СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Почему пчелу называют трудолюбивой?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Почему пчелу называют трудолюбивой?"  категория - окружающий мир,  выполнила ученица 3 класса Тигрицкой СОШ№9 Исакова Елизавета, руководитель: Смирнова Татьяна Александровна

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Почему пчелу называют трудолюбивой?"»

Министерство образования и науки Красноярского края

Управление образования администрации Минусинского района





Направление: окружающий мир




Тема: «Почему пчелу называют трудолюбивой?»









Исакова Елизавета

МКОУ Тигрицкая СОШ №9

3 класс

Руководитель:

Смирнова Т.А.,

учитель начальных классов




















2015г.



Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…3

Глава I

1.1.Анкетирование членов семьи и одноклассников…………………….5

Вывод по I Главе ………………………………………………...…………5


Глава II

2.1. Медоносная пчела ……………………………………………………6

2.2. Строение тела пчелы ………………………………………………….7

2.3.Деятельность в гнезде…………………………………………..………8

2.4.Как пчёлы делают мёд …………………………………………………9

Вывод по II Главе …………………………………………………….…….11


Заключение………………………………………………………………….12


Библиографический список……………………………………………….13


Приложение













Введение

Актуальность исследования. Многие из вас видели пчел в природе, но мало кто знает об их удивительной жизни. Ведь не зря русский народ посвятил этим замечательным насекомым целый день народного календаря. У наших предков был свой календарь, который они составляли сами из года в год, наблюдая за природой. Этот календарь называется НАРОДНЫЙ. Еще народный календарь называют МЕСЯЦЕСЛОВОМ. По народному календарю 10 октября – Пчельник.

О пчелах и их продуктах много веков писали великие умы и большие таланты. Пчела несет в себе тайну, тайну Природы. Недаром пчеле посвящены народные пословицы и поговорки, например: «Без матки пропадут и детки», «Без матки рой не держится», «Трудолюбивая как пчёлка». Ещё в древнем мире в наскальных рисунках находили изображение пчелы. Её изображение можно увидеть на марках и монетах. (см. приложение) На уроках литературного чтения мы часто работаем с народными пословицами и заметили, что в них всё точно подмечается.

Я задумалась, почему в поговорке «Трудолюбивая как пчёлка» употребляется именно это насекомое, а никакое другое. Для этого я решила провести опрос среди учащихся школы и взрослых, выяснить, кого считают самым трудолюбивым насекомым. Изучить жизнь пчёл в улье, узнать много ли работы выполняет пчела, чтобы получить мёд, понаблюдать за этими насекомыми.

Меня заинтересовала данная тема, потому что наша семья занимается пчеловодством уже много лет. А на столе у нас обязательно стоит вазочка с медом. Родители всегда его нахваливают, и говорят, какой он полезный и вкусный. Мне захотелось узнать больше о пчелах, которые дают такой полезный продукт.

.

Гипотеза исследования: пчелы выполняют очень много работы для того, чтоб получился мёд.

Цель исследования: изучение жизни пчел.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Провести анкетирование.

2. Понаблюдать за жизнью пчёл.

3.Собрать и изучить материал о пчёлах.

4.Определить особенности строения пчелы.

5.Выяснить, как и из чего получается мед.


Объект исследования: жизнь пчёл.

Предмет исследования: пчела медоносная.


В работе использованы различные методы исследования:

- метод опроса (анкетирование)

- живое общение (беседа с родственниками)

- инструментальный метод (сканирование фотографий)

- анализ (используется для написания выводов)

- описательный метод

- поисковый метод (изучение литературных источников)

Структура работы.

Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.






































Глава I.

1.1.Анкетирование членов семьи и одноклассников


Чтобы выяснить, кого считают самым трудолюбивым насекомым, мною было проведено анкетирование среди учеников, учителей нашей школы и моих родственников. В результате анкетирования выяснила, что самыми трудолюбивыми насекомыми считают:

* пчелу-36 чел.,

* муравья-28 чел.,

* стрекозу- 1 чел.,

* клеща- 1 чел.,

* осу- 1 чел.,

* муху- 1 чел.,

* шмеля – 1 чел.,

* жука скарабея- 1 чел.,

* навозного жука – 1чел.



Вывод по I Главе

Не смотря на то, что многие люди считают самым трудолюбивым насекомым муравья, все-таки пословица и «Трудится как пчелка» себя оправдала, и большее количество людей отметили пчелу.

















Глава II

2.1. Медоносная пчела


Пчелы – единственные насекомые на Земле, которые производят продукт, пригодный для человека. При этом очень немногие знают, как же цветочный нектар превращается в конечном итоге в мед – вкусный и питательный продукт.

Медоносные пчелы расселились почти по всей нашей планете. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды.

Предполагается, что родина этого насекомого - Восток.

Пчеловодство - одно из древнейших занятий человека, это отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением пчёл для получения мёда и других продуктов, а также для опыления растений с целью повышения их урожайности.

Существуют свидетельства в виде наскальных рисунков, на которых изображены древние пасечники за сбором меда. Этим рисункам, как утверждают ученые, более 5000 лет.

Издревле занимались пчеловодством и на Руси. Называлось это бортничеством, а бортью назывался улей в дупле.

Самый распространенный и общественный вид пчел – обыкновенная пчела или пчела медоносная – перепончатое насекомое семейства настоящих пчел. Медоносные пчёлы живут большими семьями. В нормальных условиях семья состоит из одной пчелиной матки, многих тысяч рабочих пчёл (женские особи), а в летнее время и из трутней (мужские особи). Отдельно медоносные пчёлы существовать не могут, а также не могут самостоятельно образовывать новую семью.

У пчелы медоносной много естественных врагов, таковыми являются шершни, которые летают перед входом в улей и подстерегают возвращающихся из полета пчел. Они нападают на них и уносят в свои гнезда, где их поедают. Другой враг пчелы - оса. Она ловит пчел ради того, чтобы отведать нектара, или же уносит пчелу в качестве корма для своих личинок. [3]













2.2. Строение тела пчелы

Науке известно более 20000 различных видов пчел; они обитают во многих уголках земного шара.

Те пчелы, которых можно увидеть в саду или на поляне в лесу, как правило, относятся к двум самым распространенным в средней полосе видам: пчела медоносная и шмель обыкновенный.

У обоих этих насекомых тельце с виду может показаться мягким, но под внешним пушистым покровом скрывается твердая оболочка, которая покрывает все тело пчелы, состоящее из трех основных частей.

Первая из этих частей — голова, на которой у пчелы имеется трубчатый язычок, иначе говоря — хоботок: им пчела может высасывать нектар, скрытый на самом дне глубокой цветочной чашечки.

В передней части головы расположены три маленьких глаза, а два более крупных находятся по бокам. В каждом из этих двух сложных глаз насчитываются более 6000 хрусталиков-фасеток, благодаря которым пчела может видеть не только то, что находится прямо перед ней, но и то, что творится по бокам и даже сзади. Это не только чрезвычайно полезное, но и необходимое свойство. Пчеле надо издали замечать источники пищи и быть начеку на случай возможного нападения хищников. Внутри пчелиного гнезда царит полная темнота, так что пчела ориенти­руется там с помощью двух усиков-антенн, расположенных в передней части головы. Скрещивая свои антенны с усиками, пчела может передавать своим товарищам беззвучные сигналы.

Вторая часть тела пчелы — грудь (научное название — торакс); от этой части тела отходят шесть ножек. Задняя пара ножек отличается от двух передних — на ней имеются поросшие длинными волосками широкие плоские сегменты, которые

называются «корзинами»; они предназначены специально для переноски пыльцы.

Третьей и самой крупной частью тела пчелы является брюшко. В брюшке самки - пчелы расположены железы, выделяющие воск, а также единствен­ное орудие защиты — жало. В длинной трубке, расположенной под его наконечни­ком, находится яд. Будьте осторожны и сохраняйте спокойствие, услышав пчелиное жужжание. Если на пчелу не обращать внимания, она, скорее всего не обратит внимания на вас и спокойно полетит по своим делам — искать нектар.

У пчел имеются две пары крыльев — одна основная (передние крылья) и одна пара маленьких (задние крылья). Именно их вибрация производит гудящий звук, сопровождающий полет пчелы.[ 2]


2.3.Деятельность в гнезде

Пчелы - одни из немногих насекомых, которых смог приручить человек. Пчел разводят на пасеках, где строят для них специальные домики - ульи. В одном улье живет одна пчелиная семья, которая может насчитывать от 10 до 30 тысяч рабочих пчёл. Когда в улье накапливается избыток пчёл, то часть их приготовляется к отлету в новый улей, что называется роением, или образованием роя.

Жилище пчел - пространство застроенное сотами. Соты – шестигранные ячейки, которые строят молодые пчелы из выделяемого организмом воска.

Пчелы строят ячейки трех видов. Мелкие пчелиные ячейки, крупные трутневые в которых выращивают трутней, и ячейки неправильной формы - переходные, в которые помещают только нектар, мед, а иногда и воду.

Поведение рабочих пчел определяется их возрастом и теми условиями, которые складываются в гнезде и природе. Молодые пчелы в первые два дня жизни никаких работ не выполняют. Они еще очень слабы и сами нуждаются в уходе. В возрасте 3-4 суток приступают к чистке ячеек, по мере развития молочных желез - к кормлению личинок, а с начала функционирования восковых желез (от 5 суток жизни), особенно когда они действуют в полную силу (в двенадцатидневном возрасте), - к строительству сотов. На сбор меда пчелы переключаются обычно в возрасте 18-20 суток. Перед этим они несут службу по охране гнезда. В последние дни жизни пчелы носят воду и далеко от своего жилища не отлетают.[4]

Срок жизни пчел очень короткий. Он обусловливается временем их рождения, условиями жизни, затратами энергии. Пчелы, выведенные весной и летом, живут всего 40 - 60 дней. Они выполняют самые тяжелые работы сезона: выращивают потомство, строят соты, собирают корм. От слишком большой нагрузки они довольно быстро растрачивают свой жизненный лимит, раньше времени стареют и умирают. Однако благодаря исключительно высокой плодовитости матки, а она в сутки может отложить до двух тысяч яичек, в гнезде накапливаются резервы молодых пчел и расплода, из которых семья постепенно восстанавливает свои потери и снова продолжает расти и жить. Пчелы, родившиеся осенью, которым не пришлось выполнять никаких работ, живут в несколько раз дольше (до десяти месяцев), но прежде чем умереть весной, они успевают вырастить не одно поколение пчел, приступая к воспитанию их еще в зимовке.

Во время осмотра пчел я обратила внимание на то, что некоторые пчелы быстро двигаются по рамке и, как будто, что-то изображают. Потом мне папа рассказал, что это прилетела пчела-разведчица и рассказала рабочим пчелам, где им искать цветочный нектар. Так называемые танцы пчел на сотах являются важнейшим средством их общения.

С помощью языка жестов пчелы-разведчицы способны указать не только место расположения источника корма, но и сообщить расстояние до него и обилие сбора. [5]


2.4.Как пчёлы делают мёд

Источник нектара, из которого получается мед, - это медоносные растения: цветы, деревья и кустарники. Когда весной просыпаются и расцветают первые медоносы, это означает, что для пчел пришло время активной работы.

Первое, что делает пчела, это разыскивает цветы. Лётные пчелы по своим функциям подразделяются на пчел-разведчиц и пчел-сборщиц.[3]

Сначала несколько пчел-разведчиц вылетают из гнезда на поиски сладкого нектара и пыльцы. Обнаружив подходящий источник пищи, они возвращаются в гнездо, чтобы рассказать другим о своей находке. Эти сведения передаются особым танцем, в котором и содержатся все необходимые указания. Если пчела-разведчица описывает маленькие круги, это означает, что цветы находятся не далее чем в 25 метрах от гнезда. Это большая удача! Однако если она выписывает восьмерки, то это значит, что за нектаром лететь придется несколько дальше, возможно, даже на 100 метров от гнезда. [2]

После разведчица вновь устремляется к месту сбора нектара, за нею направляются из улья сборщицы, мобилизованные на сбор корма.

Нектар пчела собирает при помощи язычка. Опускаясь на цветок, пчела с помощью органов вкуса, которые имеются у нее на ножках, определяет, есть в нем нектар или нет. [3] Она заползает внутрь его чашечки и высасывает нектар своим длинным хоботком. Нектар попадает в специальный желудок под названием зоб. Когда зоб наполняется, пчела летит обратно в гнездо. [2]

В ротовой полости пчелы в нектар добавляется секрет слюнных желез, богатый различными ферментами, которые принимают участие в превращении цветочного нектара в мед.

Пчелы, принесшие нектар в улей, сами его в ячейки сот не складывают, а передают одной или нескольким молодым ульевым пчелам-приемщицам, которые занимаются в пчелиной семье приемом нектара и последующей его переработкой. Переработка нектара в мед состоит из испарения излишней воды, разложения сахара (сахарозы) на простые сахара (глюкозу и фруктозу), придания меду кислой реакции и запечатывания, заполненных медом ячеек восковыми крышечками.[3]

Нектар в среднем содержит 50% сахара и столько же воды. Излишнюю воду пчелы удаляют из нектара простым испарением. Для этого пчелы раскладывают в ячейки небольшие капельки нектара, заполняя постепенно им ячейки не более чем на четверть объема. Новые порции нектара пчелы подвешивают в виде маленьких капелек к верхней стенке ячеек. Одновременно пчелы увеличивают вентиляцию улья, удаляя воздух, насыщенный водяными парами. По мере сгущения нектара пчелы неоднократно переносят его из одних ячеек в другие. Созревающий мед они переносят в верхнюю часть сот, подальше от летка, наполняя им ячейки доверху.

Когда мед «созрел», т.е. количество влаги в нем осталось менее 21%, пчелы запечатывают ячейки с медом восковыми крышечками. Такой мед называется зрелым, и он готов к употреблению.[6]

Несколько дней спустя пчеловод вынимает из улья рамки с сотами и выбирает мед специальной машиной — экстрактором. Конечно, ему приходится надевать на голову специальную шляпу с сеткой или сетчатую маску и одеваться в защитный костюм, чтобы предохранить себя от пчелиных укусов. Пчелы не очень-то любят, когда кто-нибудь, пусть даже пчеловод, забирает у них мед!

Кроме меда, пчелы производят воск, который идет на изготовление свечей и полировочных средств. Еще они выделяют вещество под названием прополис — особого рода смолу, которой пчелы укрепляют свои соты. Прополис обладает целебными для человека свойствами. [2]





























Вывод по II Главе


Изучив разную литературу, я узнала, что пчёлы общественные насекомые. Между членами пчелиного сообщества чётко разделены основные функции - деторождение, уход за личинками, строительство сот, приёмка нектара, выкармливание личинок и матки, добыча корма. В улье живёт плодящаяся матка, рабочие пчёлы (это бесплодные самки) и трутни (самцы). Между собой все они различаются размерами и у них разный срок жизни. Они выполняют разную работу в большой пчелиной семье и друг без друга существовать не могут.



































Заключение

Проведя исследовательскую работу, я выяснила, что многие люди считают пчелу самым трудолюбивым насекомым не случайно. Чтобы получить всеми любимый мед, пчелиная семья выполняет огромную работу.

Срок жизни пчёл разный. Матка может жить до 7 лет, трутни (самцы) – 4 – 5 недель, недолог срок жизни и у рабочих пчел — например, медоносная пчела в среднем живет всего шесть или семь недель. Однако вся эта короткая жизнь посвящена неустанному труду. Они выполняют самые тяжелые работы сезона: выращивают потомство, строят соты, собирают корм. Ведь , чтоб целиком наполнить корзиночку пыльцой на задней ноге, пчела должна облететь до одной тысячи цветков, чтобы получить 1 грамм воска, пчела должна съесть 6 грамм мёда, а чтобы получить 1 килограмм мёда, нужно 3 килограмма нектара, это 60 тысяч вылетов из улья. За день пчела совершает до 60 вылетов. От слишком большой нагрузки они довольно быстро растрачивают свой жизненный лимит, раньше времени стареют и умирают.

Неудивительно, что про человека, занятого упорной работой, говорят: «Трудится, как пчелка!»































Библиографический список

1. В мире дикой природы. Издатель: ООО «Интернейшн Мастер        Паблишерс».2004г.

2. Насекомые. Полная энциклопедия./[пер. с анг. М.Авдониной].- М.: Эксмо,      2011. – 256 с.: ил.

3. Суворин А.В. Умный улей. Ростов-на-Дону: ИД «Владис», 2010.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F7%B8%EB%FB Пчелы. Википедия

5. http://ivanov-petrov.livejournal.com/905759.html Пчела медоносная.

6. http://pchela-i-uley.ru/ Пчела и улей.


































Приложение


Пример древнеегипетской надписи с изображением пчелы




Изображение пчелы встречается на почтовых марках.





Серебряная римская монета с гербом Барберини


Памятная монета «Пчела» Украины, реверс, 2010


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!