СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме « Значение поэзии в современном мире»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа обучающихся 6 класса для научно-практической конференции "Одиссея разума".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме « Значение поэзии в современном мире»»

Гурьевский городской округ



Муниципальная проектно – практическая конференция школьников

«Одиссея разума»







Исследовательская работа по теме

« Значение поэзии в современном мире»











Выполнили:

Ученики 6 А класса

Арсений Максим,

Булыгина Елизавета

Руководитель:

Смирнова

Оксана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Низовская СОШ»







2014 год


Содержание

  1. Введение

  2. Анализ стихотворений

  3. Результаты анкетирования

  4. Заключение

  5. Приложение

  6. Список использованной литературы
































Введение

Виктор Гюго писал, что поэт есть мир, одним объятый человеком. К поэзии, обладателям поэтического дара во все времена было обращено пристальное внимание. Но почему другим должен быть интересен чужой внутренний мир? Этому есть много причин: поэзия помогает окунуться в атмосферу прекрасного, она позволяет создавать в голове необычные, порой, удивительные образы, развивая воображение, а также помогает понять различные социальные процессы, внутренний мир другого человека и, возвращаясь к выражению В.Гюго, таким образом, целый мир через одного человека.
То, что поэзия прекрасна и без нее жизнь бы поблекла, бесспорно. Но какую функцию выполняет поэзия сегодня? Это зависит от отношения к ней наших современников.
Итак, целью нашего исследования стало определение роли поэзии в современном обществе, отношения к ней людей разного поколения.

В связи с целью нашего исследования, стало необходимостью выявление того, насколько популярна поэзия среди наших ровесников, старшеклассников, а также среди наших проводников в мир знаний – преподавателей. Для этого мы раздадим и обработаем анонимные анкеты. Результаты опроса будут оглашены в конце работы.

Для себя мы тоже решили ответить на вопрос: «Для чего нужна поэзия сегодня? На какие вечные вопросы она помогает ответить?». Для этого мы вспомнили поэтические произведения, которые проходили в прошлом году, для того, чтобы рассмотреть их, понять, чему могут служить прекрасные поэтические строки, какие вопросы поднимает поэзия, для чего она нужна, какие темы затрагивает, какую роль играет, какие образы помогает воссоздавать. 

Основные задачи исследования:

  1. Определение того, насколько поэзия популярна среди людей разных поколений.

  2. Обращение к анализу стихотворений, изученных в 5 классе.

Методы исследования:

  1. Анкетирование 6-классников, 9-классников, 11-классников, учителей.

  2. Изучение литературы по данному вопросу.

  3. Исследовательский метод.

  4. Аналитический метод.

Анализ стихотворений


Поэзия поднимает множество важных тем (личные и общественные), которыми задается человечество во все времена. И художественное поэтическое слово имеет удивительную способность влиять на человека.
Личные эмоциональные переживания поэта могут обострять чувства читателя, будоражить воспоминания и помогать переживать вновь былое.

В стихотворении И.А. Бунина «Помню долгий зимний вечер…» отразились ранние детские впечатления поэта: о природе, о деревне, о её людях, о быте. Но самое главное - это воспоминание о маме, которая согревает сына и рассказывает о тёплом лете.
И.А. Бунин сумел с помощью игры с пространством в создать двойственный и удивительный образ бури, тоскливого вечера и одновременно защищенности и покоя, который обеспечивала малышу заботливая мать.

«Дорогой мой, — шепчет мама, -
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, -

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной…»


После того, как я прочитала это стихотворение, я по-другому взглянула на свою маму, ведь именно благодаря ей я чувствую себя защищенной и любимой, я еще раз задумалась, как же много она для меня значит!

Стихотворения могут дополнять другие произведения искусства, представляя новый прекрасный художественный мир. Например,стихотворение «Алёнушка» А.А.Прокофьева посвящёно описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, как будто бы отражающие содержания картины: «пруд заглохший», «тростник качается», «мертва вода». Но Прокофьев, словно дорисовал картину, тем чего нет на картине, например о венке на голове или в руках у Алёнушки: 
«Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.

Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведёт,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладёт».
Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Алёнушки.
В стихе присутствует цветовая гамма: зелёная ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.
Александр Прокофьев выразил свои впечатления от картины Васнецова «Алёнушка», передав в своём стихотворении любовь к родной земле.


Учат поэтические произведения нас любить природу, мир вокруг нас, развивают наше воображение.
Читая произведение И.С. Никитина «Утро», я представляю удивительную картину: «звёзды меркнут и гаснут», вокруг «тишь-безлюдье», «дремлет чуткий камыш»... В нём передаются мысли и чувства поэта.
Н.В.Гоголь говорил, уметь «разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу... душою и сердцем почувствовать всякое слово его».
Автор написал светлое и лёгкое стихотворение, он увидел красоту природы. Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Автор очень чётко и красиво описывает рассвет, что это ранее утро. О том, что птички поют, радуясь новому дню. О том, что идёт пахарь с хорошим настроением, так как вся работа ему по плечу. Что лес рад новому пробуждению.

“Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг.

С листьев брызнет роса серебристая…”

В этих строках хорошо описано, что ночью шёл дождь. И тут же возникает мотив грусти, тоски:
«Не боли, ты душа! Отдохни от забот!» Становится понятно, что лирического героя что-то тревожит, беспокоит.

В конце же вновь возникает мотив радости: «Здравствуй, солнце да утро весёлое!» Эти строки разгоняют грустные мысли, они воодушевляют.
В жизни Ивана Никитина природа помогала ему сохранить живую душу. 
Поэт хотел донести до нас основную мысль: таково извечное свойство природы - возвращать уставшему человеку радость в жизни.

Пишут поэты и о войне, рисуя красочные образы битв, прославляя героев и показывая весь ужас военных действий.
Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к 25-летию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник.
В стихотворении описываются сражения. Лермонтов пишет о мужестве и стойкости русского человека, но отмечает и то, что несет за собой война: «немногие вернулись с поля», «Москва, спаленная пожаром».

В ответ на вопрос юного собеседника, старый солдат отвечает:
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!!»

Благодаря таким произведениям мы можем именно почувствовать прошлое, лучше понять историю своего народа.

В поэзии поднимается и вопрос быстротечности времени, безвозвратности прошлого. вопроса Аполлон Майков написал трогательное произведение «Ласточка», в котором сожалеет о том, что жизнь так коротка, а время нельзя вернуть назад.


«Мой сад с каждым днем увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст...»


«И вот - их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне -

Далёко, далёко, далёко...

О, если бы крылья и мне!»


Сама природа как будто напоминает, что наступает новая жизнь, юность осталась в прошлом.
Автор мечтал, чтобы у него выросли крылья и словно ласточка улететь в тёплые края. Но ему не удаётся обмануть природу, поэтому осознание собственного бессилия вызывает у поэта чувства горечи и разочарования, с которым он не может справится. Читая такие строки, невольно задумываешься о том, что нужно ценить каждый миг жизни, потому что время действительно неумолимо идет вперед.

Стихотворение «Весенний дождь» А.А.Фета написано яркими красками.
В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Главным мотивом является свет:
«Ещё светло перед окном,
В разрыве облак солнце блещет».
Запоминается образ купающегося воробья. Наиболее ярким художественным пространством является образ избушки в золотой пыли.
Это стихотворение очень динамично.
«Трепещет, качаясь, движется, брызнули, барабанит» - благодаря этим глаголам автор создает особую динамику стихотворения.
В последней строфе автор обращает внимание читателя на запахе душистого мёда.

Все эти художественные детали создают светлый романтический образ, который рождает в душе какую-то особую теплоту.
































Приложение

Результаты анкетирования

Всего опрошено человек: 16 6-классников, 4 11-классника,

16 9-классников и 11учителей





  1. Считаете ли Вы, что поэзия играет важную роль в нашей жизни?


















  1. Как часто вы читаете стихи?






  1. Почему Вы читаете стихи?




  1. Ваш любимый поэт.

Многие ученики и учителя написали:

  • а) Пушкин

  • б) Есенин

  • в) Лермонтов












Заключение

В нашей исследовательской работе мы рассмотрели всего несколько стихотворений, но каждое из них пронизано чувством, в каждом есть глубина, а темы, которые в них затрагиваются, относятся к вечным.

Важно, отметить, что мы говорим не просто о рядовых стихотворениях, в поле нашего зрения попали произведения настоящих поэтов, мастеров слова. И именно они влияют на восприятие человека, а художественные образы, созданные в них, помогают развить способность мыслить и чувствовать и представлять. Они развивают душу и сердце. Единственное, что требуется от читателя, это научиться понимать то, что заложено в гениальных стихотворных строках. Но, как показал наш опыт, сделать это совсем непросто, чтобы понять поэзию, нужно сосредоточиться и включить аналитические способности. И это достаточно трудоемкий процесс.

Мы не были готовы к тому, что в нашем окружении окажется так много людей, которые не читают поэзию, ведь она есть в школьной программе, к тому же многие наши знакомые даже сами пишут стихи, в общем, для нас такие результаты стали большим открытием. Поэтому в своей анкете мы не спросили анкетируемых, почему они не читают стихи.

Но теперь, зная отношение детей различных возрастов к поэзии, на наш взгляд, становится необходимостью выяснение причин того, что дети перестали читать и, видимо, понимать поэзию.

Да, к сожалению, наш социальный опрос показал, что опрошенные ученики нашей школы совсем не интересуются поэзией, и это говорит о том, что им не доступен удивительный поэтический язык, они никогда не представляли себе того, что заложено во многих поэтических представлениях.

Другой вопрос, нужно ли сейчас эти знания? Нужны ли сейчас развитые воображение, сердце и душа? Нам кажется, это так, потому что мир переживает сейчас нравственный кризис: люди ожесточаются, у многих на первом месте стоят только материальные блага, помимо работы и каких-то практических развлечений ничего нет. А чем тогда человек отличается от животных, если живет только удовлетворением физических потребностей? Нам кажется, что у человека не меньше духовных потребностей, чем физических, поэтому их удовлетворение не менее необходимо.

. Поэзия похожа на музыку: она не столько рассказывает, сколько пробуждает “добрые чувства”.

Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.

В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное содержание.

Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как слова-кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли.

Но, так как поэзия не востребована среди молодежи, ее значение в современном обществе падает. Можно сказать, что она не играет особой роли в развитии нового поколения, а дети не используют ценнейший ресурс, который предоставляет им мировая художественная культура.

































Список литературы

  1. учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 класс»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Белинский В. Г. Статьи о русской литературе http://www.prosv.ru/ebooks/lib/27_Belinskii/5.html

  3. Алла Носкова Нужна ли поэзия современному человеку http://www.piiter.ru/noskova2.htm