СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: Режим дня - основа здорового образа жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа: Режим дня - основа здорового образа жизни. Мы за здоровый образ жизни!

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: Режим дня - основа здорового образа жизни.»

Исследование по теме


















Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

Глава І. Теоретический анализ исследуемой проблемы…………………….4

1.1. Основные понятия исследования………………………………………...4

1.2. Модель ЗОЖ……………………………………………………………….5

Глава ІІ. Практическая часть исследования……………………………….....9

2.1. Диагностика проведения режимных моментов у учащихся 2-х классов…………………………………………………………………………………9

2.2. Разработка модели режима дня младшего школьника……………...15

2.3. Рекомендации родителям и учащимся по выполнению режимных моментов……………………………………………………………………………..21

Литература…………………………………………………………………….24


















«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя».

(Н.Амосов.)


Введение

В настоящее время проблемой формирования ЗОЖ занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии, психологии, экологии.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку.

По нашему мнению, с этим непрерывно связано и его умение соблюдать режимные моменты. Поэтому тема нашего исследования называется «Режим дня – основа здорового образа жизни младшего школьника».

Цель: разработка модели режима дня младшего школьника как основы здорового образа жизни.

Объект исследования: здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Предмет исследования: модель режима дня.

Гипотеза исследования: режим дня будет являться основой здорового образа жизни младших школьников, если модель режима дня будет включать определённые режимные моменты, стимулирующие интерес и стремление к здоровому образу жизни.

Задачи исследования:

1. На основе изучения литературы конкретизировать понятия здоровый образ жизни и режим дня.

2. Провести диагностику проведения режимных моментов у учащихся 2-х классов.

3. Разработать модель режима дня младшего школьника.

4. Дать рекомендации учащимся и их родителям по выполнению режимных моментов.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, эксперимент, моделирование, сравнительный анализ, игровой метод, обобщение.

База исследования: МОУ СОШ с. Бердюжье, учащиеся 2-х классов.











Глава І. Теоретический анализ исследуемой проблемы

    1. Основные понятия исследования


Главная ценность для каждого человека – его собственное здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, он с удовольствием работает, учится или отдыхает. О нем говорят: «это красивый человек» или «он хорошо выглядит». Здоровые люди чаще всего бывают веселыми, подвижными, активными. Не зря говорится: «в здоровом теле - здоровый дух».

Здоровый образ жизни – это то, как ты ведешь себя дома и в школе, в других общественных местах, как ты питаешься, занимаешься спортом, в одно и то же время встаешь и ложишься спать.

Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. Под образом жизни понимают способ жизнедеятельности. Наука о правильном образе жизни называется ортобиозикой. По мнению Т.Н. Захаровой понятие ЗОЖ включает в себя следующие блоки:

  • Режим труда и отдыха;

  • Физическая активность и закаливание;

  • Рациональное питание.

Здоровый образ жизни - это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.

Здоровый образ жизни – это поведение, которое сохраняет и укрепляет твое здоровье. Воспитанию здорового ребенка способствует правильно организованный режим его жизни. Режим укрепляет здоровье ребенка, организует его жизнь, приучает к распределению времени на занятия, игры, отдых, помогает воспитанию умения управлять своими желаниями, ценить время. Режим дня – определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна и отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма ребенка. Режим дня способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

«Соблюдение режима дня повышает работоспособность учащихся, создает условия для развития ребенка, организации различных видов деятельности в течение дня. Рациональное распределение времени для сна, еды, других видов деятельности и отдыха помогает выработке устойчивых учебных, культурных и гигиенических навыков. Необходимо каждому ребенку вместе с родителями составить свой режим дня и строго следовать ему…»

Таким образом, режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребенка и функциональные особенности данного возрастного периода. При четком распорядке дня у ребенка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

1.2. Модель здорового образа жизни

Анализ литературы позволяет представить ЗОЖ в виде модели включающей следующие блоки:

  • Физическое воспитание;

  • Водные процедуры;

  • Рациональное питание;

  • Труд и отдых;

  • Сон.


























Рассмотрим содержание блоков более подробно:

  1. Физическое воспитание

Физическое воспитание - это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных природных факторов с целью укрепления здоровья и подготовки к различным видам деятельности.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные движения и личная гигиена.

Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: в начале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 мин. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе. В игре совершенствуется двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус. Подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект.

Особенно важно пребывание ребенка на улице вечером перед сном. Это снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.

  1. Водные процедуры

Детям школьного возраста после каждой физической тренировки нужно принимать комфортный душ. Возможно контрастный душ с чередованием теплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой.

Закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Показателями закаливания является: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и гомеостаза.




  1. Рациональное питание

Режим питания – это рациональное распределение приема пищи по времени. Вопросу питания в настоящее время, как одному из важнейших факторов, влияющих на здоровье, придается огромное значение.

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги разговаривать. Второй завтрак ребенок получает в школе. Питаться ученик должен 4-5 раз в день. Причем завтрак должен быть питательным и горячим, а ужин легким, и никак не наоборот. Промежутки между приемами пищи должны быть не более 3-4 часов: завтрак, обед, полдник и ужин.

Ребенок должен обязательно питаться горячей пищей, а не всухомятку. У него должны быть нормальные, сбалансированные по пищевой ценности завтрак, обед и ужин. Употреблять как можно меньше жирного и сладкого, как можно больше овощей и фруктов.

Если ребенок принимает пищу всегда в определенные часы, то именно в это время и происходит усиленное выделение пищеварительных соков. Доказано, что при правильных промежутках между кормлениями к часу приема пищи создается здоровый аппетит. При запаздывании с кормлением расстраивается налаженная работа пищеварительных желез, уменьшается выделение пищеварительных соков и постепенно пропадает аппетит.

Дети должны привыкнуть спокойно и тщательно пережевывать пищу, так как во время пережевывания выделяется больше слюны, что способствует лучшей обработке пищи.


  1. Труд и отдых

Соблюдение режима труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека.

Вернувшись из школы, ребенок должен обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16 часов, соответствующий физиологическому ритму для наилучшего усвоения информации. Большое значение имеет режим труда. Если умело не распределять силы во время выполнения работы, то не избежать перенапряжения и переутомления.

Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой. Мебель необходимо подбирать в соответствии с длиной тела ребенка (при длине тела до 130-см. высота стола и стула должна быть 54 и 32см. при 130-145см-60 и 36см.,145-160см.-66 и 40см.,160-175см.70и 44см). Стул следует задвигать под стол на 4-8см. для книг иметь подставку с углом наклона 15°. Стол ставить ближе к окну так, чтобы свет падал слева. Путь света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую поверхность. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы ребенок готовил уроки в день получения задания, это значительно сокращает время на врабатывание и восстановление полученных на уроке сведений. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с вечера на утро. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40мин., после чего следует проводить 15мин. Перерывы с физкультминуткой под музыку.

1,5-2часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). Длительность просмотра телепередач не более 1,5часов 2-3раза в неделю. Лучшим время провождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия на кружках по интересам. Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.


  1. Сон

Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха, эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Сон является физиологической защитой организма, потребностью, обусловленной сложными психофизиологическими процессами. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые перенесли сверхнагрузку.

Крепкий сон - залог гармоничного развития. Именно во сне формируется мозг, развивается тело, происходят восстановительные процессы. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5часов. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты – 18 °с. У значительной части детей имеет место недосыпание, связанное с ранним началом занятий в первую смену, поздним отходом ко сну. Непосредственно перед сном у ребенка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением или похвалой чтением ребенку книг.




Глава ІІ. Практическая часть исследования

2.1. Диагностика проведения режимных моментов у учащихся 2-х классов

На следующем этапе мы попытались выяснить у учащихся 2-х классов, как мы выполняем режимные моменты.


  1. КРОССВОРД

Задания кроссворда

1. Солнце, … и вода – наши лучшие друзья.

2. В здоровом теле – здоровый … .

3. Утром на небе всходит, а вечером закатывается.

4. Чтобы день был в порядке, делай утреннюю … .

5. Как купаться мы идём, так его с собой берём.

Вафельное, льняное, махровое вытрет ваше тельце,

А называют его … .

6. Она бежит из крана,

Она течёт в реке,

С грязью справиться поможет она

Это чистая … .

7. Она с крыши висит вниз головой

И плакать начнёт ранней весной.

8. Белый пушистый ковёр

Всю землю укрыл

И дверь запорошил.

9. Природное явление, наблюдаемое после дождя.









1


2





9








3







4









5










6





7










8





  1. Игра «Семицветик»

Дети были разбиты на семь микрогрупп. Отрывали по одному лепестку, зачитывали задание и объясняли.

Лепесток 1. «Сон – лучшее лекарство».

Лепесток 2. «Здоровье дороже денег».

Лепесток 3. «Здоров будешь – всё добудешь».

Лепесток 4. «Делу – время, потехе - час».

Лепесток 5. «Без труда, нет отдыха».

Лепесток 6. «Здоровому – всё здорово».

Лепесток 7. «Труд – здоровье, лень - болезнь».

  1. Вопросы к беседам и анкетам для учащихся 2-х классов:

  1. В котором часу ты встаёшь утром?

  2. Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

  3. Ты встаёшь охотно или с трудом?

  4. Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

  5. Делаешь ли зарядку по утрам?

  6. Ты делаешь ее один или вместе с родителями?

  7. Как долго ты делаешь уроки?

  8. Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?

  1. Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние
    задания?

10.Посещаешь ли ты дополнительные занятия (кружки, секции, школы )?

11 .В котором часу ты идешь спать?

12.Что является для тебя отдыхом?



  1. Игра «Круг нашей жизни».

  2. Эта игра заставляет задуматься о своем режиме дня. Учитель чертит на доске большой круг и предлагает следующее задание:

- Это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре условные части пунктирными линиями. В каждой четверти – шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит:

  • на сон;

  • на школу;

  • на друзей;

  • на работу по дому;

  • на семью;

  • на одиночество;

  • на всё остальное.


Глядя на свой круг жизни, задайтесь вопросами: Довольны ли тем, как проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Что не хватило для верного отображения вашей жизни (творчества, музыки и пр.)? Почему всё-таки мы ждём и стремимся к изменениям.

  1. Конкурс: «Мой режим дня» с учащимися 2-х классов проводился в два этапа:

1-й этап: Мой режим дня.

Ребёнку давали конверт с разрезанными на полоски перечнем режимных моментов, и он раскладывал их по порядку.

2-й этап: Как я трачу время.

Предложили младшим школьникам подсчитать, сколько времени потребуется на каждое из важных дел.

Дети рисовали циферблат и на нем отмечали, как проходит день.

Беседа и конкурс подготовит детей к написанию мини-сочинения.

  1. Вопросы к мини-сочинению для учащихся 2-х классов

  1. Что такое для меня режим дня.

  2. Сколько времени уходит на:

  • сон

  • школу

  • общение с друзьями

  • общение с семьёй

  • работу по дому

  • разные личные хлопоты

  1. Нужен ли мне режим дня для хороших и отличных достижений.

Представим результаты диагностики:

0 баллов – не выполняет режим дня;

1 балл – средний уровень;

2 балла – высокий уровень;



РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

по вопросам с учащимися 2-х классов в количестве 24 человек



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

7.30

Сам

Труд

+

Иног

Один

3-4ч

Сам

-

+

23.00

Комп.

7.00

Род.

Разн

+

Да

Один

1,30м

Сам

Иног

+

23.00

Горки

7.00

Род.

Труд

+

Нет

-

2-4ч

Пом

-

+

22.00

Игры

7.30

Сам

Разн

+

Да

Один

5час

Сам

-

+

22.00

Телев.

7.00

Сам

Труд

+

Нет

-

1-5ч

Сам

-

-

22.00

Телев.

6.50

Мама

Охот

+

Нет

-

Сам

-

+

22.00

Комп.

7.00

Мама

Разн

+

Да

+ мама

Сам

-

+

21.00

Обще­ние

7.00

Сам

Разн

+

Нет

-

1-4ч

пом

-

+

23.00

Комп.

7.00

Мама

Труд

+

Нет

-

Зч

Пом

-

+

23.00

Велоси­пед

7.00

Баб.

Разн

+

Нет

-

Пом

-

+

22.00

Телефон

7.00

Мама

Труд

+

Нет

-

1,30м

Сам

-

+

23.00

Общение

7.00

Род.

Охот

+

Иног

Один

Зч

Пом

-


22.00

Комп.

6.30

Мама

Разн

+

Нет

-

Зч

Пом

-

+

20.00

Комп.

7.00

Сам

Труд

+

Да

Один

5ч.

Пом

-

+

22.00

Диван

7.49

Сам

Труд

+

Нет

-

Пом

-

-

22.00

Прогулка

7.30

Папа

Труд

+

Иног

Один

2,30

Пом

+

+

22.00

Кровать

6.00

Сам

Разн

+

Нет

-

2-Зч

Пом

-

-

22.00

Телевиз.

7.00

Мама

Труд

+

Иног

Один

1,30

Сам

-

+

22.00

Чтен,тан цы,общ.

7,00

Сам

Труд


Нет

-

1,30

Пом

-

+

22.00

Комп.

7.40

Сам

Охот

+

Да

+ род

Пом

-

+

21.30

Общ.по телефону

7.00

Сам

Труд

+

Нет

-

1-Зч

Пом

-

+

22.00

Чтение

7.30

Сам

Разн

+

Нет

-

Пом

-

-

22.00

Прогулка

7.00

Мама

Труд

+

Да

Один

Зч

Пом

-

+

22.00

Танцы

7.15

Сам

Труд

+

Нет

-

5-6ч

Пом

+

+

22.00

Комп.

РЕЗУЛЬТАТЫ

бесед и интервью с учащимися 2-х классов в количестве 24 человек

Цель: выяснить понимание и значение режима дня.

ПРАВИЛЬНО

объяснили суть режима дня - 68%

НЕПРАВИЛЬНО

сравнили режим дня как прохождение время суток - 32%

КРИТЕРИИ значения режима дня:

«НЕ УСТАТЬ» -14%

«НЕ ЗАБОЛЕТЬ» - 29%

«НЕ ОПОЗДАТЬ» -49,8%

«НЕ ПРОСИТЬ НИЧЕГО» - 3,6%

«ЧТОБЫ ВРЕМЯ ОСТАВАЛОСЬ» - 3,6%

Результаты анкетирования учащихся 2-х классов в количестве 24 человек

Цель: выяснить понимание и значение режима дня.

ПРАВИЛЬНО

объяснили суть режима дня - 96%

связь режима дня и сохранения здоровья отметили - 73%

связь режима дня и организации своих дел («чтобы всё успеть сделать») - 46%

связь режима дня и успешности в учёбе - 31 %

НЕПРАВИЛЬНО

сравнили режим дня как прохождение время суток - 4%

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУТОЧНОГО ВРЕМЕНИ:
УЧЁБА- - 25%

СОН- -38%

ОБЩЕНИЕ СДРУЗЬЯМИ -11%

ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ -9%

ДОМАШНИЕ ЗАБОТЫ -10%

ЛИЧНОЕ ВРЕМЯ -7%





2.2. Разработка модели режима дня младшего школьника

Исходя, из модели ЗОЖ мы предлагаем модель режима дня, который реализуется в нашей жизни.
























7.00 – 7.30
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,





















Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю зарядку.











7.30 – 7.50
Вовремя пей, вовремя ешь –
Будешь до старости крепок и свеж!















7.50 – 8.15
А когда идете в школу,

нужно слушаться без спора

указанья светофора.













8.15 – 12.55
Как пришел ты на урок, на язык повесь замок!
Далеко не прячь ключи! Там, где нужно, не молчи!



















12.55 – 13.30
И когда идешь из школы, нужно слушаться без спора указанья светофора.







13.30 – 14.00
Вовремя пей, вовремя ешь –
Будешь до старости крепок и свеж!























14.00 – 15.00
Пообедали по праву,
Отдохнули мы на славу.













15.00 – 17.00
Лучше нет в урочный час сесть решать задачи,
Чтоб прийти веселым в класс, в парту глаз не пряча!









17.30 – 19.00
Чтобы ночью крепче спать, видеть сон хороший,
Я советую гулять вечером погожим.





















19.00 – 20.00
Вовремя пей, вовремя ешь –
Будешь до старости крепок и свеж!











20.00 – 21.00
Кроватку нужно расстилать,
Ведь пора ложиться спать!







21.00 – 7.00
Баю – баю – баю – бай
Спи ребенок, засыпай.
Тебе крепко нужно спать,
Завтра в 7:00 вставать.



7.00-7.30 подъём: гимнастика, уборка постели;

7.30-7.50 завтрак;

7.50-8.15 дорога в школу (прогулка);

8.15-12.55 учебные занятия;

12.55-13.30 дорога из школы домой (прогулка);

13.30-14.00 обед;

14.00-15.00 отдых;

15.00-17.00 приготовление уроков;

17.30-19.00 прогулка;

19.00-20.00 ужин и свободные занятия;

20.00-21.00 приготовление ко сну (чистка одежды, обуви, проветривание комнат, вечерний туалет);

21.00-7.00 сон.


2.3. Рекомендации родителям и учащимся по выполнению режимных моментов

Исходя, из предложенной нами модели мы разработали рекомендации по организации режима дня для детей и их родителей.

  • Рекомендации по организации режима дня младшего школьника.

  1. Вставай всегда в одно и то же время.

  2. Начинай свой день с утренней гимнастики.

  3. Тщательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены и закаливающие процедуры.

  4. Утром и вечером тщательно чисти зубы.

  5. Проводи достаточное количество времени (два-три) часа на свежем воздухе, занимайся спортом.

  6. Соблюдай режим питания.

  7. Одевайся по погоде.

  8. Выполнять домашнее задание в установленное время.

  9. Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий.

  10. После каждого часа занятий отдыхай десять минут.

  11. Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах.

  12. Чередуй умственный и физический труд.

  13. Смотри телевизионные передачи не более одного часа в день.

  14. После школы отдохни, а затем делай уроки.

  15. Уделяй время своему любимому делу.

  16. Спи не менее десяти часов в сутки.

  17. Ложись спать в одно и то же время.

  18. Соблюдай все правила в комплексе.


  • Рекомендации для родителей по организации режима дня младшего школьника.

Сон

1. Следите, чтобы ребёнок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал всегда в определённое время;

2. Приучайте ребёнка к выполнению перед сном гигиенических процедур (умываться, чистить зубы, мыть ноги), спать при открытой форточке;

3. Не разрешайте ребёнку перед сном возбуждающих развлечений (просмотр телевизионных передач, шумные игры); не давайте перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкого чая;

4. В помещении, где засыпает ребёнок, создайте спокойную обстановку: устраните яркий свет, прекратите громкие разговоры, выключите телевизор или радиоприёмник и т.д.

Утренняя гимнастика и закаливающие процедуры

1. В режиме дня ребёнка предусматривайте утреннюю гимнастику с последующие обтиранием или обмывания тела водой;

2. Следите, чтобы дети, впервые приступающие к утренней гимнастике, начинали с более легких упражнений, постепенно усложняя их. Постепенность должна соблюдаться при проведении закаливающих процедур;

3. Требуйте от детей, чтобы они ежедневно занимались утренней гимнастикой.

Питание

1. Питание детей должно быть умеренным по количеству, разнообразным по содержанию и достаточным по калорийности;

2. Ужин должен быть легким, небольшим по количеству, и давать его следует за 1 – 1 ½ часа до сна;

3. В школе ребёнок обязательно должен получать горячий завтрак. Если в школе горячие завтраки не предусмотрены, необходимо давать ему из дома небольшой завтрак, состоящий из бутерброда, молока или сырой морковки;

4. Нужно прививать детям привычку: мыть руки перед едой, есть за чистым столом, пользоваться чистой посудой, не употреблять не мытых фруктов и овощей;

5. Дети должны есть аккуратно, не спеша, хорошо пережевывать пищу. Им нельзя разрешать читать во время еды, слишком громко разговаривать и смеяться.

Бытовой труд

1. Поливать цветы в комнате, ухаживать за ними;

2. Накрывать на стол, убирать посуду, мыть её;

3. Держать в порядке своё рабочее место, полочку для книг;

4. Следить за порядком на письменном столе;

5. Складывать в определённое место получаемые семьёй газеты, журналы. Следить за их сохранностью;

6. Кормить домашних животных, следить за порядком, чистотой того места, где они едят, спят;

7. Помогать в уборке комнаты, пылесосить, вытирать пыль;

8. Следить за сохранностью школьной формы: складывать в определённое место;

9. Чистить ботинки;

10. Делать небольшие покупки;

11. Помогать младшим братьям и сестрам содержать игровой уголок в порядке, производить посильный ремонт игрушек;

12. Посильная работа на огороде: прополка, полив, уход за цветами.


Учебный труд

1. В режиме дня детей должны быть предусмотрены строго определённые часы для выполнения домашних заданий, должно быть указано время не только их начала, но и окончания;

2. Помогайте и контролируйте при выполнении домашних заданий, действия должны быть направлены на воспитание у них самостоятельности, самоконтроля и чувства ответственности за порученное им дело;

3. Создавайте надлежащие условия для работы детей дома, в организации рабочего места;

4. Следите, чтобы учебная деятельность учащихся чередовалась трудом умственным и физическим, выполнение домашних заданий после непродолжительного активного отдыха.

Отдых

1. Предусматривайте активный отдых в течение рабочего дня, недели, учебной четверти и учебного года;

2. Следите, чтобы дети отдыхали в перерывах между учебными занятиями в школе и дома через каждые 45 – 50 минут домашних занятий, а также перед сном;

3. Постройте режим дня ребенка, чтобы в течение дня целесообразно чередовались труд умственный и физический, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе;

4. Следите, чтобы активный отдых детей после учебных занятий в школе и перед домашними занятиями не превышал 1,5 часов.

Результаты анализа в подтверждение предложенной нами модели ЗОЖ и организации режима дня мы сможем проследить при анализе детского теста здоровья «Здравик».




Литература


  1. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. Естествознание, 3 класс, М. «Просвещение», 1993г.

  2. Лисицын Ю.П. «Книга здоровья», Москва, 1988г.

  3. Рациональное питание / Смоляр В.И. – Киев: наук. думка, 1991г.

  4. Русские народные пословицы и поговорки. Сост. А.М.Жигулёв, Устинов, «Удмуртия», 1986г.

  5. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе - М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с.

  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., «Аркти», 2006г.

  7. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / авт.-сост. Т.Н. Захарова и др.- Волгоград: Учитель, 2007.-174с.

  8. Шляхтина С.Э., В.А.Минкина «Режим дня школьника». М., «Медицина», 1974г.

11