СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа учащегося "Смертная казнь "за" и "против".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Смертная казнь "за" и "против" ориентирована на обучающегося 10-11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащегося "Смертная казнь "за" и "против".»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Тыгдинская средняя общеобразовательная школа

Магдагачинского района, Амурской области






Смертная казнь: «За» и «Против»










Автор: Кушимова Лариса, 10 класс

Руководитель: Кушимова О.В.,

учитель истории и обществознания









Тыгда - 2015

Оглавление

  1. Аннотация стр. 1

  2. Введение стр. 2

  3. Глава I Смертная казнь в истории России стр. 3-17

  4. Глава III Смертная казнь сегодня стр. 22-29

  5. Глава IV Общественное мнение стр. 30-35

  6. Заключение стр. 36

  7. Список использованной литературы стр. 37-38

  8. Приложение стр.39-43





















Аннотация.


До тех пор пока вы не видели гильотину своими

глазами, вы можете более или менее равнодушно

относиться к смертной казни, можете не высказыть

своего мнения , можете говорить и “ да” и “нет”,

но если вам пришлось увидеть ее - потрясение

слишком глубоко и вы должны решить: против нее

вы или за нее...

...Эшафот это сообщник палача. Он пожирает человека,

ест его плоть, пьет его кровь. Эшафот - это чудовище, созданное судьей

и плотником, это призрак который живет какой-то страшной жизнью, порождаемой

бесчисленными смертями его жертв...

В.Гюго «Отверженные»
















Введение

Тема исследования: Смертная казнь «за» и против».

Среди множества проблем, обсуждаемых в нашем обществе, стоит вопрос о высшей мере наказания – смертной казни. Нарушает ли она права человека, является ли она фактором, сдерживающим преступность? Применять ли ее в современный период развития общества или отказаться от этого? Месть ли это преступнику и если месть, то имеет ли общество право на нее? Ведь именно общество породило и преступность и преступника.
На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели и граждане.

Цель моего исследования - выяснить готово ли сегодня наше общество к окончательной отмене смертной казни как высшей меры наказания.

Для достижения этой цели я в своей исследовательской работе попыталась решить следующие задачи:

Во-первых, изучить историю смертной казни в России.

Во-вторых, узнать, как обстоят дела со смертной казнью сегодня в мире.

В-третьих, выяснить каково состояние общественного мнения в России и мире по этому вопросу сегодня.

В – четвёртых, изучить мнение по вопросу «за» или «против» смертной казни в нашем посёлке.

Местом проведения моего исследования стали старшие классы Тыгдинской школы и улицы села Тыгда. Время проведения исследования – февраль 2015-апрель 2015 года.

Для сбора информации я воспользовалась услугами Интернет-ресурсов.

Актуальность данной работы:

Вопросы смертной казни являются актуальными в настоящий момент. В Государственной Думе идут напряженные споры об отмене смертной казни или об отмене президентского моратория на смертную казнь.

Выбранную мной тему исследовали разные ученые. Кистяковский А. Ф. в работе «Исследование о смертной казни» поднял такие вопросы, как: устрашает ли смертная казнь или нет, уменьшает ли она число преступлений, может ли смертная казнь уничтожить известный род преступлений, и т.д. Автор поднимает эти вопросы, когда прослеживает развитие на протяжении веков проблемы смертной казни.


Глава I

«История смертной казни в России»


Впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно была закреплена в 1398 г. в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение двинской земли в состав Московского государства. В ст. 5 этой грамоты говорится: назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершенную в третий раз.

Псковская судная грамота 1467 года значительно расширяет случаи применения смертной казни:

  1. Воровство в церкви.

  2. Казнокрадство.

  3. Государственная измена.

  4. Поджоги.

  5. Кража, совершенная в третий раз.

  6. Убийство.

Смертная казнь преследовала, прежде всего, цель возмездия, устрашения, а также в целях безопасности всего общества и относительно спокойствия граждан.

Судебник Ивана III (1497 года) расширил применение смертной казни: разбой, кража (повторная), клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.

Судебник Ивана IV (1550 года) установил смертную казнь уже за многие преступления: за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки сознался о содеянном; за вторую кражу и второе мошенничество, если преступник признался; за разбой, душегубство, ябедничество или иное «лихое дело» если преступник «ведомый лихой»; за убийство господина, государственную измену, церковную кражу, поджог, если преступник «ведомый лихой». В целом судебник предусматривает смертную казнь в 12 случаях.

Экзекуция осуществлялась публично, при большом скоплении народа. Трупы или части тел казненных выставлялись на месте казни для устрашения. Подобные зрелища, как отмечали современники, не возмущали общественного мнения, не вызывали протеста или отвращения.

Массовые казни осуществлялись в Москве, на Лобном месте. Устраивались страшные пытки не только по отношению к простому народу, но и к боярам и другим знатным людям. На Лобном месте закапывали в землю женщин, виновных в супружеской измене, сажали на кол, колесовали, четвертовали. И все это происходило на глазах тысячной толпы.

Но если сравнивать количество казней в России и странах Западной Европы, то они нас в этот период превзошли. Например, в Германии при Карле V было казнено около 100 тысяч человек. Одному лишь судье фон Карпцов пришлось вынести около 20 тысяч смертных приговоров. В Англии при Генрихе VIII было повешено 70 тысяч упрямых нищих при общей численности населения 4,5 млн. человек.

По Соборному уложению 1649 г. смертной казнью карались особо опасные преступления против личности и собственности: убийство, отравление, поджог, повторный разбой, укрывательство опасных преступников, изнасилование ратными людьми, мучительство, торговля табаком. Всего смертная казнь могла быть назначена за 63 преступления. Уложение 1649 г. предусматривало пять видов исполнения смертной казни. Однако на практике не ограничивались этими способами.

В России смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную.

К обыкновенной или простой относились: отсечение головы, повешение и утопление.

К квалифицированной казни: сожжение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол и др.

Каждый вид смертной казни применялся за особый вид преступления. Например, повешение - за измену ратным делам, утопление - в широких масштабах. По распоряжению Василия Шуйского в 1607 г. пленных мятежников каждую ночь выводили сотнями и убивали, ударяя дубинкой по голове, а тела спускали под лед Яузы. За изнасилование перед казнью полагалось усекать инструмент «бесчестия». Сожжение - за религиозные преступления, осуществляли на костре или в деревянном срубе.

При Иване Грозном стали применять такой варварский способ, как кипячение в масле, вине или воде за государственную измену. Это было мучительно. Залитие горла расплавленным свинцом применялось к фальшивомонетчикам. Четвертование - за оскорбление государя.

Автором нескольких новых видов смертной казни являлся сам Иван Грозный. Одно из его «изобретений» заключалось в том, что человека зашивали в медвежью шкуру, а затем натравливали собак. Однажды он приказал привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать, «чтобы они сразу летели на небеса».

Законодательство эпохи Петра I к смертной казни обращается чаще, в 123 случаях. Однако число способов смертной казни было сокращено до трех:

1. Обезглавливание - для военнослужащих осуществлялось мечом на плахе или на бревне, а не топором, как было до Петра I.

2. Расстрел.

3. Повешение.

Во времена Анны Иоанновны система наказаний включала смертную казнь в виде: отрубания головы, повешения, колесования, сожжения, битья кнутом, плетьми, батогами, ссылка на галеры и др. Она могла применяться к лицу 12-летнего возраста.

Попытка полной отмены смертной казни в законодательстве России была предпринята еще в 1744 году. Было сделано распоряжение императрицей Елизаветой о представлении ей на рассмотрение всех смертных приговоров, а 30 сентября 1754 года появился указ Сената об отмене смертной казни и о замене ее пожизненными каторжными работами с клеймением преступника клеймом «вор» на лбу и щеках и вырезыванием ноздрей. То есть, попытки отменить смертную казнь происходили и в 18 веке, но отмена смертной казни в действительности не совершилась.

В 1787 году Екатерина II в своем манифесте, изданном по случаю 25-летия ее царствования, также предписывает всех осужденных к смертной казни не казнить, а сослать в каторгу.

Но вопреки елизаветинским и екатерининским предписаниям смертные приговоры выносились и приводились в исполнение. Чего стоили только, например, массовые казни руководителей и участников пугачевского восстания (было казнено более 20 тысяч человек).

При императоре Александре I шла разработка нового Уголовного уложения. Смертные казни применялись крайне редко. Всего было казнено за 25 лет 24 человека. При этом подавляющее большинство казней приходится на период Великой Отечественной войны 1812 г., когда приговоры к смертной казни выносились военно-полевыми судами.

Николай I начал свое правление с казни 5 декабристов.

С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российской империи 1832 года. В соответствии с ним смертная казнь в России сохранялась, но применялась только в отношении трех категорий преступлений:

1) политических (когда оные, по особой их важности, предаются рассмотрению и решению верховного уголовного суда);

2) за нарушение карантинных правил (т. е. за так называемые карантинные преступления, совершенные во время эпидемий или сопряженные с совершением насилия над карантинной стражей либо карантинными учреждениями);

3) за воинские преступления.

Во времена Александра II 12 лет не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора - они заменялись ссылкой, каторгой, пожизненным заключением. В 1883 г. и 1885 г. казнено было всего по одному человеку. В 1889 г. - 3, в 1890 г. - 2 человека.

Многие государи, придя к власти, начинали с амнистий. Алексей Михайлович, отец Петра I, велел освободить и отправить в ссылку на каторжные работы всех сидевших воров и разбойников, приговоренных к смерти. То же приказывает в 1691 г. Петр I.

Вплоть до ХIХ века в системе наказаний преобладали смертная казнь и телесные наказания, а не тюремные заключения. Причина банальная - не хватало тюрем. Лишь принятый в 1832 г. Свод законов сделал акцент на лишение свободы и телесных наказаниях. А били в России веревкой, хлыстом, палкой, кнутом, батогами, плетьми, шпицрутенами. Самым тяжелым испытанием считалось битье кнутом. Такая порка, когда мясо из костей вырывалось, фактически была скрытой формой смертной казни.

Вплоть до 1881 г. смертные казни исполнялись публично при большом стечении народа. Но затем Александр III издал Указ, который предлагал губернаторам самим определять тюрьмы, в которых исполнялась смертная казнь. Власть поняла, что публичное затягивание веревок на шее не вызывает у народа благодарственных чувств. К тому времени существовало только два вида смертной казни - через повешение и отсечение головы. Но через несколько лет отсечение головы заменили расстрелом.

После подавления революции 1905 г. размах смертной казни велик - без суда и следствия, по разрешению губернатора и главнокомандующих. После Февральской революции смертная казнь 12 марта 1917 г. была отменена, однако 12 июля 1917 г. она была вновь восстановлена: за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, уход с поля боя и др.

Октябрьская революция 1917 г., началась с отмены смертной казни. Это произошло уже на второй день после победы большевиков, когда декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 г. было объявлено об отмене смертной казни.

Кроме того, в советское время были сделаны еще две попытки отмены смертной казни - постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)» от 17 марта 1920 г. и Указом президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни» от 26 мая 1947 года.

Восстановление смертной казни обосновывалось обычно такими причинами, как острота классовой борьбы, сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, обстановка на фронтах Гражданской войны, подрывная деятельность империалистических государств. При этом в годы гражданской войны смертная казнь применялась не столько для борьбы с особо опасными преступлениями, сколько в политических целях. В соответствии с постановлением СНК РСФСР «О красном терроре» от 5 сентября 1918 года смертная казнь путем расстрела применялась и к лицам, прикосновенным к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам. 16 сентября 1918 г. Наркомюст РСФСР принял постановление о том, что революционные трибуналы не ограничены в мерах применения любых наказаний к преступникам. В период гражданской войны и военной интервенции к смертной казни трибуналами было приговорено из числа всех ими осужденных: 1919 г. - 14%, 1920 г. - 11%, 1921 г. - 5%, 1922 г. - 1%. В этот период смертная казнь применялась ВЧК, деятельность, которой до ноября 1918 г. не была законодательно регламентирована. За девять месяцев (июнь 1918 г. - февраль 1919 г.) по приговорам ВЧК было расстреляно на территории 23 губерний 5496 человек. Широко применялась практика расстрела заложников, известны кровавые расстрелы над восставшими кронштадскими матросами, тамбовскими крестьянами, представителями духовенства. Известны и случаи фабрикации таких дел. К их числу относится и так называемое дело о заговоре В. Таганцева, по которому по решению Петроградской Губчека 24 августа 1921 года был казнен 61 человек, среди которых было 16 женщин. Казнен был и известный русский поэт Н. Гумилев.

Чрезвычайно широкая практика применения смертной казни по сфабрикованным органами безопасности делам осуществлялась в 30-х гг. Она применялась не только по обвинению в контрреволюционных преступлениях. Согласно, например постановлению ЦИК и СНК РСФСР от 7 августа 1932 г. расстрел применялся и за хищение государственного и общественного имущества. Советские кодексы (УК РСФСР 1922 г., 1926 г. и 1960 г.) не включали смертную казнь в систему наказаний, мотивируя это временным характером исключительной меры наказания.

Вскоре после Великой Отечественной войны указом президиума Верховного совета СССР от 26 мая 1947 года была провозглашена отмена смертной казни. Этот указ установил, что за преступления, наказуемые по действующему законодательству смертной казнью, в мирное время применяется заключения в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Спустя три года 12 января 1950 г. был принят указ президиума Верховного совета СССР «О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам», а 30 апреля 1954 г. смертная казнь была введена и за умышленное убийство. Основой уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и УК РСФСР 1960 г. (при его принятии) значительно сократили сферу применения смертной казни, однако вскоре в УК начали вносить на этот счет поправки, и постепенно применение смертной казни опять было расширено.

Решительный шаг в направлении сокращения смертной казни был сделан в основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (как отмечалось, ни вступивших в силу из-за распада Союза ССР). С распадом Союза ССР, уже в Российской Федерации, выросло число выносимых смертных приговоров. Это было вызвано политической и экономической нестабильностью отразившейся в росте тяжких и особо тяжких преступлений.

Российская Федерация стала членом Совета Европы. Этот факт, безусловно, должен получить положительную оценку, как в экономическом, так и в политическом отношении.

Вместе с тем известно, что прием России в Совет Европы связан с рядом условий и рекомендаций. В частности, речь идет о подписании в течение одного года и ратификации не позже, чем через три года с момента вступления Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающегося отмены смертной казни в мирное время, и установлении моратория на исполнение смертных приговоров.

Глава II

«Смертная казнь в зарубежных странах»


В эпоху, предшествовавшую буржуазным революциям в Европе конца XVIII в. смертная казнь была во многих государствах основным способом борьбы с самыми различными преступлениями. Но уже в конце XVIII в. связи с Просвещением в Европе возникают идеи отмены смертной казни. Следует отметить, что в 70-80 гг. в мировом сообществе отчетливо проявляется тенденция к сокращению применения смертной казни и ее упразднению. Так, Генеральная Ассамблея ООН 15 декабря 1989 г. приняла Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, и призвала все правительства, которые могут это сделать, рассмотреть вопрос о подписании его и ратификации или присоединении к нему. К настоящему времени более чем в 80 государствах мира, включая все страны Западной Европы.

В целом , в связи с применением смертной казни все государства могут быть поделены на ряд подгрупп:

1) Законодательство 35 государств не предусматривает применения смертной казни ни за какие преступления - среди них Австрия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, ряд стран Латинской Америки, Австралия.

2) В 18 странах мира смертная казнь может быть применена лишь при особых обстоятельствах, например, в военное время, - к числу таких стран относятся Великобритания, Италия, Швейцария, Канада, Бразилия, Мексика, Новая Зеландия.

3) 26 стран сохранили возможность смертной казни в законодательстве, но не применяют ее на практике в течение 10 и более лет (Бельгия, Греция, Боливия).

4) Более 100 стран применяют смертную казнь за общеуголовные преступления, среди них бывшие республики СССР (включая и Россию), Бурунди, Ангола, Замбия, Сирия, ОАЭ, Египет, 38 штатов США, и другие.

Наиболее интенсивно эта мера наказания применяется в следующих странах: в Иране, в ЮАР, в Китае, сотни человек в Ираке.

В последнее время более 50 государств расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь.

Не только одна Россия ищет ответа на вопрос: быть или не быть смертной казни. Великобритания, Бельгия, Греция тоже пока не торопятся ратифицировать Протокол № 6. Украина, вступившая в Совет Европы раньше России, продолжает применять смертную казнь. «Если сравнивать число реализованных смертных приговоров и потерпевших, которых нет в живых, правильным может быть только вывод о необходимости этой меры наказания, - заявил помощник Президента Украины Олег Литвак. - Впрочем, с развитием государства и правосознания потребность в смертной каре отпадет». В Молдавии же, после провозглашения ею независимости, не приведено в исполнение ни одного смертного приговора. Но настроения среди молдаван по этому поводу различные. Многие считают, что это еще больше подстегнет растущую быстрыми темпами преступность в стране.

Кстати, и в Соединенных Штатах в 1994 году 80 % опрошенных высказались за необходимость применения смертной казни. В Бельгии, стране - члене Совета Европы, более 40 лет не применяющей смертную казнь, - пару лет назад состоялось несколько массовых демонстраций с требованием казнить преступника, отбывшего срок за изнасилование малолетних и на следующий день после освобождения изнасиловавшего и убившего двух маленьких девочек.

За рубежом способы исполнения смертной казни по сравнению с Россией значительно более разнообразны.

Расстрел как способ смертной казни известен практически с момента изобретения пороха. По данным организации «Международная амнистия», расстрел применяет наибольшее число стран (86).

Повешение применятся в 78 странах мира.

Обезглавливание до отмены смертной казни применялось во Франции. В настоящее время оно установлено законом Бельгии, где фактически не применяют смертную казнь с 1950 года, а также в некоторых других странах, где такой вид казни предусмотрен наряду с какими-либо другими. На практике этот вид смертной казни ныне используется только в Саудовской Аравии.

Забрасывание камнями принадлежит к числу мучительных способов исполнения смертного приговора. Осужденного закапывают в землю, оставляя на поверхности лишь голову, после чего забрасывают ее камнями. В ст. 119 Исламского Уголовного кодекса Ирана специально указывается, что «камни должны быть не слишком большими, чтобы осужденный не умирал от одного или двух ударов, но они также не должны быть настолько малы, чтобы их нельзя было назвать камнями».

Помимо всех вышеперечисленных существуют три вида смертной казни, которые применяются только в Соединенных Штатах. Кроме повешения и расстрела в США применяется казнь на электрическом стуле, путем применения газа и путем внутривенной инъекции специальными усыпляющими веществами.

Казнь на электрическом стуле осуществляется током большой силы с помощью электродов, специально подключаемых к телу приговоренного. Удар током приводит к потере сознания, хотя смерть наступает через определенное время, иногда доходящее до 10-15 минут, в результате остановки сердца и паралича дыхания. Известны случаи, когда человек, подвергаемый такой казни, не сразу терял сознание, и приходилось повторять включение тока до пяти раз, прежде чем наступала смерть. В литературе описан случай, когда при исполнении приговора смерть не наступила, и потребовалось специальное решение Верховного суда США о том, что повторная казнь не противоречит Конституции. Осужденный был повторно казнен спустя год.

В современных цивилизованных странах законодатель стремится приводить в исполнение смертный приговор, причиняя при этом минимум страданий осужденному. Вместе с тем исполнение смертной казни само по себе не может не вызвать страданий и переживаний осужденного. В некоторых случаях они неизбежны. Прежде всего, причина этому - длительные сроки, которые проходят с момента вынесения приговора до его исполнения. Невозможность немедленного исполнения приговора в цивилизованных странах сомнения не вызывает. Осужденному должно быть предоставлено право на обжалование приговора. Это позволяет избежать (во всяком случае, уменьшить число) ошибок. Осужденный должен иметь право обратиться с ходатайством о помиловании. Однако надо отметить, что зачастую время рассмотрения жалоб и ходатайств превышает разумный лимит. Между тем рассмотрение жалоб и особенно ходатайств о помиловании нередко затягивается на несколько лет. В Индонезии двое осужденных были казнены в 1985 году через 25 лет после вынесения приговора. В Японии один осужденный ожидал приведения приговора в исполнение в течение 37 лет и умер в камере смертников в возрасте 95 лет. В Соединенных Штатах в этом отношении складывается не менее тяжелая ситуация. В феврале 1996 года в Калифорнии был приведен в исполнение приговор по делу Уильяма Бонина, осужденного в 1982 году за зверское убийство 14 подростков. Маньяк, прозванный «фривейным убийцей», сбрасывал обнаженные тела детей на обочины высокоскоростных дорог. Почему же, несмотря на полную ясность дела, понадобилось более 14 лет, чтобы утвердить смертный приговор? Оказывается, по законам американских штатов осужденный к смертной казни получает право на апелляцию в Верховный суд штата, обычно ее рассмотрение растягивается на 5 лет. После этого осужденный может опротестовать решение Верховного суда в Окружном государственном суде, наконец, потерпев неудачу, в последней инстанции - Верховном суде США - осужденный вправе вновь обратиться с апелляцией в Верховный суд штата, где процесс начинается с самого начала. Машина правосудия в США очень медлительна - только 2 % вынесенных смертных приговоров исполняется в течение года. По прогнозу специалистов «очередь смертников» в США к 2007 году возрастет до 4645 человек.

В некоторых странах установлен порядок, согласно которому смертная казнь автоматически заменяется пожизненным заключением, если она не была приведена в исполнение в течение установленного срока. В Румынии такой срок - два года, в Греции - три.

Осужденные на смерть по-разному переживают ее ожидание. Некоторые спокойны, другие впадают в глубокую депрессию или, наоборот, проявляют агрессивность, третьи обращаются к религии, четвертые кончают самоубийством.

Еще тяжелее состояние осужденного, которому объявляют, что его ходатайство отклонено, и приговор будет приведен в исполнение. В некоторых странах осужденному объявляют об этом непосредственно перед казнью, в других - заблаговременно. Например, в Японии осужденному объявляют о дате казни не ранее, чем за 1-2 дня, а в некоторых случаях не сообщают вовсе. В штате Флорида точную дату исполнения приговора объявляют за 4 недели (чтобы человек смог сознательно завершить свой жизненный путь).

В наше время большинство стран, в том числе и Россия, отказалось от публичного исполнения высшей меры наказания. По данным ООН, в 1980-1990-х годах по крайней мере в 22 странах смертные казни исполнялись публично, среди этих стран Китай, Пакистан, Ливия, Саудовская Аравия и другие.

Глава II.

Смертная казнь сегодня.

Более половины государств во всём мире либо отменили смертную казнь в законодательном порядке, либо не применяют её на практике.

  1. 90 государств и территориальных образований полностью отменили смертную казнь среди них Австрия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, ряд стран Латинской Америки, Австралия.

  2. 11 государств отменили смертную казнь за все преступления, за исключением особо тяжких, таких как военные преступления Великобритания, Италия, Швейцария, Канада, Бразилия, Мексика, Новая Зеландия.

  3. 32 государства не применяют смертную казнь на практике: законодательство данных государств предусматривает подобную меру наказания, однако приговоры не приводились в исполнение на протяжении последних 10 и более лет Бельгия, Греция, Боливия, Россия.

Таким образом, всего 133 государства либо отменили смертную казнь в законодательном порядке, либо не применяют её на практике.

Ещё 64 государства сохраняют и применяют смертную казнь, однако число стран, в которых фактически казнят заключённых, с каждым годом снижается - Бурунди, Ангола, Замбия, Сирия, ОАЭ, Египет, 38 штатов США, и другие.

В 2006 году в 25 странах казнили не менее 1591 заключённых и ещё 3861 человек приговорили к высшей мере наказания в 55 странах.

В 2006 году 91% казней, о которых стало известно, имели место в Ираке, Иране, Китае, Пакистане, Судане и США. В течение года в Китае казнили не менее 1010 человек, в действительности эта цифра может оказаться значительно выше. По сведениям из вызывающих доверие источников, в 2006 году было приведено в исполнение от 7500 до 8000 приговоров. Официальная статистика в отношении применения смертной казни по-прежнему засекречена, что затрудняет наблюдение и анализ данных.

В Иране казнено 177 человек, в Пакистане - 82, в Ираке и Судане - не менее чем по 65 человек. В США привели в исполнение 53 смертных приговоров в 12 штатах.

Общее количество приговорённых, находящихся в камерах смертников, подсчитать затруднительно. По состоянию на конец 2006 год, это число, по оценкам, лежит в пределах от 19 185 до 24 646 человек. Расчёт сделан на основе сведений правозащитных организаций, сообщений в прессе, а также скудной официальной статистики.

Как уже было сказано ранее, в наше время есть и государства сохранившие смертную казнь качестве меры наказания. Среди них:

Китай. Хоть в Китае и так в год казнят по несколько тысяч человек, здесь решили еще несколько расширить сферу применения высшей меры наказания: Председатель Цзян Цземинь призвал казнить самых коррумпированных работников партийно-государственного аппарата.

Филиппины. Здесь впервые за 20 лет Верховный суд принял решение о проведении смертной казни. Приговоренный к смерти за изнасилование девочки 38-летний филиппинец умрет от инъекции специального ядовитого раствора. Его должны были уже убить, но Верховный суд отложил казнь - из-за того, что конгресс, возможно, будет изменять законы, регулирующие смертную казнь. А пока по стране бродят демонстрации то в пользу, то против казни.

Уганда. К смертной казни через повешение приговорил в Уганде суд четверых молодых людей. Они, движимые самыми благородными побуждениями - борьбой с колдовством - поубивали 50 человек, явно причастных к черной магии.

Иран. Руководство этой страны начало решительно бороться с наркоманией, которой подвержено около 10 процентов всех иранцев. В свете этой борьбы в стране был принят новый закон, по которому наркомания считается не болезнью, а преступлением. А раз так, то обладание хотя бы 30 граммами опиума карается смертной казнью.





23

Сьерра-Леоне. Верховный суд Сьерра-Леоне приговорил к смертной казни 11 гражданских лиц, обвиненных в государственной измене и сотрудничестве со свергнутой хунтой. Среди них - два бывших министра правительства хунты, а также три женщины, одна из которых, 75-летняя Нэнси Стил, занимала пост мэра Фритауна.

Бенин. Здесь странно для рупора христианского всепрощения выступила католическая церковь, высказавшаяся за возвращение в страну смертной казни как единственного эффективного средства борьбы с вооруженным бандитизмом. В своем послании руководство здешней католической церкви подчеркнуло, что только угроза смертной казни способна "остановить беззаконных насильников и защитить жизнь людей".





















Глава III.

«Смертная казнь и общественное мнение»

В последнее время ведется весьма интересная дискуссия вокруг проблемы смертной казни, мы представим лишь несколько мнений по этому вопросу.

Профессор варшавского университета С. Будзинский в своем учебнике по уголовному праву высказывался против смертной казни и приводил следующие аргументы:

  1. Смертная казнь не имеет существенных качеств наказания, она не делима, не отпустима; ее невозможно степенить соразмерно вине, если она применена по ошибке, то ее уже вознаградить нельзя;

  2. Это наказание противно правилам христианства, по которому Бог не желает смерти грешного, законодатель же должен стремиться к исправлению преступника. От такой возвышенной задачи христианское государство уклоняться не может;

  3. Общественная безопасность может быть ограждена вместо смертной казни пожизненным или бессрочным заключением, возможностью в последнем случае, освобождения, несомненно, исправившегося преступника. Смерть исключает возможность исправления;

  4. Цель устрашения может быть достигнута посредством пожизненного заключения. Уменьшению числа преступлений скорее содействуют умеренные, нежели строгие наказания.

  5. Смертную казнь защищают преимущественно в убийстве, утверждая, что по общему убеждению народов пролитая кровь требует крови. Хотя законодатель должен изучать общественную совесть, однако он не может слепо ей следовать; напротив того, он обязан облагораживать ее и освобождать от предрассудков1.

Виктор Зайцев, старший советник юстиции, Следственный комитет МВД РФ: «Не жалеть убийц». Мы зальемся кровью, если смертную казнь отменят! Хотел бы я посмотреть на тех гуманистов, которые против казни, как бы они себя не вели, если бы увидели своего ребенка или внука растерзанными, распотрошенным или «ошкуренным». Если самого Чикатило или Головкина, два метра ростом — разобрать вовремя на «запчасти», взять печенку, сердце, селезенку, сколько чудесных людей остались бы живы! В Китае давно так поступают — приговоренных к вышей мере наказания разбирают на «запчасти» и продают2.

Анатолий Приставкин, писатель, председатель Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ: «Смертная казнь ничего не изменит. Спор о смертной казни — тема вечная. И обычно аргументы у спорящих сторон бывают одинаковыми. Однако разумом мы все понимаем, что, отвечая убийством на убийство, мы ничего не изменим. Вот уже около полутора лет в России приговоры о расстреле не приводятся в исполнение, а роста преступлений из-за этого не отмечается. Хотя почти 70% россиян высказываются ЗА смертную казнь. Мы проводили исследование и выяснили, что 48% москвичей и санктпетербуржцев высказываются не просто за смертную казнь, а за публичную смертную казнь — на площади. Надо иметь в виду: когда мы расстреливаем преступника, то совершаем убийство, а не наказываем»3.

Владимир Шаинский, композитор: «Аморально сохранять преступнику жизнь!4». «Убийц нельзя называть зверьми — это оскорбление для зверей5». «Во всех случаях преступлений преступник изначально имеет преимущество перед жертвой. И даже если суд приговаривает убийцу к смертной казни, это ни в коей мере не искупает страдания жертвы и ее семьи. Поэтому сохранение жизни преступнику, посягнувшему на чужую жизнь, негуманно. Мне могут возразить, что государство — не Бог и не может решать вопрос о том, сохранить человеку жизнь или нет. Но ведь и преступник не Бог и тоже не может решать вопрос о жизни и смерти своей жертвы, и уже по этой причине — справедливости ради! - необходимо сохранить смертную казнь. Память жертв бесценна, и хотя бы из уважения к их памяти и к страданиям их близких необходимо уничтожить убийц. Нам нужно раз и навсегда очистить планету от тех, кто посмел прервать чужую жизнь.

Я знаю один случай. Десять негодяев от 17-20 лет затащили 15-летнюю девочку в квартиру, мучили ее три дня, а потом один из них ткнул ее ножом. Суд же дал большинству из них 4-5 лет. Тому которы ткнул ее ножом, дали 12 лет, но, я думаю, ему скосят. Элементарная справедливость требует, чтобы все 10 негодяев были казнены. Плохих людей нужно истреблять, как бешеных крыс. Убийц нельзя называть зверьми — это оскорбление для зверей».

Виктор Алкснис, известный российский политик, заместитель председателя партии «Народный союз»: «Я считаю, что в России должна быть смертная казнь.

Я хотел бы ошибиться, но мне кажется, что в вопросе об использовании смертной казни все-таки возьмет верх либеральная точка зрения о том, что смертной казни в России быть не должно, хотя настроение в обществе противоположно этому, то есть большинство наших граждан хотят, чтобы смертная казнь была и чтобы за особо тяжкие преступления преступники несли заслуженное наказание. Я считаю, что смертная казнь в России должна быть, и за особо тяжкие преступления она должна применяться. Я убежден, что если этого не будет, то мы и дальше будем скатываться в пропасть беззакония и преступности. Если наркоторговец убивает своим так называемым бизнесом десятки тысяч людей, реально губит жизни молодых людей, то почему он не может быть наказан по всей строгости, как это делается в других странах, где смертная казнь за распространение наркотиков является совершенно нормальным явлением и применяется в полном объеме? Я считаю, что пока наркоторговцы не осознают, что их ждет очень суровое наказание, как в том же Таиланде или Сингапуре, победить их не удастся»6.

Евгения Потапова, студентка 3-го курса ВА МВД России считает, что смертная казнь сегодня в России необходима. «Дело в том, что преступность просто захлестнула Россию. Преступники, что называется, потеряли «чувство страха», в связи с чем, количество тяжких и особо тяжких преступлений в стране значительно увеличилось»7.

Сергей Степанов, начальник Регионального штаба ВОО «Молодая Гвардия Единой России». «В советское время ежегодно, на территории Советского Союза, где проживало более 250 миллионов человек, фиксировалось 11-13 тысяч умышленных убийств. Во всем Советском Союзе. Сегодня же в России, где живет порядка 140 миллионов человек, ежегодно совершаются более 30 тысяч умышленных убийств. Ужасающая разница очевидна. И это говорит в пользу смертной казни. Но как же быть с таким явлением как судебная ошибка, когда приговаривают невиновного? Вспомнить хотя бы случай с Чикатило, когда перед его арестом расстреляли несколько человек, полагая, что это именно они настоящие маньяки»8.

По словам представителя правительства, 60-70 процентов населения России выступают за сохранение смертной казни. Однако преступления, которые граждане считают заслуживающими исключительной меры наказания - коррупция, наркоторговля в особо крупных размерах, педофилия - на самом деле не могут караться лишением жизни, так как смертная казнь назначается судом только за преступления против жизни. К таким относится терроризм, но он выведен из под юрисдикции судов присяжных, а значит, смертная казнь не может быть назначена террористу по закону. Фактически это означает, что принцип "жизнь за жизнь" может быть применен только к убийцам.

Мы провели собственное социологическое исследование на основе анонимной диагностической анкеты.

Анкета позволила определить отношение современной молодёжи к смертной казни, насколько она необходима в современном мире, за какие преступления её следует назначать.

Результаты анкетирования показали, что из 72 опрошенных, 51 считают, что смертная казнь необходима; 21 выступили против смертной казни.

При этом опрощенные, в своем большинстве, 23 человека ответили, что смертную казнь необходимо назначать за преднамеренное убийство, 20 за изнасилование, 11 за серийное убийство, 5 за наркоманию, 6 за терроризм, 7 за коррупцию.

43 человека отметили, что необходимо отменить мораторий на смертную казнь в России, 29 выступили против отмены.

Затрагивая вопрос о гуманности смертной казни, 42 человека посчитали существование смертной казни гуманным видом наказания, 25 человека не гуманным, не всегда 5.

Устрашает смертная казнь 40 человек, не устрашает 27, кого как 5.

48 опрошенных респондентов считаю, что существование смертной казни уменьшает число преступлений, 24 отметили, что нет, не уменьшает.

Таким образом, мы видим, что вопрос о смертной казни является актуальным и в наши дни. По мнению большинства опрошенных респондентов смертная казнь необходима, как существующая мера наказания.

Каким бы негуманным актом ни казалась смертная казнь, ее отмена (в нашей стране особенно) нецелесообразна. Как показывает история, такая мера наказания скорее необходима, нежели нет. Государство, имея в арсенале данный вид наказания, может им пользоваться крайне редко, заменяя его пожизненным заключением; но бывают такие случаи, когда любой гуманист и почти любой противник казни скажет, что этот человек не достоин жить. И еще раз подчеркну, дело не столько в наказании (наказаниями преступность не устранишь, ими ее лишь в определенной степени сдержишь), сколько в устранении источников зла, в исправлении той ужасающей обстановки, которая сложилась в российском обществе. Государству пора взяться за выполнение тех принципов, которые заложены в Конституции 1993 года. При нынешней политике нашей власти, какими бы ни были наказания, ситуация в обществе, к сожалению, не исправится.

Против смертной казни.

Несмотря на то, что существует мнение о необходимости смертной казни, есть и противоположная позиция.

Против: это не гуманно!

Против: это не уменьшает количество преступлений!

Против: возможны судебные ошибки!

Против: преступника этим не исправить!

Против: это не возместит нанесенного вреда!

Против: бог дал жизнь человеку и человеку эту жизнь отнимать!

Против: месть — это плохо!

Против: право на жизнь существует даже у убийц!


Это не гуманно!

«Человеческая цивилизация на современном уровне ее развития призвана утвердить абсолютную священность человеческой жизни и принципиальную недопустимость смертной казни. Отказ от смертной казни — это проявление гуманизма.3

В общем виде: здесь постулируется, что гуманизм («абсолютная священность человеческой жизни») — это аксиома. Между тем еще надо доказать, что гуманизм полезен для человечества и т.д.

Демагогия: попытка опереться на постулат, который сам нуждается в доказательстве.

Это не уменьшает количество преступлений!

«Применение смертной казни не влияет на количество преступлений, за которые она предусматривается. Ни одно серьезное криминологическое исследование не подтверждает, что смертная казнь (или введение более строгих наказаний) приводит к снижению преступности.»

Чтобы смертная казнь воздействовала на статистику преступлений, надо, чтобы она применялась куда шире — за более широкий состав преступлений, причем не как исключение, а как правило. Скажем, если ее назначать за третью совершенную кражу — то количество краж должно уменьшиться. Да и то будет некий период инерции мышления — пока осознание «за кражу можно и жизни лишиться» не станет привычным. В начале же будет «гражданин начальник, мамой клянусь, у самого в голове не укладывается, зачем я это сделал, по привычке, начальник!»

Возможны судебные ошибки!

«При применении смертной казни возможны судебные ошибки. В результате жизнь человека может оборваться вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой человеческой ошибки. Последствия казни невозможно исправить, в то время как судебные ошибки происходят постоянно32».

Этот аргумент считается самым сильным «против». Ведь казнить невиновного — это нехорошо! Вы же с этим не будете спорить, правда?

Нигде еще не удалось создать юстицию, работающую без ошибок. А это, при наличии смертной казни, означает, что неизбежно казнят невиновных.

Сейчас за одно убийство с косвенными уликами смертную казнь применяют, скажем так, не часто. Преступления, за которые может быть назначена смертная казнь, относятся к особо тяжелым и должны рассматриваться с соответствующей тщательностью (напоминаю, что здесь и далее идут аргументы в общем виде, а не нынешняя ситуация в РФ).

Стандартным примером служит Чикатило — мол, пока его отыскали, столько невиновных погибло, казненных по судебной ошибке!

Ну, давайте посмотрим.

По делу Чикатило был осужден десяток человек, но расстреляли, если я ничего не путаю, только одного из них — Александра Кравченко, который ранее уже отсидел 10 лет за изнасилование и убийство. Да, судебная ошибка. Но назвать убийцу и насильника невинно пострадавшим — лично я не могу.

Был у следствия и еще один подозреваемый — Анатолий Григорьев, В трамвайном парке, работником которого он был, Григорьев, будучи сильно пьян, хвастался коллегам, что он, мол, зарезал и задушил девочку, про которую «писали в газетах», а позже повесился. Следствие установило, что Григорьев узнал об убийстве из газет и совершил самооговор, пытаясь таким странным образом поднять свой авторитет среди коллег. Т.е. его даже никто и не казнил — у самого крыша поехала.

Не знаю, за что были осуждены остальные по делу Чикатило, но даже если они были все поголовно полностью законопослушными гражданами, то все равно речь о смертной казни уже не идет.

Преступника этим не исправить!

«Смертная казнь — это не средство разрешения конфликта, возникшего в обществе. При этом не достигается цель наказания, исправления и нравственного воздействия на преступника33».

Цель работы правоохранительных органов — это недопущение преступлений. Разными способами, и перевоспитание — лишь один из них.

Смертная же казнь — это именно высшая мера социальной защиты. Ее воспитательное действие тут вторично и действует на других преступников. По отношению же к казнимому все просто: имярек настолько противопоставляет себя обществу, что общество избавляется от него.

Смертная казнь — это инструмент, средство для решения задач, стоящих перед государством в области внутренней политики. Образно говоря, это «социальная хирургия», удаление «раковой опухоли», которая пожирает здоровые клетки.

Кроме того, тезис неявно исходит из парадигмы «преступник перевоспитается» — что, мягко говоря, сомнительно. Особенно с учетом тяжести преступлений и срока отсидки.

Это не возместит нанесенного вреда!

Смертная казнь за уже совершенное преступление не может восстановить положения, существовавшего до его совершения, не возмещает причиненного им вреда, то есть не устраняет причин, породивших преступление.

Бог дал жизнь человеку и человеку эту жизнь отнимать!

Жизнь дает господь бог на время (ну как бы взаймы) — значит, жизни принадлежат богу. Поэтому общество не может распоряжаться по своему усмотрению жизнью отдельного человека. Нельзя же распоряжаться чужой собственностью, в данном случае собственностью бога. Это бог решает сам, когда того или иного человека лишить своего дара (фактически аренды). Бог дал — бог и взял обратно. С этой точки зрения самоубийства также не должно быть, т.к. в данном случае жизнью (чужой собственностью) пытается распорядиться один отдельно взятый человек.

Первые христиане распространяли это и на войну и т.п., позже священники придумали всякую хитрую софистику, чтобы убивать и грабить во имя бога. Но это — уже совсем другая история.

Впрочем, чтобы аргумент был хоть как-то весом, предлагаю религиозно верующим написать юридически заверенный документ «в случае моей смерти прошу убийцу оправдать», аналогично гуманистам. А что — все равно Страшный Суд и все такое, там разберутся.

Ну а, кроме того, атеисты и последователи религий, которые не возражают против смертной казни — такие же составные части человечества, как и поклонники христианства. С чего бы это принимать именно христианскую точку зрения?

Месть — это плохо!

«Приговор к смертной казни — это что-то типа вендетты, мести общества преступнику. Все осознают это именно как месть. Вендетта, как известно, приводит к бесконечной последовательности убийств с обеих сторон. А, главное вендетта, ведет к ужесточению нравов, ибо все участники вендетты свыкаются с убийствами и с тем, что убийства — это что-то обыденное, дело житейское. В результате люди легко идут на убийства, т.к. человеческая жизнь обесценивается. Примерно то же самое происходит в обществе, практикующем смертную казнь. Чтобы остановить вендетту, пока все члены враждующих кланов не перебили друг друга, необходимо, чтобы члены какого-то одного из кланов отказались в очередной раз мстить противникам за очередное убийство и смирились с тем, что это убийство останется не отмщенным.3

Право на жизнь существует даже у убийц!

«Да, он убил другого человека, да, он лишил другого человека права на жизнь, но это не повод лишать права на жизнь самого преступника».

Тесно связан с аргументом «от гуманизма». Сейчас многие просто помешаны на правах человека и готовы эти права довести до абсурда. Например, есть такая странная логика: каждый человек имеет право на жизнь независимо от того, что он совершил.

Кто апеллирует к гуманизму, кто к христианству — мол, ветхозаветное «око за око, зуб за зуб» отменено, Христос терпел и нам велел и все такое.

При этом «забывается», что убийца и т.п. сам добровольно исключает себя из общества, противопоставляет себя ему. Таким образом, даже если внутри общества исходить из гуманизма, то социопаты и т.п. к обществу не относятся! Причем — добровольно.

Но главное в другом — кроме прав преступника, есть еще и права жертвы преступника и права близких людей жертвы преступника, не так ли?

Как думаете, где можно почитать про права этих категорий населения? А нигде. Про них ненавязчиво так «забывается».

Вот с правами преступника все понятно — есть право получать в тюрьме трехразовое питание, право иметь в камере телевизор, право на прогулку и т.п. Заметьте, это именно специфические права преступников. Если вы не преступник — то это не ваши права. Будете помирать от голода — у вас нет права даже на бесплатный бутерброд.

Все просто: если говорить исключительно о праве на жизнь, то вопрос сводится к уже разобранному аргументу «от гуманизма»; а если просто говорить о правах, то почему игнорируются права жертв и их близких? Почему из этих прав декларативно исключается право на месть (понятно, что не «в индивидуальном порядке», а совместно с государством)?

Если это так — а это так, если не приводить гуманизм как априорно верный аргумент — то, значит, отмена смертной казни сильно нарушает права жертвы преступления и ее родственников. Причем не просто так нарушает — а в угоду правам преступника.

Заключение

Таким образом, мы увидели, что вопрос о смертной казни в России имеет давнюю историю, но в наше время он был поставлен событиями внешней политики. Участие России в Евросоюзе потребовало от правительства РФ отказа от смертной казни. И действительно Указом президента России введен мораторий на исполнение смертных приговоров. Однако в Уголовном Кодексе остается возможность выносить смертный приговор. Пока Россия будет стремиться к интеграции с Европой, правительство, вероятно, будет соблюдать такой мораторий. Но изменения в УК пока не происходят. Смертная казнь законодательно утверждена, как норма судопроизводства. Значит, юридически смертная казнь продолжает существовать.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

  1. смертная казнь является самым суровым видом правового наказания в мире, применяемая только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

  2. смертная казнь вызывает страдания, является мерой принуждения, применяется от имени государства и только по приговору суда, может быть назначена только лицу, признанному виновным в совершении преступления, является временной карой.

  3. существуют различные взгляды на вопрос о применении смертной казни, что вызывает ожесточенные споры представителей различных категорий населения.









Список использованной литературы


Исследование:


  1. Аверинцев С.С Византия и Русь: два типа духовности. М., 1988 с. 210.


  1. Анашкин Г.З. Смертная казнь в капиталистических государствах. М., 1971, с.45


  1. Библия. Ветхий Завет, Гл. 25 «Числа»


  1. Будзинский С. Начала уголовного права. Варшава, 1870, с. 257.


  1. Викторский С.К. Указ. Соч., с. 342.


  1. Гернет М.Н. Смертная казнь. М., 1913, с. 99.


  1. Декабристы в воспоминаниях современников. М., 1988, с. 310.


  1. Кистяковский А. Исследование о смертной казни. Киев, 1867, с. 169.


  1. Лившиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI веках. М., 1981, с. 40.


  1. Право, 1917, с. 506, 745.


  1. Таганцев Н.С. Смертная казнь СПб., 1913, с 116-117.


Журнальные статьи:


  1. Егерева Е. Убийц нельзя называть зверьми — это оскорбление для зверей.//Новое время -1996. -№22 с.54.


  1. Изгаршев И. Вернитесь и убейте меня!//Аргументы и факты -1998. -№25 с.5.


  1. Колесова Ю. Смертная казнь//Огонёк -1997. -№18 с.25.


  1. Комарова Ю. Казнить нельзя помиловать?//Аргументы и факты -1998. -№25 с.4.


  1. Коморова Ю. Аморально сохранять преступнику жизнь!? //Аргументы и факты -1998. -№25 с.4.



  1. Полякова Ю. Назад в будущее//Огонёк -1997. -№11 с.25.

Интернет ресурсы:


  1. Андрей Борцов

  2. Виктор Алкснис: «Я считаю, что в России должна быть смертная казнь»// http://trezvenie.org/forum/index.phpaction=printpage;topic=1481.0

  3. Омутов. И. Казнь. Нельзя помиловать. 5 декабря 2010.// http://www.apn.ru/publications/comments19189.htm

  4. Потапова Е. Смертная казнь сегодня в России необходима // http://www.molgvardia.ru/mg_regions/2009/11/08/11172

  5. Степанов С. Смертная казнь // http://www.molgvardia.ru/mg_regions/2009/11/08/11172

  6. Шишов О. Смертная казнь в России в XX веке// http://index.org.ru/journal/14/shishov1401.html





















Приложение



Поименный список приговоренных к смертной

казни русскими судами в период с 1826-1906 год.


Фамилии приговоренных

За что?

Примечание

Тургенев Н.И., литератор

По делу декабристов 1825 года. К смертной казни отсечением головы.

Смертная казнь заменена другими наказаниями.

Рылеев, поэт, подпоручик

К смертельной казни через четвертование.

Повешен 13 июля 1826 года

Птицин

Заговор, поднять восстание в Сибири.

Расстрелян в Сибири.

Ушаков, офицер

В 1863г. За пропаганду между фабричными рабочими.

Заменена каторгой.

Балмашев. С.

Убийство министра.

Повешен.

Штеймберг, мещанин, 20 лет.

Приговорен 28 янв. К повеш. В Риге.

Повешен 28 февраля.

Кабельяни

Убийство пристава.

Расстрелян.





























Поименный список приговоренных к смертной казни

в период с 1940-2010 год.

Имя.

Вид смертной казни.

Статус.

Дата/Место.

Андрей Чикатило

Расстрел.

Серийный убийца

Россия, 14 февраля 1994г.

Э́йлин Ка́рол Уо́рнос 

Смертельная инъекция (первоначально планировалась казнь на электрическом стуле)

Серийная убийца.

9 октября 2002 год.

Флорида.

Кэрол Эдвард Коул

Смертельная инъекция

Серийный убийца.

Невада. 6 декабря 1985 год.

Тереза Льюис

Смертельная инъекция

Убийца.

23 сентября 2010 года. США.

Ронда Белл Мартин

Электрический стул.

Серийная убийца.

11 октября 1957 год. США.

Сергей Головкин.

Расстрел.

Серийный убийца.

Россия. 2 августа 1996год.

Криштопы Владимира Васильевича.

Смертная казнь (заменена на пожизненное заключение)

Убийца.

----

Владимир Анатольевич Муханкин

Пожизненное заключение.

Серийный убийца.

-----


Андрей Николаевич Евсеев

Расстрел.

Серийный убийца.

Декабрь 1979 год. Москва.

Василий Сергеевич Кулик

Расстрел.

Известный советский серийный убийца.

26 июня 1989 год. г. Иркутск


Геннадий Модестович Михасевич

Расстрел.

Серийный убийца.

19 января 1988 год. Витебск.

Петро́ва, Мари́я Алекса́ндровна

Принудительные меры медицинского характера.

Российская серийная убийца

----

Филипп Петрович Тюрин

Расстрел.

Советский серийный убийца.

Точная дата неизвестна, конец 1940-х годов. Ленинград.

Чёрный, Сергей Анатольевич

Психиатрическая больница.

Российский серийный маньяк-убийца

г. Сычёвка.

Алекса́ндр Ю́рьевич Пичу́шкин

Пожизненное заключение.

Серийный убийца.

----


1 Будзинский С. Начала уголовного права. Варшава, 1870, с. 257

2 Комарова Ю. Казнить нельзя помиловать?//Аргументы и факты -1998. -№25 с.4.

3 Изгаршев И. Вернитесь и убейте меня!//Аргументы и факты -1998. -№25 с.5.

4 Коморова Ю. Аморально сохранять преступнику жизнь!?//Аргументы и факты -1998. -№25 с.4.

5 Егерева Е. Убийц нельзя называть зверьми — это оскорбление для зверей//Новое время -1996. -№22 с.54.


6 Виктор Алкснис: «Я считаю, что в России должна быть смертная казнь»//

http://trezvenie.org/forum/index.php?action=printpage;topic=1481.0

7 Потапова Е. Смертная казнь сегодня в России необходима // http://www.molgvardia.ru/mg_regions/2009/11/08/11172

8 Степанов С. Смертная казнь // http://www.molgvardia.ru/mg_regions/2009/11/08/11172

3

3

3

3


38