Региональный конкурс учебно-исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Юный исследователь – Дальний восток»
Расписные поделки из дерева
Выполнил:
Ларченко Даниил Михайлович
ученик 3 «Б» класса
МБОУ СОШ пгт.Ярославский
Хорольского муниципального района Приморского края
Научный руководитель:
Москаленко Елена Витальевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории МБОУ СОШ пгт.Ярославский
пгт. Ярославский, 2014
Оглавление
I. Введение:……………………………………с. 2
II. Основная часть:
1. Декоративно-прикладное искусство……..с. 3
2. Виды росписи
2. 1. Дымковская игрушка…………………..с. 4
2. 2. Филимоновская игрушка………………с. 4
2. 3. Хохломская роспись……………………с.4-5
2. 4. Городецкая роспись……………………..с.5
2. 5. Гжель……………………………………..с.5
3. Сравнительный анализ…………………….с. 6
4. Этапы росписи по дереву…………………с. 7
III. Заключение………………………………..с. 8
Список литературы…………………………...с. 9
Приложение 1…………………………………с. 10-14
Приложение 2…………………………………с. 15
I. Введение
На уроках рисования мы изучали декоративно-прикладное искусство и знакомились с разными видами росписи. Учитель рассказывал нам историю происхождения росписи, показывал произведения народного промысла. Затем мы рисовали свои работы. У себя дома я обнаружил расписные предметы быта: посуду и игрушки. Мне стало интересно, смогу ли я определить вид росписи на этих предметах. Меня эта работа так увлекла, что я решил сам расписать поделки из дерева. Я попробовал, и у меня получилась яркая и веселая выставка расписных поделок.
Актуальность: в последние годы можно заметить усиление интереса к расписным изделиям из дерева, так как поделками можно украсить интерьер, использовать в качестве подарка родным и близким.
Цель работы: расписать поделки из дерева.
Задачи:
Познакомиться с историей происхождения декоративной росписи;
Изучить особенности и технологию выполнения каждого вида росписи;
Изучить основные этапы росписи поделок из дерева;
Расписать поделки из дерева.
Гипотеза: если изучить технику выполнения росписи поделок из дерева, то их легко будет изготовить самостоятельно.
Предмет исследования: декоративно-прикладное искусство, виды росписи.
Объект исследования: роспись поделок из дерева.
Методы:
Исследовательский: сбор, изучение и анализ литературы по теме исследования.
Практический: роспись поделок из дерева.
Практическая значимость: расписные поделки из дерева можно использовать в качестве подарка родным и близким. Свою выставку я подарил школе. Мои поделки учителя используют, как наглядный материал к урокам изобразительного искусства, технологии и др.
II. Основная часть
1. Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство – это широкий раздел искусства художественного оформления предметов быта и интерьера. Такими предметами являются: одежда, ткани, ковры, мебель, художественное стекло, ювелирные и другие изделия.
Народное прикладное искусство возникло в далекие времена. Это результат творчества многих поколений мастеров. Люди всегда стремились к красоте и творчеству. Декоративно-прикладное искусство рождено самой жизнью народа. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества. Любая вещь могла стать художественным произведением. Народное декоративное искусство учит любить и ценить то, что дорого народу.
К декоративно-прикладному искусству относят следующие народные художественные промыслы:
Батик;
Плетение из бисера;
Вышивание;
Вязание;
Макраме;
Кружевоплетение;
Ковроткачество;
Керамика;
Мозаика;
Ювелирное искусство;
Лаковая миниатюра;
Художественная роспись по дереву, металлу, керамике;
Художественная резьба по камню, дереву, кости;
Художественная обработка кожи;
Художественная обработка металла;
Работа со стеклом;
Оригами.
Я изучил особенности пяти видов художественной росписи изделий из дерева и керамики.
2. Виды росписи
В декоративно-прикладном искусстве есть множество видов росписи. Для росписи изделий из дерева можно выбрать любой из них, а можно придумать и свой рисунок. Некоторые из видов росписи я решил изучить.
2. 1. Дымковская игрушка — один из самых старинных русских народных глиняных
художественных промыслов. Возник в 16 веке в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее появились яркие дымковские барыни и групповые композиции.Когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Основу росписи составляет геометрический орнамент: круги, кольца, полоски и змейки.
В росписи игрушек традиционно используются до 10 цветов: синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
2. 2. Промысел филимоновская игрушка появился в середине 16 века. Своё название
получил от деревни Филимоново, в которой жили гончары. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семьями, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Все филимоновские игрушки-свистульки делят на 3 группы: люди, животные и птицы.
На белом или жёлтом фоне наносят полосы, ёлочки, круги, решётки.
Используют всего 4 цвета: малиновый, зелёный, жёлтый, голубой.
Несмотря на это, игрушки получаются яркими и весёлыми.
2. 3. Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных
художественных промыслов появился в 17 веке. Название промысла произошло от названия села Хохлома, которое расположено в Нижегородской области.
«Золотая хохлома» называют его в народе. Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже более 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы, а ещё детскую мебель.
На золотом фоне рисуют чёрным и красным цветом. Иногда используют зелёный и жёлтый цвет.
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов называемых “травкой”, “ягодкой”, “виноградом”, “листком” “древком”, “кудриной”.
2. 4.Искусство городецкой росписи зародилось в 18 веке около города Городец
недалеко от Нижнего Новгорода. В окрестных сёлах этого края (Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома – ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет городецкого художественного промысла - настоящее произведение искусства.
На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сцены украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, ромашками, розами, зелёными веточками.
Основные цвета городецкой росписи: синий, красный, зелёный, белый и чёрный.
Узор состоит из линий, кругов, скобок, точек, спиралей.
2. 5. Гжель появилась в 14 веке в старинном селе на берегу реки Гжелки, которое
расположено недалеко от Москвы. Славилось оно не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины.
Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.
В наше время недалеко от Москвы находится центр гжельской художественной керамики. «Гжельский фарфоровый завод» — постоянный участник выставок и ярмарок народных художественных промыслов.
На этом заводе работают потомки знаменитых мастеров. Они являются продолжателями славных народных традиций.
Посуду и статуэтки из белого фарфора украшают ягодами, веточками и цветами нежно-голубого и синего цвета.
Элементы гжельской росписи: сетка, капельки, жемчужинки и усики.
3. Сравнительный анализ
Подробно изучив историю каждого вида росписи, я сделал сравнительный анализ, который приведен в данной таблице.
Вид росписи | Дымковская игрушка | Филимоновская игрушка | Хохлома | Городецкая роспись | Гжель |
Где появился | с. Дымково | с. Филимоново | с. Хохлома | г. Городец | с. Гжель |
Когда появился | 16 век | 16 век | 17 век | 18 век | 14 век |
Материал | Из глины | Из глины | Из дерева | Из дерева | Из фарфора |
Предметы росписи | Игрушки-свистульки | Игрушки-свистульки | Посуда, мебель | Ставни, прялки, посуда, мебель | Посуда, статуэтки |
Основные цвета | Используют до 10 цветов | Малиновый, желтый, зеленый, голубой | Черный, красный, желтый, зеленый | Красный, синий, зеленый, белый, черный | Белый, синий |
Узоры | Круги, клетки и волны. | Полосы, ёлочки, круги, решётки | Ягоды, цветы, веточки | Линии, круги, скобки, точки, спирали. | Сетка, капельки, усики и жемчужинки |
4. Этапы росписи по дереву
У каждого мастера наблюдается личный подход к росписи по дереву. В работе выделяют несколько этапов:
Подготовка поверхности дерева.
Первоначально необходимо отшлифовать поверхность дерева. Для шлифовки мастера советуют применять хотя бы 2 вида наждачной бумаги: сначала - крупнозернистую, а затем – нулевку.
Нанесение защитного слоя.
Как правило, защитным слоем идет в ход морилка: водная, спиртовая, масляная.
Грунтовка.
Вместо готовой грунтовки можно использовать сильно разведенный водой клей ПВА. При высыхании он дает прозрачную поверхность. Макаем кисточку в грунт и покрываем поделку с той стороны, где будет располагаться наш рисунок. Благодаря такой пропитке, краски не будут проникать вглубь дерева, наша картинка останется четкой и яркой. Осталось просушить загрунтованную поделку.
Роспись по дереву.
Для росписи подходят традиционные масляные, гуашевые или современные акриловые краски. Для начала рисуем по поверхности карандашом, а после раскрашиваем.
Закрепление рисунка.
Хорошо просушив, поверхность покрываем акриловым лаком или лаком на водной основе. Краски сохраняют свою яркость долгое время.
III. Заключение
Изучив литературу, я принялся за работу. Сначала, я учился рисовать на бумаге (Приложение 1). Затем, я приступил к росписи поделок из дерева. Это было нелегко, но я старался, и у меня получилась яркая и весёлая выставка расписных поделок (Приложение 2).
Вывод. Завершив работу над исследованием, я:
Узнал историю происхождения и отличительные черты пяти видов декоративной росписи;
Научился расписывать поделки из дерева;
Оформил выставку расписных поделок.
В продаже есть немало сувениров, расписанных городецкими или хохломскими мастерами в традиционном стиле. Но поделки, расписанные своими руками, станут прекрасным дополнением интерьера, внесут изюминку и добавят уюта в ваш дом.
Надеюсь, что моя работа позволила по-новому взглянуть на декоративно – прикладное искусство и понять его ценность и важность.
В дальнейшем я планирую изучить остальные виды росписи, и хочу научиться их выполнять.
Список литературы:
Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979 г., 125 стр.
Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975 г., 27 стр.
Горожанина С. В. Народные художественные промыслы. — М: Мелихово, 2006 г.,
30 стр.
Жегалова С. К. Русская народная живопись. — М.: Просвещение, 1984 г., 56 стр.
Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
Приложение 1
Мои рисунки

Дымковская роспись

Филимоновская роспись

Хохломская роспись

Городецкая роспись

Гжельская роспись
Приложение 2
Поделки из дерева

1