СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Птицы нашего школьного сада»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, зачастую не обращаем на них никакого внимания и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, зазеленеют ли наши сады и парки весной. Дятлы и синицы истребляют огромное количество вредных насекомых. В период выкармливания птенцов одна синица за сутки собирает столько насекомых, сколько весит сама. Трудятся синицы и зимой, выискивая насекомых и их личинок в трещинах коры деревьев.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Птицы нашего школьного сада»»

Исследовательская работа



















На тему; «Птицы нашего школьного сада»

























Автор Руководитель: Воднева Елена Вячеславовна

Ивлицкая Лиза ,

Барыбина Настя





















Содержание



Глава 1 Введение. …...............................................................................3



Обоснование актуальности темы исследования.........................3

    1. Цели и задачи. Методы исследования..........................................3

Глава 2.Основная часть.......................................................................4

Теоретическая часть............................................................................4

2.1. Виды зимующих птиц..................................................................4

2.2. Виды кормов, используемых для зимней подкормки птиц.......7

2.3. Основные правила подкормки птиц............................................7

2.4. Основные правила изготовления и размещения кормушек......8

Практическая часть..............................................................................9

Глава 3. Заключение...................................................................................9

Информационные источники..................................................................14















































Глава 1. Введение

1.1. Обоснование актуальности темы исследования.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

 Но больше всего беспокойно за птиц:

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.



Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, зачастую не обращаем на них никакого внимания и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, зазеленеют ли наши сады и парки весной. Дятлы и синицы истребляют огромное количество вредных насекомых. В период выкармливания птенцов одна синица за сутки собирает столько насекомых, сколько весит сама. Трудятся синицы и зимой, выискивая насекомых и их личинок в трещинах коры деревьев.

Наши верные друзья – оседлые птицы, которые живут у нас круглый год, не улетают на юг.

В сильные морозы они в поисках пищи перебираются поближе к жилью человека, ждут помощи от нас.

Самое опасное время для птиц — конец зимы и начало весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.

Каждая кормушка сейчас, до появления проталин и первой зелени - это десятки спасенных птичьих жизней... Орнитологи утверждают, что до 70 % синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в феврале-апреле... Гибнут птицы не от холода, а от голода. А ведь каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым!











1.2. Цель и задачи.

Методы исследования

Проблема: Как помочь зимующим птицам?
Что я могу сделать для защиты птиц в зимнее время?
Объект моего исследования: 
птицы, зимующие в наших краях.
Предмет исследования: подкормка птиц.

Цель: организация помощи птицам в зимний период.

Задачи:

1. Изучить разнообразие зимующих птиц.

2. Познакомиться с основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

3. Провести беседу с одноклассниками о необходимости и правилах зимней подкормки птиц, привлечь их к данной работе.

4. Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке и около дома.

5. Вести наблюдение и учёт птиц, посещающих кормушки.

6. До конца зимы ухаживать за кормушками и пополнять в них корм.

Гипотеза:

Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что мы насыплем в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц–посетителей.

Методы исследования:

1. Работа с различными источниками информации.

2. Опрос.

3. Практическая работа по изготовлению кормушек, подкормке птиц.

4. Наблюдение.

5. Анализ полученных результатов.























Глава 2. Основная часть. Теоретическая часть





. 2.1 Виды зимующих птиц.

При изучении различных источники информации, было выяснено, что к зимующим птицам относятся:

Воробей домовый - наиболее распространённый вид рода настоящих воробьёв. Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый») и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью. Длина тела до 16 см, масса 23—35 г. Общая окраска оперенья — сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.

Синица большая - самая крупная синица нашей страны; размером она примерно с воробья и имеет довольно яркое оперение. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная или голубовато-серая, брюшко чаще жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Большая синица широко распространена в смешанных и лиственных лесах, парках и садах.

Свиристель - певчая птица. Длина тела составляет 18—23 см, масса — до 60—67 граммов. Есть заметный хохолок. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаза черные. Кончики второстепенных маховых перьев превращены в маленькие ярко-красные пластинки, заметные только вблизи. По краю хвоста жёлтая полоса, на крыле узкая белая полоска.

Поползень обыкновенный - небольшая подвижная птица длиной 12—14,5 см, размахом крыльев 22,5—27 см и весом 20—25 г; с плотным телосложением, большой головой и короткой, почти незаметной шеей. Оперение пушистое, густое. Окраска сильно варьирует в зависимости от района обитания, при этом верхняя часть тела всегда имеет различные оттенки голубовато-серого цвета. Клюв длинный, прямой и острый; сероватого цвета.

Снегирь обыкновенный - певчая птица рода снегирей. Птица мелких размеров, чуть больше воробья. Голова сверху вокруг клюва и глаз — чёрная. Маховые и рулевые перья тоже чёрные, с синим металлическим отливом. Поясница и подхвостье — белые. Спина, плечи и зашеек у самца серые.

Дрозд – рябинник - это самый распространенный и яркий представитель дроздов на территории России, особенно в северной и средней ее полосе. Эта птица, с длиной тела порядка 26 см, отличается своим внешним видом от других дроздов. Рябинник имеет пепельно-серую окраску головы и надхвостья.

Дятел — птица размером с дрозда. Длина 22—27 см, размах крыльев 42—47 см, масса 60—100 г. В окрасе преобладание чёрных и белых тонов, которые в сочетании с ярко-красным (у отдельных подвидов — розовым) подхвостьем и придают птице пёстрый вид. Верх головы, спина и надхвостье чёрные с синеватым блеском. чисто белого до буроватого или почти шоколадного. На плечах развиты большие белые поля, между которыми проходит чёрная спинная полоса. Маховые чёрные с широкими белыми пятнами, которые на сложенном крыле образуют пять поперечных светлых полос. Хвост чёрный, за исключением двух крайних рулевых перьев, которые белого цвета. Выбор кормов самый разнообразный, в зависимости от сезона с уклоном в сторону животной или растительной пищи. Весной и летом дятлы в больших количествах поедают различных насекомых и их личинок. Зимой и осенью преобладают растительные корма, богатые белками — в первую очередь, семена хвойных пород деревьев, орехи и жёлуди. Насекомые в это время  — скорее исключение.

Дятел играет важную роль в экологии леса, так как в большом количестве поедает лесных вредителей  и питающихся древесиной насекомых.

Щегол обыкновенный - певчая птица. Длина тела 130—157 мм. Крылья длинные, у самцов около 80—85 мм, самок 75—80 мм; размах крыльев у самцов 230—270 мм, у самок 240—289 мм. Клюв длинный и острый. Хвост недлинный — около 50 мм. Вес самцов 16—20 г. Эту птицу природа одарила ярким оперением. Передняя часть головы ярко-красного цвета, темя и затылок чёрные, щёки белые, крылья желтоватые, с чёрными и белыми крапинками по заднему краю. Хвост чёрный с белыми пятнами на конце, грудь и брюшко с красновато-буроватым оттенком, надхвостье белое. Поедают насекомых, семена трав. За летний период щеглы собираются в небольшие стайки. Осенью эти стайки постепенно передвигаются к югу, но многие из них остаются зимовать.









































2.2. Виды кормов, используемых для зимней подкормки птиц

.



Для зимней подкормки птиц мы использовали:

1. Просо, овес, пшеница, кукурузные зёрна.

2. Семена подсолнечника ( не жареные).

3. Сало, мясо ( несолёное).

4. Сушеная рябина и боярышник.

5. Семена клена и ясеня.

6. Семена арбуза, тыквы, дыни.

7. Шишки, желуди, орехи.

Некоторые продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. В первую очередь это всё жареное и солёное. При поедании солёной пищи соль быстро накапливается в переизбытке в организме птиц, а их выводящая система менее эффективна, нежели у млекопитающих, и происходит отравление организма. При жарке жиры меняют свою структуру и наносят сильный вред печени. Также нельзя использовать испорченную пищу, прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты. Они содержат сильные токсины. Даже если отравление и не приведёт к быстрой смерти птицы, оно ослабит организм, птица заболеет и в конце концов погибнет.
Нельзя давать птицам и пшено. В отличие от проса пшено лишено оболочки, что приводит к окислению жиров на его поверхности, появлению токсических веществ, болезнетворных организмов. Опасен для птиц и чёрный хлеб. Крахмал ржи плохо усваивается организмом птицы, чёрный хлеб всегда более влажный, чем белый, имеет повышенную кислотность, что нередко приводит к сильному брожению в кишечнике вплоть до заворота кишок.
Итак, что нельзя давать птицам ни в коем случае? Жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени.























2.3. Основные правила подкормки птиц.



Птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать! Корм не должен находиться в кормушке постоянно. При кормлении, птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке они лишь часть необходимой пищи получают от человека, и вынуждены остальную часть своего рациона находить в природе. В природе рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки синиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянном наличии семечек в кормушке синицы попросту перестают искать другую пищу.

Рацион птиц должен быть разнообразным. Однообразный рацион вреден для пернатых. Сами птицы не понимают опасности одностороннего питания и даже при наличии выбора разных кормов в кормушке предпочитают поедать только семечки, как наиболее питательный вид корма. Переизбыток жиров приводит к заболеванию печени и скорой смерти птицы. Получается, что вместо пользы мы можем нанести птицам непоправимый вред.

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время.

Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Лучше приучить себя и птиц к определённому режиму, наполняя кормушки один-два раза в сутки, утром или утром и вечером в одно и то же время. Если строго придерживаться, то птицы быстро привыкают, что в определённое время могут рассчитывать найти корм в кормушке, а в остальное время отправятся искать пропитание в других местах.

Во время подкормки нельзя сорить, оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.



2.4. Основные правила изготовления и размещения кормушек.

Самый простой вариант кормушки - это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы еду не сдувало ветром. Смастерить кормушку для птиц своими руками можно также из дерева, фанеры, пластиковых бутылок, пакетов из-под молока, соков и круп, из тыквы, из пустых кокосов, старых автомобильных фар и прочих подручных материалов.

При устройстве кормушек не стоит гнаться за слишком сложными и причудливыми конструкциями. Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц. Важно только, чтобы в кормушках, по возможности, корм был защищен от непогоды. Зимой птицам не до роскоши - лишь бы выжить. Для защиты делают различные крышки, боковые стенки.

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Вешать кормушку лучше всего на южной стороне на высоте 1,5-2 метра. Тем самым мы защитим ее от ветра и снега, в солнечные дни корм будет согреваться и оттаивать (если в него вдруг попала влага), большая высота не позволит добраться к корму грызунам.


Глава 2. Практическая часть.

На следующем этапе работы были поставлены следующие задачи:

1. Заготовка корма для птиц.

2 Изготовление кормушек.

3. Подкормка и наблюдение за птицам.

4. Беседа с одноклассниками и привлечение их к данной работе.

Прежде чем перейти к практической части работы, был проведён опрос среди учеников 2 «а» класса. Они ответили на два вопроса:

Наблюдаете ли вы за птицами?

Подкармливаете ли вы птиц зимой?

Результаты опроса показали, что наблюдают за птицами большинство учеников, а регулярной подкормкой занимаются только трое.










































































Содержание









Глава 1

Введение. …................................................................................3

    1. Обоснование актуальности темы исследования.........................3

    2. Цели и задачи. Методы исследования..........................................3

Глава 2.Основная часть.......................................................................4

Теоретическая часть............................................................................4

2.1. Виды зимующих птиц..................................................................4

2.2. Виды кормов, используемых для зимней подкормки птиц.......7

2.3. Основные правила подкормки птиц............................................7

2.4. Основные правила изготовления и размещения кормушек......8

Практическая часть..............................................................................9

Глава 3. Заключение...................................................................................9

Информационные источники..................................................................14



































Глава 1. Введение.

1.1. Обоснование актуальности темы исследования.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

 Но больше всего беспокойно за птиц:

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.



Мы видим птиц каждый день, привыкли к ним, зачастую не обращаем на них никакого внимания и не задумываемся над тем, какова их роль в природе. А ведь именно от птиц во многом зависит, зазеленеют ли наши сады и парки весной. Дятлы и синицы истребляют огромное количество вредных насекомых. В период выкармливания птенцов одна синица за сутки собирает столько насекомых, сколько весит сама. Трудятся синицы и зимой, выискивая насекомых и их личинок в трещинах коры деревьев.

Наши верные друзья – оседлые птицы, которые живут у нас круглый год, не улетают на юг.

В сильные морозы они в поисках пищи перебираются поближе к жилью человека, ждут помощи от нас.

Самое опасное время для птиц — конец зимы и начало весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху.

Каждая кормушка сейчас, до появления проталин и первой зелени - это десятки спасенных птичьих жизней... Орнитологи утверждают, что до 70 % синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в феврале-апреле... Гибнут птицы не от холода, а от голода. А ведь каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым!













1.2. Цели и задачи. Методы исследования

Проблема: Как помочь зимующим птицам?
Что я могу сделать для защиты птиц в зимнее время?
Объект моего исследования: 
птицы, зимующие в наших краях.
Предмет исследования: подкормка птиц.

Цель: организация помощи птицам в зимний период.

Задачи:

1. Изучить разнообразие зимующих птиц.

2. Познакомиться с основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

3. Провести беседу с одноклассниками о необходимости и правилах зимней подкормки птиц, привлечь их к данной работе.

4. Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке и около дома.

5. Вести наблюдение и учёт птиц, посещающих кормушки.

6. До конца зимы ухаживать за кормушками и пополнять в них корм.

Гипотеза:

Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что мы насыплем в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц–посетителей.

Методы исследования:

1. Работа с различными источниками информации.

2. Опрос.

3. Практическая работа по изготовлению кормушек, подкормке птиц.

4. Наблюдение.

5. Анализ полученных результатов.



























Глава 2. Основная часть. Теоретическая часть.

2.1 Виды зимующих птиц.

При изучении различных источники информации, было выяснено, что к зимующим птицам относятся:

Воробей домовый - наиболее распространённый вид рода настоящих воробьёв. Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый») и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью. Длина тела до 16 см, масса 23—35 г. Общая окраска оперенья — сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой. Самец отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо-жёлтая полоса. Домовый воробей ведёт оседлый образ жизни, чему благоприятствуют условия для гнездования и обильный корм в поселениях человека. Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.

В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.

Синица большая - самая крупная синица нашей страны; размером она примерно с воробья и имеет довольно яркое оперение. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная или голубовато-серая, брюшко чаще жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Большая синица широко распространена в смешанных и лиственных лесах, парках и садах. Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью. Эта синица - птица оседлая, кочует лишь местами. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов.

Свиристель - певчая птица. Длина тела составляет 18—23 см, масса — до 60—67 граммов. Есть заметный хохолок. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаза черные. Кончики второстепенных маховых перьев превращены в маленькие ярко-красные пластинки, заметные только вблизи. По краю хвоста жёлтая полоса, на крыле узкая белая полоска. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Полёт быстрый и прямолинейный. Птицы держатся большими стаями. Летом питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, калиной. В зимнее время часто встречаются в городах средней полосы России, где питаются преимущественно рябиной. Если урожай рябины выдался большой, свиристели могут надолго задержаться в наших краях, а в неурожайные годы переместятся дальше на юг.

Поползень обыкновенный - небольшая подвижная птица длиной 12—14,5 см, размахом крыльев 22,5—27 см и весом 20—25 г; с плотным телосложением, большой головой и короткой, почти незаметной шеей. Оперение пушистое, густое. Окраска сильно варьирует в зависимости от района обитания, при этом верхняя часть тела всегда имеет различные оттенки голубовато-серого цвета. Клюв длинный, прямой и острый; сероватого цвета. Крылья короткие, закруглённые. Хвост короткий, прямой. Ноги серо-бурые, сильные, с длинными цепкими когтями. Поползень ловко ползает по стволам деревьев и вверх, и вниз головой. Питается как животной, так и растительной пищей. Осенью, когда наступит сезон созревания лесных даров, эти неугомонные птахи начинают собирать все, чем богата данная местность, и рассовывать по трещинам коры про запас. В средней полосе это лесные орехи и желуди. Зимой часто присоединяется к стайкам синиц.

Снегирь обыкновенный - певчая птица рода снегирей. Птица мелких размеров, чуть больше воробья. Голова сверху вокруг клюва и глаз — чёрная. Маховые и рулевые перья тоже чёрные, с синим металлическим отливом. Поясница и подхвостье — белые. Спина, плечи и зашеек у самца серые. Щёки, шея снизу, брюхо и бока — красные. Зашеек и плечи самки серые. Спина буровато-коричневая. Щёки, шея снизу, живот и бока — серо-коричневые. Питается снегирь преимущественно семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть.

Дрозд – рябинник - это самый распространенный и яркий представитель дроздов на территории России, особенно в северной и средней ее полосе. Эта птица, с длиной тела порядка 26 см, отличается своим внешним видом от других дроздов. Рябинник имеет пепельно-серую окраску головы и надхвостья. Кроме того, на белой части брюшка полностью отсутствуют крапинки, которые сосредоточены в большом количестве с обеих сторон шеи. В связи с этим, издалека кажется, что рябинник в этих местах имеет по темному пятну. Когда для дрозда-рябинника достаточно пропитания, его зачастую можно встретить даже зимой. Особенно часто это бывает в урожайные рябиной годы, когда в середине зимы рябинники кочуют тучными стаями.

Дятел — птица размером с дрозда. Длина 22—27 см, размах крыльев 42—47 см, масса 60—100 г. В окрасе преобладание чёрных и белых тонов, которые в сочетании с ярко-красным (у отдельных подвидов — розовым) подхвостьем и придают птице пёстрый вид. Верх головы, спина и надхвостье чёрные с синеватым блеском. Лоб, щёки, плечи и брюхо буровато-белые; последнее в зависимости от района обитания может быть светлее либо темнее, варьируя от чисто белого до буроватого или почти шоколадного. На плечах развиты большие белые поля, между которыми проходит чёрная спинная полоса. Маховые чёрные с широкими белыми пятнами, которые на сложенном крыле образуют пять поперечных светлых полос. Хвост чёрный, за исключением двух крайних рулевых перьев, которые белого цвета. Выбор кормов самый разнообразный, в зависимости от сезона с уклоном в сторону животной или растительной пищи. Весной и летом дятлы в больших количествах поедают различных насекомых и их личинок. Зимой и осенью преобладают растительные корма, богатые белками — в первую очередь, семена хвойных пород деревьев, орехи и жёлуди. Насекомые в это время  — скорее исключение.

Дятел играет важную роль в экологии леса, так как в большом количестве поедает лесных вредителей  и питающихся древесиной насекомых.

Щегол обыкновенный - певчая птица. Длина тела 130—157 мм. Крылья длинные, у самцов около 80—85 мм, самок 75—80 мм; размах крыльев у самцов 230—270 мм, у самок 240—289 мм. Клюв длинный и острый. Хвост недлинный — около 50 мм. Вес самцов 16—20 г. Эту птицу природа одарила ярким оперением. Передняя часть головы ярко-красного цвета, темя и затылок чёрные, щёки белые, крылья желтоватые, с чёрными и белыми крапинками по заднему краю. Хвост чёрный с белыми пятнами на конце, грудь и брюшко с красновато-буроватым оттенком, надхвостье белое. Поедают насекомых, семена трав. За летний период щеглы собираются в небольшие стайки. Осенью эти стайки постепенно передвигаются к югу, но многие из них остаются зимовать.























































2.2. Виды кормов, используемых для зимней подкормки птиц.



Для зимней подкормки птиц можно использовать:

1. Просо, овес, пшеница, кукурузные зёрна.

2. Семена подсолнечника ( не жареные).

3. Сало, мясо ( несолёное).

4. Сушеная рябина и боярышник.

5. Семена клена и ясеня.

6. Семена арбуза, тыквы, дыни.

7. Шишки, желуди, орехи.

Некоторые продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. В первую очередь это всё жареное и солёное. При поедании солёной пищи соль быстро накапливается в переизбытке в организме птиц, а их выводящая система менее эффективна, нежели у млекопитающих, и происходит отравление организма. При жарке жиры меняют свою структуру и наносят сильный вред печени. Также нельзя использовать испорченную пищу, прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты. Они содержат сильные токсины. Даже если отравление и не приведёт к быстрой смерти птицы, оно ослабит организм, птица заболеет и в конце концов погибнет.
Нельзя давать птицам и пшено. В отличие от проса пшено лишено оболочки, что приводит к окислению жиров на его поверхности, появлению токсических веществ, болезнетворных организмов. Опасен для птиц и чёрный хлеб. Крахмал ржи плохо усваивается организмом птицы, чёрный хлеб всегда более влажный, чем белый, имеет повышенную кислотность, что нередко приводит к сильному брожению в кишечнике вплоть до заворота кишок.
Итак, что нельзя давать птицам ни в коем случае? Жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени.





















2.3. Основные правила подкормки птиц.



Птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать! Корм не должен находиться в кормушке постоянно. При кормлении, птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке они лишь часть необходимой пищи получают от человека, и вынуждены остальную часть своего рациона находить в природе. В природе рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки синиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянном наличии семечек в кормушке синицы попросту перестают искать другую пищу.

Рацион птиц должен быть разнообразным. Однообразный рацион вреден для пернатых. Сами птицы не понимают опасности одностороннего питания и даже при наличии выбора разных кормов в кормушке предпочитают поедать только семечки, как наиболее питательный вид корма. Переизбыток жиров приводит к заболеванию печени и скорой смерти птицы. Получается, что вместо пользы мы можем нанести птицам непоправимый вред.

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время.

Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Лучше приучить себя и птиц к определённому режиму, наполняя кормушки один-два раза в сутки, утром или утром и вечером в одно и то же время. Если строго придерживаться, то птицы быстро привыкают, что в определённое время могут рассчитывать найти корм в кормушке, а в остальное время отправятся искать пропитание в других местах.

Во время подкормки нельзя сорить, оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.



























2.4. Основные правила изготовления и размещения кормушек.

Самый простой вариант кормушки - это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы еду не сдувало ветром. Смастерить кормушку для птиц своими руками можно также из дерева, фанеры, пластиковых бутылок, пакетов из-под молока, соков и круп, из тыквы, из пустых кокосов, старых автомобильных фар и прочих подручных материалов.

При устройстве кормушек не стоит гнаться за слишком сложными и причудливыми конструкциями. Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц. Важно только, чтобы в кормушках, по возможности, корм был защищен от непогоды. Зимой птицам не до роскоши - лишь бы выжить. Для защиты делают различные крышки, боковые стенки.

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Вешать кормушку лучше всего на южной стороне на высоте 1,5-2 метра. Тем самым мы защитим ее от ветра и снега, в солнечные дни корм будет согреваться и оттаивать (если в него вдруг попала влага), большая высота не позволит добраться к корму грызунам.


Глава 2. Практическая часть.

На следующем этапе работы были поставлены следующие задачи:

1. Заготовка корма для птиц.

2 Изготовление кормушек.

3. Подкормка и наблюдение за птицам.

4. Беседа с одноклассниками и привлечение их к данной работе.

Наблюдаете ли вы за птицами?

Подкармливаете ли вы птиц зимой?

Результаты опроса показали, что наблюдают за птицами большинство учеников, а регулярной подкормкой занимаются только трое.









По результатам опроса было принято решение провести беседу с ребятами необходимости и правилах зимней подкормки птиц и привлечь и к данной работе (Приложение 1Для подкормки птиц был заготовлен следующий корм:

1. Семена подсолнечника.

2. Кукуруза дроблёная.

3. Пшеница дроблёная.

4. Несолёное сало.

С помощью родителей были изготовлены деревянные кормушки и установлены рядом с домом (Приложение 2). В школе были сделаны кормушки из пластиковых бутылок и картонных коробок (Приложение 3). Эти кормушки были развешены .в школьном саду.

Всего было установлено:

Вид кормушки

Количество

Деревянная

2

Пластиковая

6

Картонная

8




Кормушки пополнялись кормом два раза в день (Приложение 4). Наблюдения велись ежедневно в течение часа. Все данные, полученные в результате наблюдений были я занесены в таблицы.







Учёт птиц на различных кормушках в январе

(контрольные дни — 5.02.16, 15.02.16, 25.02.16)



Вид кормушки

Птицы

вид

Количество


5.02.16

15.02.16

25.02.16

Деревянная

(контрольная кормушка)

Воробьи

синицы

5

0

7

3

9

5


Пластиковая

(контрольная кормушка)

Воробьи

синицы

1

0

2

1

2

2

Картонная

(контрольная кормушка)

Воробьи

синицы

2

0

3

1

3

2





































Учёт птиц на различных кормушках в феврале

(контрольные дни — 3.02.16, 15.02.16 25.02.16)



Вид кормушки

Птицы

вид

Количество


3.02.16

15.02.16

25.02.16

Деревянная

(контрольная кормушка)

Воробьи

синицы

7

4

9

5

10

5


Пластиковая

(контрольная кормушка)

Воробьи

синицы

2

1

2

2

2

2

Картонная

(контрольная кормушка)

Воробьи

синицы

2

1

2

2

3

2




Наблюдение №1.

Кормушки посещали два вида птиц: воробей домовый и синица большая ( Приложение 5).

Вывод:

1. Воробьи зимой полностью зависят от человека и не могут без нашей помощи выжить, так как естественных кормов, которые они в состоянии найти в природе очень мало.

2. Синицы могут пережить зиму без нашей помощи, но не откажутся если предложить им корм.

Наблюдение №2.

Другие виды зимующих птиц кормушки не посещали.

Причины:

Они чаще всего добывают корм самостоятельно. К этой группе относятся снегири, дрозды - рябинники, свиристели, щеглы. Эти птицы настоящие кочевники, нигде подолгу не останавливаются.

Дрозды и свиристели зимой питаются исключительно мягкими плодами деревьев и кустарников – рябина, боярышник и др. Кормушки они не посещают, полностью завися от наличия ягод на ветвях (обрывая плоды рябины, мы тем самым сокращаем количество доступного для них корма).

Снегири питаются семенами рябины, ясеня, сирени. Они изредка посещают кормушки.

Щеглы питаются семенами сорных трав. На кормушках их вряд ли увидишь.



Вывод: необходимо ещё осенью заготавливать более разнообразный корм для зимней подкормки птиц.

Наблюдение №3.

Частота посещения кормушек увеличивалась с момента их развешивания.



Вывод:

Регулярная и длительная подкормка на зимних кормушках приводит к увеличению числа посещающих их птиц.

Наблюдение №4.

Деревянные кормушки посещало большее количество птиц, чем пластиковые и картонные.

Вывод:

наиболее целесообразно устраивать для птиц деревянные кормушки - они прочные, долговечные и удобны для расположения птиц разного вида.



Кроме численности птиц. был проведён учёт видов кормов и результаты занесены в таблицу.



Учёт видов кормов, поедаемых на кормушках зимующими птицами.



Вид птиц


Семена подсол

нечника



Хлеб пшеничный



Сало

Зерновая

смесь

воробей

+

+

-

+

синица

+

+

+

+



Наблюдение №5.

Из таблицы видно, что воробьи едят все зерновые виды корма, сало не едят. Большая синица всеядна, но предпочтение отдаёт семечкам и салу.

Вывод: наблюдения дали возможность установить, что универсальным кормом для всех зимующих птиц являются семечки. Вероятно потому, что они содержат жиры, которые наиболее ценны и питательны для птиц в холодное время года, так как дают больше всего энергии.

Подтверждение гипотезы:

Видовой состав птиц – посетителей кормушек полностью зависел от корма, использованного для зимней подкормки.





























































Глава 3. Заключение.







В ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Изучено разнообразие зимующих птиц.

2. Изучены основы зимней подкормки птиц, правила изготовления и размещения кормушек, состав кормов.

3. Проведена беседа с учениками 2 «а» класса о необходимости и правилах зимней подкормки птиц, ребята привлечены к данной работе.

4. Изготовлены и размещены кормушки на пришкольном участке и около дома.

5. Проведены наблюдение и учёт птиц, посещающих кормушки.

6. Проанализированы результаты, полученные в ходе исследования.

Цель работы достигнута:

организована регулярная подкормка птиц в самый сложный период (февраль — апрель).

План дальнейшей работы:

1. Продолжить подкормку птиц до появления первой зелени.

2. Осенью начать заготавливать корм для будущей подкормки

3. Продолжать заботиться о птицах в следующие сезоны.



Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.



А. Я. Яшин

Информационные источники



1. Птицы. Полная энциклопедия. /Юлия Школьник. – М., Эксмо, 2006.

2. Энциклопедия для детей. Птицы и звери. / под ред. В. Володина. – М., Аванта+, 2004 г.

































































Сценарий выступления агитбригады «Защитники ПРИРОДЫ».



Цель: формирование экологической культуры школьников.

Задачи:

1. Призыв к зрителям беречь природу, выполнять определенные правила поведения в социальной среде.

2. Расширить представление детей об экологических законах; побуждать их к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

3. Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе,
ко всему живому, к родному краю.



4. Развивать артистизм учащихся.



Оборудование: компьютер, проектор.




Выступление агитбригады.

На сцену выходят участники агитбригады, поют песню на мотив «Чёрный кот»

В этом зале сегодня, сейчас,

Прозвучит интересный рассказ

Об охране природной среды,

О путях, что ведут из беды.



Надо нам всегда на «пять»

Экологии законы выполнять,

Чтобы матушка Земля

Сохранилась для тебя и для меня!



  1. Участник

Земля с высоты красива.

Прекрасен шар голубой.

И сделать её счастливой

Доверено нам с тобой.



Участник 2.

ВАС приветствует экологическая агитбригада Октябрьской школы «Защитники Природы».



Наш девиз: все вместе

 Мы защитники природы!

                              Рады ей помочь всегда!

  Не замутим грязью воды,

                                                                      Птичьего не разорим гнезда!



Все тихо уходят, участница 3 читает стихотворение Н.Горина ( на экране слайды о красивых уголках родного края) .

Тихо крадется рассвет, 
Утро соловьиное, 
Для меня дороже нет, 
Чем сторонка милая. 

За селом поля без края, 
У реки сосновый бор, 
Когда зорька догорает, 
Там лягушек звонкий хор. 

На лугу в цветенье травы, 
Серебром блестит роса. 
Рядом с лугом из дубравы 
Птиц весёлых голоса. 

А когда цветут сады – 
Райское видение, 
И от этой красоты – 
Головокружение. 

Здесь живу, любуюсь этим 
И довольна в жизни всем. 
Это лучший край на свете, 
Для стихов и для поэм. 

Уходит со сцены.



Играет музыка. На сцену танцуя вбегает девочка с корзиночкой для цветов. Она делает вид, что собирает цветы для веночка и поет песню «Самая счастливая» (сл. С.Чичкова, муз. В.Шаинского) .


Выглянуло солнышко 
Блещет на лугу… 
Я навстречу солнышку 
По траве бегу. 

И ромашки белые 
Рву я налету. 
Я веночек сделаю – 
Солнышко вплету. 



Раздается тяжелый ВЗДОХ.

Девочка испуганно смотрит по сторонам, никого не видит , страх застыл на её лице и она убегает.

Голос за кадром:



- Из недр земли вдруг вырвался
И прозвучал над нивами, лесами
Тяжелый вздох. В нем все:
Тоска и боль, Любовь и пламя.

Тревожный танец «Земля в опасности» исполняют девочки (они в черном и только юбки желто – красные, напоминающие языки пламени)



На сцену выходит Мать ЗЕМЛЯ ( цветное платье наполовину закрыто черным).



- Я Земля! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут.
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски. (Танцующие уходят)

Конфету съел - и что, малыш, 
Бросаешь фантик, не глядишь? 
Пуcта бутылка, все испил? 
А унести не стало сил?

Услышьте голос мой родной 
Я плачу дождевой слезой. 
Я задыхаюсь, не молчу

Землетрясениями кричу. 
Я гневаюсь раскатом грома.

Хочу быть чистой и здоровой!

(Земля уходит)



Участники выходят и звучит песня «ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ» музыка : В.Добрынина

Мир не прост, совсем не прост

Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз,

Нельзя в нём скрыться от зимних вьюг

И от разлук, от горьких разлук.

Но кроме бед, непрошеных бед

Есть в мире звёзды и солнечный свет,

Есть шум листвы и тепло огня,

Есть у людей планета Земля. 
Шум прибоя. Запах цветов, 
Пенье птиц. Дыханье лугов, 
Солнца луч. Сиянье зари 
Это всё, это всё - ты сохрани. 
На Земле, на Земле ты сохрани.





Участник 1. В последние годы слово ЭКОЛОГИЯ звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя.

Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно.



Участник 2.

- Воздух, которым мы дышим,

вода, которую мы пьем,

продукты, которыми питаемся,

никак не соответствуют нормам.

Участник 3.

- Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…



Участник 4.

- Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же — живая!



Участник 5.

- За последние 30-40 лет сорок лет не такой уж и большой по историческим меркам! На планете людей исчезли многие виды животных и растений.

Кислотные дожди губят почвы, тропические леса - легкие планеты, вырубаются со скоростью 20 гектаров в минуту.



Участник 6.

Вода живительная влага нашей планеты. Именно ей мы обязаны жизнью.

Ученые посчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка. В некоторых даже крупных реках нельзя купаться.



Участник 1.

Разрушается защитный озоновый слой, болезни, причиной которых являются экологические неурядицы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней.



Участник 2.

- Стали люди сильными, как Боги,

И судьба земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.



Участник 3.

- Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век,

На земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?



Участник 4.



Человек! Задумайся! Мгновение!

Что ты есть без природы? Без воздуха?

Воды, пения птиц?

Аромата лугов, шелеста листьев?



Участник 5.

Все это щедро дает людям природа

И не просит взамен никакой платы,

Только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.

Однако мы уже многое успели загубить навсегда.



Участник 6. Помни, каждый человек!



Участник 1. Земля заботу любит.



Участник 2 . Искру туши до пожара, отводи беду до удара.



Участник 3. Накорми землю - она накормит тебя.



Участник 4. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Участник 5. Возвращай земле долг - будет толк.



Участник 6. Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.



Участник 1. Без хозяина земля - полная сирота.



Участник 2.

Природа - это дом, в котором день за днем 
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети, 
И этот дом и смех - один, один для всех, 
Другого дома нет на целом свете.



Участник 3.

Природа - это дом под снегом и дождем.

В любой мороз и зной устроен он на славу.

Храните этот дом, в котором мы живем.

На это мирный дом имеет право.



Участник 4. Экологический отряд нашей школы обращается ко всем, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто хочет, чтобы она была чистой и зеленой. 



Участник 5. У природы нет рук, чтобы защищаться, так защитим ее мы!


Участник 6. Заявляем наше «нет!» любым битвам с природой, всему, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку. 


Участник 1. Мы заявляем «да!» миру и спокойствию, любви и уважению к природе, осторожности и мудрости, экологической культуре. 


Участник 2 . Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы.



Участник 3. На Всероссийских ЭкоУроках «Хранители Воды» и «Информационные технологии на службе экологии» мы научились, как можно экономит воду, как ее очистить и пустить опять в производство без особого вреда.

(На экране слайды с уроков и проведенных мероприятий).



Участник 4. Мы провели экологическую акцию «Чистый берег», очистили от мусора всю береговую линию наших прудов, где летом сами же и отдыхали.



Участник 5. Убрали несанкционированные свалки мусора.



Участник 6. Посадили Аллею каштанов, сирени возле обелиска погибшим воинам.



Участник 1. Посадили Аллею различных кустарников возле памятника погибшим воинам.



Участник 2. Помогаем сажать, полоть и убирать огороды ветеранам войны и труженикам тыла, престарелым людям.

Участник 3.

- Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…



Участник 4.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.



Участник 5.

О, как Природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб её

Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним,

На стрежнях – осетра,

Касатку – в небесах,

В таежных дебрях – тигра.



Участник 6.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

давайте же мы все

Навек объединимся.



Все вместе:

Давайте наши души

сохраним.

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся…



Участники исполняют припев песни «Родная Земля» муз. В.Добрынина, сл. Л. Дербенёва

Родная, родная, родная земля, 
Холмы и равнины, леса и поля. 
Ты доброй судьбою на счастье дана, 
Одна ты на свете и в сердце одна.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!