СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Женские образы в русской литературе" ученицы 11-А класса Шипиловой Дарьи, учитель Покатова НН

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы работа- обрашение к молодежи,которая может думать, сравнивать, сопоставлять факты, поступки героев, автор хочет, чтобы  работа помогла  читающему разобраться  в себе, своих мыслях, действиях, поступках, своем характере,научиться находить выход из сложных жизненных  ситуациях,  поэтому автор не ставил задачу сделать сравнительно- сопоставительных характергероинь, о которых шла речь в работе, узнай в них , героинях, свои черты характера, возможно, это тебе пойдет на пользу.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Женские образы в русской литературе" ученицы 11-А класса Шипиловой Дарьи, учитель Покатова НН»








Работа на городской конкурс “Молодежь у науке и творчестве”




Тема: Женские характеры и судьбы в русской литературе




Автор:

Шипилова Дарья

Владимировна,

ученица 11-А класса

школы №41

Руководитель:

Покатова Нина

Николаевна,

учитель русского языка и

литературы

школы №41





г. Севастополь

2014 г.



Введение:

Тема: Женские характеры и судьбы в русской литературе.

Поставленные проблемы:

- Определить реальность характеров героев, их многогранность в естественных противоречиях;

- Раскрыть процесс формирования женских типов в русской литературе 19 века;

- Показать становление женских характеров в литературе этого периода.

Цель: Через раскрытие женских характеров и судеб в русской литературе показать неординарность образов.

Новизна данного исследования:

- На основе компаративного анализа женских образов из произведений 19 века, написанных в разные периоды, изучить одинаковые по типажу характеры, представленные разными авторами, и представить материал для обсуждения;


Основная часть:

Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затейВсе тихо, просто было в ней. Красиво и просто, замечательно и точно сказано. В.Г Белинский писал: « … но едва ли не выше подвиг Пушкина в том , что он впервые поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину .» Девические дни ее ничем не заняты, растет она диким растением, предоставленным самой себе . И со временем это дикое растение превращается в прекрасный цветок, «случайно выросший в расселине дикой скалы».

Да , впервые А.С. Пушкин сравнил русскую женщину с благоухающим цветком . И стал собираться в русской литературе необыкновенный букет, яркий, красочный, лучезарный, из лучших бутонов полевых и садовых цветов.

Составлять букеты – искусство , давайте попробуем применить его принципы к нашей теме . Какой букет получится первым?

И начнем его собирать с романа М.Ю. Лермонтова “ Герой нашего времени”

 Так, в повести “Княжна Мери” представлены женские образы. В мире, к которому принадлежит наша героиня по социальному положению, она чувствует себя одинокой. Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста.

1

Она романтик по натуре, причем наивный, так как она еще молода и неопытна.

Печорин хорошо разбирается в людях, и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что

таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли ее. Так было с Грушницким, который сначала заинтересовал ее своими пышными фразами, а потом он ей наскучил. Все внимание переключилось на Печорина, появившегося как романтический герой, так непохожего на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него. Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печорина властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только страдания. Мы видим, что и умная, образованная девушка, Мери, не способна пробудить в главном герое настоящие и искренние чувства. И её любовь ему также быстро надоедает, как надоело ему любовь Бэлы, прекрасной девушки гор, которая пожертвовала собой ради любви к Печорину. Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца. Бэла, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу.

Следующий благоухающий цветок- Наташа Ростова.

В романе Толстого “Война и мир” одной из главных героинь является Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие героини. 
    Впервые в романе она появляется тринадцатилетней девочкой, “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры. 

С возрастом в Наташе возникает желание быть в центре внимания, вызывать всеобщее восхищение. Наташа любит себя и считает, что все также должны ее любить; хотя героине и присущ эгоизм, это эгоизм еще искренне-детский, свойственный личности несформировавшейся. Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе замечает: “Что за прелесть эта Наташа!” И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение, заставляет по-новому видеть вещи. 
    Наташа принадлежит к тем персонажам, которые живут сердцем. Об уме же героини судить сложно. Пьер говорит, что Наташа “не удостаивает быть умной”. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни.

2

Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов.


У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни

Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот оно — настоящее”. 

В Наташе изначально заложен русский национальный характер, особенно ярко он проявился во время пляски Наташи после охоты, которую устроил ее дядюшка.”Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки , сделала движение плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- это графинечка , воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приемы…” Сущность натуры Наташи - любовь. Это чувство неотделимо от героини. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Андрей Болконский становится непринужденным и естественным рядом с Наташей, а он мог оставаться собой лишь с очень немногими людьми: “Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа”. 

 Итак, в образе Наташи Ростовой воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Эта героиня явилась толстовским идеалом жизни без мук и исканий холодного разума.

Толстой прав в том, что сущность ее жизни — любовь. Но это понятие имеет здесь очень широкий смысл. Оно включает в себя не только любовь к жениху или мужу, но и любовь к родителям, семье, искусству, природе, к родине, к самой жизни. Наташа остро ощущает прелесть и гармонию природы. Очарование лунной ночи вызывает в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее, "Ах, какая прелесть! Да проснись же. Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало".

3



Эмоциональной и живой Наташе противопоставляется в романе кроткая и нежная княжна Марья, в которой смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья.” Некрасивое, болезненное лицо, а сквозь слезы проступал теплый и кроткий взгляд ее прекрасных глаз” Княжна Марья безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная Болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства. С особой силой твердость и сила характера этой скромной, застенчивой девушки обнаруживается в годы Отечественной войны 1812 года. Когда компаньонка-француженка пообещала княжне Марье, оказавшейся в трудном положении, покровительство своих соотечественников, она перестала общаться с ней и выехала из Богучарова, так как ее патриотическое чувство было оскорблено.

Судьбы Наташи Ростовой и Марьи Болконской раскрывают взгляды Толстого на роль женщины в обществе. Высшее ее призвание и назначение писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте. Пожалуй, первый букет составлен, яркий, характерный, живой и всегда любимый.

Если Лермонтов впервые затронул тему женской жертвенности во имя любимого, то Толстой продолжил эту тему, очень удачно в нее вписался образ Сони Ростовой. А мы будем собирать второй букет. В него уже вошла Бэла, следующей будет Соня.

Среди женских образов романа-эпопеи Л.Н. Толстого особняком стоит образ Сони Ростовой, племянницы графа, живущей и воспитывающейся в его доме. Она не похожа ни на Наташу, живую и полную чувств и эмоций, на высоконравственную княжну Марью, на холодную и надменную Элен. Соня – тихая девушка, сдержанная, порядочная, рассудительная, способная к самопожертвованию. Она вполне положительная героиня. Но почему же мы тогда не чувствуем в словах автора, когда он говорит о своей героине, такой глубокой симпатии, которая звучит в описаниях Наташи и Марьи Болконской? Соня подчиняется разуму, она не живет чувствами, а следует установленным в обществе правилам.

4

Внешняя характеристика Сони тоже хороша: "…тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой". Девушка красива, и уже это наводит нас на мысль о том, что что-то в ней не так. Со всей своей положительностью она не дотягивает до идеальной героини. Как мы знаем, Толстой в образах своих героев противопоставляет внутреннюю красоту внешней. А уж коль героиня красива внешне, то, может быть, внутренний мир ее беден?

 Попробуем разобраться в этом. 

В ходе повествования Толстой постоянно проводит параллель между Наташей и Соней. Образ Сони при этом будто намеренно создан служить контрастом образу Наташи, помочь раскрыть ее черты полнее. Если Наташа – жизнелюбивая и непосредственная, то Соня – плавная и мягкая, ее движения замедленны.

Может быть, характер Сони не смог раскрыться в полной мере лишь потому, что она всю жизнь жила в доме Ростовых на правах бедной родственницы, с ощущением постоянной зависимости? До самых последних страниц романа Соня продолжает любить Николая, но не имеет права выражать свои чувства. 

Соня – положительная героиня, она честна, не способна на подлость, но ей не хватает живости и индивидуальности, она слишком приземлена и проста.

И еще один образ, один цветок в этот же букет, тоже Соня. Имя это, часто повторяющейся в русской литературе, в переводе означает “мудрая”. Почему же тогда именно этим девушкам суждено было стать жертвенными? Давайте разберемся в этом.

Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас. 
    Из рассказа Мармеладова, отца Сони, мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. “

«.а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...” Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя. 
    Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим ее теорию — “теорию Бога”. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете?” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом.

Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был. Благодаря Соне Раскольников берет в руки Библию и начинает понимать, как он жил раньше, что нужно сделать, чтобы встать на путь истинный.

Один из цветов, составляющий третий букет,- Элен Курагина(Безухова). Будет ли он красив и душист? Наверно , нет.

Еще одной представительницей является Липа.

Повестью « В овраге» восхищался Л.Н.Толстой.

Мир изменен.Но тебя в нём нет.
В чём жизни смысл-того мне не понять.
Мешают говорить и видеть свет
Потоки слёз, а их нельзя унять.
Ли Цин-Чжао.


Овраг- глубокая длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли.

Цыбулькин Григорий- отец семейства, вдовец, вторая жена - Варвара Николаевн .«Все в доме стало улыбаться…»

Липа- невестка, жена старшего сына.

Сын Никифор – умер

Липу выгнали из дома, душа не зачерствела, не обозлилась.

Смиренная, богопослушная, светлая душа, умеющая любить и прощать, жертвенная.

Также букет продолжает цветок под названием, Элен.

Элен Курагина — один из женских образов романа-эпопеи Л.Н.Толстого. По внешней характеристике героини, данной автором, мы понимаем, что Элен не относится к его любимым героиням. Да, Элен Курагина является душой общества, вызывает восхищение среди светской знати, в нее влюбляются. Этого ей вполне достаточно. Она следит за выражением ее лица, ведь никто не должен застать ее врасплох, каждый должен восхититься ее красотой. Элен не нужна кропотливая душевная работа, в ней нет ни одной мысли, она представляет собой только красивую обертку пустой сущности: “Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”. Лицо и улыбка Элен статичны, они будто неподвижны. У нее нет эмоций, поэтому и на лице ее ничего не отражается. 
Элен понимает, что она красива, и пользуется этим. Автор отмечает, что его героиня хочет оставаться прекрасной внешне как можно дольше. Внешняя красота для Элен – это способ скрыть душевное уродство. Это понимает Пьер, но, к сожалению, лишь после того, как она стала его женой. Брак с Пьером – это одна из главных интриг Курагиной. Как только он стал богатым, она решила во что бы то ни стало женить его на себе. И она добивается успеха, хладнокровно двигаясь к своей цели. Став женой Пьера Безухова, Элен изменяет ему. После дуэли Пьера с Долоховым, после разрыва с мужем, Элен понимает, что произошло в ее жизни, и что она сделала все это своими руками. Но и при этом она ни в чем не раскаивается, принимает происшедшее как неизбежное. Она не винит себя, во всем виноваты, по ее мнению, законы жизни и обстоятельства. И самым главным оправданием перед собой являются оставшиеся у нее деньги Пьера. Элен лишилась мужа, но не состояния. 

Элен воспользовалась самым простым способом, чтобы разбогатеть – выгодным замужеством. Когда же она решила, что пришла пора стать свободной, она просто вызвала ревность мужа, довела Пьера до того, что он был готов на что угодно, только бы быть вдали от нее. Оставшись одна, Элен даже не потеряла своего положения в обществе, она продолжала блистать и влюблять в себя такие же пустые сердца, как и она сама. 

Элен – объект влюбленности, но истинной любви она не заслужила .Она подобна белой статуе из мрамора - прекрасной, холодной, но совершенно бездушной, поскольку сделана она из камня и вместо сердца у нее тоже камень. Курагина устраивает встречи Анатоля и Наташи, зная, что ее брат женат, и что эти встречи принесут Наташе только страдания. Пьер абсолютно прав, заявляя: «Где вы - там разврат, зло». 

В образе Элен Курагиной автор отразил все пороки светского общества, глубоко презираемого им: бездушие, лживость, тщеславие и внутреннюю бессодержательность. 

Когда Элен Курагина перестает быть женой Пьера, Толстой теряет к ней всякий интерес. Это было единственное обстоятельство, которое еще могло спасти ее, но она им не воспользовалась. Позже автор вскользь сообщает о том, что Элен умерла от какой-то неизвестной болезни.

Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.

Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.(Чеховские образы) Ольга Ивановна Дымова о муже. Этот человек гнетёт меня своим великодушием. Никто его не щадил, и молодой ученый, будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить за тряпки.

Один из интереснейших женских образов-образ Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

Вера Павловна — главная героиня. «...Высокая стройная девушка, довольносмуглая, с черными волосами — «густые хорошие волоса», с черными глазами — «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица — «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не по-южному; здоровье хорошее...» — такой видит ее В. П. Лопухов в момент знакомства. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. С двенадцати лет посещает пансион. Учится играть на фортепьяно. С четырнадцати обшивает всю семью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, общительного нрава, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийся перед приятелями, что Вера Павловна — его любовница. Ему не верят, и он обещает доказать это, приведя Веру Павловну на обед с приятелями, однако получает твердый отказ героини. Не принимает Вера Павловна и его предложения выйти за него замуж.

В структуре образа Веры Павловны, как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию героини.


Четвертый сон Веры Павловны. Она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви — Астарту, Афродиту, «Непорочность». Наконец, она узнает в светлой красавице, которая ведет ее через разные эпохи развития человечества, саму себя — свободную женщину. Женщину, которая любит и которая любима. «...Это она сама, но богиня». Видит Вера Павловна и Хрустальный дворец-сад, благодатные нивы, весело работающих и также весело отдыхающих людей — образ будущего, которое «светло и прекрасно». Ее семейное счастье и ее мастерская, по мысли автора, прообраз этого счастливого будущего, его зародыш.

Чернышевский очень мало рассказывает о личной жизни героини, рисует ее будущее как женщину-руководителя предприятия, организатора производства, он ничего не говорит о ее детях, но подробно рисует ее

Деятельность.


Исследовательская работа на тему: “Женские характеры и судьбы в русской литературе 19 века” носит выборочный характер. Автор не ставил задачу делать сравнительно-сопоставительный анализ всех женских характеров литературы этого периода. Кому будет интересна эта работа? Если ею заинтересуется девушка, она может, проанализировав женские образы, представленные в работе, выбрать для себя те черты и характеры героинь, которые ей помогут в жизни в разных ее ситуациях. Какой она будет? Это решать ей самой, но подсказку, как изменить свой характер или отношение к жизни, ей даст сама работа. Если же этой работой заинтересуется молодой человек, он сможет выбрать из любого букета тот цветок, который ему покажется лучшим. Право выбора остается за ним, и в этом я вижу практическую направленность своей работы. Умение же анализировать, думать, делать выводы, сравнивать, сопоставлять- это возможность каждого. Русская литература поможет в этом. Умение читать, вдумываться в каждую строку, воспитывать себя и наполнять свою душу энергией любви- закон искусства и литературы, а женские образы и характеры- неотъемлемая часть этих законов.



Использованная литература:

Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки.- М., 1964

М. И. Выгон. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” в школе. Ж. Русский язык и литература в учебных заведениях № 62011

Л. В. Федоркова “ Пропасть мыслей, так и хочется писать”. Ж. Русская словесность в школах Украины № 3 2011

О. А. Дунаева Очевидность- еще не истина. Ж. Русская словесность в школах Украины № 4 2012

И. М. Халабаджах “ Чтобы жить честно, надо… вечно бороться и лишаться” Ж. Русская словесность в школах Украины № 4 2012










Приложение






Тема: Женские характеры и судьбы в произведениях А.П.Чехова «Попрыгунья» и «В овраге»






Толстовское видение роли женщины в семье и обществе.

Женщина – жена, мать, хранительница семейного очага - Наташа.


Жертвенная - Соня










Пустоцвет

Элен







12


Н.Г. Чернышевский роман «Что

делать?»











13

  • Вера Павловна – руководитель производства( о муже, дочери автор пишет скупо)



Мастерские

Веры Павловны.


14

Роль женщины в обществе (по определению русских писателей)

Мать, жена – хранительница

семейного очага.












Жертвенная.


Пустоцвет




Бизнес-леди.






























































































































15



«Скорблю о тех, кто не любивши, напрасно прожил жизнь свою»
Аррани Атааллах

Ольга Ивановна Дымова о муже.

Этот человек гнетёт меня своим великодушием.








16


Работал, как вол. Никто его не щадил, и молодой ученый , будущий профессор, должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти подлые тряпки!

Попрыгунья –та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.
Мужа прозевала! Пустоцвет!













17






Повестью « В овраге» восхищался Л.Н.Толстой




Мир изменен.Но тебя в нём нет.
В чём жизни смысл-того мне не понять.
Мешают говорить и видеть свет
Потоки слёз, а их нельзя унять.
Ли Цин-Чжао.











18









Овраг-глубокая длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли.



Цыбулькин Григорий- отец семейства, вдовец, вторая жена - Варвара Николаевна.
«Все в доме стало улыбаться…»









20





С

Аксинья- невестка, жена младшего сына


Облила Никифора кипятком « И в этой наивной улыбке было что-то змеиное»


Все её в доме боятся, всё перешло в руки Аксиньи «наивная улыбка, счастливая»


Старика Цыбулькина выгнала из дома

Стяжательство, жажда наживы, мнимое представление о счастье

пустоцвет


миренная, богопослушная, светлая душа, умеющая любить и прощать

ж


Липа- невестка, жена старшего сына.


Сын Никифор – умер


Липу выгнали из дома,душа не зачерствела, не обозлилась


Смиренная, богопослушная, светлая душа, умеющая любить и прощать


жертвенная

ертвенная





























21






А. П. Чехов

Л. Н. Толстой










22








А любовь? Она и радость и страданье

А судьба ? Она и цвет и увяданье.




























23





Рецензия

на исследовательскую работу Шипиловой Дарьи Владимировны

“Женские характеры и судьбы в русской литературе”

Выбранная юным исследователем тема достаточно интересна. Обращение к произведениям литературы 19 века само по себе требует от школьника настойчивости, умения работать с текстами. Это и превращает его в соучастника собственного литературного анализа. Хотелась бы сразу обратить внимание на формулировку темы исследовательской работы. Она представляется несколько шире, чем содержание самой работы, а тем более ее цель. Автор грамотно используют литературоведческий материал, связанный с характерами и образами женщин. Автор на конкретных примерах показывает, как происходило формирование характеров, как складывались судьбы героинь. Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения и выставляет ее на суд читателя. Оригинальность идей заключается в том, что из образов и характеров создаются букеты, которые становятся тождественными тому или иному образу.

Статья выполнена на высоком научном уровне , содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Практическая значимость данной статьи дана в заключении. Источники , цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему, но надо отметить, что к данной работе есть следующие замечания. Во-первых, несколько поверхностно раскрыт образ Веры Павловны, во-вторых, в приложении под фотографиями следует указывать не только фамилию, имя, отчество изображенного , но и дату, когда был сделан снимок.

Научно-исследовательская работа ученицы 10-А класса Шипиловой Дарьи Владимировны соответствует всем требованиям, предъявленным к работе такого рода.




25.03.2013 г Председатель школьного

Жури конкурса “Молодежь

в науки и творчестве”,

учитель- методист

высшей категории

директор школы

/Федоровская В. Н./