Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ермолаевская коррекционная школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Исследовательская работа
«СИММЕТРИЯ ВОКРУГ НАС»
Работу выполнили:
ученики 8 класса
Каримов Фанзиль Фаттахович,
Сальтяшева Алсу Айдаровна
Руководитель:
учитель информатики и ВТ
высшей квалификационной категории
Ариткулов Ф.Н.
Ермолаево
2016 год
Краткое описание проекта.
Симметрия принадлежит к числу широко распространенных явлений окружающего нас мира. В школьном курсе на изучение темы «Симметрия» отведено несколько уроков, что не дает возможности раскрыть красоту и совершенство симметрии.
В основном первое знакомство с понятием «симметрия» у обучающихся с ОВЗ происходит в 7-8 классах на уроках геометрии. И поэтому, основные ассоциации со словом «симметрия» обучающиеся, как правило, связывают с математикой, но не с его огромным прикладным значением. А ведь, с симметрией мы встречаемся достаточно часто: в природе, в технике, в искусстве, в архитектуре, в науке, в прикладном творчестве.
Цель: сформировать представление многогранности понятия «симметрия» через проявления его в окружающем нас мире.
Задачи:
Целевая аудитория: обучающиеся 7 – 11 классов.
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта учащиеся смогут:
Понимать содержательный смысл понятия «симметрия»;
Уметь определять виды симметрий;
Уметь решать основные задачи на симметрию;
Знать широту применения симметрии в реальной жизни и практически применять полученные знания в повседневной жизни;
Закрепят навыки работы в команде (малых группах), выполняя разные социальные роли;
Закрепят навыки публичного выступления;
Расширят и углубят свои знания.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос: Как часто встречается симметрия в повседневной жизни?
Проблемные вопросы:
Существует ли необходимость изучения понятия «симметрия»?
Понятие «симметрия» только лишь математическое понятие?
Как симметрию использует человек для жизни в современном обществе?
Какое место симметрия занимает в жизни современного человека?
Учебные вопросы:
Математическое определение понятия «симметрия» и понятие «асимметрия».
Виды симметрии.
Основные задачи на симметрию: геометрические задачи на построение фигур, симметричных данной; алгебраические задачи с графиками функций.
Практические задачи с использованием симметрии, встречающиеся в повседневной жизни человека.
Этапы проведения проекта:
Подготовительный этап.
Обсуждение основополагающих и проблемных вопросов, составление учебных вопросов.
Формирование групп для работы над проектом, распределение обязанностей в группе (принятие определенной роли).
Обсуждение плана работы в каждой из созданных групп. Консультация с учителем.
Создание критериев оценивания работы групп.
- Основной этап
Самостоятельная работа обучающихся в выбранных группах. Распределение обязанностей.
Изучение и подбор обучающимися материалов для выступлений по выбранной теме, создание продукта. Консультации с учителем по этим вопросам.
Подготовка к публичному выступлению, презентации выполненной работы и продукта.
- Заключительный этап
Защита проделанной работы на уроке-конференции.
Оценивание проделанной работы.
Подведение итогов. Рефлексия.
Выполнение проекта
Проект «Симметрия вокруг нас» краткосрочный, рассчитан на 1 неделю, проводится среди обучающихся одного класса. Тема «Симметрия» изучается в пятом классе, поэтому данный проект можно провести уже в 7 классе, на уровне понятном обучающимся.
В результате обсуждения обучающиеся класса объединяются в группы по 3-5 человека, например:
1 группа изучает понятие «симметрия» («ассиметрия»), виды симметрии. Рассматривает основные математические задачи на симметрию (геометрические и алгебраические), т.е. изучает понятие «симметрия» с точки зрения математика.
2 группа проводит исследование «Симметрия в живой и неживой природе». Группа раскрывает понятие симметрии в животном и растительном мире, показывает симметрию в кристаллах, т.е. раскрывает понятие «симметрия» с точки зрения биолога и химика.
3 группа проводит исследование «Симметрия в физике, технике и архитектуре», т.е. рассматривает понятие «симметрия» с точки зрения физика. Группа раскрывает симметрию в дизайне техники и зданий, показывает красоту родного населенного пункта через симметрию на его улицах.
4 группа проводит исследование «Симметрия в искусстве». Группа раскрывает возможности использования симметрии в живописи, музыке, литературе.
5 группа проводит исследование «Симметрия в повседневной жизни». Группа раскрывает возможности использования симметрии в интерьере помещений, одежде, украшениях, прическах, разнообразных видах дизайна, флористике и т.п.
6 группа проводит исследование «Симметрия в народных промыслах». Группа раскрывает возможности использования симметрии в вышивках, вязаниях, бисероплетении, резьбе, гончарных изделиях, росписях (хохломская, дымковская игрушка) и т.п.
Результатами проделанной работы (продуктами) могут быть презентации, буклеты, памятки, газета, сборники задач, которые представляются на уроке-конференции.
Оценивание работ осуществляет каждая группа и учитель, затем вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка.
Приложение 1.
Оценочный лист:
ОЦЕНИВАНИЕ ГРУПП произвела группа ……………………………………………………...
Критерий/ Группа | | | | | | |
Полнота раскрытия темы | | | | | | |
Логичное изложение материала материал изложен логично и грамотно: 5 б.; материал не логичен или содержит грамматические ошибки: 3 б.; в изложенном материале логика отсутствует: 0 б. | | | | | | |
Продукт - продукт позволяет легко воспринимать содержание: 5 б.; - продукт трудно воспринимается: 3 б.; - продукт требует доработки: 0 б. | | | | | | |
Результат работы - полученная информация важна и полезна, ей удастся воспользоваться:5 б.; - полученной информацией можно воспользоваться лишь частично: 3 б.; - полученной информацией воспользоваться не удастся: 0 б. | | | | | | |
Творческий подход - работа выполнена оригинально и интересно: 5 б.; - работа выполнена качественно, но изложена неинтересно: 3 б.; - работа выполнена формально: 0 б. | | | | | | |
ИТОГО (средний балл): | | | | | | |
Приложение 2.
Вопросы для рефлексии:
Что в работе над проектом было наиболее интересным?
Какие были основные трудности при работе над проектом и как Вы их преодолевали?
Какие замечания и предложения Вы сделали бы самому себе?