МБОУ «Новогородская СОШ №3»
Рисунки с полей. Что рисуют школьники в тетрадях?
Выполнила: Чеберяк Алина Вячеславовна
10 класс
Руководитель – Лецрих Светлана Владимировна
учитель истории и обществознания
Новогородка, 2016
Введение..............................................................................................3-4
Основная часть
Опрос …………………………………………………………………5
Что мы рисуем?.................................................................................6-8
Спонтанность, способ самовыражения.........................................9-10
Заключение...........................................................................................15
Список использованной литературы..................................................16
Приложение………………………………………………………13-17
Введение
“Я осознал, что того, чего я никогда не рисовал, я по-настоящему и не видел, и, что только когда я начинаю рисовать обычную вещь, я начинаю понимать, насколько она необычна, какое это чудо”.
Фредерик Франк “Дзен созерцания”
Задумывались ли мы когда-нибудь о назначении школьной тетради? Для чего она нужна?
В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме урока и т. д.
Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести ее в соответствии с требованиями учителя. Просматривая свою тетрадь, мы восстанавливаем в памяти весь пройденный материал; еще раз обращаем внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать... Относись к своей тетради как к другу, и она ответит тебе тем же!
Но все чаще, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно или по каким – то другим причинам. Тем не менее, такие рисунки на мой взгляд могут многое сказать о человеке, его предпочтениях и состоянии.
Интересно, о чём думают в это время ученики? Почему одни ведут тетрадь аккуратно, не оставляя на полях ни единой помарки, а другие заполняют поля рисунками, занимая при этом иногда и рабочее пространство тетради? И что, в конце концов, важнее школьнику, конспект урока или рисунки на полях, сделанные в раздумье? Как при этом ученики усваивают материал урока? Слышат ли учителя и друг друга? Разные или одинаковые образы рисуют школьники на различных уроках? Все эти интересные вопросы требуют изучения.
Именно поэтому я решила написать работу по теме: Рисунки с полей. Что рисуют школьники в тетрадях?
Цель работы: Исследование взаимосвязи между рисунками на полях и состоянием автора рисунка в данный момент.
Задачи работы:
Узнать, что такое спонтанное рисование;
Изучить рисунки учеников школы;
Провести анализ рисунков;
Выяснить, есть ли взаимосвязь между рисунками на полях и состоянием автора рисунка в данный момент.
Гипотеза: есть ли взаимосвязь между рисунками на полях и состоянием автора рисунка в данный момент.
Объект исследования: значение (роль) рисунков для человека
Предмет исследования: рисунки учеников школы
Методы и приемы исследования: наблюдение, анализ литературных и информационных источников, опрос, эксперимент, просмотр и анализ рисунков учащихся.
В своей работе я использовала ряд источников: словари, энциклопедии, интернет ресурсы, книги по педагогике.
Опрос
Свою работу я начала с опроса. Составила вопросы и провела анкетирование среди учащихся школы.
Анкета на выявление создания рисунков на полях.
Вопросы:
Рисуете ли вы на полях школьных тетрадей?
Что вы рисуете?
Думаете ли вы в это время о чем ни будь?
Если вы рисуете в ходе урока, слышите ли вы учителя, одноклассников?
Мешает ли рисование на полях усваивать материал урока?
Всего мной было опрошено 30 учеников школы 6- 11 классов.
На первый вопрос ответили: рисуют – 18 учеников, не рисуют – 12. На второй вопрос: разное – 7; цветы – 3; смайлики – 4; геометрические фигуры – 4. На третий вопрос ответили: думают – 6; не думают – 12. На четвертый вопрос ответили: слышат – 14; не слышат – 4. На пятый вопрос ответили так мешает – 0; не мешает – 18. (см.Приложение№1 диаграмма).
Из проведенного мной опроса я пришла к выводу. Учащиеся школы 6- 11 классов в большей степени предпочитают рисовать на полях школьных тетрадей -18. Большая часть из них не думают, что будут рисовать и где именно располагать - 12. Практически все учащиеся рисующие в ходе урока утверждают, что слышат учителя и одноклассников - 14. Всем рисующим ученикам рисование не мешает усваивать материал урока - 18.
Что мы рисуем?
Следующим шагом работы стало изучение литературы, характеризующей значение тех или иных рисунков. На основе собранного и изученного материала я составила словарь «Рисунки, что они значат?» (Приложение).
Сфотографировав рисунки учеников, рисующих на уроках провела их анализ. Во - первых, на каких предметах ребята рисовали?
Как оказалось, больше всего рисуют на уроках географии, истории, математики, литературе, биологии.
Какие же рисунки рисуют наши ученики? В большей степени ученики нашей школы рисуют цветы, смайлики, разные геометрические фигуры, пишут цифры, солнышко и.д.
Изучив литературу и зная, что означает каждый рисунок я пришла к выводу, что наши ученики разные и в рисунках они выражают свой внутренний мир, свои удачи, неудачи, ожидания.
В ходе работы меня привлекли рисунки некоторых ребят нашей школы. Поэтому я решила провести наблюдение. С разрешения педагогов я посетила несколько уроков, чтобы выяснить, как ведут себя на уроке рисующие ребята, какова тематика их рисунков.
Назовем первого наблюдаемого Ученик 1. Ученик 1 - девушка, 15 лет, ударница. Рисует на уроках в тот момент, когда индивидуальная или парная работа завершена раньше, чем у других учащихся. Урок химии. Рисунки – шахматные поля, означает, что человек оказался в неприятном, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, это показатель скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию, или нахождения в поисках себя, своего жизненного пути. Кроме этого ученица часто рисует решетку, что символизирует сложности, безвыходное или неловкое положение. Вы хотите исправить ситуацию, но не знаете, как это сделать. Чем жирнее линии вашей сетки, тем сильнее вы подавлены и разочарованы. Вы чувствуете себя несчастным, не знаете у кого просить помощи. Вы можете быть недовольны как самим собой, так и кем-то из вашего окружения. А также цифры на полях - волнуют только материальные ценности.
После наблюдения Ученику 1 был задан вопрос: Думала ли она в тот момент, когда рисовала, что именно будет рисовать? Ответ был таков: «Нет, что именно рисовать я не думала, просто рука сама рисует то, что рисует….»
Ученик 2. Юноша, 14 лет, ударник. Урок биологии. Рисует в тот момент, когда одним из первых выполнит задание, т.е. ожидает других. В отличие от предыдущих рисунков эти рисунки раскрашены. Что они означают? Рисунки кругов, треугольников, квадратов и других геометрических фигур указывают на склонность человека к логике и лидерству, к хорошему умению руководить. При этом, если фигуры заштрихованы, или украшены правильным орнаментом, то это показывает способность автора организовывать и тщательно планировать свою деятельность. Изогнутые линии (косичка), человека, рисующего подобные фигуры, практически не волнуют чужие проблемы. Он скрытный и довольно замкнутый, не выносит, когда посторонние лезут в его дела. В полне возможно, что на данный момент он переживает кризис, и подобен «сплошному оголенному проводу».
Если не сможет удержать себя в руках, то вероятнее всего, вспылит и нагрубит собеседнику.
После наблюдения Ученику 2 был задан вопрос: Думал ли он в тот момент, когда рисовал, что именно будет рисовать? Ответ был таков: «Нет, рисовал неосознанно…»
Ученик 3 – девушка, 13 лет, ударница, урок истории, самостоятельная работа. Ученики знали, что работы будет проверять администрация. Оставшееся время ученица потратила не на проверку работы, а на рисунки. Внутри работы смайлики - уверенность в себе, спокойствие.
Солнце - настроение этого человека совсем не радужное. Ему не хватает тепла, внимания и заботы. Он мечтает о дружбе, о нежности. Таким людям лучше всего чаще находиться в компании: сходить в кино или кафе, прогуляться по городу. В этом случае солнце будет светить не только со страниц, а появиться в Душе.
После наблюдения Ученику 3 был задан вопрос: Думала ли она в тот момент, когда рисовала, что именно будет рисовать? Ответ был таков: «Нет, я выполнила работу, материал знала, у меня было хорошее настроение…»
Из проведенного анкетирования и наблюдения я пришла к выводу, что большая часть учащихся рисует на уроках спонтанно.
Спонтанность, способ самовыражения
Так что же такое спонтанность? Этот вопрос мне необходимо выяснить. Ответ я нашла в справочной литературе.
Спонтанность - (от лат . spontaneus - добровольный, произвольный), самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами.1
Иначе говоря, спонтанность - это внутренний импульс, который подталкивает нас к деятельности.
Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека. Благодаря спонтанности человек способен гибко реагировать в новых, нестандартных ситуациях. Развитие спонтанности дает возможность человеку стать, в конечном счете, более ярким, уверенным, выразительным и легким. Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной и спонтанной.
Зачем и кому она нужна? Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни, всем, кто хотел бы выйти за пределы привычных, устоявшихся паттернов поведения и попробовать себя в непривычных ролях, кто хотел бы развить способность ярко и выразительно проявлять себя, наслаждаться энергией импровизации, самовыражением. Спонтанность, конечно же, нужна тем, кто хотел бы достичь каких-то высот в этой жизни. Достижение спонтанности всегда сопряжено с чувством огромного удовольствия, радостного ощущения жизни.
Развитие спонтанности – это путь к естественности. Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни
Сегодня спонтанность это один из методов психологии, как Арт-терапия, можно помочь себе развить способность прислушиваться к себе, быть естественным в творческом самовыражении, а значит и в жизни. Арт-терапия не учит рисовать или лепить. Это очень мягкий метод, который помогает человеку с помощью разных видов творчества гармонизировать свое внутреннее Я, стабилизировать свое эмоциональное состояние, осознать свои чувства, найти ресурс для решении важных задач, развить коммуникативные навыки.2
Освоив технику спонтанного рисования, каждый сможет себя выражать свободно и непринужденно. Спонтанное рисование не терпит подражания. В нем приветствуется все не ординарное, экстравагантное, не предсказуемое.
В отличие от классического рисования, здесь важно изобразить, как ты чувствуешь-ощущаешь предмет, а не передать его четкие формы и границы.
Если банан будет фиолетовым, то кто сказал, что этого не может быть!
Позволить выразить себя в рисунке, так как ему захочется, вот главная задача спонтанного рисования. А это поможет человеку лучше понимать себя, глубже воспринимать мир и окружающих.
Известно, что занятия творчеством усиливают мыслительные процессы, уменьшают депрессию и тревожность, расслабляют и одновременно энергетизируют человека, посредством удовлетворенности своей творческой деятельностью. А это и есть основа гармонизации внутреннего мира человека.
Вывод
Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Я провела эксперимент. В приняло участие 10 человек. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались 10 разных фамилий учителей нашей школы. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов.
Итак, большая часть опрошенных учеников нашей школы рисуют на уроках. Рисунки как видим из наблюдений ребятам не мешают усваивать материал.
Практическая значимость моего исследования – данные исследования можно рекомендовать родителям и педагогам.
Моя работа не окончена, так как тема интересна и имеет продолжение (выявление цвета и месторасположения рисунка).
Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!
Список используемой литературы
Большой энциклопедический словарь (части 1 и 2), - изд-во «Омега–Л», М., 2005г.
Педагогика // С.И. Берлин. – М.: Приор, 2000.
Педагогический словарь. Учебное пособие. Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – СПб: Питер, 2003.
Арт-терапия. Спонтанное рисование\\ http://vk.com/spontart.freud.
Спонтанное рисование\\ http://leleka.nss.in.ua/index.php?art=126.
О чем говорят ваши рисунки: цвет и символ\\ http://www.myjane.ru/articles/text/?id=3401
Приложения
Приложение №1
Анкета на выявление создания рисунков на полях.
Вопросы:
Рисуете ли вы на полях школьных тетрадей?
Что вы рисуете?
Думаете ли вы в это время о чем ни будь?
Если вы рисуете в ходе урока, слышите ли вы учителя, одноклассников?
Мешает ли рисование на полях усваивать материал урока?
Всего мной было опрошено 30 учеников школы 6- 11 классов.
На первый вопрос ответили: рисуют – 18 учеников, не рисуют – 12. На второй вопрос: разное – 7; цветы – 3; смайлики – 4; геометрические фигуры – 4. На третий вопрос ответили: думают – 6; не думают – 12. На четвертый вопрос ответили: слышат – 14; не слышат – 4. На пятый вопрос ответили так мешает – 0; не мешает – 18.
Приложение №2
Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3