СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По дорогам Древней Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательский центр школьников – экспериментаторов МОУ ИСОШ №4

                                                 I научная конференция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: По дорогам истории Древней Руси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          Работу выполнили:

                                                                                                                           ученики 4Б класса

                                                                                                                             МОУ ИСОШ №4

                                                                                                                             г. Железноводска

                                                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                                                               Зинченко Н. М.,

                                                                                                          учитель начальных классов.

 

 

                                                          г. Железноводск

                                                                  2010

 

 

                                             Оглавление

 

  1. Пояснительная записка………………………………………………
  2. Теоретическое обоснование…………………………………………
  3. Технология реализации проекта…………………………………….
  4. Выводы………………………………………………………………..
  5. Рекомендации…………………………………………………………
  6. Литература…………………………………………………………….
  7. Приложение……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Пояснительная записка

 

Актуальность проблемы:

-Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека, именно как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательности на заре национальной истории.

 

Актуальность темы:

-История – сокровищница наших деяний, свидетель прошлого, пример и поучение для настоящего. Древнерусская культура – наша национальная гордость. Поэтому данная тема вызвала интерес у детей и стала актуальна.

 

Цель:

-повысить интерес ребят к углубленному изучению истории нашей Родины.

 

Объект:

-Древняя Русь глазами современников.

 

Предмет:

-составление сборника детских работ по теме: «По дорогам истории Древней Руси».

 

Задачи:

-составление сборника детских работ «По дорогам истории Древней Руси»;

-развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, умений получать информацию из различных источников;

-воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ.

 

Гипотеза:

-влияет ли создание сборника на развитие творческого интереса у учащихся?

 

Методы:

-экскурсии, изучение литературы, поиск в сети Интернет.

 

База:

-библиотека, кабинет начальных классов, краеведческий музей.

 

 

 

                       Теоретическое обоснование проекта

 

Киевская Русь – первое древнерусское государство. Оно сложилось в 9в. На землях, где издревле жили славяне. Через славянские земли проходил большой водный путь из Северной Европы в Причерноморье, путь, который называли тогда «из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Византию. На этом пути выросли большие города, где делали остановки купцы. Здесь жили ремесленники, без которых нельзя было починить корабли, сюда привозили съестные припасы крестьяне из окрестных сел.

 Городов было много в Древней Руси, но только те, которые стояли на больших торговых дорогах, стали самыми крупными. И главным из них был Киев. Его называли матерью городов русских. А вся страна названа была Киевской Русью.

 Древняя летопись сообщает нам, что первым князем на Руси был Рюрик, выходец из варягов. Когда князь Рюрик умер, после него остался маленький сын Игорь. Вместо него стал княжить его дядя – Олег. Князь Олег со своей дружиной объединил два русских города Новгород и Киев в одно государство – Киевскую Русь. Произошло это в 882году. Киев стал столицей древнерусского государства.

 После смерти князя Олега в Киеве стал править князь Игорь. В 945 году князь Игорь и вся его дружина погибла в сражении с древлянами у города Искоростень. Хитростью и силой отомстила княгиня Ольга за смерть своего мужа.

 Сына княгини Ольги и Игоря – Святослава – называли «князь - воин». Все знали о его необыкновенной храбрости. Погиб князь Святослав в бою с печенегами.

Русское оружие славилось и в Византии, и в Западной Европе, и в Средней Азии. Кольчуга появилась на Руси на два столетия раньше, чем на Западе. О мечах русской работы хорезмийский ученый Аль – Бируни писал в середине 11века, что они украшены «удивительными  и редкостными узорами» и превосходят по качествам мечи знаменитых восточных оружейников.

  До принятия христианства разные племена молились своим богам. Языческих деревянных и каменных идолов воздвигали обычно на вершинах холмов или на большой поляне в лесной болотистой местности. Бога грозы звали Перун, бог солнца и лета –Даждьбог или Ярило, бог зимы, ветров и мороза – коварный и злой Стригбог.

 Славяне верили, что в каждом доме в подполе под печкой живет Домовой. Хозяином двора почитался Дворовый, овина – Овинник. В бане хозяйничал Банник. В лесу царствовали свои духи. Злой Водяной обитал в реках, озерах и ручьях.

  Праздники восточных славян были тесно связаны с природой. Зимой отмечали веселый праздник Коляда. В этот день ряженные с песнями ходили собирали колядки (угощения). Летом праздновали Ивана Купала. В этот день прыгали через костры, купались в реке, спускали на воду венки из цветов и трав. Языческие обычаи у восточных славян сохранились и после  крещения.

    988год считается временем крещения Руси. С принятием христианства на Руси возрос ее авторитет, усилилась власть князя, окрепли связи с другими государствами.

 И как только Русь, обращенное в христианство, вступила в культурное соревнование с самыми передовыми в ту пору народами, ее художники прославились своими работами за ее пределами. Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Начиная с 15 века иконостас становится на Руси обязательной частью внутреннего убранства каждого храма, как деревянного, так и каменного. Размах монументального строительства в Киевской Руси – явление логичное и закономерное. На высоком берегу Днепра поднялись прекрасные дворцы и белокаменные церкви. Лучшие мастера работали над их украшением. Древний Софийский собор, сохранившийся до наших дней, говорит нам о мастерстве и таланте трудовых людей. Живущих много лет назад.

  Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Основателями славянской азбуки считают братьев Кирилла и Мефодия. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был его верным помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. С принятием христианства на Руси стали переписывать и переводить богослужебные книги. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

  После принятия христианства на Руси появились первые школы. Детей учили чтению, письму, пению, риторике.

  Со времен Киевской Руси воспевают в былинах богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, князя Владимира Красное Солнышко. Легенды, песни, сказки, игры  донесли до наших дней о действительных событиях того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Технология реализации проекта

 

 

В ходе выполнения проекта класс получил индивидуальные задания. Каждый ученик выбрал направление работы, определил с помощью учителя задачи и наметил предполагаемые результаты. Для создания сборника были изучены следующие темы:

«Первые русские князья», «Крещение Руси», «Культура Древней Руси». При работе над проектом использованы простые несложные формы оформления сборника «По дорогам истории Древней Руси»:

-сообщения

-рефераты

-мини- проекты.

 В результате деятельности учеников был создан сборник «По дорогам истории Древней Руси».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«По дорогам Древней Руси»









Курс «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ


КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

















Составила учитель начальных классов

МОУ ИСОШ № 4

города-курорта Железноводск

Зинченко Надежда Михайловна






















Модуль «Основы светской этики»




















Урок 3.МОРАЛЬ И КУЛЬТУРА.


Цель: формировать нравственные качества.


Задачи:


  • Познакомить с основными понятиями мораль и культура, обобщить знания о науке «Этика»;

  • Развивать кругозор учащихся, соблюдать нормы поведения;

  • Воспитывать уважение к культуредругогонарода, уважать старших.



Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации.


Основные термины и понятия: мораль, культура.


Ход урока.

№/№

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организация деятельности учащихся


2.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Постановка проблемных уроков.

1) Организация беседы по материалам предыдущего урока. - Что изучает наука этика?

- Кто был основателем науки «Этика»?

- Что такое философия?

- Что такое мораль?

- Как вы думаете, как она возникла?

- Всегда ли она существовала?

2) Проблемные вопросы. - Как вы понимаете тему урока?

- Как по-вашему, что означает слово культура?

- Как это слово соотносится со значением слова мораль?





Отвечают на поставленные вопросы









Обсуждают проблемные вопросы

3.

Изучение нового материала по плану.

  1. Культура.

  2. Культура в древности.

  3. Культура в русском языке.

  4. Классификация культуры.

  5. Мораль.

1.Анализ информации.

КУЛЬТУРА – «возделывание, воспитание, образование» - вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком и обеспечивающих его жизнедеятельность.

Понятие культура появилась в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли», т.е. заботливое отношение к ней.

В русский язык слово « культура» вошло в середине Х I Х века.

культура


земледелие образованность

хлебопашество

Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной культуры, которая может существовать без человека, культура создается трудом многих людей. В отличие от естественной природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создает собственную культуру.

Классификация культуры

культура


материальная духовная


политическая мораль правовая

Название культуры

Характеристика культуры

Материальная

включает в себя предметы человеческого труда

Духовная

Представления, мысли людей, ценности и идеалы, обычаи и традиции, нормы и правила

Политическая

Это ценности и жизненные идеалы людей в государстве

Мораль

Особый вид духовной культуры.

Мораль – это совокупность требований, норм и правил поведения человека с точки

Правовая

Это законы по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения

Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если ссориться, обманывать, лениться, то жизнь людей становится хуже. Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. Необходимо стало передавать знания о добре и зле следующим поколения. Эти знания перешли в нормы поведения.

2.Организация работы с текстом и рисунками.

Вопросы и задания:

*Рассмотрите иллюстрации на этомразвороте ( стр.8-9).Элементы каких национальных культур на них представлены?

*Приведите примеры материальной и духовной культуры.

*Объясните, почему возникла мораль.



Выделяют ключевые слова в определении понятий «культура» и «мораль».




Записывают тему и план изучения культуры и морали.
























Записывают схему и таблицу «Классификация культуры»
















































Работают с учебником на стр.9

3.

Закрепление изученного.

1.Тест.

1)Понятие «культура» появилось в…

    • Древнем Китае

    • Древнем Риме

    • Древнем Египте

    • Древней Греции

2) Материальная культура – это …

    • животный мир

    • правила поведения

    • предметы человеческого труда

    • природа

3) Духовная культура- это…

    • традиции и обычаи

    • природа

    • предметы материального мира

    • здание музея

4) Правила поведения человека в обществе определяют…

    • правила гигиены

    • законы природы

    • технические нормы

    • моральные нормы

5) Какие поступки одобряет общество с точки зрения добра и зла:

    • неопрятность

    • нежелание выполнять домашнюю работу

    • умение говорить правду

    • уважение к родителям

6) Какие поступки общество осуждает с точки зрения добра и зла:

    • опоздание в школу

    • невыполнение данного обещания

    • соблюдение режима дня

    • помощь другу

2.Индивидуальное задание.

Подготовить друг другу вопросы, которые сформулированы по содержанию статьи из пособия для учащихся.



Выполняют тестовое задание.

Ответы:

1) Древняя Греция

2) Предметы человеческого труда

3) Традиции и обычаи

4) Моральные нормы

5) Уважение к родителям,умение говорить правду

6) опоздание в школу,невыполнение данного обещания





























Готовят вопросы для групповой работы

4.

Выводы:

А) Каждый народ создает свою собственную _______________.

Б) ____________ - это нормы и правила поведения человека с точки зрения представлений о добре и зле.

Записывают и дописывают выводы





Работают по схеме духовная культура


5.

Задание на дом.

Стр. 6-9, прочитать членам семьи и друзьям статью, составить план статьи.

Записывают в дневники домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!