3. Мы, стоящие перед вами, не являемся коренными жителями посёлка. Я – приехала сюда в 2007 году, а я - в 1999 . Но этот маленький посёлок стал для нас по-настоящему родным. Здесь мы повзрослели, приобрели друзей, именно здесь оканчиваем школу. Это наша малая родина! Теперь мы хотим сделать для неё что-то важное.
Географические названия встречаются повсюду. Они сопровождают нас с самого детства, без них человеку не обойтись. В каждом населенном пункте непременно существует множество микротопонимов, которыми пользуются местные жители или которые помнят, по крайней мере, старожилы. Кто в своё время не задавал себе вопрос, откуда произошло название родного посёлка, реки и озера? К сожалению, некоторые древние названия рек, лесов, озер, деревень заменены современными. Таким образом, теряется связь с прошлым. А ведь многие кажутся понятными, если рассмотреть те или иные имена, то можно обнаружить много любопытного.
4. С 1943 г. на эту вовышенность каждую весну и лето приезжала бригада от учебного заведения Бердского с/х техникума для проведения полеводческих работ. На выбранной площадке студенты который год ставили вагончик и начинали свои работы. Работать начинали ранней весной, а заканчивали поздней осенью. Вагончик – же на всё это время служил им временным пристанищем. Они там и ели, и спали. И лишь на зиму эта бригада уезжала зимовать в г. Бердск. Так они проработали 2 года, затем им приглянулось ровная, красивая площадка, возле которой находилось два небольших озера. И решили они обосноваться там. Построили 5 землянок на склоне горки, а к зиме построили уже и домики на самой площадке, саманные глинобитные, и остались там жить круглый год. А появившиеся новое поселение стали называть Уч. хоз (учебное хозяйство). В 1946 г. Уч.хоз уже имел одну улицу, состоящую из 5-6 домов. И с 1946 г. бригадиром этого хозяйства стал работать Шмидт Л.Г.
С его приходом хозяйство стало заниматься не только полеводством, но и вести смешанное хозяйство, т.е. разводить кур, коров, свиней.
В 1952 г. Бердский с/х техникум передал своё учебное хозяйство во владения совхоза «Тальменский». И вот в 1954 г. Уч.хоз переименовали в посёлок Маяк, а людей которые там жили и работали, называли Маяками.
5. Более 60 лет прошло с этих времен. Как жил посёлок все эти годы? Пройдут века, но память о них остается в топонимах. Мы задались целью узнать, что могут рассказать местные топонимы о жизни наших предков - о тех, кто осваивал землю, на которой мы живём. С этой целью решили выполнить исследовательскую работу на тему «Топонимы посёлка Маяк».
6. При выяснении происхождения топонимов встретились с определенными трудностями. Материалы, связанные с этой темой очень разбросаны. Можно сказать, что топонимика малой родины не исследовалась. Использовали интернет - ресурсы и рассказы жителей посёлка. Большую помощь в работе оказали старейшие жители: Дик Гергард Корнеевич и Валентина Владимировна, Юрганова Анна Андреевна.
8. Практическая значимость исследования: Собранные материалы будут представлены в виде топонимических карточек, собранных в картотеку. Их можно использовать на уроках географии, истории, краеведения и поместить на создающийся сайт о нашей малой родине.
Цель работы. На основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источников восстановить историю посёлка Маяк, выявить элементы исторического опыта, отражённые в топонимах.
9 Исследование осуществлялось в 5 этапов, с апреля 2011 года по февраль 2012 года.
Этапы перед вами
10. В своей работе мы исследовали найденные нами 14 микротопонимов:
7 гидронимов
- Озеро Антониха
- Озеро Утятник
- Озеро Сухое
- Озеро Учительское
- Сталинский пруд
- Новое озеро
- Озеро Тряпочное
2 оронима
- Казацкий лог
- Чёртов лог
2 микронима
- Шибцовсий лес
- Луг Дунькин пуп
3 урбанонима
- Пешкинский переулок
- Аллейка
- Белый дом
Эти названия необычайно ценны как образцы местных говоров и словообразований, а также как свидетели прошлой истории края.
11. Для начала необходимо было выяснить, насколько жители посёлка владеют знаниями топонимов. В анкетировании участвовало 5 групп респондентов:
учащиеся начальных классов
учащиеся 5-9 классов
учащиеся 10-11 классов
педагоги
родители, жители посёлка
При анализе входящего анкетирования нами была получена следующая информация: она перед вами
12. (фантазийные) объяснения:
Казацкий лог – пасут коз
Чёртов лог – там живёт человек с такой фамилией
Луг Дунькин пуп – там растут цветы с таким названием
Сталинский пруд – стоит на месте (наверное, как сталь)
Белый дом – живут «крутые», покрыт снегом (А летом он тогда должен быть зелёным)
13. Рейтинг самых красивых мест
14 Так выглядит топонимическая карточка
1. название сопровождения номенклатурного термина, указывающее род объекта (деревня, овраг, река и т.п.)
2. фотогафия
3. географическое положение
4. сведения о географической привязке имени
5. дополнительная информация (содержит сведения о подобных названиях в других районах страны)
15. Содержание топонимических карточек:
Антониха:
- озеро
- восточная окраина посёлка, к нему спускаются несколько домов улицы Центральной.
- на берегу озера жил дед Антон Гончаров
Тряпочное
- озеро
- около 4 километров на запад от посёлка.
- получило название от Тряпочного лога, а он, в свою очередь, хранит историю.
Много лет назад в этот лог привезли на полевые работы репрессированных. Они были со своим скарбом: узлами, тряпками, нищими пожитками. Они работали там всё лето, а нехитрые вещи валялись здесь же. Так лог и получил название – Тряпочный, а за ним так стали называть озеро.
Сухое
- озеро
- 1,5 километра на юго-восток в сторону Учительского озера.
- это старица от когда-то протекающей реки, берега её пополнялись талыми водами,
а к концу лета озеро почти полностью пересыхает.
Учительское
- озеро
- находится примерно в трех километрах юго-восточнее посёлка.
- Несколько десятилетий назад на лугах у этого места были покосы лебедёвских учителей, необходим был водоём, и его вырыли практически вручную, углубление быстро заполнилось водой, поэтому правильнее называть водоём прудом. Озеро получилось глубокое, мутное, и однажды там утонула учительница. Так и появилось это название.
Шибцовский
- лес
- берёзовая колка при въезде в посёлок.
- В первом доме от этого леса (лога) жил человек по фамилии Шевцов. Произошла звуковая трансформация, и лесок стали называть Шибцовским. Дом стоит и сейчас у самого лога, в лесу катаются на лыжах.
16. После создания топонимических карточек мы представили их на неделе географии и на общешкольном родительском собрании. Именно здесь был проведён исходящий мониторинг. Участникам после знакомства с картотекой были предложены задания в виде теста, которые, по сути, повторяли входящую диагностику, но требовали репродуктивно воспроизвести полученные знания. Результаты нас порадовали.
17. Задачи, которые были заявлены, выполнены:
18. Мы решили продолжить краеведческую работу и отразить её на создающемся сайте посёлка. Так в нашей школе рождается новая традиция: мы – одиннадцатиклассники начали создание сайта с краеведческой информацией, а продолжать её нашим преемникам.
19. Закончить выступление нам бы хотелось стихотворением:
В сибирской глубинке,
Средь холмов и оврагов,
В берёзовой дымке –
Заметишь не сразу,
Собравшись в две улицы,
Подперевшись озёрами-
Посмотришь – любуешься,
Обойдён войной, ссорами.
Наш посёлок – пылинкою
В сердце Родины кажется,
Мы же – каждой кровинкою
Навсегда с ним повязаны.
Что даровано предками,
Сохраним – не забудется:
Три оврага, три озера
Переулки, две улицы…