Районная научно-практическая конференция
" Новое поколение Курагинского района"
Секция: Историческое краеведение
Тема работы: " Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени...!"
Выполнила: Иващенко Екатерина Дмитриевна
Курагинский район, с. Брагино,
МБОУ СОШ № 11, 8 класс
Руководитель: Суханова Е. А.,
учитель математики, МБОУ СОШ № 11
Курагино 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Учителями славится Земля.... 4 - 5
Становление педагога 5 - 6
Педагогическая деятельность в Курагинской средней школе № 1 6 - 8
Заключение 9
ВВЕДЕНИЕ
В 2017 году исполняется 390 лет поселку Курагино. Много людей внесли свой вклад в развитие и процветание поселка, в дело воспитания подрастающего поколения - тех, кто год за годом продолжал делать всё для того, чтобы Курагино стало лучше и краше. Не остались в стороне и учителя. Особенно остро встал вопрос о педагогах в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время, когда большая часть трудоспособного населения уходила на фронт - защищать свою Родину. Но ведь кто-то же должен был остаться и обучать детей.
Я заинтересовалась вопросом работы учителей в то нелегкое время и хочу рассказать об одном из таких учителей- о Конове Владимире Ивановиче. И другой вопрос заинтересовал меня, почему в настоящее мирное время в школах нашего района, да и не только, остро стоит вопрос нехватки учителей. Почему выпускники, которые получили профессию учителя, не возвращаются работать в свои школы. Да и вообще, каким нужно быть человеком, чтобы стать учителем?
Цель моей исследовательской работы: изучить историю жизни учителя и понять, что может двигать человеком при выборе профессии учителя
Задачи: 1. Собрать материал по истории жизни Конова Владимира Ивановича;
2. Систематизировать материал;
3. Рассказать о профессиональном пути этого человека
4. Показать роль учителя в становлении личности;
5. Провести анкетирование среди учащихся школы на тему «Учитель»
Методы исследования: поисковый - сбор и обработка информации, анализ, описание; эмпирический: беседа, интервью
Практическая значимость: - работа пополнит летопись о педагогах нашего района;
-работа может быть использована в профориентационной работе, пропаганде труда учителя.
При написании работы я проанализировала документы и фотографии из семейного архива, воспоминание родных и бывших учеников Владимира Ивановича.
Новизна исследования данного вопроса состоит в том, что хоть район наш большой и школ достаточно много, но материалов об учителях в районном архиве очень мало. Поэтому, я думаю, что моя работа как раз и будет недостающим звеном и пополнит районный архив.
1. УЧИТЕЛЯМИ СЛАВИТСЯ ЗЕМЛЯ...
Много талантов существует на свете. Но я считаю, что самый великий талант на земле – умение делиться знаниями с другими. Получается, что один из самых важных на Земле людей - это учитель! И это - не просто профессия, учитель - это призвание. Педагогом может быть не каждый.
Роль учителя в становлении личности огромна, потому что он участвует в формировании человека, закладывая его нравственные начала. От педагога требуется много сил, знаний, терпения (уж мы, ученики, это видим). Но самое главное – учитель должен любить детей и все свои знания и силы отдавать им во благо. От учителя многое зависит, в том числе и то, как окружающий мир предстанет перед ребенком. Учитель открывает ученику новый мир, в котором очень много интересного, непознанного, объясняет, помогает понять явления и закономерности. От педагога зависит , с какими знаниями выйдет за порог школы ребенок. Ведь кроме своего предмета он преподаёт нам самую главную науку - науку жизни.
По-моему, учительство - это особая категория людей, которая прокладывает дорогу к сердцу каждого ребенка, раскрывая его лучшие качества. Учителя "сеют доброе, умное вечное ..." в детские души ребят, открывая им дорогу во взрослую жизнь. Они помогают детям раскрыть их способности, развивать творческий потенциал, стать личностью и достойным гражданином своей страны. На память приходит стихотворение Вероники Тушновой.
Если б не было учителя
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если не было б учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя.
И мне хочется рассказать об одном таком учителе - человеке с большой буквы- Конове Владимире Ивановиче, который не смотря на свой недуг - был слеп с детства - более 20 лет отдал преподавательской деятельности.
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА
Владимир Иванович Конов родился в 1903 году в селе Курагино, Курагинской волости, Минусинского округа, Енисейской губернии ( ныне Курагинского района, Красноярского края) в многодетной семье крестьянина - середняка. Владимир был старшим сыном, кроме него в семье было ещё 7 братьев и сестёр. В возрасте 5-ти мальчик, переболев корью в осложненной форме, потерял зрение сначала на один глаз, а потом и на другой. Родители пытались его лечить народными средствами и молитвами, но положительных результатов такое лечение не дало.
С установлением Советской власти, в коллективизацию, семья Владимира Ивановича добровольно вступила в колхоз имени Коминтерна. Сам Владимир вступил в ряды комсомола и стал там активным членом. До 1928 года работал в своём хозяйстве, к работе детей приучали рано и скидок на здоровье не делали. С 1928 года по 1931 год работал пропагандистом в колхозе имени Коминтерна. В 1931 году Владимира Ивановича по путевке комсомола отправили на обучение в Томскую совпартшколу, по причине наличия в городе Томске отделения Всероссийского общества слепых. В Обществе слепых он жил в общежитии, изучал шрифт Брайля ( специальный шрифт для слепых), работал верёвочником (плёл веревки) и параллельно (по вечерам) учился в совпартшколе. Там же, в совпаршколе, в 1932 году Владимир вступил в ряды ВКПб (Всероссийская коммунистическая партия большевиков). В 1934 году его выбрали председателем Томского отделения ВОС, где он проработал до октября 1937 года. В 1937 году Владимир Иванович поступил в Томский педагогический институт на исторический факультет. И с 1937 года по 1941 год ( во время обучения в институте) преподавал конституцию и политграмоту в школе слепых при Томской ячейке ВОС.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУРАГИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ №1
В начале войны, в декабре 1941 года, Владимир Иванович вместе с семьёй возвращается в родительский дом, стал жить с матерью, к тому времени овдовевшей. Сразу же по приезду он устраивается работать в Курагинскую (тогда) семилетнюю школу преподавателем истории. В той же школе учителем начальных классов работал его младший брат Семён Иванович, который был мобилизован на фронт, где получил тяжелое ранение, и к работе в школе больше не вернулся. За самоотверженную работу в дни Отечественной войны Конов Владимир Иванович 7 ноября 1946 года был награжден медалью " За доблестный труд в дни Отечественной войны".
В августе 1946 года назначен учителем истории 8-10 классов в новую построенную Курагинскую среднюю школу № 1, находящуюся по улице Партизанской , на берегу реки Тубы. Послевоенное время, классы были большие по количеству и разновозрастные - возвращались в школу ребята, бросившие школу во время войны, и вернувшаяся с фронта недоучившаяся молодежь. Работать в таких классах было тяжело. Вспоминает ветеран педагогического труда Карих Фаина Ефимовна - одна из бывших учениц: " Владимир Иванович вел историю у нас только один год, но я его хорошо помню. Небольшого роста, сухощавый с седыми волнистыми волосами и голубыми глазами. Материал учитель знал очень хорошо, при объяснении говорил очень медленно, что давало возможность кому - записать , что говорит педагог, а кому-то и запомнить материал. Весь материал на уроке преподносил по памяти, иногда использовал конспекты, написанные своим особым шрифтом. В отношении оценок всегда был справедлив. Владимир Иванович пользовался уважением как учеников, так и своих коллег. На свой физический недостаток никогда не обращал внимания."
За свою работу Владимир Иванович не раз поощрялся благодарностями и грамотами, а в январе 1951 года был награжден медалью " За трудовое отличие". Из характеристики, выданной Конову В.И. в конце 1950года директором школы Буравинским Иваном Марковичем: " Конов Владимир Иванович на педагогической работе 14 лет. Имеет крупный физический недостаток - совершенно слепой, сумел закончить Томский педагогический институт. Тщательно готовится к каждому уроку, систематически совершенствует свои знания и повышает идейно- политический уровень, обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся... Организовал коллективы классов на сознательную дисциплину и учебу через комсомольцев. Руководит в школе политкружком, является руководителем предметной секции историков, чем помогает учителям района в постановке преподавания истории в школах района. Принимает активное участие в общественно-политической жизни села и пользуется большим авторитетом среди родителей и общественности...".
По воспоминаниям сына Александра, который учился у отца: " У папы на уроках никто не пользовался его слепотой. Мне кажется, что все его уважали и любили, и никто даже не смел подглядывать в учебник или в тетрадь...". Ему вторит и Фаина Ефимовна: " Ребята были разные, и на первых порах бывали случаи, что пытались читать с учебника, но Владимир Иванович сразу определял, что читают и старался это пресекать. Потом мы собрали комсомольское собрание и постановили, что на уроках истории никто не будет никуда подглядывать. А затем очень строго следили за выполнением этого решения..."
И в ноябре 1954 года Владимир Иванович вновь был отмечен за свой добросовестный и самоотверженный труд - медаль " За трудовую доблесть". Из характеристики к награждению: " Предмет знает хорошо, методикой преподавания владеет, уроки строит методически правильно, При отсутствии зрения классом владеет и нарушителей дисциплины в классе всегда держит на учете. Умело опирается на комсомольский и пионерский активы , с помощью которых и держит дисциплину, а ответы учащихся проходят без помощи учебников... В течение 2 лет вел кружок повышенного типа по изучению истории партии". Это ещё раз подтверждает, что в те годы к учителю было уважительное, трепетное, даже какое - то патриархальное отношение.
Из воспоминаний внучки Владимира Ивановича: " Деда в живых я не захватила, но дух его постоянно присутствовал в нашей семье. Бабушка, которая, кстати, часто помогала деду при подготовке к урокам и проверке письменных работ в тетрадях, будучи сама слабовидящая, всегда поддерживала память о дедушке. Она говорила о том, что деда уважали в селе. И когда они шли по дороге, или дед один шел, встречные люди с ним громко здоровались и всегда снимали шапки (если таковые имелись на голове). При том, что видеть он этого не мог, голос , конечно, слышал. Я видела, показывал папа, конспекты деда, написанные шрифтом Брайля - бабушка ему читала, а он конспектировал.". В 1960 году Владимир Иванович ушел на заслуженный отдых - на пенсию.
Среди бывших учеников Владимира Ивановича есть и ветераны педагогического труда нашего района: Мокова Галина Андреевна, Карих Фаина Ефимовна, Бызова Нина Иосифовна.
Учительская династия – это особый образ жизни. Когда продолжателями дела становятся дети, внуки, есть полная уверенность, что здесь нет случая, нет ошибки. У нас в районе работает несколько семейных педагогических династий. И все они с богатой интересной судьбой. Конов Владимир Иванович тоже стал основателем одной из учительских династий , правда в районе неизвестной, так как основная часть его последователей живет за пределами района. Две дочери Владимира Ивановича и двое внуков продолжили его работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Старшая дочь - Нина Владимировна Бутенко - учитель начальных классов, начинала работу в Курагинской средней школе № 1, переехав в г. Красноярск, отработала в школах города более 50 лет, только 2 года как на заслуженном отдыхе.
Младшая дочь- Конова Валентина Владимировна -учитель географии, стаж более 40 лет, в том числе в должности и завуча школы, и директора ПТУ, и методиста Краевого дворца пионеров. Была членом Краевой аттестационной комиссии по вопросам дополнительного образования. Сейчас на заслуженном отдыхе.
Внучка - Суханова Елена Александровна - учитель математики, стаж 31 год, в данный момент учитель нашей школы.
Внук - Ильин Владимир Вячеславович - учитель истории, в настоящее время работает в одной из комиссий городской администрации г. Красноярска.
Во время работы над темой я провела беседу в начальной школе " Кто такой учитель?", а для учащихся старшей школы на классных часах представила материалы данной работы. Затем среди учеников провела анкетирование по следующим вопросам:
1. Кто для вас учитель?
2. Как вы считаете, учитель – это профессия или призвание?
3. Какие вы видите положительные черты (что хорошего) в профессии учителя?
4. Какие вы видите отрицательные черты (что плохого) в профессии учителя?
5. Как вы считаете, учитель как-то влияет на ваше будущее?
6. Как вы думаете, учитель может остаться в памяти своих учеников? Почему?
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель. Такое простое слово учитель, но какой глубокий смысл оно имеет! Учитель… Это слово древнее. Но оно никогда не состарится, оно вечно молодо. Ни к одному учителю не подходит слово «бывший». Учитель! Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. И не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии. Изучив жизнь и педагогическую деятельность Конова Владимира Ивановича, я восхитилась его силой духа - такой страшный физический недостаток - полная слепота- не смогли сломить его и решила , что учащиеся школы должны знать историю такого уникального человека. Всю свою жизнь он делал всё возможное, чтобы быть полезным людям, чтобы отдавать частичку себя и своих знаний людям. Мне хочется верить, что всё таки в школы района будут приходить молодые учителя, для которых "служение другим" не пустой звук. Учитель - это больше, чем просто профессия, Учитель - это Великая Миссия. Учителя - это люди, для которых профессия становится судьбой и передается из поколения в поколение, как эстафета добра, человечности и искренности. Быть Учителем – значит нести свет знания, дарить душу и сердце детям, воспитывать Человека и формировать Личность, творить и совершенствоваться, учить и учиться!
И закончить хочется словами, вынесенными в название работы:
Учитель!
Пред именем твоим позволь
смиренно преклонить колени.
Список источников.
Фотографии и документы из семейного архива Коновых
Воспоминания Конова Александра Владимировича, Коновой Валентины Владимировны, Сухановой Елены Александровны
Отзывы бывших учеников, в том числе Карих Фаины Ефимовны.