МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ СПО «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СТУДЕНТ. ВРЕМЯ. НАУКА»
Исследовательская работа.
Тема: «Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду (на примере микрорайона железнодорожного предприятия г.Улан-Удэ)»
Выполнила: студентка 1 курса ГБОУ СПО «БРИТ» Белоусова Полина
Руководитель: Цыбикова С.Н., мастер производственного обучения
Улан-Удэ
2014 г
Содержание
Введение
1. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду.
2. Виды загрязнения микрорайона железнодорожного предприятия.
3. Результаты социологического опроса жителей микрорайона.
4.Анализ степени загрязненности вблизи железнодорожного полотна:
а. определение общей запыленности атмосферы по снегу и степени загрязнённости снега.
Б.определение характера загрязнения по величине рН снеговых вод.
4.Результаты исследования.
Заключение.
Рекомендации для улучшения экологической обстановки в микрорайоне железнодорожного предприятия.
Использованная литература.
Введение.
Актуальность темы. Биологический вид Человек разумный заселяет Землю наряду с другими видами животных. На его становление и развитие действовали те же экологические факторы, что и на другие природные популяции. Однако эволюционный путь человека оказался иным, чем у остальных представителей позвоночных. Люди за время существования сильно изменили природную среду. Научно-технический прогресс вызвал к жизни массу новых факторов, неблагоприятно влияющих на все живое. Транспортно-дорожный комплекс является важнейшим составным элементом экономики России. Однако, транспорт является одним из основных загрязнителей окружающей среды. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в окружающих среду по России составляет около 46% ,что выше, чем доля любой из отраслей промышленности. По видам транспортам, выбросы загрязняющих веществ распределяются следующим образом: 87%- общего выброса приходится на автомобильный транспорт, 8%-на железнодорожный, 2%-на дорожный комплекс, 2%-на речной и морской,1%-на воздушный.
Микрорайон железнодорожного предприятия - крупнейший железнодорожный узел, объединяющий железнодорожный вокзал, ремонтное локомотивное депо, путевую часть, эксплуатационную часть, производственный участок пассажирской компании. Поэтому в данном случае влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду велико. Мы задались вопросом: каково влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду? И решили провести исследование по данной проблеме. Отсюда, цель: определить влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду. (на примере микрорайона железнодорожного предприятия). Предмет исследования: определение степени загрязненности вблизи железнодорожного полотна. Объект: микрорайон железнодорожного предприятия г. Улан-Удэ. Исходя из вышеуказанного, сформулированы следующие задачи:
1.Изучить литературу по влиянию железнодорожного транспорта на окружающую среду.
2.Выделить виды загрязнения в микрорайоне железнодорожного предприятия.
3. Провести социологический опрос жителей микрорайона.
4.Проанализировать степени загрязненности вблизи железнодорожного полотна:
а. определение общей запыленности атмосферы по снегу и степени загрязнённости снега.
Б.определение характера загрязнения по величине рН снеговых вод.
4.Сделать выводы исследования и оформить презентацию.
1.Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду.
Деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую среду всех климатических зон и географических поясов нашей страны. Но по сравнению с другими видами транспорта неблагоприятное воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду существенно меньше. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги - наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы. Тем не менее перед железнодорожным транспортом серьезно стоят проблемы уменьшения и предотвращения загрязнения окружающей среды. Вопросы охраны и улучшения среды обитания, ее оздоровления, приспособления к ней становятся одним из главных как при исследовании проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой, так и при осуществлении любой практической деятельности, связанной с нею. Ускоряющееся освоение и использование природных ресурсов, применение в возрастающем объеме биохимических стимуляторов природных процессов, урбанизация, внедрение новых технологий в условиях усложнения ритмов современной жизни оказывают все более широкое и глубокое влияние на качество среды жизни человека. Это понятие стало связываться с представлением о том, в какой степени среда способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
В основу научной и практической деятельности, связанной с охраной и улучшением окружающей человека среды, прежде всего, должна способствовать сохранению здоровья человека, предупреждению его болезней, обеспечивать нормальные условия труда и быта, всестороннее духовное и физическое развитие. Значительное место уделяется анализу условий природной среды, которые могут оказывать неблагоприятное влияние и здоровье населения, а также анализу возможных негативных для человека последствий, вызванных воздействием хозяйственной деятельности.
2.Виды загрязнения микрорайона железнодорожного предприятия.
Большое количество загрязнений поступает от котельных и печей, используемых на объектах железнодорожного предприятия. При сжигании топлива выделяется сажа, оксид углерода, оксиды азота и другие вредные соединения. При работе двигателей внутреннего сгорания, в атмосферу попадает оксид углерода, оксид азота, диоксид серы и другие, вредные для всего живого вещества. На 1 тонну сгоревшего топлива приходится более 400 килограммов выбросов от карбюраторных двигателей и более 120 килограммов от дизельных. Одна секция тепловоза выбрасывает в атмосферу 28 кг оксида углерода в час, до 2 кг сажи в час. Железнодорожное полотно систематически загрязняется неочищенными сточными водами, бытовым мусором от пассажирских вагонов. Ежедневно на каждый километр пути выливается более 200м3 неочищенных сточных вод, содержащих различные виды загрязнения, а также выбрасывается более 12 тонн сухого мусора. Также на экологическую обстановку вблизи железных дорог влияют внешние шумы, которые травмируют слух. Источниками шума служат проходящие грузовые и пассажирские поезда, сигналы локомотивов, скрежет колёс вагонов, удары автосцепок, громкоговорящая связь. Уровень шумов технологического оборудования классифицируется на три категории: умеренно шумное с суммарным уровнем звука не более 75 дБ, шумное 75-100 дБ, особое шумное с уровнем более 100 дБ. Согласно классификации уровня шумов, в жилых квартирах, находящихся на расстоянии 7 километров от железной дороги, был зарегистрирован уровень шума- 91 – 93 дБ. На расстоянии 50 – 100 км уровень звуковой энергии падает на 6 -10 дБ. Отсюда, по классификации уровня шума - к шумной категории. А наши дома находятся 500 метров от железной дороги. Наиболее неблагоприятный акустический климат отмечен в квартирах, выходящих окнами на железнодорожную линию, именно на улицах Революции 1905 года, Добролюбова, Гагарина.
Иногда после дождя мы замечаем странные явления: листья у растений желтеют, а в лужах появляется желтая каёмка. Это кислотный дождь. Кислотными называют любые осадки, дожди, туманы, снег, кислотность которых выше нормы. Образуются они в результате взаимодействия оксидов серы и азота с парами воды. Эти продукты возвращаются на землю в виде смеси с водой или сухих отложений. Такие осадки выпадают там, где расположенные различные предприятия промышленности. К сожалению, микрорайон железнодорожного предприятия не исключение. Окружающая среда загрязняется выбросами твердых и газообразных отходов поездов, работающих на твердом топливе, также предприятиями . Это приводит к загрязнению атмосферы, почвенного покрова, вод, ухудшению здоровья людей, повышению заболеваемостью, накоплению вредных веществ в растениях, уменьшению разнообразия животных. У деревьев, растущих вблизи железнодорожного полотна можно заметить совершенность. Это начало их гибели. В зимнее время снег по всему микрорайону приобретает серый свет. В близлежащих домах сажа и копоть попадают через форточки в квартиры
Итак, всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на его нейтрализацию. Этой способностью природы долгое время человек безумно и хищнически злоупотребляет. Когда эти границы называются нарушенными, выбросы вызывают целый ряд негативных последствий, как в самой природе, так и при воздействии на организм человека.
3. Проведение социологического опроса жителей микрорайона
В социологическом опросе участвовали 98 респондентов. На вопрос: какой вид транспорта оказывает наибольшее отрицательное влияние на окружающую среду? Результаты опроса респондентов: по их мнению, наиболее отрицательное влияние оказывают автомобильный транспорт -43%,затем железнодорожный транспорт-27%, воздушный транспорт-15%,речной транспорт-15%.Действительно, железнодорожный транспорт по влиянию на окружающую среду занимает второе место. Так ли это, мы провели анализы по степени загрязнения окружающей среды вблизи железнодорожного полотна.
4.Анализ степени загрязнения вблизи железнодорожного полотна:
а. определение общей запыленности атмосферы по снегу и степени загрязнённости снега в нашем городе .
Отбор проводили на расстоянии 30 м от железнодорожного полотна, на глубину сугроба по 1 ведру, в микрорайоне железнодорожного предприятия г.Улан-Удэ. При отборе снег утрамбовали, внесли в помещение и оставили для оттаивания. Оттаявшую воду профильтровали через предварительно взвешенные бумажные фильтры. Осадок, осевший на фильтре, высушили и взвесили. Вес осадка вычислили как разницу веса бумажного фильтра до и после взвешивания. Вывод: полученный результат характеризует общее накопление пылевой фракции в снеговом покрове.
Для определения степени загрязненности снега (для сравнения взяты из района Верхняя Березовка и станции Дивизионный) набрали снег в стеклянные банки. Поставила банки в тёплое место и подождала, когда снег растает. Сравнили содержимого банок по степени прозрачности воды и наличие нерастворимых примесей. Вот что получилось:
Состояние снега. | Микрорайон станции Дивизионный | Микрорайон Верхняя Березовка |
Мутная, с большим количеством примесей мазута и нераствори- мых примесей. | + | |
Более чистая | | + |
Вывод: по степени прозрачности воды от снега микрорайон Верхняя Березовка чище, чем микрорайон станции Дивизионный.
Б.определение характера загрязнения по величине рН снеговых вод.
Снеговая вода может нести много специфической информации о загрязнении, особенно информативным оказывается показатель величины рН (кислотно-щелочной реакции) снеговых вод. В обычно незагрязненном состоянии он изменяется от 5,5 до 5,8. Поэтому проверили величину рН снеговой воды вблизи железнодорожного полотна при помощи индикаторной бумаги. Повышенное значение рН снеговых вод вблизи железнодорожного полотна обозначает слабощелочную среду, что связано с наличием частиц, содержащих соединение гидрокарбоната калия, магния. Вывод: по характеру загрязненности снеговых вод- грязная, носит слабощелочную среду.
Заключение.
В процессе изучения и анализа обработки информации пришли к выводу, что отрицательное экологическое воздействие на микрорайон железнодорожного предприятия оказывает железнодорожный транспорт. Микрорайон железнодорожного предприятия - крупнейший железнодорожный узел, объединяющий железнодорожный вокзал, ремонтное локомотивное депо, путевую часть, эксплуатационную часть, производственный участок пассажирской компании. Поэтому в данном случае влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду велико. Результаты проведенной работы показывают на сколько загрязнена атмосфера, вода, земля.. К сожалению, микрорайон железнодорожного предприятия не исключение. Окружающая среда загрязняется выбросами твердых и газообразных отходов поездов, работающих на твердом топливе, также предприятиями . Это приводит к загрязнению атмосферы, почвенного покрова, вод, ухудшению здоровья людей, повышению заболеваемостью, накоплению вредных веществ в растениях, уменьшению разнообразия животных. У деревьев, растущих вблизи железнодорожного полотна можно заметить совершенность. Это начало их гибели. В зимнее время снег по всему микрорайону приобретает серый свет. В близлежащих домах сажа и копоть попадают через форточки в квартиры. В связи с этим выработали следующие рекомендации.
Рекомендации для улучшения экологической обстановки в микрорайоне железнодорожного предприятия:
1.На предприятиях установить пылеулавливающие и газоочистные оборудования.
2.Создать и внедрить безотходные технологии, построить такие промышленные комплексы, в которых используется все исходное сырье и перерабатываются любые промышленные отходы. Примерами таких технологических процесс могут служить замкнутые циклы воздуха и воды, при которых полностью исключаются выбросы отходов в окружающую среду.
3.Посадить больше деревьев и кустарников, выделяющих фитонциды -биологически активные вещества, убивающие бактерии. Зеленые растения регулируют микроклимат и снижают городской шум. Содержание пыли на озелененной улице в 3 раза меньше, чем на улицах без деревьев.
4. Следить за техническим состоянием пути, чтобы не было аварий на железной дороге
5.Вести систематическую работу по экологическому образованию населения.
Список использованной литературы.
1. Будыко М.И. «Глобальная экология», 1997г.
2. Интернет- ресурсы.
3. Н.Н.Маслов, Ю. И. Коробов - «Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте», Москва «Транспорт», 2009г.
4. «Химия в школе»,№9,2013 г., Техногенные изменения атмосферы.
5. Энциклопедия для учащихся «Экология», ООО «Мир энциклопедий Аванта +», 2010 г.
Тема: «Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду на примере железнодорожного предприятия г. Улан-Удэ».
Белоусова П.В. ГБОУ СПО « БРИТ»
Руководитель: С.Н. Цыбикова, мастер производственного обучения.
Биологический вид Человек разумный заселяет Землю наряду с другими видами животных. На его становление и развитие действовали те же экологические факторы, что и на другие природные популяции. Однако научно-технический прогресс вызвал к жизни массу новых факторов, неблагоприятно влияющих на все живое. Транспортно-дорожный комплекс является важнейшим составным элементом экономики России. Поэтому, транспорт является одним из основных загрязнителей окружающей среды. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в окружающих среду по России составляет около 46% ,что выше, чем доля любой из отраслей промышленности. По видам транспортам, выбросы загрязняющих веществ распределяются следующим образом: 87%- общего выброса приходится на автомобильный транспорт, 8%-на железнодорожный, 2%-на дорожный комплекс, 2%-на речной и морской,1%-на воздушный.
Микрорайон железнодорожного предприятия - крупнейший железнодорожный узел, объединяющий железнодорожный вокзал, ремонтное локомотивное депо, путевую часть, эксплуатационную часть, производственный участок пассажирской компании. Поэтому в данном случае влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду велико. Мы задались вопросом: каково влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду? И решили провести исследование по данной проблеме. Отсюда, цель: определить влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду. (на примере микрорайона железнодорожного предприятия). Предмет исследования: определение степени загрязненности вблизи железнодорожного полотна. Объект: микрорайон железнодорожного предприятия г. Улан-Удэ. Исходя из вышеуказанного, сформулированы следующие задачи: 1.Изучить литературу по влиянию железнодорожного транспорта на окружающую среду.
2.Выделить виды загрязнения в микрорайоне железнодорожного предприятия.
3. Провести социологический опрос жителей микрорайона.
4.Проанализировать степени загрязненности вблизи железнодорожного полотна:
а. определение общей запыленности атмосферы по снегу и степени загрязнённости снега.
Б.определение характера загрязнения по величине рН снеговых вод.
4.Сделать выводы исследования и оформить презентацию.
Определили виды загрязнения микрорайона железнодорожного транспорта. Чтобы узнать степень загрязненности вблизи железнодорожного полотна мы определили общую запыленность атмосферы по снегу, степень загрязнённости снега, характер загрязнения по величине рН снеговых вод. Выводы: В процессе изучения и анализа обработки информации пришли к выводу, что отрицательное экологическое воздействие на микрорайон железнодорожного предприятия оказывает железнодорожный транспорт, как другие виды транспорта. В связи с этим выработали следующие рекомендации..
По результатам проведенной работы, мы считаем что, цель достигнута.