Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №1 в с. Атманов Угол
Епархиальный историко-церковный проект

«Святые новомученики и исповедники ХХ века Тамбовского края»

Выполнила: Попова Анастасия
учащаяся 6 класса филиала МБОУ,
Сосновской СОШ №1 в с. Атманов
Угол
Руководитель: Пудовкина М.Г. учитель
Русского языка и литературы филиала МБОУ, Сосновской СОШ №1 в с. Атманов Угол
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………..3-5
Борьба за православие …………………………………………………5
2.1 Уничтожение святынь ………………………………………………5-9
2.2 Священнослужители сел: Атманов Угол и Троицкая Вихляйка…..9-12
2.3. Репрессированные священнослужители в период 1937-38 гг. по Сосновскому ……………………………………………………………..12 -16
3.Заключение ……………………………………………………………17
4.Используемые источники ………………………………………. …...18
1.ВВЕДЕНИЕ
«30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Это не праздник, не торжество, а день, когда мы должны сосредоточенно вглядеться в себя. Потому что за свои убеждения и веру миряне и священники гибли в XX веке не где-то, а в нашей родной стране. Мы должны не просто сострадать жертвам политического произвола, но понимать, что зло, которое пришло через их палачей, может вернуться в мир – если наши сердца не будут чисты. Если мы не хотим повторения трагедии новомучеников, давайте обратим взгляды на самих себя. И вспомним историю.»
Статья Николая Евгеньевича Емельянова, д.т.н., проф. (Москва, ИСА РАН, ПСТГУ)
С конца 1980-х годов День политзаключенного, отмечаемый мировой демократической общественностью 30 октября, отмечается и в России, в том числе и в Тамбовской области.
Закон РФ
«О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года причислил к жертвам всех, кто подвергся политическим репрессиям с 7 ноября 1917 года, потом закон был дополнен другими законами и подзаконными актами. А 14 марта 1996 года подписан Указ Президента РФ № 378.
Под репрессиями понимаются действия государства против личности в смысле ограничения ее свободы или физического уничтожения. Хотя если смотреть на вопрос шире, то сюда можно отнести и экономические притеснения, лишение прав, притеснения по службе и при получении образования и. т. д.
Репрессивные меры в отношении крестьянства стали применяться государством уже в 1928 году, в первую очередь это было повышенное налогообложение кулаков, к которым относили и зажиточное, и среднее крестьянство.
«История России — это история постоянной борьбы, упорного поиска своего пути и стремления к высшим целям. Однако никакие объективные потребности общества и высокие цели не оправдывают насилия над крестьянством, совершённого во время коллективизации и раскулачивания. Несомненно, что потери, понесённые тогда обществом, сказываться будут еще долго.» (Татьяна КРОТОВА. Старший научный сотрудник Государственного архива Тамбовской области).
У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Рано или поздно история расставляет всё на свои места — накапливающийся в обществе потенциал находит выход. Приход государства к осознанию необходимости перемен был закономерен, также закономерно было возобновление в конце 1980х годов реабилитации жертв политических репрессий.
В течение последних двадцати лет реабилитации жертв репрессий по отношению к миллионам людей была восстановлена справедливость, а им самим возвращено доброе имя. Это стало возможным во многом благодаря архивным документам.
В 2007 году был издан «Тамбовский мартиролог» — книга памяти репрессированных священнослужителей. Кропотливая работа по восстановлению справедливости в отношении этих людей продолжается.
Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками.
Цель работы:
проанализировать архивные документы материалы о жизни репрессированных священнослужителей, как подвиг во имя Веры.
Исходя из цели, выделяем следующие
задачи:
- изучить события времен репрессий;
– изучить материалы о жизни земляков священнослужителей, подвергшимся репрессиям;
Объект исследования. Расстрелянные священнослужители в период 1937-38 гг. по Мичуринской и Моршанской епархии,
Методы исследования
Изучение литературы и интернет источников по данной теме, анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение;
Актуальность темы
На мой взгляд, время репрессий в отношении священнослужителей показывает, как глубока вера русского народа, велика преданность православию. Время реабилитации - путь к духовному возрождению России. Православная вера - символом могущества российского государства.
Мы обязаны помнить тех людей, которых не сломили преследования, кто не отступил от веры во имя земных благ, должны брать с них пример.
Героев наша история дала немало, почти в каждом населенном пункте были священнослужители, которые были расстреляны или сосланы в изгнание. Это касается всех. Таким образом, актуальность тематики оспаривать не приходится.
2. Борьба за православие
2.1. Уничтожение святынь Революция, произошедшая в октябре 1917 года, положила начало одному из самых трагических периодов в истории российского православия. Особенно тяжелыми для церкви были 20-З0-е годы, когда советское государство сделало все, чтобы уничтожить Русскую Православную церковь. В борьбе с религией широко применялись политические репрессии. Борьба с церковью была самой разнообразной, и политические репрессии были одним из методов борьбы с верой. Карл Маркс считал, что религия будет отмирать естественным путем, и не видел необходимости в репрессиях: “Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию”. Но большевики не желали ждать, пока религия отомрет сама собой. С первых же дней советской власти репрессии против духовенства стали обычной явлением. Снимали колокола с колоколен. Колокола в Фонд индустриализации страны
Рубрика:Архивные документы Метки: / В порядке предложения /
В свое время Петр Великий перелил колокола на пушки.Я предлагаю снять колокола со всех церквей и передать их в фонд индустриализации, тем более что страна переживает металлический голод. Религиозный человек и без колокола будет знать (по часам) время начала службы, а рабочему колокольный звон не будет трепать нервы.
Гончаров.
Газета «Тамбовская правда», 4 октября 1929 г.
Разрушали церкви или устраивали в них склады, клубы, кинотеатры и т.д. Повсеместно можно было увидеть такую картину.

«Факты слома и переоборудования церковных зданий»
Рубрика: Архивные документы Метки: Председателю облисполкома
т.КузнецовуИ.П.
уполномоченный Моисейцев Г.В. от 1.11.48.
Докладная записка.
Факты слома и переоборудования церковных зданий местными советами, без санкций облисполкома и согласия Совета имеют место в ряде районов Тамбовской области…
По сообщению председателя Ракшинского райисполкома т. Искеева в начале года переоборудованы здания церквей: Островской, под клуб и Екатерининовской под кладовую колхоза «Победа». Лысогорский райисполком летом с.г. переоборудовал под школу церковное здание в с.Иноземская Духовка.
Сельсовет с.Левые Ламки Сосновского района в 1947 г. и в августе с.г. производил разборку кирпичного здания церкви, только после моего вмешательства разборка была прекращена.
Жердевский райисполком передал в пользование «Заготзерно» церковное здание в с.Сукмановке, под склад хлеба.
«Клуб закрыть, а здание отдать под церковь»
Рубрика: Архивные документыМетки: Зам. начальнику УНКГБ подполковнику ГБ т.Назарову И.Ф.
Сообщение
9 марта 1944 г. в облисполком прибыл с заявлением об открытии церкви в с.Ламки гр.Подосинников А.Ф. Во время беседы вошел архиепископ … и когда ходатайствующий заявил, что бывшее здание церкви переоборудовано и занято клубом, архиепископ Лука заявил: «Клуб нужно закрыть, а здание отдать под церковь, т.к. церковь важнее клуба. Все равно в ваш клуб никто не ходит, а посмотрите сколько молодежи в церкви бывает». Обратился к Подосинникову за подтверждением своих слов: «Правда в ваш клуб никто не ходит?» на что последний смутился, но дал положительный ответ.
Уполномоченный Совета Медведев.
ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 9. Л. 13
Личное дело архиепископа Луки (Войно-Ясенецкий В.Ф.)
О порядке закрытия церквей
Рубрика: Архивные документыМетки: Всем окружным исполкомам.
Несмотря на твердо установленный законом определенный порядок закрытия церквей до самого последнего времени со стороны Риков и даже некоторых Окрисполкомов имеют место случаи ликвидации церквей с нарушением декрета ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1928 г. ст. ст. 36, 43, 51 и 52 декрета указывают, что расторжение договоров с группами верующих и право вынесения постановлений о ликвидации церквей принадлежит исключительно обл.исполкому…
ГАТО Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 321. Л. 84 об.
Несмотря на политику государства, верующие находили отдушину для души: посещали святые источники, святые места, где совершали молебен. Свидетельства об этом можно увидеть в архивных документах. Паломничество к Мамонтовскому озеру
Рубрика: Архивные документыМетки: 22 мая 1954 г. возле Мамонтовского озера происходило сборище верующих граждан, где присутствовало до 2 тысяч человек главным образом приходящих граждан из других мест, нашей области и других областей. Священников с правом совершать богослужения среди верующих не было. Пение, моления проводилось группой верующих под руководством бывших монахинь и престарелых. Антисоветской агитации не наблюдалось. Отдельные лица продавали среди верующих картинки, крестики и свечи.
Председатель райисполкома Сосновского райсовета Зарщиков.
Переписка с партийными и советскими организациями 1954 г.
ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 197. Л. 64
2.2 Священнослужители сел: Атманов Угол и Троицкая Вихляйка
в 1905 году была построена новая церковь «Успения Божией Матери», на средства прихожан. Новая церковь была каменная, теплая. Крест был очень красивый из граненых разноцветных стеклянных камней. Церковь была очень высокая и построена на самом высоком месте села, называемом в народе «Бугор». Старые люди говорят, что крест было видно даже из Тамбова.
Село Атманов Угол расположено в живописном уголке нашей родины, со всех сторон село окружено лесами, в основном хвойными. Это крупное старинное село расположено в 3-м Моршанском Мамонтовском округе. Основано переселенцами из шацких сёл: Атманово и Берёзово во главе с Саввой Атмановым в «Энциклопедии Тамбовской области» сказано, что село образовано в 1648 году, по другим источникам в 1632 году. О нем впервые упоминается в Окладной книге духовной епархии при начислении пошлин на действующие часовни и церкви, составленной в 1676 году.
«Церковь Успения в селе Отмановому углу, тое церкви двор попа Ивана, двор дьячков, двор просвирницы. Да в приходе той церкви сорок четыре двора крестьянских, семь дворов бобыльских, двор вдовий – и всего 55 дворов.
…К сем книгам Успенский поп Иван руку приложил».
Из архивных документов я узнала, что в селе построена церковь в 1732 году, деревянная, холодная, на средства прихожан.
Уже в 1905 году была построена новая церковь «Успения Божией Матери», на средства прихожан. Новая церковь была каменная, теплая. Крест был очень красивый из граненых разноцветных стеклянных камней. Церковь была очень высокая и построена на самом высоком месте села, называемом в народе «Бугор». Старые люди говорят, что крест было видно даже из Тамбова. Известно, что с 17 февраля 1871 года на протяжении более 15 лет в церковно – приходской школе детей обучал Василий Евдокимович Солнцев.
(Диакон Покровской церкви с. Троицкая Вихляйка Василий Евдокимович Солнцев (1853 г. р.) окончил 1 класс ТДС, рукоположен 21 августа 1886 г. В семье у него три сына (13, 11 и 9 лет) и три дочери (5, 2, и 1 года).)

Священник церкви «Успения Божией Матери» в с. Атманов Угол Орлов Алексей. (1913год) с учениками
(Фотография предоставлена жителями села.)
Списки священнослужителей 1909 г.
Рубрика: Архивные документыМетки: Списки и характеристики священнослужителей Тамбовской губернии, представленных к награждению в 1909 г. (дается в сокращении)
Ф. 181. Оп. 1. Д. 2106.
Начиная с 44 листа, в деле приводятся подробные биографические справки на всех представленных к награждению
Л.80-80 об.
к ордену св. Анны свящ. Алексей Орлов с. Атманова Угла, 55.
По рассказам старейших жителей села сразу после революции церковь в селе Атманов Угол приостановила свою работу на некоторое время. Потом церковь снова была открыта, и священник Орлов Алексей служил в церкви до 1933года. Жители говорят, что Алексей Орлов вместе с женой был сослан в Сибирь, а его старший сын стал революционером. В церкви долгое время был сельский клуб.
В соседнем селе Троицкая Вихляйка тоже была церковь, вот что я узнала из архивных документов:
Троицкая Вихляйка
Рубрика: 2-е Тамбовское благочиние
Метки: священник Иван Красовский, село Троицкая Вихляйка
Покровская церковь с. Троицкая Вихляйка
Приход открыт еще в XVIII в. Новую деревянную церковь построили в 1883 г. (освятили 4 декабря). В 1907 г. она сгорела и прихожане начали собирать деньги на ее восстановление и временно устроили церковь в небольшом помещении, пристроенном к старой церковно-приходской школе. Кроме школы в приходе существовало и церковное попечительство.
В церкви хранилась местночтимая икона Божией Матери Скорбященская, точна копия с чудотворной (ИСО. 1911. с. 120). Церковь не сохранилась.
Священнослужители 1893 г.
Священник Иван Дмитриевич Красовский (1856 г. р.) студент ТДС, рукоположен 8 сентября 1882 г. Награжден набедренником, вдов. В семье у него сын 8 лет и дочь 6 лет.
Диакон Василий Евдокимович Солнцев (1853 г. р.) окончил 1 класс ТДС, рукоположен 21 августа 1886 г. В семье у него три сына (13, 11 и 9 лет) и три дочери (5, 2, и 1 года).
Псаломщик Андрей Михайлович Добровольский (1852 г. р.) в должности с 1868 г.. В семье у него два сына (20 и 10 лет) и семь дочерей (17, 15, 13, 12, 7, 3, 1 года) (Справочная и памятная книжка по тамбовской епархии на1893 г. Тамбов, с. 49).
1902 г.
Служат те же, но нет псаломщика.
Списки священнослужителей 1909 г.
Рубрика: Архивные документыМетки: Списки и характеристики священнослужителей Тамбовской губернии, представленных к награждению в 1909 г. (дается в сокращении)
Ф. 181. Оп. 1. Д. 2106.
Начиная с 44 листа, в деле приводятся подробные биографические справки на всех представленных к награждению
К наперсному кресту
свящ. с. Троицкой Вихляйки Иоанн Крековский 53 г.
2.3.Репрессированные священнослужители в период 1937-38 гг. по Сосновскому
Репрессии
Рубрика: Архивные документыМетки: 1929,
духовенство,
исповедники Сведения за 1929 г.
О делах по 58/8 ст. УК (тер. акты).
Привлечено: кулаков — 138; середняков — 68; бедняков — 18; прочих (попов, торговцев) — 12.
Привлечено к уголоной ответсвенности 24 чел.
Расстреляны 12 чел.
В концлагерь 25 чел.
По 58/9 ст.УК
Привлечено: кулаков — 7; прочих — 3.
Лишено свободы — 2 чел.
По 58/10 ст.УК (контрреволюционная агитация): кулаков — 133; середняков — 24; бедняков — 2,
прочих (попы, торговцы) — 70.
Лишено свободы — 40.
В концлагерь — 95.
Сумма конфискованного имущества не учтена.
Секр. Окрпрокурора Подсекибердина.
ЦДНИТО Ф. 855. Оп. 1. Д. 19. Л. 260
Советская власть никогда не признавала факт репрессии за веру, преследования священнослужителей осуществлялись на общих основаниях.
Изучив «ТАМБОВСКИЙ МАРТИРОЛОГ» я увидела много священнослужителей уроженцев Сосновского района, о которых я хочу рассказать. К сожалению сведения о них краткие.
Попов Евсей Григорьевич, 1873 г.р., уроженец с. Троицкие Росляи Сосновского района Тамбовской области. На момент ареста, в 1937 году, служил священником в церкви с. Александровка. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 11 августа 1937 года приговорен по ст. 58- 10 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 22 августа 1937 года. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 11 апреля 1989 года. (Сообщение УФСБ ТО от 16.07.2002 №10/2-4944).
Сосновский Илья Иванович, 1880 г.р., уроженец с. Советское Сосновского района Тамбовской области. Закончил Тамбовскую Духовную семинарию. Служил священником в церкви с. Верхнеспасское Рассказовского района и был репрессирован дважды. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 17 марта 1930 года был приговорен к 10 годам концентрационного лагеря. В 1937 году постановлением тройки УНКВД по Тамбовской области от 20 ноября 1937 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 7 декабря 1937 года. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 20 марта 1989 года. (Сообщение УФСБ ТО от 11.08.2004 №10/1-7636).
Стежинский Иван Петрович, 1876 г.р., уроженец с. Стежки Сосновского района Тамбовской области. На момент ареста, в 1930 году, служил священником в церкви с. Черняное Тамбовского района. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 10 февраля 1930 года был приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высылке в Северный край сроком на 3 года. В 1937 году вновь арестован и постановлением тройки УНКВД по Тамбовской области от 27 октября 1937 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 4 ноября 1937 года. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 22 марта 1989 года. (Сообщение УФСБ ТО от 29.07.2004 №10/1-6934).
Щукин Александр Павлович, 1883 г.р., уроженец с. Стежки Сосновского района Тамбовской области. На момент ареста, в 1938 году, служил священником в церкви с. Белоносовка Добринского района Липецкой области. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 15 января 1938 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 4 февраля 1938 года. Реабилитирован прокуратурой Липецкой области 3 апреля 1989 года. (ГАЛО Ф.Р. 2210. Оп.1. Д. – 22714)
Кринов Николай Алексеевич, 1878 г.р., уроженец с. Мамонтово Сосновского района Тамбовской области. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию. На момент ареста, в 1930 году, служил священником в церкви с. Заворонежское Мичуринского района. Постановлением тройки при ПП ОГПУ
по ЦЧО от 8 марта 1930 года приговорен по ст. 58-10,11 УК РСФСР к 10 годам концлагеря. Освобожден досрочно, но в 1937 году вновь арестован и
постановлением тройки УНКВД по Тамбовской области от 6 декабря 1937 года приговорен по ст. 58-10,11 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Сведений о
приведении приговора в исполнение нет. Реабилитирован постановлением
Президиума Тамбовского областного суда 21 июля 1957 года. (Сообщение УФСБ Тамбовской области от 31.08.2006 №10/4-9265).
Миряне.
Загороднев Федор Петрович, 1902 г.р., уроженец с. Стежки Сосновского района Тамбовской области, из семьи церковнослужителя. На момент ареста, в 1938 году, работал бригадиром в колхозе «Рассвет». Постановлением тройки УНКВД по Тамбовской области от 14 февраля 1938 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 23 марта 1938 года. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 16 июля 1989 года. (Сообщение УФСБ ТО от 09.08.2004 №10/1-7369).
Осипов Иван Денисович, 1890 г.р., уроженец с. Отъяссы Сосновского
района Тамбовской области. На момент ареста, в 1931 году, занимался сельским хозяйством. Был благочестивым христианином и оказывал всяческую помощь странствующим старцам. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 11 июня 1931 года приговорен по ст. 58-10,11 УК РСФСР к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 20 ноября 1937 года. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 30 мая 1989 года. (АУФСБ Тамбовской области Д.- 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав архивные документы, рассказы жителей села Атманов Угол, изучив литературу о репрессиях в годы советской власти, мы пришли к выводу, что глубокую веру в Бога русский народ пронес через все испытания с великим терпением и смирением. «В чем был источник этого смирения? В глубокой вере в Бога. Ведь только глубоко верующий человек будет во всем подражать Спасителю, который в земной своей жизни показал пример полного смирения перед волей Бога Отца, даже до смерти на Кресте».
Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование сегодня должно стать основным ориентиром нашего поколения.
Много имен упомянуто в «ТАМБОВСКОМ МАРТИРОЛОГЕ», но вероятно, не все. Наше правительство признало факт репрессий, и все пострадавшие были реабилитированы.
Игумен Дамаскин (Орловский) пишет: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом».
«Пострадавшими за Христа, в соответствии с Законом, можно считать тех, кто принадлежал Русской Православной Церкви и кого государство признало социально опасными из-за этого. Если в обвинении написано «церковно-монархическая» или «церковная контрреволюционная организация» и т. п., то репрессии правомерно отнести к религиозным.
После уточнения понятия «репрессии по отношению к Русской Православной Церкви» можно сформулировать вопрос – сколько пострадало (согласно Закону 1991 г.) за Христа в 1917–1957 годы?»
Источники и литература:
1. Акты святейшего Патриарха Тихона./Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
2. Протоколы Епархиального собрания духовенства и мирян Тамбовской епархии. Тамбов, 1918.
3.ТАМБОВСКИЙ МАРТИРОЛОГ
(1917 - 1953 гг.) Мартиролог издается по благословению епископа Тамбовского и Мичуринского ФЕОДОСИЯ. Ответственный редактор С.А. Чеботарев. Авторы-составители: В.Н. Сафонов, протоиерей Александр Сарычев. Предисловие к изданию - В.Н. Сафонов
4.Книга памяти жертв политических репрессий. / Сост. Ю.П.Груздев, А.Я.Разумов. Санкт-Петербург 2004
5.http://www.tambovdoc.ru/issledovaniya/lektsii-po-istorii-eparhii/17-repressii.php
6. http://www.pravmir.ru/skolko-repressirovannyx-v-rossii-postradali-za-xrista/
7. http://lists.memo.ru/index18.htm
