СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Ветераны Великой Отечественной Войны населенного пункта прииска Большая Речка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Ветераны Великой Отечественной Войны населенного пункта прииска Большая Речка".

Цель: выяснить, сколько всего ветеранов Великой Отечественной войны числится в н.п. пр. Большая Речка, восстановить в памяти их фронтовые пути.

Объект  исследования: Великая Отечественная Война 1941-1945г.г.

Предмет исследования: биография ветеранов Великой Отечественной войны, проживавших в н.п. пр. Большая Речка.

Методы: опрос ветеранов Великой Отечественной войны, оставшихся в н.п. пр. Большая Речка (их родственников);  изучение литературы; работа с архивными документами

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Ветераны Великой Отечественной Войны населенного пункта прииска Большая Речка"»

МОУ Большереченская СОШ













Исследовательская работа

Тема: Ветераны Великой Отечественной войны населенного пункта

прииск Большая Речка.







РФ Забайкальский край Красночикойский район

н.п. пр. Большая Речка ул. Советская 11А

ФИО автора: Беломестнова Юлия Дмитриевна

МОУ Большереченская СОШ ученица 6 класса

Руководитель: Куйдина Любовь Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

МОУ Большереченская СОШ









2015г.

Фамилия, имя, отчество автора: Беломестнова Юлия Дмитриевна,

Адрес: РФ, Забайкальский край, Красночикойский район,

н.п. пр. Большая Речка, улица Советская, 11а.

МОУ «Большереченская СОШ», ученица 6 класса



Аннотация.

Выбор темы данной работы связан с празднованием «70-летия Победы народов Советского Союза в Великой Отечественной войне».

Драматической страницей вошла эта война в историю нашей страны и нашего села в частности. Свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днём становится всё меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне 1941-1945г.г.

Мне стало интересно, сколько ветеранов Великой Отечественной войны живет (или жило) в нашем селе, что они могут рассказать об этом страшном событии в истории нашей страны, ведь каждый человек на свете должен знать историю своей малой родины, историю своего народа, проживающего рядом.

Цель: выяснить, сколько всего ветеранов Великой Отечественной войны числится в н.п. пр. Большая Речка, восстановить в памяти их фронтовые пути.

Объект исследования: Великая Отечественная Война 1941-1945г.г.

Предмет исследования: биография ветеранов Великой Отечественной войны, проживавших в н.п. пр. Большая Речка.

Методы: опрос ветеранов Великой Отечественной войны, оставшихся в н.п. пр. Большая Речка (их родственников); изучение литературы; работа с архивными документами.

Работая над данной темой, я поняла, что тема войны не нова, но результаты анкетирования показали, что сегодняшнее поколение очень мало знает о тех военных годах. В ходе работы я пришла к выводу, что история нашего села богата именами достойных участников боевых сражений. В работу вошла информация о шести земляках-ветеранах, материалы которой поместила в альбом «Книга памяти». Эта книга будет храниться в музейной комнате МОУ «Большереченская СОШ».

Фамилия, имя, отчество автора: Беломестнова Юлия Дмитриевна

Адрес: РФ, Забайкальский край, Красночикойский район,

н.п. пр. Большая Речка, улица Советская, 11а.

МОУ «Большереченская СОШ», ученица 6 класса



План исследования.

Минуло 70 лет с того дня, когда закончилась Великая Отечественная Война.

Драматической страницей вошла она в историю нашей страны и нашего села в частности. Но что мы, сегодняшнее молодое поколение, знаем о тех военных годах? А знаем мы только лишь то, что написано в учебниках истории: сухие факты и только. А ведь в нашем селе жили люди, которые не понаслышке знали о войне, которые защищали наш край, нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны.

Ветераны... Это слово вызывает трепет в моей душе. Перед глазами сразу встает война, разруха, и смелые героические люди, оказавшиеся с ней один на один. Они сражались плечом к плечу, не разбирая, кто где родился и кто какой национальности. Они боролись за нас, за наше светлое будущее.

Каждый человек на свете должен знать историю своей малой Родины, историю своего народа, проживающего рядом.

Изучение истории родного края, истории участников Великой Отечественной войны, проживающих в селе, остаётся важным. Тот, кто не знает своего прошлого - не имеет будущего, поэтому я решила собрать как можно больше информации о фронтовых путях и о послевоенной жизни ветеранов н.п. пр. Большая Речка

Изучая литературу об участниках Великой Отечественной войны, я поставила перед собой цель: выяснить, сколько всего ветеранов числится в н.п. пр. Большая Речка и восстановить в памяти их фронтовые пути.

Объектом исследования является Великая Отечественная Война 1941-1945 г.г.

Предметом исследования стала биография ветеранов Великой Отечественной войны, проживавших в н.п. пр. Большая Речка.

Методы исследования: интервьюирование, анализ семейных фото и документальных источников, анкетный опрос, источниковедческий анализ;

В ходе проведения исследования мы выдвинули гипотезу: если изучить литературу и восстановить в памяти факты из жизни ветеранов Великой Отечественной войны, то в памяти будущих поколений сохранится история своего народа.

Этапы исследования:

Содержание этапа

Время работы

1.

Составление плана исследования

Январь 2015 год

2.

Изучение литературы, анкетирование

Февраль, март 2015 год

3.

Сбор информации о ветеранах

Апрель, май 2015 год

4.

Оформление исследовательской работы

Октябрь, ноябрь 2015 год



В ходе проведения исследования я провела анкетирование учащихся нашей школы, изучила газетные источники: статью «Рядовой Отечественной», газета «Знамя труда», 25 февраля 2000г, № 16, Лисихин М.М.; статью «Дошел до Берлина», газета «Знамя труда», 28 марта 1995г, № 25, Лисихин М.М.; статью «Близки те далекие годы», газета «Земля», 1 января 2000г, №1, Лисихин М.М.

Изучила дополнительную литературу о Великой Отечественной войне: «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил.» Статистическое исследование под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.; Государственные архивы РФ, хранящиеся фотодокументы о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Сайт «Победа. 1941-1945».

Провела работу с материалами из школьной музейной комнаты МОУ Большереченской СОШ, провела интервью с родственниками ветеранов Великой Отечественной войны нашего села: Лисихиной Людмилой Михайловной и Карповым Николаем Николаевичем.









Фамилия, имя, отчество автора: Беломестнова Юлия Дмитриевна,

Адрес: РФ, Забайкальский край, Красночикойский район,

н.п. пр. Большая Речка, улица Советская, 11а.

МОУ «Большереченская СОШ», ученица 6 класса





Научная статья.

Память неподвластна времени, память как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей.

Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной Войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет она нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Великой Отечественной войны. Нельзя сказать, что тема войны нова, но каждый человек, пропуская ее через себя, осмысливает и принимает по – своему.

В 2015 году мы празднуем 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. В России нет не одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. С каждым годом документальных свидетельств становится всё больше: открываются секретные архивы, остается все меньше и меньше живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким врагом.

Перед началом исследовательской работы я провела анкетирование среди учащихся среднего звена, чтобы узнать насколько хорошо они знают историю Великой Отечественной войны, и знают ли ветеранов нашего села.

Учащимся было предложено ответить на 5 вопросов анкеты:

  1. Что такое Великая Отечественная война?

  2. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

  3. Какие ветеранов нашего села вы знаете?

  4. Какие великие битвы в Великой Отечественной войне вы знаете?

  5. Участвовали в Великой Отечественной войне ваши родственники?

В анкетирование приняли участие 39 школьников среднего звена. Результаты анкетирования я отразила в виде диаграмм.

Вопрос № 1. Что такое Великая Отечественная Война?



По данной диаграмме видим, что большинство анкетируемых склонилось к ответу: «смерть, разруха, страх и т.д.»



Вопрос № 2. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Анализируя ответы на второй вопрос, я пришла к выводу, что сегодняшнее поколение знает о Великой Отечественной войне совсем немного, есть такие, которые не смогли ответить на этот вопрос, а есть те, кто совсем не знает, что такое Великая Отечественная война.

Вопрос № 3. Каких ветеранов Великой Отечественной войны нашего села вы знаете?

Из данных диаграммы мы еще раз убеждаемся, что самым знаменитым из всех ветеранов нашего села является Лисихин Михаил Миронович, есть такие, которые назвали другие имена ветеранов, также присутствуют ответы: «Нет» и «не знаю»



Вопрос № 4. Какие великие битвы в ВОВ вы знаете?

Из диаграммы мы можем увидеть, что некоторые анкетируемые не знают великих битв Великой Отечественной войны, или называют не все битвы.









Вопрос № 5. Участвовали в Великой Отечественной войне ваши родственники?

Из результатов опроса я увидела, что большинство анкетируемых знает, что их родственники воевали в Великой Отечественной войне, но не могут назвать их имена, из 39 анкетируемых 6 учащихся не знают, воевали ли их прадеды в Великой Отечественной войне.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Война… Она ворвалась в каждый дом нашей страны совсем внезапно.

…В воскресенье, в 4 часа утра 22 июня 1941 года гитлеровская Германия нарушила советско-германский договор о ненападении – её армия без объявления войны вторглась на территорию СССР. Началась самая тяжелая и самая жестокая из всех пережитых нашей Родины войн. Тысячи тонн смертоносного груза обрушились на аэродром, железные дороги, военно-морские базы. В 12 часов дня все радиостанции страны передали обращение советского правительства к народу с призывом встать на защиту Родины. В тот же день была объявлена мобилизация военнообязанных.

Изучая историческую литературу я узнаю, что в 1941 году немцы использовали армию в 5500 тысяч человек, 47260 орудий и минометов, 3712 танков, 4950 боевых самолетов , когда в Советской армии значительно меньшее число солдат: 5081 тысяч человек, намного меньше на начало войны (по сравнению с Германией) единиц орудий и минометов, танков и боевых самолетов.[1]

В мировых войнах победа бывает особенно дорогой. В первой мировой войне на полях сражений погибло 1 миллион 553 тысячи русских солдат. В Великую Отечественную войну боевые потери русских составили 5миллионов 756 тысяч солдат (не считая мирных граждан). Плюс к этому братские нам народы, почти не участвовавшие в первой мировой войне.

Помимо 8 миллионов потерь на полях сражений, советская страна понесла урон минимум в 16 миллионов гражданских лиц. В одном только блокадном Ленинграде погибло от голода, холода и болезней около 800тысяч человек. До 4 миллионов советских граждан погибло в немецком плену. Более 3 миллионов умерло от ран в госпиталях и лазаретах во время войны или после её окончания. Миллионы гражданских лиц числятся пропавшими – они не вернулись из плена, без вести пропали на оккупированной территории. Большинство из них – русские.[1]

Красная армия остановила агрессию Германии и ее союзников, обратила в бегство и разбила силы Вермахта. В апреле 1945 года штурмом был взят Берлин, а к середине мая были подавлены основные очаги сопротивления гитлеровской армии. Цена Великой победы в Священной войне русского народа была огромной. [2]

Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в то далекой войне – каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу.

В нашем населенном пункте прииск Большая Речка проживало 37 ветеранов, участвовавших в этой страшной войне, которые вернулись с полей сражений [ Приложение 1]. Сейчас не осталось в живых ни одного ветерана, но память об их боевых подвигах и заслугах жива в сердцах их родственников и близких. С некоторыми родственниками ветеранов мне удалось встретиться и поговорить.

Я встретилась с дочерью самого известного ветерана нашего села – Лисихина Михаила Мироновича, Лисихиной Людмилой Михайловной. Она нам и поведала о фронтовых путях и о послевоенной жизни своего отца. [ Приложение 2 ].

Михаил Миронович Лисихин родился в 1927 году в селе Хилкотой Красночикойского района. В семнадцатилетнем возрасте он был призван в ряды Советской Армии.

День Победы 9 мая 1945 года встретил на станции Мальта. Участвовал в войне с Японией. За участие в боевых действиях награжден медалью «За победу над Японией». В последующие годы награжден медалями «20 лет, 30 лет, 40 лет и 50 лет Победы в Великой Отечественной войне». Награжден медалью «Ветеран труда»[3]. У Михаила Мироновича имеется огромное количество грамот, благодарностей и поздравительных открыток самого высокого уровня [ Приложение 3 ]

Посетив семью Карпова Николая Николаевича (сына ветерана Великой Отечественной войны – Карпова Николая Александровича) , я узнала еще об одном ветеране нашего села. Много интересного рассказал о своем отце Карпов Н.Н. [ Приложение 4 ]

Карпов Николай Александрович родился в селе Котый Красночикойского района в 1924 году. В 1942 году был призван в действующую армию, в состав Морской пехоты пулеметчиком.

Участвовал в Войне с Японией, принимал участие в освобождении Порт – Артура, Китая, острова Сахалина. Награжден медалью «За Победу над Японией», медалью «За Отвагу»[4].

За трудовую послевоенную деятельность Николай Александрович награжден орденом «Трудового Красного Знамени». Неоднократно поощрялся почетными грамотами, благодарностями. Являлся почетным гражданином Читинской области. [ Приложение 5 ]

Из газетных источников узнала о судьбе еще одного ветерана нашего села- Коновалове Иване Михайловиче. Самую тяжелую участь приготовила ему судьба в годы войны. Иван Михайлович был взят в плен немецкими солдатами, подвергался тяжелым пыткам и то, как ему чудом удалось бежать из плена [5]

Эта информация заставила меня который раз убедиться, что эта война не обошла стороной ни одну семью в нашей стране, доставила много страданий солдатам, воюющим на фронте, матерям, женам, детям, ждущим с войны своих самых близких людей.

В школьной музейной комнате и из газетных статей удалось разыскать сведения еще о нескольких ветеранах: Куприянове Петре Константиновиче , Елистратове Георгии Михайловиче, Сутурине Георгии Трофимовиче.

Куприянов Петр Константинович родился 25 января 1920 года, в селе Архангельск, Красночикойского района. В действующую армию был призван в 1940 году. Когда нагрянула Великая Отечественная война, Пётр Константинович встретил её в рядах Красной армии. Начались тяжёлые суровые дни войны. Бойцы Красной армии мужественно защищали рубежи нашей родины.

При исполнении служебных обязанностей Пётр Константинович получил травму – лопнули связки в колене. После операции его демобилизовали домой. В родное село Архангельск он прибыл в 1944 году, 20 мая. Пётр Константинович награждён юбилейными орденами Отечественной войны и медалью «Ветеран труда»[6].

Георгий Михайлович Елистратов из Монголии в действующую армию был отправлен в 1942 году. Воевал на 2-м Белорусском фронте, которым командировал Г.К. Жуков.

Был контужен, но с поля боя не ушёл, оглохший, продолжал наводку.

После боев лечился в медицинском санитарном батальоне. За эти бои Георгий Михайлович награжден орденом Красной Звезды. За ожесточенные бои в Варшаве сержант Елистратов Г.М. награжден медалями «За отвагу» и «За освобождение Варшавы».

За форсирование Одера награжден вторым орденом Красной Звезды.

В ноябре 1946г. Георгий Михайлович возвращается в родные чикойские края. [7].

Сутурин Георгий Трофимович в марте 1942 года был призван в Красную армию. В августе 1942 года был направлен на Центральный фронт, где зачислен был в 1226-й гаубичный артиллерийский полк 21-й артиллерийской дивизии резерва Главного командования. Сначала был помощником, а потом водителем автотягача «студебеккер». Был контужен. В течение месяца проходил лечение в медицинском санитарном батальоне, потом снова вернулся на передовые позиции.

Участвовал в освобождении сел и городов Смоленской области и самого г.Смоленска. В ожесточенных боях на подступах к г.Витебску был серьезно ранен. Шесть месяцев находился на лечении в военном полевом госпитале, находившемся в пригороде г.Невель.

День Победы встретил в пригороде Любавы, на станции Колнамуйжа. До апреля 1947 года командовал отделением арттягачей в полку, дислоцированном в г. Выборге.

Георгий Трофимович вернулся домой инвалидом II группы. Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу», медалью «За взятие Кинегсберга», «За победу над Германией».

За активную трудовую деятельность награжден медалью «Ветеран труда»[приложение 7].

Война... Какое это страшное слово!

Война не обошла стороной не одну семью нашей страны, оставив свой отпечаток в судьбе каждого человека.

Всё дальше уходят вглубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Теперь она уже в прошлом веке. Но время не властно над памятью народа. И с особой благодарностью мы чествуем тех участников Великой Отечественной, которые жили в нашем родном селе Большая Речка.

В ходе исследовательской работы я сделала вывод, что история нашего села богата именами достойных участников боевых сражений, много ещё осталось неизученных фактов, источников, документов.

В процессе поиска достоверных сведений мне удалось пообщаться с интересными людьми – нашими земляками, увидеть и прочитать подлинные документы времен Великой Отечественной войны, увидеть старинные фотографии, ощутить атмосферу того далёкого времени.

Исследовательская работа позволила узнать много новых сведений об участниках Великой Отечественной войны, проживавших в нашем селе.

Путь к победе был тяжелым и долгим. Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам. Война живет в памяти всего народа.

Большая Речка – это село, в котором я родилась и живу. Здесь, рядом со мной, живут замечательные люди. Мои земляки тоже совершили подвиг во имя Победы над врагом. Одни самоотверженно трудились во имя Победы, помогая фронту и солдатам, чем могли, другие – воевали на полях сражений, защищая свою страну. Сейчас многих уже нет в живых, но их близкие родственники вспоминают трудные военные годы своих отцов, дедов со слезами на глазах.

Я считаю, что мое исследование социально важно для истории нашего села, для краеведческой работы в школьном музее, для сохранения важной информации о Великой Отечественной войне.

Результат своей работы представила в виде альбома «Книга памяти», где поместила фотографии и биографию тех участников войны, о которых смогла разыскать информацию. «Книга памяти» будет храниться в музейной комнате МОУ «Большереченская СОШ».

В данную исследовательскую работу вошла информация о шести земляках – ветеранах, материалы которой вошли в альбом «Книга памяти» : Лисихине Михаиле Мироновиче, Карпове Николае Александровиче, Куприянове Петре Константиновиче, Сутурине Георгии Трофимовиче, Елистратове Георгии Михайловиче, Коновалове Иване Михайловиче.

Исследование по ветеранам Великой Отечественной войны нашего села только начато, поэтому свою работу я намерена продолжить и собрать дополнительную информацию о других ветеранах Великой Отечественной войны, проживавших в нашем селе в послевоенное время, дополняя тем самым «Книгу памяти».

Литература.

  1. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.

  2. Государственные архивы РФ, хранящие фотодокументы о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Сайт «Победа. 1941-1945».

  3. Интервью с Лисихиной Людмилой Михайловной.

  4. Интервью с Карповым Николаем Николаевичем.

  5. Дошел до Берлина», газета «Знамя труда», 28 марта 1995 г., № 25, Лисихин.М.М.

  6. «Воспоминания Куприянова П.К.», архив музейной комнаты Большереченской СОШ.

  7. « «Близки те далекие годы», газета «Знамя труда», 1 января 2000г, №1, Лисихин.М.М.

  8. «Но баранку не бросал шофер», ГАЗЕТА «Знамя труда», 7 апреля 1995г, № 28, Лисихин.М.М.

  9. «Рядовой Отечественной», газета «Знамя труда», 25 февраля 2000г., №16. Лисихин М.М.