СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Софийский храм"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Архитектура по заслугам называется каменной летописью человечества. Её сохранившиеся памятники – свидетели многих событий прошлого, оставшихся без упоминания в исторических и литературных источниках. Ещё архитектуру величают застывшей музыкой, у которой вместо нот – линии, черты, переплетения в каменных и деревянных строениях. Её общая красота, разнообразие форм и цветов мало кого оставляет равнодушным.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Софийский храм"»


Введение

Архитектура по заслугам называется каменной летописью человечества. Её сохранившиеся памятники – свидетели многих событий прошлого, оставшихся без упоминания в исторических и литературных источниках. Ещё архитектуру величают застывшей музыкой, у которой вместо нот – линии, черты, переплетения в каменных и деревянных строениях. Её общая красота, разнообразие форм и цветов мало кого оставляет равнодушным.

Россия, Русь и – храмы. Они как одно целое: скажешь «Русь» - и душа поет. Войдешь в храм – и душа очищается, рвется ввысь! Странно? Вовсе нет! Мы часто смотрим в небо, как бы ища ответ на те вопросы, которые тревожат душу, не дают жить спокойно. И ищем мы их у матери-природы, у звездного неба, куда издревле смотрел человек, мечтая о несбыточном.

Посмотрите на купол храма: он весь так и стремится, рвется ввысь, к небу; притом его помыслы всегда чистые, светлые, торжественные.

В храме думается не только о сиюминутном, мелочном, здесь возникает тот настрой, когда человек, наконец, серьезно размышляет о жизни – не только о своей, но и о жизни вообще. И нисходит благодать. И наступает гармония в душе.

Стоят храмы на Руси. Монументальные соборы, колокольни, церквушки, скромные часовенки. В безмолвных зданиях оживают славные страницы нашей истории. Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, - церкви. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.

Начиная работу над проектом, мы выдвинули следующую гипотезу: прочность, польза, красота - сущность древнерусской архитектуры.

Цель работы – выяснить, какой компонент формулы Витрувия наиболее значим в древнерусском зодчестве.

Задачи:

- приобрести знания по строительству крестово-купольного древнерусского храма;

- развивать умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- формировать эстетическое восприятие красоты древнерусских храмов.

В ходе работы нам предстояло рассмотреть два памятника древнерусского зодчества с точки зрения формулы Ветрувия, которая заключается в том, что польза, прочность и красота составляют сущность древнерусской архитектуры, при этом основной задачей был анализ взаимодействия этих трех составляющих, на примере Софийских соборов в Киеве и Новгороде. Также мы попытались определить значение Софийского собора в Киеве и Новгороде.

I. Крестово-купольный храм как основной тип храма

в древнерусском каменном зодчестве

Древняя Русь не знала памятников как общественных монументов. Их роль играли церкви, часовни и памятные кресты. Дивные по красоте храмы стоят по всей Руси. Храмы - украшение нашей земли. С принятием христианства в 988 г. начинается бурное храмовое строительство. Это строительство во многом опиралось на византийские традиции. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры, но за основу на Руси был принят крестово-купольный тип храма. Что же собой представляет такой тип храма? Это храм, имеющий в плане форму креста - фигуру, символическую для христианства. Крестово-купольная конструкция была заимствована строителями из Византии. На месте пересечения сводов водружается купол, который поддерживался световым барабаном. Храм делился на нефы: три-пять частей внутреннего пространства, заключенного между рядами опор и стенами. Верхние части стен храма снаружи завершали полукруглые закомары, повторяя очертания сводов.

Первые храмы на Руси строили приглашенные мастера "из грек" (с русскими помощниками, естественно). Да, византийцы были первыми учителями русских зодчих, но едва выбравшись из ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путем, кроме того, формируются своеобразные черты в храмовом строительстве Киева, Новгорода, Владимира и Суздаля. С XII-XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество - крупнейший архитектурный центр Руси.

II. Формула Витрувия

Прочность, польза, красота - эта необычная формула была "выведена" почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришел к выводу, что именно эта триада составляет сущность архитектуры. Каждый ее компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.

Итак, первый компонент – прочность.

Так от чего же зависит надежность постройки? В значительной степени от строительного материала. В древние времена на Руси строили в основном из дерева - материала достаточно прочного, удобного в обработке и доступного. По прочности деревянные сооружения все же уступают каменным. Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоит знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже.

Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них плинфы - большого плоского кирпича размером 40x30x3 см. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми. Хорошие мастера уделяли раствору особое внимание, добавляя золу, толченый уголь, рубленый лен, молоко и даже растительное масло.

Строили из плинфы в основном на юге Руси. Но не только прочностью и надежностью строительного материала определяется качество постройки. Многое зависит и от конструкции. На Востоке много веков назад появилась простая строительная конструкция - арка: две опоры и перекинутая между ними каменная дуга. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. А если арку повернуть вокруг своей оси, получится купол. От древних римлян эти архитектурные формы стали известны византийцам, которые и привезли "новинку" на Русь. Стена, арка, купол и свод стали основой конструкций каменных сооружений на Руси. Особенность сводчатых построек - очень толстые стены. Даже невысокие каменные палаты имели стены толщиной до 2 м. Ведь свод давит на стены не только вертикально, но и в стороны, словно пытается их опрокинуть. Внутри сооружения стены заменяли арками. Своды и купола поддерживали арки на мощных столбах: чем обширнее храм, тем больше в нем было опорных столбов. Любое каменное сооружение средневековья было похоже на крепость и в случае необходимости заменяло ее. Даже небольшие щелевидные окна, сделанные таковыми, чтобы не ослабить стену, напоминали бойницы. Каменные сооружения весили сотни и тысячи тонн, а потому нуждались в надежных фундаментах.

В чем же заключается польза архитектурного сооружения?

У любого архитектурного строения свое назначение: дом — для жилья, храм - для молитвы, крепость - для защиты от врагов. В зависимости от назначения здание имеет ту или иную форму, размер, внутреннюю планировку, декоративное убранство.

Многое зависит и от климата. Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы при строительстве жилья: высокая крутая кровля не задерживала ни снег, ни воду. По этой же причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вытеснили покатые византийские.

Из-за холодных суровых зим на Руси церкви строили двух типов: зимние - небольшие, отапливаемые; летние - более просторные, без печи. А знаете, почему русские храмы обычно имеют много глав? Не только для красоты. Чем крупнее церковь, тем больше требуется куполов: ведь каждый купол опирается на цилиндрический барабан с окнами, освещающими внутреннее пространство храма. Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли друг друга. Так польза порождает красоту.

Следующий компонент формулы Витрувия – красота. Именно она возводит архитектуру в ранг искусства и отличает от простого строительства. Красота включает в себя композицию, пропорции, внешнее убранство, силуэт, цвет и в архитектуре больше была заметна в православных храмах.

Во Владимиро-Суздальской земле, например, строили из ослепительно белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. "Белый камень" мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.

Венчали храм купола. Их форма менялась в русском зодчестве. Древнейшие, яйцевидные, заменены были впоследствии шлемовидными, а затем и луковичными куполами. Луковичные главки русских храмов были видны издалека, напоминая по силуэту пламя свечи. Различным было и количество куполов на храмах. Их количество не только зависело от размеров храма, но и имело символический смысл. Два купола трактовались как проявление божественного и человеческого начала в Христе, три – Святая Троица, пять - как Христос и четыре евангелиста, тринадцать куполов символизировали Христа с двенадцатью апостолами.

Храм всегда ставили алтарем на восток - навстречу солнцу. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам - выступам полукруглой или граненой формы, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма.

Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки. Обычно в храме три входа декоративно оформленные порталами. В Древней Руси был распространен так называемый перспективный портал - несколько вставленных друг в друга и уходящих вглубь стен арочек на колонках.

Познакомившись с основными компонентами формулы Витрувия, мы решили доказать ее верность на примере архитектуры Древней Руси.

Киевская София

В 1036 г., воспользовавшись отсутствием князя Ярослава Мудрого в Киеве, печенеги совершили набег на южную Русь. Враг был очень силен. Ярослав узнал об осаде Киева, находясь в Новгороде. Собрав большое войско из новгородцев и варягов, он двинулся на выручку киевлянам. Целый день шло кровопролитное сражение у стен древнерусской столицы. Только к вечеру русские одолели печенегов. Много врагов полегло на поле брани, утонуло в реке во время бегства. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились. По случаю выдающейся победы велел князь Ярослав заложить на месте недавней сечи храм в честь святой Софии – мудрости Божией. Храм был заложен в 1037 году. Строили его греческие мастера, у русских еще не было навыка. Прекрасные мозаичные картины с фигурами на золотом фоне покрывали стены. Они рассказывали о жизни Христа, его апостолов, библейских пророков и святых. Как свидетельствует "Повесть временных лет", Ярослав украсил церковь "золотом, серебром и сосудами церковными".

Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашнего главы русской церкви митрополита киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека – древнейшая на Руси и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге. За свою долгую историю Софийский собор неоднократно менял облик. На рубеже XVII-XVIII вв. его частично перестроили в духе "украинского барокко". Побелили нарядные полосатые стены, заменили древние яйцевидные купола гранеными с золотыми маковками, внутри установили высокий резной иконостас.

Многое пережил храм на своем веку: татаро-монгольское нашествие, гитлеровскую оккупацию... И все-таки память о седой старине древняя София продолжает хранить.

Архитектурные особенности

Софийский собор представляет собой пятинефный пятиапсидный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он окружён двухъярусными галереями. Сложен из плинфы — широких, тонких кирпичей. Длина собора без галерей 29,5м, ширина — 29,3м; с галереями: 41,7м и 54,6м.Высота до вершины главного купола 28,6м.

Подлинным украшением собора стало многоглавие. В Византии церкви строили с одной главой и плоским куполом, а у Киевской Софии было двенадцать разновеликих куполов (некоторые исследователи считают, что первоначально их было 25), которые группировались вокруг самого большого купола – тринадцатого.

Считается, что центральная глава символизирует самого Господа, а остальные – его небесное воинство. Символика Софии на этом не заканчивалась. Для крещения Руси, для соединения всех земель восточнославянских племен Владимир послал двенадцать своих сыновей в двенадцать городов. Ярослав, один из сыновей Владимира, вероятно, вложил в композицию храма и государственную идею: двенадцать глав вокруг центральной тринадцатой главы служили своеобразными символами единства всех земель Руси под главенством Киева. Ныне у храма 19 глав.

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века. Они также выполнены византийскими мастерами. В центральном куполе располагается мозаика с изображением Христа, по сторонам от него — архангелы. Из них лишь один древний мозаичный, остальные не сохранились и дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена», находящаяся в конце (сводчатой части) алтарной апсиды.

Галереи собора украшены фресками. На западной стене, разобранной в конце XVII века, находились изображения самого Ярослава с макетом собора в руке и его супруги Ирины. Стены и своды лестничных башен несут на себе фрески светского характера, изображающие сцены жизни византийских императоров. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити XI—XII веков. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели.

Первоначально собор не был оштукатурен: для того чтобы можно было представить его исходный облик на фасадах оставлены участки раскрытой кладки.

Гетман Мазепа внес значительный вклад в сохранение и реставрацию собора. Им была построена колокольня Софийского собора. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый по заказу гетмана, который находится на втором этаже колокольни. Колокол носит название "Мазепа".

Киевская София включена в список Всемирного наследия в 1990 году.

Выдающийся русский писатель XI в. митрополит Иларион так отозвался о церкви святой Софии: "...она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!".

Храм святой Софии в Новгороде

Сооружение великолепного собора в Киеве не могло остаться незамеченным и в Новгороде – втором по значению политическом центре тогдашнего русского государства.

В середине XI в. сын Ярослава, новгородский Князь Владимир заложил храм на территории древнего детинца (крепости) и назвал его, как и киевский, Софийским.

Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Суровая монументальность – главное качество, присущее Новгородской Софии. Поражают огромные размеры храма: высокое подкупольное пространство, просторные галереи, множество потайных помещений. В одном из них хранилась княжеская казна.

Новгородцы очень любили свою Софию. Она стала символом их города. Бытовала даже поговорка: "Где святая София, там и Новгород".

Значение собора в общественно-политической жизни древнего Новгорода было исключительно велико. Уже в н.XII в. новгородская София перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики; она была как бы символом Новгорода. Как и Софийский собор в Киеве, новгородский храм является одним из выдающихся памятников древнерусского зодчества.

После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает обретать свое неповторимое лицо – скупость декора, строгость и монументальность форм, выразительная пластичность, живописная фактура стен. Новгородские каменщики не пытались придать стенам храмов идеально ровную поверхность. Наоборот, валуны, из которых они были сложены, то выпирали наружу, то западали вглубь. Часто мастера обводили их контуры цветным раствором. Позже новгородцы стали белить свои постройки, но своеобразная фактура стены сохранилась.

Точную характеристику новгородского зодчества дал выдающийся искусствовед, реставратор и художник Игорь Эммануилович Грабарь: "Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного... но себе на уме... В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, "ни к чему", могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила, и красота его – красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще".



Архитектурные особенности

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Длина собора без галерей 27 м; с галереями – 34,5 м, ширина – 24,8 м, с галереями – 39,3 м. Высота от древнего пола (на 2 м ниже современного) до вершины креста центральной главы – 38 м. Стены храма имеют толщину 1,2 м, сложены их известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены цемянкой Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Собор имеет пять глав, покрытых шлемовидными куполами на мощных барабанах. Они напоминают древних воинов, которые сплотились вокруг своего полководца. Простой интерьер собора неоднократно расписывался фресками.

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

«…Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду конец».

Сравнительный анализ.

Софийский собор в Киеве:

1.Время основания храма – 1037 г.по случаю победы русского войска над печенегами.

2. Основатель – князь Ярослав Мудрый.

3. Пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью ассиметрично расположенными главами.

4. Центральный купол выражал идею учения Христа, а остальные символизировали 12 его учеников.

5. Внешний облик: стены храма выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем

(плинфой), чередующимися с розовой цемянкой раствором извести, песка и толченого кирпича, что придавало фасаду нарядный вид.

6. Внутреннее убранство: красочные фрески, искрящиеся золотом мозаики придавали храму

торжественность и парадность. Обилие пролетов, арок создает впечатление монументальности, пышности.

7. В соборе находилась резиденция главы русской церкви митрополита киевского, хранились государственные документы, имелась древнейшая на Руси библиотека, мастерская рукописных книг. При Софии была создана одна из первых на Руси школ.

Софийский собор в Новгороде:

1. Время основания – 1045-1050 г.г.

2. Основатель – новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого.

3. Собор венчает пять глав, тесно сгруппированных в центре.

4.Большой золотой купол ассоциируется с Ильей Муромцем, стоящим дозором над Новгородской землей, остальные главы напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца.

5.Внешний облик собора отличается простотой, строгостью, суровой монументальностью, ассиметрией форм.

6.Внутреннее убранство: строгость, простота, стены и своды украшены удивительными по красоте фресками.

7. В потайных помещениях собора хранилась княжеская казна.

Заключение

Для нас сейчас древнерусские церкви – это, прежде всего памятники искусства и национальной культуры. Это сейчас, а раньше? Чем они были для русского человека? По религиозным представлениям здание церкви олицетворяло собою космос, где купола и своды символизировали небо, а стены и столбы – землю.

В ходе работы мы выяснили, что православные храмы на Руси строились на века, отличались красотой, изяществом, размерами, в случае необходимости заменяли крепости. Храмы возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу.

Архитектурные сооружения, созданные на Руси в Древние и Средние века, убедительны своей прочностью, неизменны в полезности, неповторимы красотой. Они и в наше время продолжают жить своей жизнью, что позволяет отнести их к вечным ценностям.

Вывод: на основании результатов проведенного опроса среди обучающихся и учителей нашей школы, сравнив два памятника архитектуры можно сделать вывод о том, что польза, прочность и красота действительно играют важную роль в древнерусском зодчестве. Храм как символический образ космоса соединяет в себе и небесное, и земное, а как памятник архитектуры воплощает все компоненты формулы Ветрувия.





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя