СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Сколько весит здоровье школьника?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка исследовательской работы по биологии для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Сколько весит здоровье школьника?"»

Исследовательская работа «Мое здоровье»

Тема. «Сколько весит здоровье ученика?»


  1. Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка?

  2. Сколько должен весить ранец?

  3. Как правильно выбрать ранец?


II. Цель

Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.


III. Задачи

  1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

  2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.

  3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.

  4. Предложить свои способы решения проблемы.


IV. Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: учащиеся 3 класса.


V. Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.


VI. Методы исследования

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.






VII. Результаты исследования

«А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, не правильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.


Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.


Выбираем ранец

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и ранки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.


На все есть свои нормы

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 2008 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:1-4-х классов – 300 г;


Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная, с 20% давление ранца на левое плечо, достигало 70мм рт. ст., а на правое - 110мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме этого, перекос правого плеча ведет еще и к нарушению осанки.

Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовали _11_ человек.

План эксперимента

1. Собрать информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят 3 класса.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников этого класса.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течении недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги по позициям:

- самый правильный ранец (до 0.350кг);

- самый легкий портфель;

- самый тяжелый ранец;

- самый тяжелый ранец с принадлежностями;

- самый легкий ранец с принадлежностями;

- самый тяжелый учебник;

- самый «тяжелый» учебный день;

- самый «легкий» учебный день.

6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.

Таблица 1

Вес тела (кг)

Правильный вес ранца (кг)

Реальный вес ранца (кг)

29

2,9

3,8

30

3,0

3,3

31

3,1

3,3

32

3,2

3,5

Результаты исследования:


Список учащихся

Вес тела,кг

Вес пустого ранца,г

поне

дель

ник

втор

ник

среда

чет

верг

пят

ница

суб

бота

Александров А.

32

350

3,1

3,0

3,5

3,2

3,3

3,2

Алексеев М.

31

300

3,0

3,0

3,2

3,3

3,3

3,0

Ефимов Роман

30

300

2,9

3,0

3,3

3,2

2,9

2,9

Ефимова Виктор.

28

250

2,9

3,1

3,2

3,1

3,0

3,0

Иванов Лев

32

400

2,8

2.9

3,0

3,1

3,3

3,0

Игнатьев Андр.

31

350

2,9

3,1

3,0

3,0

3,0

2,9

Казакова Мария

32

350

3,1

3,0

2,9

3,2

3,0

2,9

Капитонова М.

29

400

3,0

3,2

3,1

3,2

3,1

2,9

Федоров М.

29

700

3,8

3,4

3,2

3,2

3,3

3,2

Федотова Дарина

29

400

2,9

3,0

3,0

2,8

3,0

2,9

Яковлев Андр.

29

400

3,1

3,0

2,9

2,9

3,2

3,0

Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.

Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки - в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в табл. 2.

Таблица 2


Вес ранца (кг)

Выводы

0,30-0,32

Норма

0,70

Слишком тяжелый














Выводы

Мы увидели, что у 3 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,300 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего 0,250 кг. Однако у 8 человек вес ранца превысил гигиеническую норму. У одного ребенка вес ранца превысил в 2 раза (700г).

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.

А может быть, причинена только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литературное чтение» - 200г; «Математика» - 230г; «Русский язык» - 300г; «Окружающий мир» - 50г; Дневник - 100г; Тетрадь-задачник - 20г; Тетрадь-задачник - 50г; «Английский язык» - 500г.


Все книги соответствовали гигиеническим нормам - 300г для учеников начальной школы. Нашелся и «нарушитель» - учебник английского языка массой 500г.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник и среду 3,8 кг и 3,5 кг (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в понедельник и четверг.



Рекомендации ученикам

- Не носите лишнего в ранцах.

- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 300г.

- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!


Рекомендации работникам школ

Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один - в школе и один - дома);

- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;

- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.


Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!