |
1. | 1-15 декабря | Перед сном мама рассказывает сказку «Колобок», девочка рассматривает книжку-подушку. Ароматерапия не проводится. |
| 16-30 декабря | Перед сном мама просит рассказать сказку «Колобок» по книжке-подушке. Ароматерапия не проводится |
| 1-15 января | Перед сном мама просит рассказать сказку «Колобок» по книжке. Ароматерапия: ромашка лекарственная |
| 16-31 января | Перед сном мама просит рассказать сказку «Колобок» по книжке. Ароматерапия: роза чайная |
| 1-14 февраля | Перед сном мама просит рассказать сказку «Колобок» по книжке. Ароматерапия: мелиса |
| 14-28 февраля | Перед сном мама просит рассказать сказку «Колобок» по книжке. Ароматерапия: чабрец |
| 1-15 марта | Мама оставляет дочь для самостоятельного засыпания. Ароматерапия: проводится на выбор |
| 16-22 марта | Мама забирает книжку-подушку, мотивирует, что нужно ее постирать, засыпание происходит на обычной подушке |
| 23-31 марта | Мама возвращает книжку-подушку, оставляет дочь для самостоятельного засыпания. Ароматерапия: проводится на выбор |
По окончании исследования выявлены следующие результаты:
№ п\п | Сроки проведения | Содержание мероприятия | Средняя скорость засыпания | Примечание |
1. | 1-15 декабря | Перед сном мама рассказывает сказку «Колобок», девочка рассматривает книжку-подушку. Ароматерапия не проводится. | 30 мин | К концу второй недели время засыпания уменьшилось до 20 мин |
2. | 16-30 декабря | Перед сном мама просит рассказать сказку «Колобок» по книжке-подушке. Ароматерапия не проводится | 20 мин | |
3. | 1-15 января | Перед сном мама просит рассказать сказку «Колобок» по книжке. Ароматерапия: ромашка лекарственная | 20 мин | |
4. | 16-31 января | Перед сном мама просит рассказать сказку «Колобок» по книжке. Ароматерапия: роза чайная | 20 мин | |
5. | 1-14 февраля | Перед сном мама просит рассказать сказку «Колобок» по книжке. Ароматерапия: мелиса | 15 мин | Не требуется присутствие матери |
6. | 14-28 февраля | Перед сном мама просит рассказать сказку «Колобок» по книжке. Ароматерапия: чабрец | 15-20 мин | Не требуется присутствие матери |
7. | 1-15 марта | Мама оставляет дочь для самостоятельного засыпания. Ароматерапия: проводится на выбор | 15-20 мин | С мелиссой засыпание происходит быстрее |
8. | 16-22 марта | Мама забирает книжку-подушку, мотивирует, что нужно ее постирать, дает другие игрушки, засыпание происходит на обычной подушке | 35 мин | Отмечается тревожность во сне |
9. | 23-31 марта | Мама возвращает книжку-подушку, оставляет дочь для самостоятельного засыпания. Ароматерапия: проводится на выбор | 10-15 мин | Сон спокойный |
Выводы:
самое быстрое засыпание происходит при ароматерапии мелисой;
для формирования положительных ассоциаций засыпания ребенку необходимы предмет-релаксант и возможность рассказа знакомой сказки
положительные ассоциации перед сном – залог здорового сна
Заключение
Задачи, поставленные в начале работы, выполнены, цель достигнута: мы справились с детской бессонницей без медикаментозного вмешательства в отдельно взятом случае. Мы не смогли создать условия для более тщательной и разносторонней проверки наших предположений, так как для этого потребуется больше времени и средств. Однако, гипотеза, выдвинутая в начале эксперимента, доказана. Решение проблемы без медикаментозного вмешательства возможно. Формирование положительных ассоциаций засыпания — первая профилактика психо-неврологических заболеваний детей.
Приложение 1