СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа Жевательная резинка Вред или польза

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:

изучение свойств жевательной резинки в различных условиях.

Задачи исследовательской работы:

1.Ознакомиться с историей возникновения жевательной резинки.

2.Изучить свойства жевательной резинки.

3.Провести анкетирование учащихся

Объект исследования: Жевательная резинка (Orbit «Мята», HubbaBubba «Чудесная клубника», Dirol «Спелая малина», Mentos «RURE FRESH»).  

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Жевательная резинка Вред или польза»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3





Научно-практический проект

Жевательная резинка – польза или вред?





Работу выполнила:

Жукова Ксения Алексеевна

ученица 11 «А» класса

МОУ СОШ № 3

Руководители работы:

Волобуева Татьяна Эдуардовна

учитель химии МОУ СОШ № 3

Молчанова Елена Вячеславовна

Учитель биологии МОУ СОШ № 3





г. Комсомольск-на-Амуре

2014 год





Оглавление

Введение ……………………………………..4

1. История появления жевательной резинки …4

2. Состав жевательной резинки ……………….5

3. Полезные свойства жевательной резинки .…6

4. Негативное влияние жевательной резинки .....6

5. Советы медиков………………..…….…7

6. Экспериментальная часть ……………….…..8

7. Социологический опрос школьников……….11

8. Выводы ……………………………...…..13

Литература …………………….……14

















Тема научной работы:

«Жевательная резинка: польза или вред?».

Цель работы:

изучение свойств жевательной резинки в различных условиях.

Задачи исследовательской работы:

1.Ознакомиться с историей возникновения жевательной резинки.

2.Изучить свойства жевательной резинки.

3.Провести анкетирование учащихся

Объект исследования: Жевательная резинка (Orbit «Мята», HubbaBubba «Чудесная клубника», Dirol «Спелая малина», Mentos «RURE FRESH»).



Актуальность темы:

В настоящее время везде можно встретить жующих людей. Ежедневно по телевидению мы наблюдаем реклам жевательных резинок, нас постоянно убеждают использовать жевательную резинку, которая не только освежает дыхание, но и укрепляет зубы. Однако большинство врачей специалистов говорят, что жевательная резинка вредна

Гипотеза:

Частое и нерациональное использование жевательной резинки негативно отражается на здоровье.







Введение:

На протяжении многих лет мы слышим споры на тему: вредная или полезная жевательная резинка. На сегодняшний день дети имеют только начальные представления о пользе употребления жевательной резинки и что очень важно - о возможных негативных последствиях ее применения.

1История жевательной резинки

Жевательная резинка имеет свою историю, исчисляющуюся тысячелетиями. В далекие времена, когда настоящих жевательных резинок еще не изготовляли, люди жевали смолу деревьев, листья и некоторые травы.

Индейцы майя и другие жители Центральной Америки жевали смолу дерева кау-чу. Надрезав кору, они собирали белый сок, вытекающий из-под нее. Через несколько минут он делался темным, вязким, тягучим. В таком виде его и употребляли как жвачку. Индейцы других племен, например, в Новой Англии, жевали еловую смолу.

У нас во многих деревнях были умельцы, которые варили жвачку из березовой коры. Сварив густую пахнущую массу, они катали из нее отдельные комочки. А чтобы они не засыхали и не затвердевали, хозяйка держала их залитыми водой в посудине.

В 1848 году лавочник Джон Кертис начал первым в мире производить жвачку – он просто расфасовывал в бумажки кусочки смолы. Позднее для этой цели он стал использовать дешёвый парафин, в который для придания приятного запаха добавлялись специи.

Настоящая жевательная резинка была изобретена в 1869 году мексиканским генералом Антонио Лопес де Санта Анна. Ему помогал изобретатель Томас Адамс, который в 1871 году создал первую машину по производству жевательной резинки.

2. Состав жевательной резинки

Жева́тельнаярези́нка — кулинарное изделие, которое состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок.

По мнению академика ТодораДичева, большинство жевательных резинок вместо защиты зубов и десен содержат такие компоненты, которые сами являются причиной таких заболеваний зубов, десен и полости рта, как кариес, пародонтоз.

Я проанализировала состав наиболее популярных жевательных резинок (Orbit «Мята», HubbaBubba «Чудесная клубника», Dirol «Спелая малина», Mentos «RURE FRESH») и выявила компоненты, содержащиеся в них:

подсластители, резиновая основа, ароматизаторы натуральные, идентичные натуральным и искусственные, стабилизатор Е 422, загуститель Е 414, эмульгатор Е 322, краситель Е 171, глазурь Е 903, антиоксидант Е 320.

Из справочника "Санитарные правила и нормы СанПин" я узнала, что:

  • стабилизатор Е 422 - это глицеринC3H5(OH)3. Так, глицерин при всасывании в кровь обладает сильными токсическими свойствами, вызывая достаточно серьезные заболевания крови, например, такие, как гемолиз,а также инфаркты почек.

  • Эмульгатор Е322 - это лецитинС20Н32О2. Лецитин получают, как правило, из сои. Содержится он в яичном желтке. Это ценное вещество является важным поставщиком фосфора для нашего организма и помогает регулировать жировой обмен. Лецитины ускоряют слюновыделение, что в свою очередь, приводит к постепенному нарушению работы пищеварительного тракта.

  • Антиоксидант Е 320 - это бутилгидрооксианизолC11H16O2. При частом употреблении продукции, содержащей антиоксидант, повышается содержание холестерина в крови.

  • Кислота Е330 – это лимонная кислота C6H8O7. Долгое и неконтролируемое употребление лимонной кислоты может вызвать серьезные заболевания крови.

  • Загуститель Е414 – это гуммиарабик, глазурь.

  • Е903 - это карнаубский воск. Он придает глянец и блеск продукту. Оболочка из глазури не дает высыхать продукту, не пропускает жир изнутри и влагу снаружи.

  • Ароматизаторы.Для того чтобы изготовить ароматизатор, используют плоды, ягод, листья.



3. Полезные свойства жевательной резинки

С точки зрения стоматологии первые, час-полтора после приема пищи жвачка способствует выработке желудочного сока, что помогает перевариванию пищи.

Жевательная резинка вычищает жевательную поверхность зубов. Жевание резинки полезно как для гигиены полости рта, так и для улучшения состояния десен. Именно сегодня наблюдается тенденция использования жевательной резинки в качестве универсального защитного средства.

Жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожает зубной камень и тормозит развитие микроорганизмов в полости рта. Кроме того, у детей жевание резинки укрепляет челюсти, у старшего поколения улучшает работу слюнных желез. Жевательная резинка освежает полость рта; ее часто жуют те, кто хочет бросить курить.



4. Негативное влияние жевательной резинки

В ряде случаев жевательная резинка может оказывать и негативное влияние:

1.Со стороны желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы желудка) - наиболее опасным является употребление жевательных резинок на голодный желудок.

2.От сахаросодержащих жвачек лучше отказаться совсем, так как их употребление – прямая дорога к заболеванию кариесом.

3. Надувные жевательные резинки нарушают прикус у детей.

4. Огромный процент поддельной жвачки на рынке могут содержать ингредиенты, способные вызвать местные и общие аллергические реакции.

5. Из-за нее ломаются зубы и выпадают пломбы.

6. Следует избегать заглатывания жвачки, поскольку она накапливается в толстом кишечнике и со временем приводит к его непроходимости.

7. И самое главное, необходимо помнить: ни одна жевательная резинка не заменяет обязательную двухразовую чистку зубов щеткой.



5. Советы медиков.

Взрослым

• Перед едой можно пожевать не более 5 минут. Слюнные железы мгновенно реагируют на присутствие "жвачки" во рту и выделяют пищеварительные ферменты. В мозг поступает сигнал: "приготовиться к приему пищи", и в желудке начинается выработка сока. Но еды нет, и кислота разъедает слизистую. 5 минут - это примерное время, за которое сигнал поступает от мозга к желудку.

• После обеда или перекусов в течение дня можно пожевать резинку не более 15 минут. Обычно этого бывает достаточно, чтобы предупредить образование мягкого зубного налета и восстановить кислотный баланс.

Детям

• Можно употреблять ее примерно с 4 лет и только белую (без красителей). Ребенку нужно объяснить гигиеническое назначение жевательной резинки и приучить выбрасывать ее сразу после того, как перестало быть вкусно.

• Давайте "жвачку" только после обеда и полдника и не более чем на 15 минут - иначе привычка жевать закрепится.Не до конца сформировавшаяся эмаль "юных" зубов слишком тонка и легко стирается.

• Не давайте "жвачку" перед едой: у ребенка может пропасть аппетит и испортиться желудок.

• Объясните, что "жвачку" ни в коем случае нельзя проглатывать. Она может застрять в желудочно-кишечном тракте.





















6. Экспериментальная часть

Современные жевательные резинки представляют собой совокупность многих веществ. Это каучуки и разнообразные пищевые добавки. Перед проведением опытов аккуратно снимают оболочку с жевательных резинок и мелко нарезают ее ножом.

Определение многоатомных спиртов.

• Помещаю в пробирку измельченную оболочку одной подушечки жвачки разных марок и приливаю 2-3 мл дистиллированной воды. Закрываю пробирки пробками и встряхиваю в течение 1 минуты. Во всех четырёх пробирках получаю мутный раствор, в который добавляю Cu(ОН)2. Встряхиваю содержимое пробирок и наблюдаю появление сине-фиолетового окрашивания. Изменение цвета объясняется образованием комплексных соединений катионов меди(II) с многоатомными спиртами, входящими в состав оболочки жевательной резинки.




Название

жвачки

Результаты опыта

Добавление

воды

Добавление Cu(ОН)2

1.

Dirol «Спелая малина»

Мутный раствор

Выпал сине-голубой осадок

2.

Orbit «Мята»

Мутный раствор

Выпал сине-голубой осадок

3.

HubbaBubba «Чудесная клубника»

Раствор окрасился в розовый цвет

Выпал сине-голубой осадок

4.

Mentos «RURE FRESH»

Мутный раствор

Выпал сине-голубой осадок


  • Помещаю в пробирки, нарезанные жевательные резинки (по одной подушечки жвачки разных марок:«Orbit Спелая малина», «Orbit Сладкая мята», «HubbaBubba Чудесная черника», «Dirol Ягодный микс») и приливаю 5 мл 96%-ного этилового спирта. Закрываю пробирки пробками и встряхиваю в течение 1 мин. Фильтрую смесь и добавляю гидроксид меди. Опыт доказывает, что в жевательной резинке содержится малое количество многоатомных спиртов ,так как границе пробирки был синий раствор.


Название жвачки

Результаты опыта

Добавление

спирта

Добавление Cu(ОН)2

1.

Dirol «Спелая малина»

Прозрачный раствор

Выпал голубой осадок

2.

Orbit «Мята»

Прозрачный раствор

Выпал голубой осадок

3.

HubbaBubba «Чудесная клубника»

Прозрачный раствор

Выпал голубой осадок

4.

Mentos «RURE FRESH»

Прозрачный раствор

Выпал голубой осадок





Свойства ментола.

Добавляю к спиртовому экстракту жвачки воду. Сразу происходит помутнение, так как растворимость ментола в воде низкая (0,05%). Добавляю к мутному раствору 96%-ный раствор спирта. Осадок исчезает, так как ментол хорошо растворяется в спиртах.





Свойства красителей, входящих в состав жвачки.

  • Помещаю в пробирку окрашенную жевательную резинку («HubbaBubba Чудесная черника»), нарезанную на небольшие кусочки, и приливаю 2-3 мл дистиллированной воды. Нагреваю пробирку в пламени спиртовки или на водяной бане до получения, окрашенного раствора. Разливаю раствор в две пробирки, в одну из них добавляю 1 мл 1М раствора серной кислоты, в другую 1 мл 2 М раствора гидрооксида натрия. Наблюдаю, происходит ли изменения окраски красителя в зависимости от среды. Затем нагреваю пробирку, в которую добавили раствор щелочи. С некоторыми красителями в этом случае наблюдаю образование желто-коричневого раствора. Е 163 – ярко розовый (жевательная резинка «HubbaBubba Чудесная клубника») в кислой среде становится тёмно-розовым, а при нагревании с раствором щелочи приобретает красно-коричневый оттенок. Опыт доказывает наличие красителя в жвачке.




Название жвачки

Результаты опыта

Нагревание водного экстракта жвачки

Добавление H2SO4 в нагретый раствор

с NaOH

ДобавлениеNaOH в нагретый раствор

Нагревание пробирки с NaOH

«HubbaBubba

Чудесная клубника»

Раствор насыщенно-малинового цвета

Раствор светло-красного цвета

Раствор тёмно-розового цвета

Раствор красно-коричневого цвета













7. Социологический опрос школьников

Для изучения представления школьников о пользе и возможных негативных последствиях использования жевательной резинки было проведен социологический опрос среди учащихся 8,10 и 11 классов нашей школы.





























Выводы

Работая по теме исследования, я пришла к выводу, что хотя умеренное употребление жвачки служит профилактикой стоматологических заболеваний, но существует необходимость сокращения потребления жевательной резинки. Для предотвращения возникновения различных заболеваний школьникам даны советы:

- Жевательная резинка не должна содержать сахар;

- Жевать её надо только после еды в течение 15 минут;

- Недопустимо заглатывание жевательной резинки;

- Используемая жевательная резинка должна быть произведена известной фирмой, положительно зарекомендовавшей себя на рынке и строго следящей за качеством своей продукции;

- Использованная жвачка должна выбрасываться только в специально предназначенные для этих целей места в мусорные урны и ни в коем случае – под ноги.

















Литература

1.Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей/ Составители Н. Ю. Буянова и др. - М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД»

2. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2.560- http://www.dioxin.ru/doc/sanpin2.3.2.560-96.htm

3.Гордеев К.Ю. [и др.], "Биоорганич. химия", 1984, т. 10, № 12, с. 1589-1605

4.Толковый словарь потребителя: Бутилгидроксианизол Е320 http://www.goodsmatrix.ru/glossary/302.html

5.Голубев В.Н. пищевые и биологически активные добавки. – М.: Издательский центр Академия, 2003-208 с

6.Жевательная резинка http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E5%E2%E0%F2%E5%EB%FC%ED%E0%FF_%F0%E5%E7%E8%ED%EA%E0

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!