АННОТАЦИЯ
Борисова Анастасия Евгеньевна
МБОУ Шалоболинская СОШ №18, 11 класс
Исследовательская работа: «Учитель – это звучит гордо?!»
Руководитель: Ованесян Инна Эдуардовна, учитель математик
Цель работы: оценить статус профессии учитель
Методы проведенных исследований: опрос, анализ, обобщение, обработка данных, сравнение, описание, наблюдение.
Разработанность проблемы: данная работа является продолжением исследования проблем развития математического образования. На предыдущей РНПК рассматривалась одна из причин, а именно – проблемы мотивационного характера. В данной работе затрагивается проблемы кадрового характера. Оценка новизны: изучив и проанализировав материал о роли профессии учитель в современном обществе, выявив отношение к профессии учитель в нашей школе, районе, регионе, можно сделать вывод, что профессия учителя продолжает оставаться значимой. И статус «Учитель – это звучит гордо!» продолжает быть актуальным. Основные результаты исследования: 1. Изучен и проанализирован материал по исследуемой теме: роль и статус профессии учитель в современном обществе, причины падения престижности, кадровая проблема, пути повышения статуса профессии;
2. Проведен опрос среди учителей и учащихся нашей школы и выявлено отношения к профессии, понимания роли, выявлении причин падения престижности;
3. Привлечено внимание учащихся и педагогов школы к профессии учитель, ее статусу, уровню престижности;
4. Приобретены навыки работы с методами обработки информации.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Учительство — это искусство, труд не
менее творческий, чем труд писателя или
композитора, но более тяжелый и ответ-
ственный. Учитель обращается к душе чело-
веческой не через музыку, как композитор,
не с помощью красок, как художник, а впря-
мую. Воспитывает личностью своей, своими
знаниями и любовью, своим отношением
к миру.
Д.С. Лихачев
Почему эта тема актуальна? В этом году я собираюсь поступать в высшее педагогическое учебное заведение, стать учителем математики, но часто слышу: быть учителем – непрестижно. И теперь я стою перед выбором: поступать на учителя математики или же на другую профессию. Задав некоторые вопросы друзьям и родителям по этой теме, оказалось, что многие считают профессию учитель непрестижной, «в ней нет никакого служебного роста», «низкая заработная плата» и т.д. Также, просмотрев литературу, а именно, материалы первого съезда учителей математики Красноярского края, выяснилось, что в крае наблюдается кадровая проблема. По данным Центра трудоустройства карьеры выпускников КГПУ им. В.П. Астафьева основными причинами нежелания выпускников школ выбирать в качестве своей будущей профессии профессию учителя математики являются следующие: «низкий социальный статус»; «слабая практическая подготовка»; «тяжелая и ответственная работа при невысокой зарплате».[1] Мне захотелось разобраться, действительно ли падает престиж учителя и выявить причины, если это так. Мое мнение, что учитель был и остается самой важной и почётной профессией, ведь он не только учит своему предмету, но и жизненным ценностям и интересу к жизни, творческому и логическому мышлению и многим положительным качествам.
Проблема: многие считают профессию учителя непрестижной.
Гипотеза: предполагаю, что профессия учителя продолжает оставаться значимой.
Объект исследования: профессия учитель.
Предмет исследования: статус профессии.
Цель исследования: оценить статус профессии учитель.
Методы проведенных исследований: опрос, анализ, обобщение, обработка данных, сравнение, описание, наблюдение.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать материал о роли профессии учитель в современном обществе;
2. Выявить отношение к профессии учитель в нашей школе, районе, регионе;
3. Ознакомить учащихся и педагогов школы с результатами работы, тем самым привлечь внимание к профессии учитель, ее статусу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
О роли и статусе профессии в современном обществе
Учитель – это звучит гордо!
Известно, что все начинается с учителя… Учитель стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Учитель осуществляет связь времен между старшими и младшими поколениями, способствует воспитанию, образованию и развитию человека, помогает постигать тайны природы, достижения культуры, познавать жизнь и найти свое место в ней.
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет он в нашей жизни. Трудно представить наше общество без школы, без Учителя…
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Каким должен быть современный учитель? Какова его роль в обществе?
Есть замечательные строки: «Учитель - это незримый луч добра и света…». Считается, что профессия учителя — древнейшая на земле и вечная. По своей сути это самая ответственная и благородная, самая сложная, интересная и творческая профессия. Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда — то он был чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция — основным источником знаний.
Во все времена миссия Педагога - особая миссия: он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. Знания, полученные в школе – это тот багаж, с которым ребенок выйдет в большую жизнь. Поэтому Педагог в современном мире – это еще всесторонне развитая личность, способная ответить на все вопросы ученика, зажечь в нем тягу к изучению нового, привить любовь к своему предмету.
Снижение роли и значимости профессии
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), профессия учитель по критериям престижности и доходности находится на последнем месте. В рейтинге наиболее предпочтительных профессий для своих детей эта профессия занимает лишь восьмое место (2,67 балла из 5 возможных). [5]
Сегодня книги, журналы, телевидение и интернет стали важнейшими источниками информации, оттеснив учителя, лишив его данного приоритета. И поэтому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет. Из-за этого последние несколько лет существует тенденция, приводящая к снижению роли и значимости учителя в современной жизни, все больше уступающего своё место новым компьютерным технологиям и зарождающемуся искусственному интеллекту. Более того, снижение роли учителя может оказаться для общества не только не полезным, но и опасным, ведь главная цель школы – это воспитание высоконравственной личности, любящей свою Родину, умеющей творчески подходить к любому делу. Никакая современная техника не в силах заменить живого слова Учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное».
Отношение к профессии учитель в других странах
Существуют страны, в которых профессия учителя является очень престижной и существует высокая степень уважения со стороны общественности. Среди них: Финляндия, Китай, США. (Проанализировав данные, я составила таблицу, в которой сравнила престиж учителя в перечисленных странах с престижем профессии в России. Таблица представлена в приложении 1.)[13]
В Финляндии к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых - высшее образование и магистерская степень. Среди 120 тысяч школьных преподавателей Финляндии нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или учёным званием профессора по своему предмету. Заработная плата в месяц составляет 2,5 тыс. евро. В отличие от России в Финляндии нет инспекторских проверок и системы надзора.
В Китае существует культ учёбы и преподавателей, так ведётся со времён Конфуция. Чтобы занять должность учителя в Китае, нужно сдать сложнейшие экзамены. Правительство Китая недавно приравняло преподавателей к государственным служащим, определив минимальный размер месячной зарплаты примерно в 590 долларов США.
В США работают 3,5 млн. учителей, которые в среднем получают по 4,5 тыс. долларов в месяц. По данным Национального Центра Статистики, количество учителей в США постоянно растёт. Для получения права на работу учителем в школе, претендент должен иметь высшее образование, специализированное на педагогике. Для преподавателей отдельных дисциплин, например, математики, необходима специализация по этому предмету.[10]
2. Меры со стороны государства, направленные на поднятие престижа профессии учитель.
Для увеличения престижа профессии правительство России определило ряд мер и мероприятий, среди которых:
- объявление 2010 года Годом учителя;
- переход на новую систему оплаты труда;
- разработка национальной образовательной стратегической инициативы «Наша новая школа»;
- пересмотрена система аттестации учителей;
- с 2006 года в рамках национального проекта «Образование» ежегодно ко Дню учителя выплачивается денежное поощрение 10 000 лучшим учителям в размере 100 000 рублей каждое, а с 2010 года – 200 000 рублей;
- в некоторых регионах России ведётся определённая работа по привлечению молодых педагогических кадров в школы.[8]
С декабря 2004 года вступил в действие Модельный закон о статусе учителя, который определяет принципы государственной политики, регулирует правовые, социально-экономические отношения, связанные с деятельностью учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих качественное улучшение правового положения учителей, реализацию гарантий их социальной защищенности.[12]
C 1 января 2015 года вступает в силу Профессиональный стандарт педагога. По мнению одного из разработчиков данного документа Евгения Ямбурга (сопредседателя Общественного совета Минобрнауки России»: «Стандарт – это ответ на реальные угрозы и вызовы времени». Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем, накладывая на них серьезную ответственность, тем самым поднимает планку педагогу.[11]
В целях решения проблем образования, присущих нашему региону, деятельность правительства направлена на:
обеспечение педагогическими кадрами школ края,
привлечение молодых учителей в отрасль,
создание условий для профессионального развития педагогических работников,
укрепление имиджа профессии,
партнерство с высшими учебными заведениями по повышению качества подготовки педагогов.[4]
На федеральном уровне принята комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (основные мероприятия подпрограммы «Повышение престижа профессии» представлены в Приложении 2)
ПРОВЕДЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Кадровые проблемы
Нехватка кадров
По данным муниципальных образований Красноярского края на 07.06.2013 в общеобразовательных учреждениях Красноярского края насчитывается 1317 вакансий учителей (в том числе учителей математики - 151), из них в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, - 839 вакансий, что составляет 64% от общего количества вакансий [2].
В концепции развития математического образования в Российской Федерации было выделено три проблемы развития математического образования и науки, одна из которых кадровая проблема: в Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний. Подготовка, получаемая подавляющим большинством студентов по направлениям математических и педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях.[6]
Также по данным Центра трудоустройства и сопровождения профессиональной карьеры выпускников КГПУ им. В.П. Астафьева среди ответов студентов, аргументирующих свое нежелание работать учителем математики, наиболее популярными были: «не вижу смысла, так как дети не хотят учиться», «работа очень ответственная, но совсем не престижная», «учитель в обществе ассоциируется с неудачником»[1].
Ознакомившись с публичным докладом Фёдора Александровича Ястреба, проанализировав таблицу «Выпускники высших и средних учебных заведений по направлениям различных специальностей (закончивших школы Курагинского района, поступивших в учебные заведения края, России по году предположительного окончания)» (Приложение 3), я сделала вывод: самое большое количество выпускников выбирают технические, финансово – экономические и педагогические специальности. На учителей после окончания педагогических учебных заведений идут работать всего 96 выпускников, из них в 2011 году 51 человек, в 2012 году 27 человек и в 2013 году всего 18 человек (на учителей математики за все 3 года идут работать 8 человек). Но из 51 выпускника 2011 года в район планирует вернуться не больше 10, а вакансий в районе - 49. Особенно остро стоит вопрос по начальной школе. На начало учебного года в 7-ми школах нет учителя начальной школы.
Профессиональный уровень
Министр образования и науки Красноярского края С.И. Маковская на августовском педагогическом совете (проходивший 22 августа 2014 года в г. Красноярске), в своем докладе заявила, что на федеральном уровне принята комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций и также назвала проблемы образования, присущие нашему региону:
несоответствие уровня квалификации значительного числа педагогов требованиям профессионального стандарта;
не персонифицированный характер программ повышения квалификации;
разрыв между действующими стандартами педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в профессиональном стандарте педагога;
отсутствие многоканальной системы получения педагогического образования;
недостаточность целенаправленной профориентационной работы по формированию устойчивой мотивации к педагогической деятельности;
отсутствие PR-сопровождения успешной профессиональной деятельности.[4]
Возрастной ценз
В школах Красноярского края работает 2172 учителя математики. Среди учителей математики Красноярского края 96,5% составляют женщины; 67% учителей имеют стаж работы более 20 лет; более 80% - старше 35 лет, из них 27,6% - пенсионеры; 11,1% составляют молодые учителя со стажем работы до 5 лет; 14% учителей математики Красноярского края не имеют высшего педагогического образования; 0,6% учителей в городе и 2% учителей в сельской местности имеют только среднее образование. В настоящее время в крае реально имеются 40 вакансий учителей математики и достаточное большое число «скрытых вакансий» (когда учебная нагрузка педагога превышает 1 ставку.)
По данным, предоставленным Красноярским государственным университетом, ежегодно в школу идут работать не более 20 молодых учителей математики. [1]
Я решила сравнить возраст учителей в нашей школе с этими данными. Результаты представлены в таблице. Получается, что основная часть педагогов старше 50 лет.
Количество учителей в нашей школе, распределенное по возрастам |
Моложе 30 лет 22% | с 31 года до 40 лет 22% | с 41 года до 50 лет 16% | Старше 50 лет 40% |
С каждым годом падает количество студентов поступающих в педагогические вузы, а, также, окончивших их (в частности на учителя математики).
Проанализируем данные таблицы о зачислении на факультет математики и информатики в КГПУ им. В.П. Астафьева:
Год зачисления на первый курс | Зачислено студентов | Год окончания | Число студентов, окончивших вуз (%) | Число выпускников, приступивших к работе в школе (%) |
2003 | 200 | 2008 | 136 (68%) | 42 (31%) |
2004 | 165 | 2009 | 86 (52%) | 25 (29%) |
2005 | 140 | 2010 | 83 (59%) | 22 (27%) |
2006 | 120 | 2011 | 77 (64%) | 16 (21%) |
2007 | 113 | 2012 | 57 (51%) | 19 (33%) |
2010 | 47 | 2015 | | |
Из числа студентов зачисленных на первый курс лишь около 60% завершают обучение в вузе. А в школу идет работать не более трети выпускников, т.е. не более 15% от числа первокурсников. [1]
Причины, по которым молодые педагоги не идут работать в школу
Участники опроса учителя математики края со стажем работы до пяти лет чаще всего отмечают:
Низкую заработную плату (34%)
Слабую психологическую и методическую подготовку в профессии (22,6%)
Отсутствие престижа профессии (12,8%)
Отсутствие жилья (11,9%)
Тяжелую организацию рабочей недели (7,7%)
Высокую ответственность за результаты преподавания (7,7%) [1]
Проведя исследования в нашей школе (опрос в форме анкетирования) хочется отметить, что молодые учителя также отмечали низкую заработную плату (100 % опрошенных), отсутствие престижа профессии (67% опрошенных), неуважение со стороны родителей и учеников (100 %).
Немалую роль в привлечении молодых специалистов в школу могут сыграть средства массовой информации, в частности, телевидение. Но, до сих пор, на телеэкранах показывают только негативные стороны школьной жизни, например: сериал Гай Германики «Школа», что естественно отталкивает молодежь от профессии учителя.
Причины, по которым учителя не хотят работать в сельской местности:
низкая и предельно низкая наполняемость классов;
преподавание нескольких учебных предметов;
невозможность обеспечения полной учебной нагрузки учителей;
отсутствие широкополосного Интернета, компьютеров новой модификации, недостаток
современного мультимедийного оборудования;
система финансирования не соответствует современным требованиям в области образования;
общение учителя и ученика оказывается значительно более интенсивным, чем в традиционной школе, а потому реальная нагрузка учителя и учеников резко возрастает;
личностный контакт учителя и ученика оказывается более тесным, тем более что их объединяет и общая сельская среда;
общение и учеников между собой является более интенсивным, круг общения, сравнительно с традиционной школой, сужается, что иной раз вызывает психологический голод и дискомфорт, или же, наоборот, создает уютную «семейную» атмосферу;
большое количество МКШ расположены в неприспособленных зданиях. [9]
Проведенные исследования (среди учителей и учеников школы)
Опрос учителей школы проводился в форме анкетирования.
Анкетирование я начала с вопроса: «Каким словом Вы бы определили свою работу?»
Ответы я получила весьма разнообразные: «творчество», «поиск», «удовольствие», «добросовестность», «толерантность», «счастье», «неблагодарная», «большой труд».
Вывод: в основном учителя в нашей школе довольны своей профессией. Из ответов видно, что профессия учителя разносторонняя, творческая и интересная для многих преподавателей, но также ее не оценивают по достоинству.
«Профессия учитель по сравнению с другими профессиями…»
По данным диаграммы мы можем сделать вывод, что профессия учитель не хуже других профессий (вероятно, если бы она была хуже, то наши педагоги не поступили в педагогический университет), но большинство учителей затруднились ответить, потому что не работали в других сферах деятельности. (График №1 приложение 4)
Ответы на вопрос: «Что Вас не удовлетворяет в своей профессии?»:
«Статус учителя в обществе», «работа с родителями и их отношение к школе и учителю», «не достойная оценка в моральном и материальном плане», «отсутствие жизненно важных предметов», «частое изменение стандартов», «на сегодняшний день нет поддержки у учителя», «многое».
«Вы удовлетворены результатами своего труда?»
46% опрошенных удовлетворены результатами своего труда.
(Ответы на графике №2 приложение 4)
«Что входит, по вашему мнению, в критерии высот престижа профессии?»
Для ответа на данный вопрос было предложено 3 варианта ответа и возможность написать свой собственный. На диаграмме видно, что равное количество опрошенных считают престижными качествами исполнительность в работе и доброжелательность, отзывчивость. Другие варианты ответа: стремление к идеалу, профессионализм, знание своего предмета, справедливость, искренность, порядочность, духовное развитие педагога, нравственность, разностороннее мировоззрение, карьерный рост, высокий доход, востребованность на рынке труда. (График №3 приложение 4)
«Падает ли престижность учителя?»
Из данной диаграммы можно сделать вывод: большинство учителей считают, что престиж профессии учителя падает. Лишь немногие думают, что профессия оценивается обществом высоко. (График №4 приложение 4)
«Почему падает престиж учителя?»
(Ответы на графике №5 приложение 4)
Наиболее интересные ответы учителей:
«Учитель не может реально оценивать успеваемость учащихся, то есть как бы запрет на выставление неудовлетворительных оценок учащимся».
«Престиж учителя падает. Основная причина низкая зарплата, которая создает условия, что в школу приходят не по призванию, а по остаточному принципу, что собственно вредно для всего общества, так как для того чтобы общество было на высоте и имело достойных граждан, которых воспитывают как дома так и в школе».
«Учитель был и остается примером для своих учеников. Жаль, что не все бывают положительными примерами. Просто некоторые учителя сами себя порочат, ведут себя недостойно своей профессии».
«Я как – то никогда не ощущала особого отношения к учителям (работаю уже 32 года); о престижности не думала, просто люблю работу. Скорее всего, учителям хочется, чтобы не мешали учить, работать, а то замучили школу реформами. Хочется, чтобы было в нашей работе так все устроено, чтобы реже вспоминались грибоедовские строки: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь».
«Считаете ли вы себя школоманом?» 36% из числа учителей ответили «ДА». (Результаты на графике №6 приложение 4)
Опрос учащихся
Свой опрос я начала с вопроса: «Хотели бы вы быть учителем?» По данным опроса учеников с 5-11 классы большинство хотели бы быть учителем. Отсюда можно сделать вывод, что, по мнению учеников, профессия учителя престижна. (График №7, №8 приложение 4)
«Если бы у вас был выбор, каким учителем бы вы стали?» Большая доля опрошенных хотели бы работать учителем математики. Но, как видно на диаграмме, математика стоит наравне с физической культурой. Также были названы учителя истории – 24%, физики – 15%, биологии – 7%, географии – 15%, труда – 15%, русского языка и литературы – 24%. (график №9 приложение 4)
«Сложно ли быть учителем математики?» Большая часть опрошенных считает профессию учителя математики сложной, приводя совершенно понятные причины: тяжело объяснять материал, нужно иметь сильную нервную систему и хорошее образование, нужно знать много формул и определений, сложный предмет, нужно уметь донести знания до учеников, большая нагрузка. (График №10 приложение 4)
На вопрос: «Каким должен быть учитель?» самыми популярными ответами были: добрым, справедливым, умным, строгим. И я надеюсь, что те ребята, которые в будущем выберут для себя профессию учителя, будут именно такими, как они хотели бы видеть своих учителей. (График №11 приложение 4)
«Груда книг не заменит хорошего учителя» (Пословица)
Меня обрадовал тот факт, что на вопрос: «Может ли кто-то или что-то заменить учителя?» основная доля учеников ответила «НЕТ!», также выделяя это слово крупными буквами и восклицательным знаком. Среди положительных ответов были интернет, библиотека и робот. Вывод: большинство учащихся понимают всю значимость работы учителя и не понимают, как что-то или кто-то может его заменить. (График №12 приложение 4)
«Кто для вас ваш учитель?»
«Хороший человек, с которым можно интересно пообщаться», «источник знаний», «книга», «хороший друг».
«Какой он?»
«Порядочный», «хороший и добрый», «понимающий», «справедливый», «требующий», «добрый», «терпеливый», «смешной», «строгий».
Закончить свою анкету я решила на положительной ноте, задав вопрос: «Что бы вы пожелали своим учителям?». Пожелания: здоровья, хорошо работать, добра, долгой жизни, поменьше нервничать, терпения, всего самого наилучшего, хорошего настроения, счастья, уважения детей, богатства и примерных учеников. И я хочу присоединиться к этим пожеланиям, ведь без учителей мы бы не стали теми, кто мы есть на самом деле.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ, ДОСТИГНУТЫЕ И ОЖИДАЕМЫЕ
1. Изучен и проанализирован материал по исследуемой теме: роль и статус профессии учитель в современном обществе, причины падения престижности, кадровая проблема, пути повышения статуса профессии;
2. Проведен опрос среди учителей и учащихся нашей школы и выявлено отношения к профессии, понимания роли, выявлении причин падения престижности;
3. Привлечено внимание учащихся и педагогов школы к профессии учитель, ее статусу, уровню престижности.
4. Приобретены навыки работы с методами обработки информации.
По проведенным исследованиям среди учителей и учащихся школы хочется сделать основной ВЫВОД: как бы не считали учителя, что престиж профессии падает, что на сегодняшний день нет поддержки у учителя, что дети не ценят их труд, ответы учеников говорят обратное, что нельзя заменить никем и ничем учителя, что это очень ответственный и сложный труд, и что большинство из них хотели бы быть учителем. На самом деле, мы ценим ваш труд, просто об этом не говорим. Отсюда можно сделать вывод, что профессия учителя остается значимой! И статус «Учитель – это звучит гордо!» остается актуальным!
Хочется обратиться к нашему правительству, к министерству образования со следующими рекомендациями:
Пересмотреть вопрос оплаты труда педагогов, использовав положительный опыт других стран (в частности Китая, Финляндии и т.д.), установив достойную зарплату нашим учителям;
Поддерживать талантливых и трудоспособных учителей пенсионного возраста, так как их опыт работы, профессионализм и умение работать с детьми будут полезными для молодых преподавателей.
Обеспечить высокий уровень преподавания в педагогических вузах России. Отбирать только лучших выпускников школы для поступления в педагогические вузы, учитывая знания предметной области, выбираемой выпускником и моральные качества человека и его готовность работать в школе.
Создать специальную телепрограмму о школе, в которой рассказывается о лучших учебных заведениях, лучших учителях и учениках, различных краевых и всероссийских олимпиадах и конкурсах для школьников. Показывать интересные фрагменты школьной жизни из разных стран.
Защитить учителя! Рядом с педагогом должен стоять психолог и соцпедагог, которые с результатом обучения дают характеристику ребенку, согласно его социальному статусу (влияние обстановки, в которой живет ребенок) и психотипа (о его наклонностях, складе ума, предрасположенности к тому или иному предмету). При таких обстоятельствах ответственность учителя за качество обучения разделяют его помощники (психолог и соцпедагог), а не вся ответственность ложится на учителя.
Благодаря проделанной исследовательской работе у меня появилось еще большее желание стать учителем, захотелось больше окунуться в эту профессию и привлечь работать в школу других учащихся.
Не хочется на этом останавливать свою исследовательскую деятельность, а продолжить исследования в области проблем развития математического образования, а именно проблемы содержательного характера. «Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования». [6]
Литература:
1) Сборник научно – педагогических материалов «О качестве обучения школьников предметам естественно-математического цикла» С.Ю. Андреева, О.Н. Богданова. Красноярск - 2013
2) http://krao.ru/rb-topic_t_91.htm
3) http://regnum.ru/news/1479925.html#ixzz1gnWlleTb
4) Доклад и. о. министра образования и науки Красноярского края С.И. Маковской на августовском педагогическом совете 22 августа 2014 года г. Красноярск МВДЦ «Сибирь»
5) http://kamyshin.ru/blog/
6) Материалы Первого краевого съезда учителей математики. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
7) Краевая государственная газета «Наш Красноярский Край»
8) http://mon.gov.ru/pro/pnpo/uch/2871/
9) «Актуальные проблемы подготовки учителей математики, физики, информатики для работы в условиях сельской малокомплектной школы» Лоскутов В. А.
10) http://www.rian.ru/edu_analysis/20101109/294290468.html
11) Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
12) Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств N 24-13 . Модельном закон «О статусе учителя»
13) Материалы Международный фестиваль детского творчества «ЗВЁЗДЫ НОВОГО ВЕКА», «Как повысить престиж профессии учитель», 2011 г