«Режим дня и успеваемость школьника»
(исследовательская работа)
Выполнила работу:
учитель начальных классов
Пономаренко Татьяна Ивановна
2017г.
Сегодня, наряду с положительными изменениями, состояние школьного образования характеризуется снижением активности и интереса школьников к учебной деятельности, что ведет к низкой успеваемости. В этих условиях особую актуальность и важность приобретает решение проблемы оптимизации режима учебного дня, призванной содействовать укреплению и сохранению здоровья школьников, повышению их качества знаний.
А пока приходится констатировать, что за последние годы наблюдается увеличение заболеваемости детей и подростков. Вследствие чего, до 15% дошкольников не готовы к обучению в школе, а после 10 лет обучения число абсолютно здоровых, по разным данным составляет лишь 3% - 15%.
Цель исследования: выявить влияние режима дня на успеваемость и сохранение здоровья школьника.
Задачи:
- изучить научно-практическую литературу;
- выявить влияние режима дня;
- обобщить, проанализировать проведенное исследование.
Исследование проводилось в с 1 по 4 четверть 2016 - 2017 учебного года. Экспериментальной базой исследования был 1-й класс МБОУ «СОШ с.Свердлово»
В эксперименте участвовали учащиеся 1-го класса в возрасте 7-8 лет ( 9 человек ).
Проблемой исследования является повышение уровня успеваемости учащихся, сохранение их здоровья через соблюдение распорядка дня.
Методы исследования: анкетирование «Режим дня школьника», сбор данных, анализ, наблюдение.
Гипотеза исследования: Если будет правильно организован распорядок дня школьника в семье и в школе, то пропуски уроков по болезни школьника снизятся, а, следовательно, уровень успеваемости ребенка будет выше.
Формирование у школьников навыков здорового образа жизни должно осуществляться в совместной деятельности учителя и учащихся и родителей.
Поворот школы лицом к ребенку, уважение его личности, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей, постановка ребенка в центр педагогического процесса — это сотрудничество учителя и ребенка, превращение его из ученика в учащегося.
Только здоровый физически и нравственно человек способен на великие свершения.
Оглавление
Введение
Основная часть «Влияние режима дня на успеваемость школьника»
1. Личная гигиена
2. Физическая нагрузка
3. Труд и отдых
4. Режим питания
5. Режим сна
6. Результаты наблюдения
Заключение
Список литературы
Приложение к исследовательскому проекту
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма тревожна тенденция ухудшения здоровья школьников. Результаты исследований свидетельствуют о том, что она приняла устойчивый характер. Наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе, учащение перехода острых заболеваний в хронические, в связи с этим, избранная тема исследовательской работы сегодня актуальна.
В качестве объекта исследования определено здоровье учащихся.
Однажды на классном часе мы вели разговор об успеваемости и о том, что или кто влияет на нашу успеваемость. Многие ребята считали, что на их успеваемость влияют учитель, родители, которые следят за выполнением домашних заданий, время года. Для кого-то успеваемость зависела от того, сколько времени человек спит, сколько гуляет на свежем воздухе, а сколько проводит за выполнением домашних заданий.
И я подумала: «От чего же зависит успеваемость в школе? Может быть, от режима дня?» Ведь не секрет, что режим дня имеет особое значение. Его необходимо соблюдать с первых дней жизни, от этого зависит здоровье и правильное развитие человека.
Я решила провести исследование, как режим дня моих учеников может влиять на их успеваемость. Для этого я предложила ребятам своего класса и их родителям принять участие в моём исследовании.
Цель исследовательской работы:
- проанализировать режим дня, распределить все важные и обязательные дела по времени;
- развить такие качества личности, как аккуратность, обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день;
- доказать, что соблюдение режима дня способствует сохранению здоровья, правильному физическому развитию и успешному обучению;
- представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.
- провести родительское собрание на тему: «Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»
Каждому ученику я раздала индивидуальную анкету «Режим дня школьника», где в течение недели он с родителями записывал продолжительность ночного сна, время выполнения домашних заданий, продолжительность прогулки на свежем воздухе (приложение I).
Мне хотелось выяснить, влияет ли продолжительность выполнения этих режимных моментов на учащихся, которые учатся хорошо, и учащихся, успеваемость которых ниже.
Исходя из проведенных наблюдений, я сделала вывод, как правильно нужно организовать режим дня.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ «Влияние режима дня на успеваемость школьника»
1. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Большое значение в укреплении здоровья школьника должно принадлежать личной гигиене. Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.
Привитие школьникам навыков личной гигиены – залог сохранения и укрепления здоровья, предохранения от болезней. Правила личной гигиены, как и другие элементы здорового образа жизни, должны быть усвоены в детстве и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполнятся в течение всей жизни.
Школьник приобретает гигиенические навыки, подражая старшим членам семьи. Поэтому необходимо, чтобы взрослые сами знали правила личной гигиены и выполняли их. Этого, однако, мало. Дополнительными источниками знаний и навыков о личной гигиене является гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей со стороны семейного врача, учителей.
Большинство навыков личной гигиены входит в режим дня (ежедневное опорожнение после сна мочевого пузыря и кишечника, утренняя гимнастика, утреннее, после туалета и перед едой умывание попеременно теплой и прохладной водой лица, шеи, груди, ушных раковин, полоскание полости рта, горла, промывание глаз и носовой полости, чистка зубов пастой на ночь, полоскание полости рта после еды для удаления остатков пищи, предупреждающее образование кариеса).
В недельный режим школьника должны быть включены приём ванны или посещение бани, обрезание ногтей на руках и ногах и очистка ногтевого ложа, стрижка и мытьё волос. Каждый ребёнок должен иметь личные полотенце, зубную щётку, мочалку, губку, носовые платки, желательно отдельную посуду. После купания надо менять нательное и постельное бельё, ежедневно менять носки.
Одежда школьника должна быть чистой, опрятной, лёгкой, соответствовать размерам тела, времени года, погоде, типу занятий, предохранять от переохлаждения и перегревания, обувь – мягкой, чистой, отдельной для помещения и улицы, соответствовать размеру стопы .С раннего детства ребёнок должен иметь отдельную кровать и комнату. Если выделить комнату невозможно, ему предоставляют самый удобный и светлый угол комнаты, который должен содержаться в идеальном порядке и чистоте.
2. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА
Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха.
В настоящее время многие из нас ведут недостаточно активный образ жизни. Школьные уроки физкультуры не восполняют дефицит двигательной активности. Поэтому определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам, подвижным играм. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшается самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности.
В школьном возрасте необходимо выработать привычку к спортивным занятиям. В более зрелом возрасте она поможет нам сохранить здоровье. Но заставлять детей заниматься спортом не надо, так как это, как правило, приводит к обратному результату. Сначала нужно постараться заинтересовать детей обычными детскими играми: в мяч, в салочки, в «классики» или прятки. Подвижные игры позволяют удовлетворить потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества.
Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе. Полезно отправляться по утрам в школу пешком и гулять вечером после учебы. Систематическая ходьба благотворно влияет на ребенка, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.
Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. Особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.
3. ТРУД И ОТДЫХ
В течение жизни, 1/3 общего времени, человек участвует в трудовой (учебной) деятельности. Поэтому важно, чтобы под влиянием труда не наступило ухудшения в состоянии здоровья. Труд дает человеку радость творчества, самоутверждения, воспитывает в нем целеустремленность, упорство. Захватывающая работа увлекает, отодвигает усталость. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой, учебный процесс благотворно влияет на нервную систему, сердце, сосуды.
Большое значение имеет режим труда. Если умело не распределять силы во время выполнения работы, то не избежать перенапряжения и переутомления. К труду нужно приучаться с детства. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, правильно расположить необходимые книги, тетради. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Время на подготовку домашнего задания должно быть строго ограничено.
Необходимым условием является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Характер отдыха должен быть противоположен характеру занятий. В школе на переменах ребенок должен как можно больше двигаться вместе со всеми ребятами. Эффект активного отдыха проявляется не только в снятии утомления, но и в улучшении координации движений, дыхательной системы, нервной системы.
4. РЕЖИМ ПИТАНИЯ
Сегодня около 75% старшеклассников оканчивают школу с проблемами желудочно-кишечного тракта. Гастрит, появившийся в результате неправильного питания в школе, со временем все чаще приводит к таким печальным явлениям, как язвенная болезнь. Поэтому задача родителей – сделать все, чтобы желудки у малышей работали на все пять.
Режим питания у ребенка особый, и приучать к нему следует заранее. Первое важное правило – ребенок в школу должен идти сытый. И никаких йогуртов и простокваш. На завтрак ребенок должен получить теплую пищу: кашу, омлет, может быть, даже котлету. Переваренная пища поступает в кровь, та в свою очередь – в мозг, который благодаря правильному питанию активно работает. Результат – голова лучше соображает, и школьник лучше усваивает материал. Питаться ученик должен 4-5 раз в день. Причем завтрак должен быть питательным и горячим, а ужин легким, и никак не наоборот. Промежутки между приемами пищи должны быть не более трех-четырех часов: завтрак, обед, полдник и ужин.
Ребенок должен обязательно питаться горячей пищей, а не всухомятку. У него должны быть нормальные, сбалансированные по пищевой ценности завтрак, обед и ужин. Основное правило – как можно меньше жирного и сладкого, как можно больше овощей и фруктов.
Если ребенок принимает пищу всегда в определенные часы, то именно в это время и происходит усиленное выделение пищеварительных соков. Доказано, что при правильных промежутках между кормлениями к часу приема пищи создается здоровый аппетит. При запаздывании с кормлением расстраивается налаженная работа пищеварительных желез, уменьшается выделение пищеварительных соков и постепенно пропадает аппетит.
Дети должны привыкнуть спокойно и тщательно пережевывать пищу, так как во время пережевывания выделяется больше слюны, что способствует лучшей обработке пищи. Нельзя допускать, чтобы дети ели наспех, жадно, но не следует затягивать время пребывания ребенка за столом.
5. РЕЖИМ СНА
28 % школьников говорят, что они засыпают на уроках, по крайней мере, раз в неделю. 22 % не могут выполнить домашние задания из-за того, что очень хотят спать, а 14 процентов опаздывают в школу из-за того, что проспали. Четверо из пяти школьников, которые придерживаются рекомендованной продолжительности сна, имеют успеваемость хорошо, тогда как недосыпающие дети, как правило, показывают более низкие результаты. 28 % школьников жалуются на постоянную усталость.
Такие вот не очень радостные известия принесли исследования ученых о состоянии здоровья подростков. Но от родителей зависит, удастся ли наладить режим сна и отдыха у школьника. Ведь это повлияет не только на его успеваемость, но и на состояние его здоровья, которое закладывается именно в эти молодые годы.
Крепкий сон – залог гармоничного развития. Именно во сне формируется мозг, развивается тело, происходят восстановительные процессы. Полноценный отдых во время сна наступает только в том случае, если сон достаточно глубок. А для того, чтобы крепко спать надо:
Во-первых, за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу, ужинать не позднее, чем за 2-2,5 ч. до сна.
Во-вторых, комната должна быть проветрена, ведь кислород главный элемент для восстановительных реакций в организме.
В-третьих, кровать и подушка должны быть максимально удобными, а тело максимально расслабленным.
В-четвертых, взять за правило забывать обо всем на ночь.
Очень важно ложиться и вставать в одно и тоже время, тогда организм привыкнет, тогда не возникнет проблем с засыпанием. Продолжительность ночного сна школьников 9-10 лет составляет 10,5 – 10 часов.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ
Вместе с родителями и детьми, проанализировав заполненные анкеты детей, мы заметили такую закономерность.
Те дети, которые учатся не очень хорошо, спать ложатся очень поздно, продолжительность сна – менее 10 часов, следовательно, по утрам тяжело встают, на уроки приходят сонными, опаздывают.
Есть и такие ребята, которые прогулки на свежем воздухе заменяют просмотром телепередач или компьютерными играми. Отсюда и проблемы с успеваемостью – переутомление, головные боли, ослабленное зрение, кислородное голодание.
Тем ребятам, которые явно не соблюдают распорядок дня, мы совместно с родителями и детьми составили индивидуальные режимы и посоветовали следовать им каждый день (приложение III). Было проведено родительское собрание по теме: «Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность» (приложение IV).
Через некоторое время все ребята в классе заметили, что опоздания прекратились, на уроках уже никто не спит, а самое главное, успеваемость ребят повысилась.
Таким образом, я убедилась, что режим дня несомненно влияет на успеваемость в школе.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение своей работы хочу еще раз подчеркнуть, как важно, особенно школьникам, соблюдать распорядок дня. В режиме дня школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое.
Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит.
Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, совершать туристические походы. Ведь длительное пребывание в помещении, особенно в классе, вызывает кислородное голодание. А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно влияет на организм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ, появляется хороший аппетит.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
2. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.
3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья. // В кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. - Ставрополь, 1977. - с 33.
4. Глушкова Е.К. и др. Динамика работоспособности и функционального состояния организма учащихся среднего возраста при обучении в современной школе. М.: Просвещение, 1974.
5. Дичев Р.Р., Гасаров К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М.: Медицина 1976.
6. Зубкова В.М. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного дня и учебной недели. // В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: 1975.
7. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975. т - 19. с.63 - 64, т - 25. с.415 - 416.
8. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.: Просвещение. 1977.
Приложение I
Анкета «Режим дня школьника»
Продолжительность ночного сна (час.) |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
| | | | | | |
|
Прогулка на свежем воздухе (час.) |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
| | | | | | |
Приложение II
Продолжительность ночного сна учащихся 1 класса
10 часов-44,4%
Менее10часов -33,3%
Менее 8 часов – 22,2%
Продолжительность прогулки на свежем воздухе учащихся 1 класса
1час – 66,6%
2часа – 22,2%
3часа – 33,3%
Приложение III
Режим дня для школьника
700- 745 Подъем, зарядка, умывание, уборка постели, завтрак.
745- 800 Дорога в школу
800 – 1230 Занятия в
школе
1230 – 1400 Обед, помощь по дому
1400 – 1700 Кружки, прогулка
1700 – 1830 Выполнение домашних заданий
1830 – 2030 Ужин, досуг
2030 - 2100 Подготовка ко сну
Приложение IV
Родительское собрание в 1 классе по теме
«Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»
Цель: Подвести родителей к мысли о том, что режим дня влияет на учёбу детей.
Задачи:
1. Показать родителям необходимость выполнения режима дня.
2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня.
3. Активизировать работу родителей на родительском собрании.
Участники: родители, классный руководитель.
Форма проведения: продуктивная педагогическая игра.
Организация родительского собрания:
оформление классного помещения плакатами по теме охраны здоровья младшего школьника;
приготовить памятки – советы;
приготовить детские игры;
приготовить «Шар впечатлений;
приготовить основные компоненты режима дня;
организовать выставку литературы по теме собрания;
подготовить сценку «Режим»;
разработать сценарий родительского собрания.
Хорошими людьми становятся
больше от упражнений,
чем от природы.
Демокрит.
Ход собрания.
1. Психологический настрой.
Для создания психологического настроя в начале занятия родителям предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки. Затем классный руководитель предлагает родителям поиграть в детскую игру –«Да, нет». Если родители согласны с высказыванием, то им необходимо крикнуть «да», в противном случае – «нет».
Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
2. Вступительное слово классного руководителя.
- По мнению С.В.Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% здоровья зависит от наследственных факторов, 20% от факторов внешней среды, 10% от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Школа, ребёнок, семья…Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека. Здоровье ребёнка во многом зависит от выполнения режима дня.
Тема нашего родительского собрания «Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность» важна и актуальна.
3. Деление на группы по теме собрания.
Каждый родитель берет из коробочки квадрат с игрой. Далее родители с одинаковой игрой объединяются в группы.
4. Обсуждение в группах следующего вопроса.
Что такое режим дня?
Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
5. Знакомство с примерным режимом дня.
Режим дня (примерный вариант)
7.30 - подъем (пробуждение);
7.30 - 8.15 - утренняя зарядка, самообслуживание, умывание, одевание, уборка постели, завтрак
8.15 - 8.30 - дорога в школу
8.40 - 12.40 (13.35) - занятия в школе
14.00 - 15.00 - обед, отдых (дневной сон)
1-5.00 - 16.00 - прогулка
16.00 - 17.30 - приготовление уроков
17.30 - 19.00 - свободные занятия
19.00-ужин
19.30 - 20.30 - свободное время
20.30 - 21.00 - душ, подготовка ко сну
6. Проблема: Почему режим дня так важен для здоровья ребёнка?
Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка.
а) Обсуждение в группах следующего вопроса.
Из чего складывается режим дня?
Назовите, его основные компоненты. (Родители выбирают из слов основные компоненты режима дня).
б) Как основные компоненты влияют на здоровье ребёнка и учебную деятельность?
Питание.
Перед школой – горячий завтрак
( не стоит надеяться, что ребёнок поест в школе)
После школы – непременно пообедать!
Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах.
Сон .
Для ребёнка важен достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Младшие школьники должны спать не меньше 10 часов (некоторым полезен дневной сон).
Недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности, сосредоточенности внимания.
Учёба в школе.
Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности ребёнка, а затем отмечается её спад.
Занятия по интересам .
Оптимальное время для дополнительных занятий является с 15.00 до 16.00 часов
Двигательная активность .
Активный отдых на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ.
Вывод: Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не успел».
7. Разрабатывание запретительных законов для родителей
Каждый родитель знает, почему нужен режим дня, и все же в редкой семье он соблюдается. Мы все время делаем себе поблажки: вот пройдет праздник... сегодня воскресенье... ребенок недавно болел... у нас сегодня гости... и т. д. и т. п.
Приучение ребенка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность.
Родители в группах разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ».
НЕЛЬЗЯ:
Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
Ругать ребенка перед сном;
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
9. Решение собрания Родителям предлагается составить индивидуальный режим дня для первоклассника с учетом услышанных на собрании рекомендаций. (Приложение №1)
10.Итог:
В заключении классный руководитель подводит итоги работы, приводит слова Льва Кассиля:
Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…
11. Рефлексия.
Родители встают в круг и, передавая друг другу “Шар впечатлений”, делятся своими мыслями по поводу данного собрания, говорят о том, что им понравилось или не понравилось, как им работалось в группах, что они “вынесли” для себя с собрания и т.д.
Приложение №1
Советы родителям младших школьников
1. Младший школьник должен спать в сутки не менее 11-12 часов, включая как ночной, так и дневной сон.
2. Приучите ребенка после прихода из школы и обеда немного поспать. Для хорошего отдыха достаточно часа-полутора. Если ребенок не привык днем спать, убедите его просто отдохнуть.
3. Найдите самое идеальное в комнате место, где ребенок будет спать, где сон его будет наиболее приятным и полезным.
4. Для глубокого сна важна и одежда, в которой спит ребенок. Лучше всего для сна подходит пижама из хлопковой ткани.
5. Ужинать ребенок должен не позже чем за час-полтора до сна. Это может быть кефир с печеньем, стакан теплого молока, банан или яблоко. Перед сном обязательны теплый душ, чистка зубов. Лучшее время проведения перед сном - семейное чтение.
6. Наиболее комфортная температура для спокойного и глубокого сна - 16-17°С. В любом случае помещение должно быть хорошо проветрено.
7. Питание - это пища, которую мы употребляем. Она идет на строительство и восстановление тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечение возможности двигаться, работать, выздоравливать после болезни и т. д.
Для растущего организма значение всего этого возрастает во множество раз.
Организму нужны белки (обеспечивают строительство организма; составляют почти 20% веса нашего тела).
Жиры (запасной источник энергии).
Углеводы (обеспечивают нас энергией).
Витамины (обеспечивают нормальную жизнедеятельность, активность и хорошее самочувствие организма).
Недостаток любого из питательных веществ ослабляет организм, замедляет его рост.
Какие же советы можно дать?
1. Желательно знать высококалорийные продукты и стараться избегать их чрезмерного употребления, например, таких, как:
• сдобные хлебные и кондитерские изделия
• мороженое
• шоколад, шоколадные конфеты
• жареные продукты
2. Предусмотреть своевременное пополнение запаса питательных веществ, если перед приемом пищи были длительные физические упражнения или подвижные игры.
3. Не допускать слишком длительного перерыва между приемами пищи. При неправильном питании дети могут терять или набирать вес. Наблюдение за весом должно быть заботой не только родителей, но и мальчика или девочки, Хорошо, если в доме есть весы, а на косяке двери время от времени отмечается рост ребенка. Это воспитывает самоконтроль у детей, умение анализировать состояние своего организма и здоро
Приложение № 2
Памятка для родителей №1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
Включать веселую и ритмичную музыку.
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Памятка №2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников.
Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!