СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени..."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательска работа посвящена слепому с детства учителю истории, основателю династии учителей.

Просмотр содержимого документа
«исследов. работа Учитель! пред именем твоим ...»


Районная научно-практическая конференция

" Новое поколение Курагинского района"





Секция: Историческое краеведение





Тема работы: " Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени...!"











Выполнила: Иващенко Екатерина Дмитриевна

Курагинский район, с. Брагино,

МБОУ СОШ № 11, 8 класс



Руководитель: Суханова Е. А.,

учитель математики, МБОУ СОШ № 11











Курагино 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Учителями славится Земля.... 4 - 5

  2. Становление педагога 5 - 6

  3. Педагогическая деятельность в Курагинской средней школе № 1 6 - 8

  4. Заключение 9

































ВВЕДЕНИЕ

В 2017 году исполняется 390 лет поселку Курагино. Много людей внесли свой вклад в развитие и процветание поселка, в дело воспитания подрастающего поколения - тех, кто год за годом продолжал делать всё для того, чтобы Курагино стало лучше и краше. Не остались в стороне и учителя. Особенно остро встал вопрос о педагогах в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время, когда большая часть трудоспособного населения уходила на фронт - защищать свою Родину. Но ведь кто-то же должен был остаться и обучать детей.

Я заинтересовалась вопросом работы учителей в то нелегкое время и хочу рассказать об одном из таких учителей- о Конове Владимире Ивановиче. И другой вопрос заинтересовал меня, почему в настоящее мирное время в школах нашего района, да и не только, остро стоит вопрос нехватки учителей. Почему выпускники, которые получили профессию учителя, не возвращаются работать в свои школы. Да и вообще, каким нужно быть человеком, чтобы стать учителем?

Цель моей исследовательской работы: изучить историю жизни учителя и понять, что может двигать человеком при выборе профессии учителя

Задачи: 1. Собрать материал по истории жизни Конова Владимира Ивановича;

2. Систематизировать материал;

3. Рассказать о профессиональном пути этого человека

4. Показать роль учителя в становлении личности;

5. Провести анкетирование среди учащихся школы на тему «Учитель»

Методы исследования: поисковый - сбор и обработка информации, анализ, описание; эмпирический: беседа, интервью

Практическая значимость: - работа пополнит летопись о педагогах нашего района;

-работа может быть использована в профориентационной работе, пропаганде труда учителя.

При написании работы я проанализировала документы и фотографии из семейного архива, воспоминание родных и бывших учеников Владимира Ивановича.

Новизна исследования данного вопроса состоит в том, что хоть район наш большой и школ достаточно много, но материалов об учителях в районном архиве очень мало. Поэтому, я думаю, что моя работа как раз и будет недостающим звеном и пополнит районный архив.

1. УЧИТЕЛЯМИ СЛАВИТСЯ ЗЕМЛЯ...

Много талантов существует на свете. Но я считаю, что самый великий талант на земле – умение делиться знаниями с другими. Получается, что один из самых важных на Земле людей - это учитель! И это - не просто профессия, учитель - это призвание. Педагогом может быть не каждый.

Роль учителя в становлении личности огромна, потому что он участвует в формировании человека, закладывая его нравственные начала. От педагога требуется много сил, знаний, терпения (уж мы, ученики, это видим). Но самое главное – учитель должен любить детей и все свои знания и силы отдавать им во благо. От учителя многое зависит, в том числе и то, как окружающий мир предстанет перед ребенком. Учитель открывает ученику новый мир, в котором очень много интересного, непознанного, объясняет, помогает понять явления и закономерности. От педагога зависит , с какими знаниями выйдет за порог школы ребенок. Ведь кроме своего предмета он преподаёт нам самую главную науку - науку жизни.

По-моему, учительство - это особая категория людей, которая прокладывает дорогу к сердцу каждого ребенка, раскрывая его лучшие качества. Учителя "сеют доброе, умное вечное ..." в детские души ребят, открывая им дорогу во взрослую жизнь. Они помогают детям раскрыть их способности, развивать творческий потенциал, стать личностью и достойным гражданином своей страны. На память приходит стихотворение Вероники Тушновой.

Если б не было учителя

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если не было б учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя.

И мне хочется рассказать об одном таком учителе - человеке с большой буквы- Конове Владимире Ивановиче, который не смотря на свой недуг - был слеп с детства - более 20 лет отдал преподавательской деятельности.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА



Владимир Иванович Конов родился в 1903 году в селе Курагино, Курагинской волости, Минусинского округа, Енисейской губернии ( ныне Курагинского района, Красноярского края) в многодетной семье крестьянина - середняка. Владимир был старшим сыном, кроме него в семье было ещё 7 братьев и сестёр. В возрасте 5-ти мальчик, переболев корью в осложненной форме, потерял зрение сначала на один глаз, а потом и на другой. Родители пытались его лечить народными средствами и молитвами, но положительных результатов такое лечение не дало.

С установлением Советской власти, в коллективизацию, семья Владимира Ивановича добровольно вступила в колхоз имени Коминтерна. Сам Владимир вступил в ряды комсомола и стал там активным членом. До 1928 года работал в своём хозяйстве, к работе детей приучали рано и скидок на здоровье не делали. С 1928 года по 1931 год работал пропагандистом в колхозе имени Коминтерна. В 1931 году Владимира Ивановича по путевке комсомола отправили на обучение в Томскую совпартшколу, по причине наличия в городе Томске отделения Всероссийского общества слепых. В Обществе слепых он жил в общежитии, изучал шрифт Брайля ( специальный шрифт для слепых), работал верёвочником (плёл веревки) и параллельно (по вечерам) учился в совпартшколе. Там же, в совпаршколе, в 1932 году Владимир вступил в ряды ВКПб (Всероссийская коммунистическая партия большевиков). В 1934 году его выбрали председателем Томского отделения ВОС, где он проработал до октября 1937 года. В 1937 году Владимир Иванович поступил в Томский педагогический институт на исторический факультет. И с 1937 года по 1941 год ( во время обучения в институте) преподавал конституцию и политграмоту в школе слепых при Томской ячейке ВОС.



3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУРАГИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ №1



В начале войны, в декабре 1941 года, Владимир Иванович вместе с семьёй возвращается в родительский дом, стал жить с матерью, к тому времени овдовевшей. Сразу же по приезду он устраивается работать в Курагинскую (тогда) семилетнюю школу преподавателем истории. В той же школе учителем начальных классов работал его младший брат Семён Иванович, который был мобилизован на фронт, где получил тяжелое ранение, и к работе в школе больше не вернулся. За самоотверженную работу в дни Отечественной войны Конов Владимир Иванович 7 ноября 1946 года был награжден медалью " За доблестный труд в дни Отечественной войны".

В августе 1946 года назначен учителем истории 8-10 классов в новую построенную Курагинскую среднюю школу № 1, находящуюся по улице Партизанской , на берегу реки Тубы. Послевоенное время, классы были большие по количеству и разновозрастные - возвращались в школу ребята, бросившие школу во время войны, и вернувшаяся с фронта недоучившаяся молодежь. Работать в таких классах было тяжело. Вспоминает ветеран педагогического труда Карих Фаина Ефимовна - одна из бывших учениц: " Владимир Иванович вел историю у нас только один год, но я его хорошо помню. Небольшого роста, сухощавый с седыми волнистыми волосами и голубыми глазами. Материал учитель знал очень хорошо, при объяснении говорил очень медленно, что давало возможность кому - записать , что говорит педагог, а кому-то и запомнить материал. Весь материал на уроке преподносил по памяти, иногда использовал конспекты, написанные своим особым шрифтом. В отношении оценок всегда был справедлив. Владимир Иванович пользовался уважением как учеников, так и своих коллег. На свой физический недостаток никогда не обращал внимания."

За свою работу Владимир Иванович не раз поощрялся благодарностями и грамотами, а в январе 1951 года был награжден медалью " За трудовое отличие". Из характеристики, выданной Конову В.И. в конце 1950года директором школы Буравинским Иваном Марковичем: " Конов Владимир Иванович на педагогической работе 14 лет. Имеет крупный физический недостаток - совершенно слепой, сумел закончить Томский педагогический институт. Тщательно готовится к каждому уроку, систематически совершенствует свои знания и повышает идейно- политический уровень, обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся... Организовал коллективы классов на сознательную дисциплину и учебу через комсомольцев. Руководит в школе политкружком, является руководителем предметной секции историков, чем помогает учителям района в постановке преподавания истории в школах района. Принимает активное участие в общественно-политической жизни села и пользуется большим авторитетом среди родителей и общественности...".

По воспоминаниям сына Александра, который учился у отца: " У папы на уроках никто не пользовался его слепотой. Мне кажется, что все его уважали и любили, и никто даже не смел подглядывать в учебник или в тетрадь...". Ему вторит и Фаина Ефимовна: " Ребята были разные, и на первых порах бывали случаи, что пытались читать с учебника, но Владимир Иванович сразу определял, что читают и старался это пресекать. Потом мы собрали комсомольское собрание и постановили, что на уроках истории никто не будет никуда подглядывать. А затем очень строго следили за выполнением этого решения..."

И в ноябре 1954 года Владимир Иванович вновь был отмечен за свой добросовестный и самоотверженный труд - медаль " За трудовую доблесть". Из характеристики к награждению: " Предмет знает хорошо, методикой преподавания владеет, уроки строит методически правильно, При отсутствии зрения классом владеет и нарушителей дисциплины в классе всегда держит на учете. Умело опирается на комсомольский и пионерский активы , с помощью которых и держит дисциплину, а ответы учащихся проходят без помощи учебников... В течение 2 лет вел кружок повышенного типа по изучению истории партии". Это ещё раз подтверждает, что в те годы к учителю было уважительное, трепетное, даже какое - то патриархальное отношение.

Из воспоминаний внучки Владимира Ивановича: " Деда в живых я не захватила, но дух его постоянно присутствовал в нашей семье. Бабушка, которая, кстати, часто помогала деду при подготовке к урокам и проверке письменных работ в тетрадях, будучи сама слабовидящая, всегда поддерживала память о дедушке. Она говорила о том, что деда уважали в селе. И когда они шли по дороге, или дед один шел, встречные люди с ним громко здоровались и всегда снимали шапки (если таковые имелись на голове). При том, что видеть он этого не мог, голос , конечно, слышал. Я видела, показывал папа, конспекты деда, написанные шрифтом Брайля - бабушка ему читала, а он конспектировал.". В 1960 году Владимир Иванович ушел на заслуженный отдых - на пенсию.

Среди бывших учеников Владимира Ивановича есть и ветераны педагогического труда нашего района: Мокова Галина Андреевна, Карих Фаина Ефимовна, Бызова Нина Иосифовна.

Учительская династия – это особый образ жизни. Когда продолжателями дела становятся дети, внуки, есть полная уверенность, что здесь нет случая, нет ошибки. У нас в районе работает несколько семейных педагогических династий. И все они с богатой интересной судьбой. Конов Владимир Иванович тоже стал основателем одной из учительских династий , правда в районе неизвестной, так как основная часть его последователей живет за пределами района. Две дочери Владимира Ивановича и двое внуков продолжили его работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Старшая дочь - Нина Владимировна Бутенко - учитель начальных классов, начинала работу в Курагинской средней школе № 1, переехав в г. Красноярск, отработала в школах города более 50 лет, только 2 года как на заслуженном отдыхе.

Младшая дочь- Конова Валентина Владимировна -учитель географии, стаж более 40 лет, в том числе в должности и завуча школы, и директора ПТУ, и методиста Краевого дворца пионеров. Была членом Краевой аттестационной комиссии по вопросам дополнительного образования. Сейчас на заслуженном отдыхе.

Внучка - Суханова Елена Александровна - учитель математики, стаж 31 год, в данный момент учитель нашей школы.

Внук - Ильин Владимир Вячеславович - учитель истории, в настоящее время работает в одной из комиссий городской администрации г. Красноярска.

Во время работы над темой я провела беседу в начальной школе " Кто такой учитель?", а для учащихся старшей школы на классных часах представила материалы данной работы. Затем среди учеников провела анкетирование по следующим вопросам:

1. Кто для вас учитель?

2. Как вы считаете, учитель – это профессия или призвание?

3. Какие вы видите положительные черты (что хорошего) в профессии учителя?

4. Какие вы видите отрицательные черты (что плохого) в профессии учителя?

5. Как вы считаете, учитель как-то влияет на ваше будущее?

6. Как вы думаете, учитель может остаться в памяти своих учеников? Почему?

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель. Такое простое слово учитель, но какой глубокий смысл оно имеет! Учитель… Это слово древнее. Но оно никогда не состарится, оно вечно молодо. Ни к одному учителю не подходит слово «бывший». Учитель! Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. И не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии. Изучив жизнь и педагогическую деятельность Конова Владимира Ивановича, я восхитилась его силой духа - такой страшный физический недостаток - полная слепота- не смогли сломить его и решила , что учащиеся школы должны знать историю такого уникального человека. Всю свою жизнь он делал всё возможное, чтобы быть полезным людям, чтобы отдавать частичку себя и своих знаний людям. Мне хочется верить, что всё таки в школы района будут приходить молодые учителя, для которых "служение другим" не пустой звук. Учитель - это больше, чем просто профессия, Учитель - это Великая Миссия. Учителя - это люди, для которых профессия становится судьбой и передается из поколения в поколение, как эстафета добра, человечности и искренности. Быть Учителем – значит нести свет знания, дарить душу и сердце детям, воспитывать Человека и формировать Личность, творить и совершенствоваться, учить и учиться!

И закончить хочется словами, вынесенными в название работы:

Учитель!

Пред именем твоим позволь

смиренно преклонить колени.





Список источников.

  1. Фотографии и документы из семейного архива Коновых

  2. Воспоминания Конова Александра Владимировича, Коновой Валентины Владимировны, Сухановой Елены Александровны

  3. Отзывы бывших учеников, в том числе Карих Фаины Ефимовны.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к исследоват. работе»

«Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени…!»

«Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени…!»

Выполнила: Иващенко Екатерина Ученица 8 класса, Брагинской СОШ № 11 Руководитель: Суханова Е. А., Учитель математики Брагинской СОШ № 11

Выполнила: Иващенко Екатерина

Ученица 8 класса, Брагинской СОШ № 11

Руководитель: Суханова Е. А.,

Учитель математики Брагинской СОШ № 11

Цель: изучить историю жизни учителя и понять, что может двигать человеком при выборе профессии учителя. Задачи: 1. Собрать материал по истории жизни Конова В.И. 2. Систематизировать материал 3. Рассказать о профессиональном пути этого человека 4. Показать роль учителя в становлении личности 5. Провести анкетирование среди учащихся школы на тему «Учитель»

Цель: изучить историю жизни учителя и понять, что может двигать человеком при выборе профессии учителя.

Задачи:

1. Собрать материал по истории жизни Конова В.И.

2. Систематизировать материал

3. Рассказать о профессиональном пути этого человека

4. Показать роль учителя в становлении личности

5. Провести анкетирование среди учащихся школы на тему «Учитель»

Методы исследования: поисковый – сбор и обработка информации, анализ, описание, эмпирический: беседа, интервью. Практическая значимость: Работа пополнит летопись о педагогах нашего района  Работа может быть использована в профориентации, пропаганде труда учителя Новизна: хоть и район наш большой и школ достаточно много, но материалов об учителях в районном архиве очень мало.

Методы исследования: поисковый – сбор и обработка информации, анализ, описание, эмпирический: беседа, интервью.

Практическая значимость:

  • Работа пополнит летопись о педагогах нашего района
  • Работа может быть использована в профориентации, пропаганде труда учителя

Новизна: хоть и район наш большой и школ достаточно много, но материалов об учителях в районном архиве очень мало.

Учителя

Учителя "сеют разумное, доброе, вечное..." в детские души ребят

В. И. Конов  03.07.1903 г.– 12.03.1962 г.

В. И. Конов 03.07.1903 г.– 12.03.1962 г.

Работа В Томском отделении Общества Слепых

Работа В Томском отделении Общества Слепых

1941 г. Выпуск Томского пединститута

1941 г. Выпуск Томского пединститута

Возвращение в родительский дом и начало трудовой деятельности в Курагинской семилетней школе

Возвращение в родительский дом и начало трудовой деятельности в Курагинской семилетней школе

1946г. – медаль за добросовестный и самоотверженный труд в период ВОВ

1946г. – медаль за добросовестный и самоотверженный труд в период ВОВ

Коллектив Курагинской средней школы № 1

Коллектив Курагинской средней школы № 1

1951 г. Медаль за трудовое отличие

1951 г. Медаль за трудовое отличие

1954 г. Медаль за трудовую доблесть

1954 г. Медаль за трудовую доблесть

Владимир Иванович с бессменной помощницей и хранительницей очага

Владимир Иванович с бессменной помощницей и хранительницей очага

Учительская династия Бутенко Нина Владимировна Конов Владимир Иванович Конова Валентина Владимировна Суханова Елена Александровна Ильин Владимир Владиславович

Учительская династия

Бутенко Нина

Владимировна

Конов Владимир Иванович

Конова Валентина Владимировна

Суханова Елена Александровна

Ильин Владимир Владиславович

Анкета для учащихся 1. Как вы считаете, учитель – это профессия или призвание? 2. Какие вы видите преимущества (что хорошего) в профессии учителя? 3. Какие вы видите недостатки (что плохого) в профессии учителя? 4 . Хотел(а) бы ты стать учителем? 5. Как вы считаете, учитель как-то влияет на ваше будущее? 6. Как вы думаете, учитель может остаться в памяти своих учеников? Почему?

Анкета для учащихся

1. Как вы считаете, учитель – это профессия или призвание?

2. Какие вы видите преимущества (что хорошего) в профессии учителя?

3. Какие вы видите недостатки (что плохого) в профессии учителя?

4 . Хотел(а) бы ты стать учителем?

5. Как вы считаете, учитель как-то влияет на ваше будущее?

6. Как вы думаете, учитель может остаться в памяти своих учеников? Почему?

Учитель – профессия или призвание

Учитель – профессия или призвание

Преимущества педагогической деятелбности 1 .Работу учителя можно смело назвать творческой. Она предполагает постоянное развитие самого педагога. 2. Учителя в школах находятся неполный рабочий день. Рабочее время зависит от количества уроков. 3. Двухмесячный отпуск, который всегда выпадает на лето. 4. Успехи своих учеников повышают твой авторитет. 5 . Тебя окружают молодые люди, полные сил и энергии. Ты заряжаешься от них позитивом и учишься смотреть на мир глазами современной молодёжи.

Преимущества педагогической деятелбности

1 .Работу учителя можно смело назвать творческой. Она предполагает постоянное развитие самого педагога.

2. Учителя в школах находятся неполный рабочий день. Рабочее время зависит от количества уроков.

3. Двухмесячный отпуск, который всегда выпадает на лето.

4. Успехи своих учеников повышают твой авторитет.

5 . Тебя окружают молодые люди, полные сил и энергии. Ты заряжаешься от них позитивом и учишься смотреть на мир глазами современной молодёжи.

Недостатки педагогической деятельности 1. Связана с постоянным нервным напряжением, которое сказывается на здоровье. 2. .За выполнением всех должностных обязанностей практически не остается свободного времени. 3. Много пустой бумажной писанины и неоплачиваемой общественной работы. 4. Уровень отдачи от современных учеников — практически на нуле. К сожалению, лишь единицы стремятся получить хорошие знания. 5. Трудно расставаться с учениками. 6. Маленькая зарплата

Недостатки педагогической деятельности

1. Связана с постоянным нервным напряжением, которое сказывается на здоровье.

2. .За выполнением всех должностных обязанностей практически не остается свободного времени.

3. Много пустой бумажной писанины и неоплачиваемой общественной работы.

4. Уровень отдачи от современных учеников — практически на нуле. К сожалению, лишь единицы стремятся получить хорошие знания.

5. Трудно расставаться с учениками.

6. Маленькая зарплата

Хотел(а) бы ты стать учителем?

Хотел(а) бы ты стать учителем?

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !