СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Роль цветописи в художественном мышлении В.П.Астафьева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                       

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Роль цветописи в художественном мышлении В.П.Астафьева"»

Введение

При изучении причин появления языковой единицы и цели ее употребления, приоритетное значение для нас имеет фигура автора, так как в тексте он передает свое мировоззрение, свою языковую картину мира.

Такое языковое явление, как колоративная лексика (колоративы - достаточно четко очерченная в языке группа прилагательных, обозначающих цвет) – одна из самых популярных лексических групп, в которую входят слова, соотносящиеся с цветовым спектром, присуще творчеству многих писателей [7; 21].

Цвет есть важная грань человеческого восприятия мира. Поэтому уже с древних веков человечество придавало цвету особое значение. Цветопись в творчестве писателей является важнейшим экспрессивным средством и несет большую идейно-художественную и эмоциональную нагрузку.

Русская литература подарила миру огромное число художников слова, которых с полным правом можно назвать «цветными», - это Бальмонт и Пришвин, Есенин и Булгаков, Державин и Набоков и много-много других писателей и поэтов. Не стал исключением и В.П.Астафьев. Выбор в качестве материала для исследования творчества Астафьева связан, во-первых, с краеведческой стороной вопроса, необходимостью знать литературное творчество наших земляков, во-вторых, творчество Астафьева имеет не только местечковый, а стало быть, практический интерес – уже общепризнано, что Астафьев – большая величина в русской литературе, и не только в русской.

Интересна и сама тема – еще не изученная, творческая, хотя литературоведом Шмоновой М. уже проанализирована проблема использования цветописи с точки зрения психолингвистики на примере «Затесей» В.П. Астафьева. Именно этим объясняется актуальность нашей работы.

Материалом для исследования послужил языковой материал, а именно цветообозначения в повести Виктора Петровича Астафьева «Так хочется жить». Повесть произвела впечатление, несмотря на то, что она художественно-публицистическая. Повесть «Так хочется жить» - своеобразная летопись. Виктор Петрович Астафьев пишет о себе, о своём детстве, о самой страшной в истории человечества войне, о людях, с которыми его столкнула судьба, о проблемах, о страданиях и радостях простых людей – словом, о жизни. Любое его произведение - свидетельство правды, порой нелицеприятной, но всегда честной и мужественной. Это настоящая летописная правда. Поэтому с полным правом Астафьева можно назвать летописцем XX века. Каждое его произведение заставляет думать о времени и о себе, о народе и власти, о жизненных ценностях, подлинных и мнимых. В астафьевоведении повесть не получила еще своего достаточного и полного освещения. Зная о том, что цветопись – черта художественной техники писателя, мы решили выяснить, какое место занимают в ней цветообозначения, каков цветовой спектр повести, каковы функции колоронимов.

Объект исследования - повесть В.П. Астафьева «Так хочется жить».

Предмет работы – роль цветописи и ее функции в художественной ткани произведения.

Цель исследования - выявить место, поэтику и функции колоронимов в повести В.П.Астафьева «Так хочется жить».

В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. изучить теоретическую литературу по теме исследования;

2. освоить корпус литературы, необходимый для изучения творчества Астафьева;

3. проанализировать повесть «Так хочется жить» с ее содержательно-формальной стороны;

4. выявить цветообозначения в повести;

5. определить функции колоронимов в поэтической структуре.

В работе использованы следующие методы исследования:

  1. анализ;

  2. выборка, обработка результатов;

  3. обобщение полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что впервые в повести В.П. Астафьева исследуются такие языковые единицы, как цветообозначения.

Данная работа имеет и практическую значимость, так как произведение писателя представляет интерес для школьников, интересующихся творчеством В.П. Астафьева, может быть использовано на уроках по внеклассному чтению, на факультативных занятиях. Мы надеемся, что наша работа станет интересна не только школьникам, но и всем тем, кто интересуется творчеством писателя.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, методического пособия, включающего в себя 14 приложений.







Глава I. Цветопись как прием искусства

1.1. Учение о цвете в искусстве и психологии

Цвет – явление загадочное. Человечество видит мир в цвете – так устроен его глаз, его зрительная цветовая память. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Цвет – источник многих парадоксов мышления.

Искусство прежде всего интересуют символистские, эстетические и психологические особенности цвета. Так в искусстве возникла теория цветописи как экспрессивно-эмоционального средства изобразительности, приема для передачи состояний, цветовых особенностей предмета, его оценки и т.д. Цвета, их сочетания воздействуют на чувства человека, способствуют формированию определённого настроения. Именно это нередко используется в художественной литературе. Человек воспринимает окружающий мир в цвете и в своем творчестве широко использует весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Многоцветье, яркость, например, чаще всего вызывает у читателя ощущение радости, праздничности.

Базой для создания теории цветописи как приема послужили наблюдения средневековых богословов, реальная практика живописцев, работы искусствоведов, психологов. В числе этих работ работа немецкого поэта И.В.Гете «Учение о цвете». Иоганн Гёте отдал 20 лет упорного труда этому исследованию, в котором подтвердил мысль о том, что «определенные краски влияют на душу человека», т.е. подытожил данные психоэмоциональной теории цвета.

Отмечая действие цветов на настроение, Гете делил цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие, теплые, положительные и порождающие печально-беспокойное настроение, холодные, отрицательные. К возбуждающим и оживляющим цветам он относил красный, фиолетовый, голубой и желтый – «веселые», «добрые». Синий, с точки зрения Гете, вносит беспокойство. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует, по мнению Гете, состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый - с зеленью, голубо-зеленый - с водою, оранжевый - с пламенем и т.д.

Оценочное восприятие цвета психикой человека субъективно, поэтому в работах разных исследователей цветовые психологические ассоциации совершенно иные, отличные от ассоциаций Гете. Таким образом возникают концептуально-художественные и индивидуально-авторские корреляции. Но в то же время прослеживается и некая общность в восприятии цвета. Так, черный цвет неизменно возбуждает негативные эмоции. Красный цвет во всех культурах считается цветом напряжения, возбуждения. В языках многих культур имеются сходные идиоматические выражения: «краснеть от стыда», «зеленеть от тоски», «чернеть от горя» Это дало основание утверждать, что есть некая логика и объективность в сцеплении эмоций и цвета, и она оказывается типичной, эквивалентной для многих народов, культур, эпох. Так возникло понятие архетипа цвета.

Приведем еще ряд классификаций психологических интерпретаций цвета.

Ученый Стефенеску-Гоанга делит цвета на две группы: первая из них (пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета) является возбуждающей, вторая – успокаивающей (зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета).

Пурпурный цвет - величественный, царственный;

красный цвет - возбуждающий, оживляющий, согревающий, богат ассоциациями;

оранжевый цвет - жизнерадостный, пламенный;

желтый цвет - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный;

зеленый цвет - спокойный, создает приятное настроение, богат ассоциациями;

голубой цвет – спокойный, легкий, прохладный;

синий цвет - спокойный, нежный, печальный, тоскливый, сентиментальный;

фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.

Классификация цветов, предложенная оптикой и экспериментальной психологией, выделяет две группы [5; 135]:

1) теплые, стимулирующие цвета, связанные с процессами ассимиляции, активности и напряжения (красный, оранжевый, желтый, белый). Эти цвета напоминают цвет огня, солнца, цвет раскаленных тел.

2) холодные, тормозящие цвета, относимые к процессам диссимиляции, пассивности, расслабления (синий, индиго (средний цвет между тёмно-синим и фиолетовым), фиолетовый, черный). Холодные цвета ассоциируются в представлении человека с чем-то холодным – льдом, лунным светом и т.п.

Промежуточный зеленый цвет относится к обеим группам.

Еще одна классификация, предложенная Ю.В.Лазаревым. В ходе психолингвистического анализа исследователь пришел к выводу, что все цвета по их свойствам и по их воздействию на читателя делятся на две группы.

К первой группе относятся цвета инверсируемые, отличающиеся двойственным характером воздействия: красный, синий, желтый и зеленый. Инверсируемые цвета - те, которые могут выполнять либо мажорную, жизнеутверждающую, либо минорную, жизнеразрушающую функции в зависимости от словесного окружения цвета (например, красный может быть и цветом здоровья, молодости, веселья, и цветом крови, страданья, гибельного огня).

Вторую группу образуют неинверсируемые цвета. Это голубой и розовый, которые указывают на явления только положительной красоты. Однако при употреблении этих цветов автор для достижения самого разнообразного психологического воздействия на читателя изменяет условия использования одного и того же цвета, превращая неинверсируемые цвета в инверсируемые.

Таким образом, цвет как характеристика бытия привлекал исследователей во все времена. Знание закономерностей воздействия цвета на человеческий организм очень важно в творчестве художника, писателя [6; 35].


1.2. Функции колоронимов

Для исследователей цвет в литературе имеет особый, исключительный интерес, так как писатель, как и любой человек, использует его интуитивно, подсознательно, что говорит об индивидуальном миросозерцании, неординарном взгляде на окружающий мир. Хотя употребление того или иного цвета может быть объяснено религиозными убеждениями, образованием, воспитанием, субъективными вкусами, модой и пр., именно в этом и есть принципиальное различие цвета в литературе от цвета, например, в живописи, где использование цвета часто, но не всегда, подчинено традициям, в которой колорит входит в систему изучения живописи непосредственно.

Типичные функции цветообозначений отмечены С.И.Меньчевой [16]:

  1. Предметно-изобразительная функция.

Цветообозначения реализуют предметно-изобразительное значение, выступая при изображении предмета, природы, и создания портретной характеристики персонажа. В этой функции цвет передает наглядно-чувственный характер вещи, явления, человека. Как свойство тела вызывать определенные зрительные ощущения, цвет оказывается неотделимым от предмета, эта нераздельность восходит к тому периоду, когда признак и предмет составляли одно целое (предмет→ цвет). Не случайно семантизация цвета имеет предметную отнесенность (белый - цвет снега; зеленый - цвет травы и т. п.).

Цвет в этой функции выступает в своем прямом словарном значении и дает возможность запечатлеть краски мира, многообразие цветовых оттенков.

Исследовательница В.Г.Кульпина предлагает следующую классификацию колоронимов, относящихся к антропоморфной группе: 1) внешность человека: одежда, лицо, волосы, глаза, руки, кожа; 2) быт; 3) строения; 4) продукты питания [8].

Колоронимы в этой функции - наиболее часто встречаемая функциональная группа.

2. Эстетизация предметов и явлений и создание определенного эмоционального настроения (эмоционально-экспрессивная функция).

Колоронимы в эмоционально-экспрессивной функции весьма часто встречаются при описании природы, с их помощью создается определенная эмоция, как позитивная, так и негативная

3. Морально-оценочная функция цвета.

Цвет является средством оценки. Оценке может поддаваться человек (как положительной, так и отрицательной), предмет, природа.

Оценочность цвета постигается через контекст предложения. При этом часто используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, оценочные прилагательные, слова с внутренней формой, стилистически окрашенная лексика.

4. Психологическая функцию цветообозначений реализуется через цветовые ассоциации психофизического свойства. Общеизвестно, что цвет выражает язык определенных душевных эмоций, физических состояний и ощущений, являясь неким психологическим феноменом.

5. Функция указания на пространственно-временные характеристики предмета. Пространственно-временные характеристики определяют, как изменяется предмет во времени и в пространстве.

6. Символическая функция

Цвет как средство символики - одно из интересных и примечательных средств языковой и смысловой выразительности произведения. Поэтому в этой функции цвет встречается очень часто. Каждый отрезок цветового спектра характеризуется определенным эмоциональным тоном, который является информацией, образующей смысл цвета, его символику и многозначность: белый - цвет невинности и смерти; красный - цвет любви и ненависти и т. п. В этой функции цвет зачастую коррелирует с психофизической функцией и вызывает эмоциональную реакцию или выражает душевное состояние: так, по мере приближения к белому красный как «активность», «страстность» переходит в розовый как «нежность», «единение с миром»; перемещаясь к черному, красный приобретает «отрицательные» оттенки, багровый цвет проявляет такие свойства, как «повеление» и «подавление».

В революционной символике вместе с красным тесно соседствует и черный. Черный - цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников чрезвычайной комиссии.

Синий цвет воспринимался романтиками как символом гармонии, счастья, совершенства, которые только и есть в иных мирах. Синий цвет – эмблема воздушности, легкости, парения, беззаботности, бестелесности, тишины, покоя. В этом значении синий цвет выступает в следующих строчках-стихах.

В роли колоративов выступают не только прямо названные цветовые номинации предметов и явлений, но и опосредованные цветонаименования, слова, вызывающие определенные цветовые ассоциации. Так «незабудка» вызывает в сознании определенную цветовую картину по ассоциациям, огонь всегда ярко-желтый, и так у прилагательного «огненный» возникло соответствующее ассоциациям значение. Цвет как бы опредмечивается, он тесно срастается с предметом, и на этом основании возникают цветовые картины вьюги, снега, пламени, бледности, тумана. Цветовые коннотации приобретают такие слова, как «светлый», «темный», «галочий», «хмарь», «солнце», «блеск», «сумерки» и т.д. За счет этих опосредованных цветообозначений количество колоронимов в языках значительно возрастает, а произведения получают цветность.

1.3. Цветопись как выразительный прием в русской

литературе

Изучая тщательным образом цветность, мы можем поставить вопрос о колористических тенденциях той или иной эпохи. Каждая эпоха имеет свои краски: иногда они яркие и сверкающие, иногда бледные и мрачные. Писатели тонко чувствуют эпоху и выражают колорит времени в своих произведениях.

Исследователь С.Соловьев, сравнивая и сопоставляя цветовые палитры писателей, говорит о колористических тенденциях эпохи века XVIII и XIX. Он характеризует цветовую насыщенность произведений некоторых русских писателей XVIII и XIX вв..

Своеобразна роль желтого цвета в русской литературе. Если красный оставался одним из главнейших цветов в спектре фактически всех русских писателей и поэтов, если розовый и голубой неизменно привлекали и радовали их, то совершенно иным было отношение к желтому.

Литература XVIII и начала XIX века не признавала желтого цвета. У Державина, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова желтый используется сухо и деловито информационно. Желтый в его позитивной семантике звучит у них как золотой. У них золотые поля, золотые облака, золотые тучи солнца и даже золотые волосы. Золотой долго еще будет использоваться вместо желтого. Желтый как цвет негатива используется Толстым и Достоевским. Так возникнет отвратительный желтый, душный Петербург у Достоевского. Этот цвет усиливает ощущение нездоровья, болезненности. Мы видим желтую мебель, картинки в желтых рамочках на стенах в комнате у старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтую, похожую на шкаф или на сундук, каморку Раскольникова с желтенькими пыльными обоями.

А.Блок в написании слова «жёлтый» различал желтый и жолтый, требуя неукоснительного соблюдения этого различия [14;60]. Так, например, в понятие «жолтый» А.Блок вкладывал особый идейно-психологический смысл («жолтый» - как синоним душевной сытости, мещанского самодовольства, всяческого хамства) - в отличие от слова «жёлтый», служившего просто обозначением цвета. Примером может служить стихотворение «Фабрика»: «В соседнем доме окна жолты…».

Символика желтого негативная – это грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь [12; 114].

Вторым значимым цветом является золотой. Золотистой цвет имел позитивную коннотацию. Это цвет (и материал) окладов икон. Он выявлял поэтические свойства предмета. Золотой - один из предпочитаемых цветов поэта.

Розовый и голубой цвета - обычно весьма трафаретно и даже слащаво используемые в литературе. [12; 199]. И тем не менее оценка их позитивная.

Розовый - излюбленный цвет при изображении ланит, рук, шеек, тел у детей, подростков, девушек, женщин. Розовые закаты и восходы, розовые платья, мечты, надежды. Необъятное количество розовой краски потрачено в мировой литературе для изображения счастливого, приятного, отрадного, молодого, жизнерадостного. Пушкин в молодости восторженно относился к розовому и воспевал его в своих юношеских стихотворениях.

Серый цвет – символ тоски, безысходности и душевной опустошенности. У Блока он является атрибутом «железно-серого города» с «серыми оградами», «серыми лужами», «сизыми окнами».

Например, у А. Чехова в повести «Дама с собачкой» определение «серый» используется каждый раз в буквальном смысле (серые глаза, серое платье, чернильница, серая от пыли, серый забор, серое суконное одеяло). Однако в общем контексте повести этот заурядный серый цвет приобретает особую значимость, значение серого цвета становится образным значением, переходящим в значение символическое – это образ будничности, неприметности, безысходности [3; 22]. Герои повести не могут выбраться за пределы этого «серого цвета», они задыхаются в нем, он становится образом их жизни.

В произведениях Н.В.Гоголя серый цвет сопровождает всё неопределенное, опустившееся. Серого много вокруг Манилова и в жилище Плюшкина (толстый слой пыли и старый хлам).

Красный и его оттенки пурпурный, багровый означает напряжение сил, борьбу, войну, конфликты, трагедию, драму, гнев, жестокость, ярость, страсти, тревогу. Красный цвет- символ революции. Опосредованность символикой красного цвета общественно-политической жизни революционной России была настолько широкой, что этот цвет стал именем нарицательным. Символами Советской власти стала «красная гвоздика, спутница тревог», «красные банты». Красный вообще воспринимался как цвет власти. Поэтому у царей древности были красные, багряные мантии. Пушкин создает зловещий образ царицы Клеопатры в багряной, царской одежде.

Пурпурный - цвет богатства, царственности, высшей красоты. Все оттенки пурпурного цвета любимы в народном искусстве славян. Очень много малинового и багряного в поэзии С. Есенина.

Зеленый цвет – цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость.

Синий. Символика синего исходит из очевидного физического факта - синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего - божественность. Сопряженные с ним значения - таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности, в любви), совершенство, высокое происхождение («голубая кровь»), правосудие («божье дело»). Синий и голубой стали излюбленными цветами русских поэтов. Среди поэтических цветов – розового, золотого, алого, серебристого, белого, черного, красного, сиреневого - синему (и его синонимическим заменителям – бирюзовому, голубому, лазурному) принадлежит приоритетное почетное место.

Но синий цвет также и цвет негатива. Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла. Кроме того, синий - антипод красного и желтого, символов жизни, радости и цветения. Трансцендентность демонических сил и самой смерти также порождает негативную символику синего [2].

В теле человека синий и голубой хороши только как цвет глаз. Там же, где синий неуместен, он обозначает порок, наркоманию, болезненное состояние от холода, голода и прочее.

Несколько иной характер имеет символика голубого. В наше время она то ли сомнительна, то ли откровенно негативна. Чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, эротизм (содомитского толка), маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие и беспроблемность (в худшем смысле), мещанство.

Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение - свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет - это божество, благо, жизнь, полнота бытия [4; 45].

Символические значения белого: полный покой, безмятежность, мир, тишина, чистота, целомудрие, сосредоточенность.

Но белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир.

Черный цвет. В русском народном языке слово «черный» обозначает нечто старое, грязное, незавершенное, лишенное блеска: «черная старуха», «чернавка», «черный ход», «черный пол», «черновик».

Символика черного в основном негативна: зло, страдание или несчастье, болезнь, колдовство, смерть, ночь или тьма.

Коричневый. Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой серого. В природе этот цвет весьма распространен, и во всех природных объектах ценится людьми. Однако, в древности и в Средние века этому цвету придавали негативный смысл. В древнем Риме коричневые туники носили рабы; для высших классов общества этот цвет был запретным.

В ХХ веке мастера стиля модерн выражают в коричневом настроения грусти, увядания, предчувствия смерти, усталости и тоски. Видимо, есть в этом цвете нечто, привлекающее усталую и болезненную душу, утратившую непосредственную радость жизни.












Глава II. Цветопись и ее функции в повести В.П. Астафьева «Так хочется жить»

2.1. В.П.Астафьев и его место в литературе

Явление, именуемое «Астафьев», в общественно-художественной и духовной жизни России второй половины XX века действительно феноменально. В личной и творческой судьбе писателя необычно всё. Путь художника пролег через «жестокие жернова жизни» (Е.Носов) - раннее сиротство, детдом, ФЗУ, окопы Великой Отечественной войны, черную работу в послевоенном уральском городке Златоусте, журналистскую поденщину в местной печати – к вершинам мировой славы.

Входил в литературу В.П.Астафьев задиристо, даже первый свой рассказ написал после того, как, заглянув случайно на занятие литкружка, услыхал чтение одним из кружковцев своего совершенно лубочного рассказа про войну. «Взбесило меня это сочинение, - вспоминает Астафьев. - …Разозлился и ночью, на дежурстве стал писать свой первый рассказ о друге-связисте Моте Савинцеве из алтайской деревни Шумихи. Умирал Мотя с прирожденным спокойствием крестьянина, умеющего негромко жить и без истерик отойти в мир иной». Этот рассказ (назывался он «Гражданский человек») увидел свет в 1953 году в газете «Чусовской рабочий». Потом стали появляться в уральских произведениях и другие рассказы, а о повестях «Стародуб», «Перевал», «Звездопад» уже заговорила столичная критика. В этих произведениях уже оформилась уникальная творческая индивидуальность Астафьева: это небрезгливость перед хаосом повседневной жизни народа, это до надрыва доходящая восприимчивость и чуткость, это неистовая ярость при встрече со злом – будь то слепая дурь массового сознания или безжалостный гнет государственной машины, это сочность словесной фактуры – с лиризмом и гротеском, со смехом и слезами, баловством и истовой серьезностью.

В произведениях Астафьева спрессован изнурительный труд души художника, остро переживающего все, что совершается в мире, мечущегося мыслью, запальчивого в чувствах, но всегда искреннего в своих поисках истины. Произведения, не всегда ровные по степени совершенства, порой очень угловатые и даже колючие по мыслительному напору, раздражающе беспокойные по эмоциональному пафосу, все-таки представляют собой вполне узнаваемую художественную систему. Ее структурной осью выступает диалогическая оппозиция жестокого натурализма и открытой сентиментальности. Семантика этих полюсов у Астафьева устойчива: если натуралистический срез мира – это полюс хаоса, гибели души и жизни, то сентиментальный срез – это всегда полюс идеального, эстетически возвышенного [9; 133].

Астафьев был особенным, оригинальным художником. Нетрадиционны у него постановка и решение проблем, общих в его творчестве с писателями-современниками.

Виктор Петрович Астафьев был самородком и самоучкой, прекрасно знал поэзию, любил и почитал Ф.М. Достоевского, восхищался Н.В.Гоголем и И.А.Буниным, из современников особенно ценил Евгения Носова и Константина Воробьева, поэта Алексея Решетова, о критике Александре Макарове написал целую книгу. Он прошел детдомовскую жизненную школу, обусловившую его пронзительный, отчаянный лиризм. Этим объясняется, вероятно, и его постоянное обращение к фигуре Николая Рубцова, тоже сироте.

Астафьевские произведения неизменно автобиографичны. Критик В.Курбатов назвал его творчество «книгой одной жизни» [13; 451]. Исповедальностью отмечена вся его проза и публицистика.

Ярко самобытен язык астафьевской прозы, ставший объектом пристального внимания и изучения для десятков ученых-лингвистов. Основные черты астафьевского стиля – постоянное стремление к широким лирико-философским обобщениям, автобиографичность, склонность к натурализму, авторский максимализм, разоблачительный пафос, ирония. «Проза Астафьева – это всегда размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о Родном русском характере...» [13; 460].

Астафьев настолько крупное явление в русской литературе второй половины XX века, что даже его художественные просчеты и то, что могло вызывать решительное несогласие с ним, творчески значительно и примечательно для состояния художественного сознания его времени.


2.2. Цветопись в творчестве В.П.Астафьева

Как природный человек, Виктор Петрович Астафьев тонко чувствовал запахи, видел краски земли - был художником, наделенным острым и чутким обонянием и зрением. Поэтому большое место в его творчестве занимает цветопись - прием в литературе весьма распространенный, типичный, но не потерявший от этого своей выразительности, экспрессивности, значимости. Это прием потому так частотен по количеству его применений, потому что помогает глубже прояснить творческую концепцию писателя, понять его самобытную философию, особенности мировидения, оценить неповторимость почерка, а также понять замысел и идею произведения.

Астафьев во всех своих произведениях неизменно обращал внимание на цвет окружающих мир предметов, на цветовые подробности в описании внешности человека.

Активное использование цветообразов позволяет сказать определенно, что в системе идейно-художественных средств Астафьева цветопись немаловажна. Мы придерживаемся мнения С.М.Соловьева, который различает два типа художников слова: 1) колористов, для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет». В.П. Астафьева следует отнести к первому типу художников.

В своем восприятии мира Астафьев всегда обращает внимание на цвет. Исследовательница М.Шмонова выявила следующие особенности использования цветописи в творчестве Астафьева:

1) цвет определяет фактуру предмета, дает глубокую психологическую картину описываемого («Сталистая поверхность воды», «ржавые и мертвые болота»).

2) на идейно - художественном уровне произведений цвет выступает как средство авторской оценки.

3) для писателя характерна своя цветовая палитра, отражающая его психологию и связанная с идеями его произведений [1].

Наиболее частотные цвета у Астафьева – типичные: красный, белый, зеленый, черный, желтый, серый, голубой.

Белый цвет в творчестве В.П. Астафьева

В.П. Астафьев в своих произведениях белый цвет и его оттенки употребляет довольно часто. Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, осветляет, обновляет все соседние цвета, создает ощущение легкости.

Этот цвет боится «черного» и взывает положительные ассоциации, потому что отражает все цвета радуги.

Психолингвистические характеристики белого цвета: 1) положительные характеристики: нетронутость, полнота, самоотдача, открытость, единство, легкость, способность выявлять скрытое и ложное; 2) негативные характеристики: изоляция, бесплодность, скука, чопорность, разочарование, отрешенность.

В описании природы белый цвет и его оттенки встречаются у В.П.Астафьева часто в самых разных цветовых контекстах.

И отдельная тема использования символики белого цвета – это белый снег. Он присутствует почти во всех рассказах. Наверное, даже не весна является признаком обновления природы, возрождения жизни, а осветливший землю снег. Снег как символ белизны, чистоты.

Прошедший через мясорубку войны, видевший реки крови, писатель ценил тишину, гармонию, умиротворенное состояние, которое ассоциировалось у него с белым цветом.

Зеленый цвет в творчестве В.П. Астафьева

Влюбленный в природу Астафьев, конечно же, влюблен и в зеленый цвет. Поэтому пафос его произведений – зеленый цвет.

У В.П. Астафьева в изображении природы неизменно упоминается прилагательное зеленый. Особенно часто писатель использует существительное женского рода «зелень» в значении всё, что одето листьями, лиственная одежда всего растительного царства: древесная листва, огородная ботва, злаки, трава [15; 12]. 

Зеленый – это также цвет, обозначающий нездоровье, неблагополучие.

Черный цвет в творчестве В.П. Астафьева

Создавая портреты своих персонажей, автор прорисовывает некоторые детали черным, иногда чисто описательно: «девочки в беленьких платьишках, обе черноглазые и в веснушках». В повести «Так хочется жить» «чернявый офицерик» был похож на тех, что служили при дворе свергнутого царя».

Черный цвет представляет собой смешение всех цветов. С одной стороны, это цвет торжественности и достоинства. Но, с другой стороны, черный цвет символизирует траур, смерть и грех [15; 13]. Яков Обухов отмечает, что черный цвет обычно выбирают люди тревожные, трудно вступающие в эмоциональный контакт, беженцы и вынужденные переселенцы [11; 30].

Страх у Астафьева также окрашен в черный цвет, умирание природы всегда у Астафьева изображено при помощи черного цвета.

Голубой цвет в творчестве В.П. Астафьева

Голубой цвет у писателя чаще всего ассоциируется с безмятежностью, покоем, чистотой или печалью, свидетельствует об обращенности вовнутрь [15].

Желтый цвет в творчестве В.П. Астафьева

Согласно теории американского психолога Макса Люшера, цветотип человека может сказать многое о нем [10; 150]. Желтый цвет используется Астафьевым для обозначения расцветки растений.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в творчестве В.П.Астафьева представлена вся цветовая гамма. Но наиболее часто встречаются три цвета: белый, черный, зеленый. Они составляют основу цветового мировосприятия писателя, творчество которого посвящено природе, людям. Эти три цвета помогают автору выразить свое отношение к окружающему миру, передать состояние внутреннего мира героев.

2.3. Повесть В.П.Астафьева «Так хочется жить», проблематика и художественные особенности

Повесть Виктора Петровича Астафьева «Так хочется жить» возвращает читателя, да и самого автора после долгого перерыва, к вечной теме войны. С болью и горечью писатель бросает своего главного героя, простого 18-летнего паренька, в самое пекло военных действий, со всеми их жестокостью, безумием, страхом, кровью, грязью и бессмысленностью.

Было жутко читать, как Растакуев, пользуясь властью, стал издеваться над Коляшей: натравливал других курсантов его бить, посылал после тяжёлого учебного дня, когда все в казарме ложились спать, долбить мёрзлую помойку, мыть умывальную и туалет, наконец, жестоко избил его [1; 15]. И очень страшно, когда жизнь, которая только начинается, может оборваться в любую секунду, и парень, которому так хочется жить, так и не успеет ничего понять и испытать, кроме ужаса, страха и смерти.

Повесть «Так хочется жить» состоит из трёх частей: первая – «Дорога на фронт» - охватывает три военных года Коляши. Вторая – «Дорога с фронта» - описывает 15-20 лет жизни Коляши после войны. Третья – «Лунный блик» - это фрагменты жизни Николая Ивановича Хахалина в 70-90-е годы. Композиция повести держится на едином тематическом стержне - войне.

Человек и власть, человек и государство – эти проблемы в разных аспектах затрагиваются в повести «Так хочется жить». Чем сильнее астафьевский персонаж противится безликим и слепым механизмам войны, тем больше у него надежды выжить в этих обстоятельствах.

Герой Виктора Астафьева «Так хочется жить» Коляша Хахалин слишком сильно любит жизнь, слишком сильно цепляется за ее секунды, чтобы просто так умереть. Преодолевая ужас, превозмогая себя и обстоятельства, Коляша остается жив. Но – ради чего?

Повесть «Так хочется жить» делает путь возвращения к вере более длительным и болезненным для героя, переносит его в годы зрелости Николая Ивановича Хахалина. Изображаемый процесс захватывает далеко не всё общество, а лишь малую его часть, включающую главного героя. «Коляша Свист» становится в представлении окружающих «монахом». Трудно судить, в каком прозвище меньше иронии. Возвращение героя к богу, несмотря на все его радикальное и очищающее для души значение, приобретает из-за этой детали (героя дразнят «монахом») характер частный. Эволюция личности, очищение души купируются инерцией погрязшего в пороке общества. Переменился после Валаама Хахалин, но вряд ли переменился из-за этого мир вокруг него.

Приобщение к вере и богу не прекращает душевных волнений и поисков Коляши. Теперь они связаны с поэзией и попыткой понять современного человека и современную жизнь.

Повесть «Так хочется жить» не только о войне и человеке на ней, но и о любви, «о несостоявшейся любви, объехавшей, облетевшей или прошагавшей мимо меня», как характеризует ее сам автор, - ощущение счастья от встречи «с любовью, этим вечно обновляющимся даром Господним», соседствует печальным чувством утраты, признанием героем собственной несостоятельности: «Увы, увы, дар великий, дар бесценный умудрился я профукать» [1]. И все же - дар, божественное озарение, крохотной звездочкой воспоминаний освещающий всю последующую жизнь в ее грустях и радостях, придающий ей смысл и поднимающий над серой накипью будней.


2.4. Функции цветописи в повести В.П.Астафьева «Так хочется жить»

Как мы уже выше говорили, повесть Астафьева - это гневная книга о напрасно загубленных жизнях. И все-таки герои ее, прежде всего главный герой, хотят жить. И герой, и стоящий за ним автор, от лица которого ведется повествование (а тем более, что в герое узнается сам Астафьев), вглядываются в мир, любовно берегут его, отмечают каждую положительную черточку жизни, стараются увидеть мир в красках, а не только в его отрицательных моментах. Именно поэтому в романе присутствуют краски, цветообозначения, и их достаточно много: на 190 страниц текстового объема повести приходится 390 колоронимов. Их присутствие также позволяет сделать вывод о том, что цветопись - устойчивая черта поэтики писателя, что цветовое восприятие мира у Астафьева было интенсивное и красочное. При этом Астафьев не делает цветопись навязчивой, доминирующей чертой своего стиля – ему присуще чувство меры и даже некоторая осторожность в применении цветообозначений, но при этом использовал все возможности цветописи.


2.4.1. Предметно-изобразительная функция

Наиболее часто встречающиеся у Астафьева цветообозначения реализуют предметно-изобразительную функцию. Это самая большая группа в процентном отношении из числа всех колоронимов, использованных в тексте. Функция этой разновидности колоронимов – дать наглядно-чувственное описание явлений, предметов быта, внешности, которые ведь всегда окрашены. Литература - отражение внешнего мира, именно поэтому эта функция колоронимов естественна, органична и необходима. Выше уже говорилось, что цвет всегда предметно связан. Цвет вводится в восприятие предмета, благодаря чему в цвете «оживляется» (как внутренняя форма) его чувственно-предметная природа, и мир начинает видеться в красках, формах, особенностях.

При описании внешности человека Астафьев обращал внимание на глаза, которые являются наиболее важной частью внешности. В сознании человека именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами, душой. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. И здесь писатель находит удачные приемы характеристики. Он не просто и банально указывает цвет глаз.

При описании цвета лица командиров воинских частей Астафьев использует колорему «румяный». Румяный человек – здоровый и радостный, великий и могучий, удачливый и счастливый. Однако эта позитивно-оценочная и в то же время изобразительная колорема под пером Астафьева становится знаком негатива. Она применена при описании людей грубых, сытых, отъевшихся на войне, в то время как простые, обычные люди измождены, усталы, нездоровы.

Так как Виктор Петрович был писателем-колористом, писателем-художником, он старался найти небанальные описания, часто использовал оттеночные цветообозначения.

Нередко с помощью цветообозначений Астафьев описывает волосы. Наибольшее число цветообозначений волос связано с колоремой «седой». Обычно эта лексема символизирует мудрость, старшинство, преклонный возраст или пережитое горе.

Такое большое количество колоронимов с данной функцией позволяет сказать, что Астафьев – по преимуществу художник-изобразитель, описатель, живописец, художник-реалист, остающийся на уровне предметной реальности. Он описывает мир, его многообразие, его пространство, Взгляд художника замечает предметы, людей, в окружении которых живет человек и которые ему интересны. Эти предметы, эти люди даны в их наглядно-чувственном восприятии, в их исторических характеристиках, в обусловленности временем. Цветовая констатация у Астафьева настойчива и последовательна. Он не устает отмечать отличительные цветовые приметы предметов. Можно смело сказать, что цветовые номинации предмета - это черта его писательской техники.


2.4.2. Эмоционально-экспрессивная функция

Эмоционально-экспрессивная функция колоронимов призвана нарисовать ярко и выразительно красочные, особенные отличительные свойства предметов и при этом выразить некое чувство, отношение, создать определенную эмоциональную ауру вокруг явления.

Тема книги – война. Рисуя войну, Астафьев использует любимый свой прием контраста.

Природа выступает как символ мира, как естественное его состояние, как явление красоты.

Описания природы у Астафьева всегда сопровождаются красками. По отношению к природе он выступает как эстет, умея увидеть ее неизреченную красоту. И в нас, в читателях, он пробуждает эстетическое чувство. С помощью цветообозначений он высвечивает внутреннюю сущность предмета и вместе с тем оставляет за читателем право на своё, индивидуальное видение, эмоциональное восприятие изображаемого мира.

Астафьев, как художник слова, любит использовать эпитеты, их употребление придаёт речи особую выразительность, эмоциональность.

Одна из частей повести названа «Лунный блик». В ней ключевой для всей повести эпизод: очарованный волшебным сиянием луны, серебристо отраженным в воде, герой испытывает чувство восторга. В сравнительно небольшом пространстве повести эпитет «лунный» упоминается трижды. Да и в самом названии главы («Лунный блик») мы видим эпитет. И слово становится лейтмотивом, повторяясь, получает значимость. Но лунный – это еще и цветообозначение (серебристо-желтый, мерцающий). Благодаря такому приему, как расширение смыслового поля слова, цветообозначений в повести становится намного больше, и она приобретает цветность. И это оригинальная и устойчивая черта стиля Астафьева – делать цветным нецветное, вскрывать потенции слова, расшифровывать его, подновлять. Это по плечу только мастеру языка. Таковым и был Астафьев.

Используются колоронимы в эмоционально-экспрессивной функции и при описании человеческих чувств и состояний, сливаясь в этих случаях с морально-оценочной и психофизической функциями.


2.4.3. Морально-оценочная функция

Астафьев был писателем-моралистом, никогда не скрывал своих оценок, честно, прямо и без обиняков высказывал свое суждение. Он не чуждался учительства, его книги – сплав публицистики и художественности, отсюда и цветообозначения принимают у него моральную коннотацию.

Оцениваются у Астафьева как герои, так и предметы быта, явления природы. Нередко в данной функции колоронимы употребляются с суффиксами –еньк (-иньк), -яв и имеющими значение уменьшительно-ласкательные или пренебрежительности, презрительности или неполноты признака.

Цветообозначения с морально-оценочной функцией употребляются часто в сочетании с уточняющими оценочными прилагательными.

Мы уже говорили, что задача у книги критическая, поэтому оценок явлений, людей у писателя достаточно много, и оценок негативных. Писатель замечает много абсурда в русско-советской жизни. Его тревожит деморализация человека, бездушное к нему отношение. Критикой пронизаны многие рассуждения писателя, многие описания. И здесь также цвет помогает Астафьеву быть выразительным, кратким, ярким. Все стены при Советской власти были обязательно стереотипно зеленые, тоскливые. Совершенно по-другому озвучена цветопись в пейзажных картинах, где зеленый цвет выступает в своих позитивных коннотациях.

Морально-оценочная функция цветописи выясняется часто в контексте предложения или описанной ситуации.


2.4.4. Психологическая функция

Цветовые ассоциации психофизического свойства реализуют психологическую функцию цветообозначений. Уже говорилось, что цвет выражает язык определенных душевных эмоций, физических состояний и ощущений, являясь неким психологическим феноменом. Астафьев показал физическое состояние героев во время стыда, во время похвалы, во время гнева, во время волнения и в минуты счастья, в минуты напряжения, усталости, в минуты душевной работы, в минуты ярости.

Астафьев писал отнюдь не книгу психологическую, взгляд Астафьева направлен на внешний мир, на его постижение, а не на постижение душевной жизни и душевных процессов человека. И тем не менее, эта функция колоронимов нашла свое место в этой повести.


2.4.5. Символическая функция

В данной функции цвет выступает как средство символики.

Символика цветописи Астафьева достаточно традиционна, поэтому не бросается в глаза. Культурно-историческая традиция для Астафьева всегда была значима и уважаема. Поэтому у него и символика цвета, и эпитетика обычны.

В символических значениях выступает колорема «зеленый» в пейзажных зарисовках, где цвет выступает как пробуждение природы, как цветение ее, как радость, как праздник.

Очевидной причиной особого внимания к той или иной цветовой гамме, является связь произведения с определенной идейно-эстетической концепцией и мировоззрением автора. Один из наиболее представленных в цветописи повести цвет – красный. И это объяснимо: ведь это роман о войне. В нем много крови, поэтому эта колорема озвучена неоднократно. Кровь проливается не только по вине врагов-фашистов, но и по вине своих же, грубых, обозленных, упоенных собственной властью и произволом офицеров.

Обычно, традиционно переживание Астафьевым красного цвета. Это цвет убийства, войны. И только однажды колорема «кровь» выступает в таком значении, как «душевное волнение, страсть».

Красный цвет сопровождается у Астафьева негативной и иронической коннотацией. В позитивной своей оценке красный цвет выступает в синонимах красного в алом, розовом. А красный цвет у Астафьева – это символ Советской власти. Он выступает в своих цельных наименованиях – Красная армия, красный уголок, красные банты, красноармеец.

Красный цвет часто выступает и в своем прямом значении в предметно-изобразительной функции («красная резинка», «красные банты», «красный флажок») и в оценочной и психофизиологической функции (представленных и в своих оттенках как малиновый, багровый, алый, маковый), он представлен словами ассоциативного плана – (кровь), поэтому он по частотности своей является доминирующим. Наряду со словом «кровь» часто встречается опосредованное цветообозначение «огонь», вызывающее ассоциации созвучного «крови» цветового ряда.

Красное вызывает в сознании представления о черном, по какой-то прихотливой логике эти цвета соединяются в один ряд, получают общую тематическую коннотацию. Поэтому и страна красных у Астафьева «черная»..

Единичные и традиционные случаи колоронимов, употребленных в символической функции, объясняются тем, что Астафьев был прежде всего писателем-реалистом, писателем-публицистом. Освободив свое творчество от наворотов символики, Астафьев пытался вернуть слово к его первичному и прямому значению. Он писатель-реалист, любящий слово в его первозданности.


2.4.6. Функция указания на пространственно-временные

характеристики предмета

Последняя функция колорем также отмечена вниманием Астафьева. Эта функция указывает на изменение природы относительно времени. В повести представлено несколько колоронимов с данной функцией. В весеннее время поля чернеют, т.к. сходят снега, поэтому «Чернели поля и леса по-за станцией…». Осенью лес всегда кажется золотым – поэтому «Осень – золотая, урожайное лето замыкающая…». Холодно, поэтому лишенное красок небо: «Лишь бледная ночь неба и набирающего силу холода проникали в выбитое окно». Еще раз осень: «Мирная ли осень, земля ли в последнем увядании и багрянце, облик ли праздно прогуливающегося генерала и подвигнули фронтовика к не совсем продуманному действию»; «Взгляд генерала медленно пробуждался, он еще не видел, не различал солдата перед собою, да и не слышал, он всё еще глядел сквозь человека на багряный осенний лес и, шевеля губами, шел дальше, сквозь время, сквозь свет, сквозь солдата, так и не поняв, что это перед ним мельтешит и издает какие-то звуки».



























Заключение

«Цветовая культура» В.П.Астафьева питалась роскошной сибирской природой. Трудно не стать поэтом, глядя на величественные реки Сибири, на могучие леса, на бескрайние поля. Думается, что именно красочная сибирская природа научила его видеть мир в красках. Может быть, красота родных мест и была отдушиной в его драматической жизни и заставила его вновь вернуться на родину. И хотя действие повести «Так хочется жить» не относится к любимым его сердцу местам и в книге не так много поэтических описаний природы, но вполне вероятно, что вдохновлены они были сибирскими впечатлениями, воспитавшими в писателе эстетическую одаренность и впечатлительность. Именно поэтому все его произведения насыщены цветовыми переживаниями, и они настойчивы, бросаются в глаза, они стали важным составным элементом его поэтики, его писательской техники.

И в повести «Так хочется жить» цветопись интенсивна и красочна. Большое количество колорем (391 на 190 страниц текста) наделяет повесть художественностью. В.П.Астафьев в своей повести выступает как краснописец, т.е. художник, умеющий красиво писать. Создать наглядно чувственный образ явлений и предметов ему помогает цветопись. И эта цветопись мнгокрасочна. Тонкий, эстетически зоркий глаз писателя замечает весь спектр красок мира. Общий характер сочетания цветов в многокрасочной повести Астафьева можно охарактеризовать как яркий. Все цвета внутри произведения движутся и взаимодействуют. Активное использование цветообразов позволяет сказать определенно, что в системе идейно-художественных средств Астафьева цветопись немаловажна. Поэтому его можно назвать художником-живописцем, художником-колористом.

Астафьев вглядывается в мир, благодарен ему за краски, музыку, звуки, счастье жить и дышать. Именно поэтому его герой видит солнце «ярким», людей, от счастья «сияющих», милые незабудки «синенькими», уютный остров на реке «зеленым», платок на женщине «цветастым».

В.П.Астафьев использует цветообозначения во всевозможных функциях. И это еще раз подтверждает, что цветопись он относит к важнейшим приемам выразительности. Наиболее часты случаи употребления в предметно-изобразительной функции - 74,1% от общего количества цветонаименований. Это примечательно, тем более, что задача у книги критическая, публицистическая, а не описательнo-изобразительная. Такое большое количество колоронимов с данной функцией позволяет сказать, что Астафьев – по преимуществу художник-изобразитель, описатель, художник–живописец. Реалист, он остается на уровне предметной реальности.

Цветообозначения в морально-оценочной функции также представлены в значительном количестве (16,5%). Астафьев был писателем-моралистом, никогда не скрывал своих оценок, честно, прямо и без обиняков высказывал свое суждение. Он отсюда и цветообозначения принимают у него моральную коннотацию.

Эмоционально-экспрессивная функция - характерная черта при описании природы. Чуть реже в книге встречаются цветообозначения в данной функции (4,3%). И это объясняется художественной задачей книги – задачей критической, а также самой темой книги – темой войны, размышлениями о ней.

Крайне редко представлены в повести колоронимы психологической функции (2,6%). Это связано с тем, что взгляд Астафьева направлен на внешний мир, на его постижение, а не на постижение душевной жизни и душевных процессов человека. В центре повести – событие, биография героя, изображение вех его жизни, отдельные фрагменты войны, врезавшиеся в память.

Астафьев, благодарный миру за его красоту и так хотящий жить, даже в своей резкой, тенденциозной, публицистической книге сумел нарисовать

мир в его красках. Он стремится к тому, чтобы читатель получил точное, наглядное представление о событиях и фактах, им замеченных, а также о том, чтобы воспитать эстетически восприимчивую личность, поэтому так много в его языке цветообозначений. Им он отводил принципиальную роль в своих взглядах на творчество.

















Литература


  1. Астафьев В.П. Весёлый солдат // Так хочется жить. Иркутск, 1999.

  2. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., автор вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. М., 1994. 

  3. Брагина Л.А., Будагов Р.А. Как написан рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой»// Филологические науки. №1. М., 1991.

  4. Василевич А.П. Цвет и его название. Развитие лексики цветообозначения в современной России // Русская речь. 2005. №5. .

  5. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону, 1998.

  6. Зернов В. А. Цветоведение. М., 1972.

  7. Ибраев Л.И. Слово и образ / Филологические науки. 1981. №1.

  8. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском языках / Факультет иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001.

  9. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. М., 1997.

  10. Люшер М. Магия цвета, Сфера, Харьков, 1996.

  11. Обухов Я.Л. Символика цвета. М., 1999.

  12. Онол Э. Цветообозначения в русском языке. М., 1996.

  13. Савельева Т.Л., Медведева Т.П. Дар слова. Виктор Петрович Астафьев // Гончаров П.А. Повесть В. Астафьева «Так хочется жить»: взаимодействие реалистических и постмодернистских тенденций, К., 2009. .

  14. Тарановский К. Некоторые черты символики Блока // О поэзии и поэтике. М., 2000.

  15. Шмонова М. Колоративная лексика в цикле рассказов В.П.Астафьева «Затеси». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portfolio.1september.ru/work.php?id=584041

  16. Цветообозначение в произведениях Е. Замятина: семантика, грамматика, функция. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/17343

27