СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Животные, открывшие человеку путь в космос"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Животные, открывшие человеку путь в космос". Результат работы: 1 место в районной научтно-практической конференции "Тихий ДОн покоряет галактику", 3 место в районной научно-практической конференции ДАНЮИ.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Животные, открывшие человеку путь в космос"»

16


Управление образования Красносулинского района

Филиал Донской Академии Наук Юных Исследователей





Наименование секции: «Окружающий мир»






Исследовательская работа



Тема: «Животные, открывшие человеку путь в космос»





Автор работы:

Храпач Дарья,

3 «а» класс, МБОУ Лиховская СОШ


Руководитель:

Журавлева Ирина Васильевна

учитель начальных классов МБОУ Лиховская СОШ












г. Красный Сулин

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ

ЖИВОТНЫХ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА……………………………….……..5

    1. Роль животных в освоении космоса…………………………...……..5

Выводы по первой главе………………………………………………5

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ

ЖИВОТНЫХ-КОСМОНАВТОВ…………………………………………….….6

2.1. Опрос учеников начальных классов………………….……………….6

2.2. Собаки в космосе…………………………………………………….…6

2.3. Билет в одну сторону…………………………………………………..6

2.4. Удачливые «космонавты»……………………………………………...7

2.5. «Черная полоса»……………………………………………………..….8

2.6. Звёздочка летит к звёздам…………………………………………..….8

2.7. Обезьяны-космонавты……………………………...………………..…9

2.8. Феликс и Фелисетт………………………………………………….….9

2.9. Космические черепахи………………………………………………..10

2.10. «Каждой твари…»……………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..12

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..13





ВВЕДЕНИЕ

«Мы, люди, придумали телеграф и телефон и еще кучу всяких современных новинок, - что правда, то правда. А как посмотришь на звезды, сразу понимаешь, что в сущности мы только черви, жалкие черви, и ничего больше».

Томас Манн.

«От кареты до ракеты»


С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевёрнутой чашей, которая покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звёзд [1].

С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год. Но человека всегда манил космос…

Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день, я думаю, будут помнить всегда.

12 апреля 1961 года. 6 часов 50 минут по московскому времени…Гагарин прибыл на стартовую площадку. Он бодро докладывает: «Лётчик, старший лейтенант Гагарин к первому полёту на космическом корабле «Восток» готов!»

Будущий космонавт обращается к провожающим его людям:

«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далёкие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Всё, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты.

Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?..»

И вот… Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты и клубами заволакивает её. Яростный гул. Ракета поднимается ввысь, покидая космическую гавань Вселенной – Байконур.

По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприёмников: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаём сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Гагарин».

Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу в космос.

Тема моей работы: «Животные, открывшие человеку путь в космос»

Актуальность выбранной темы в том, что люди всегда стремились к неизведанному. Им всегда было интересно знать, есть ли еще где-то разумные существа. Возможно, в будущем люди смогут жить и на других планетах. Но для того, чтобы осуществить это, нужно как можно больше узнать о влиянии космоса на живые организмы.

Объект исследования: животные, помогавшие человеку осваивать космос.

Предмет исследования: разнообразие животных-космонавтов.

Цель проекта:

Выяснить посредством использования различной литературы, ресурсов Интернет, какие животные помогали человеку покорять космос и какова цель их космических путешествий.

Задачи проекта:

  1. Выяснить роль и разнообразие животных, участвовавших в освоении космоса.

  2. Провести опрос среди ребят начальных классов о знании ими разнообразия животных-космонавтов.

  3. Собрать информацию о животных, побывавших в космосе.

  4. Обработать материал, отобрать информацию, необходимую для презентации.

  5. Подготовить презентацию с помощью учителя.

  6. Поделиться с ребятами наиболее интересной информацией

Гипотеза: Человеку удалось покорить космос благодаря экспериментам с животными на борту ракет и космических кораблей.

Методы исследования:

  1. изучение теоретического материала;

  2. анкетирование;

  3. анализ полученных результатов.

Новизна моей работы в том, что изучение роли животных в освоении космоса не входит в школьную программу по окружающему миру.

В своём исследовании я использовала различные интернет-ресурсы, а также источники литературы. В первую очередь это Школьная энциклопедия, Детская энциклопедия «Космос». Наиболее полную и интересную информацию по теме мы нашли на страницах свободной энциклопедии Википедия, а также в статьях журнала «Новости космонавтики».

В этих статьях рассматриваются вопросы изучения влияния перегрузок на различные живые организмы в условиях космоса, реакция организма на длительное пребывание в условиях невесомости и космической радиации.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ

ЖИВОТНЫХ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА

1.1.Роль животных в освоении космоса

«До сих пор не пойму, кто я: «первый человек» или «последняя собака». В этой шутке, приписываемой устной традицией Юрию Гагарину, есть немалая доля истины [6]. 

Говорить о том, что человек – первое из живых существ, оказавшихся вблизи звёзд, было бы несправедливо. На самом деле первыми космонавтами стали животные, некоторые из них отдали свою жизнь во имя науки.

Ведь прежде, чем запустить в космос человека, требовалось понять, как поддерживать в кабине пилота нужную температуру воздуха, как обеспечивать космонавту бесперебойную доставку кислорода, как уберечь его от перегрузок давления во время взлета и помочь приспособиться к невесомости. И – что немаловажно – как сделать так, чтобы космонавт, выполнив задание, смог вернуться на Землю. Необходимы были долгие исследования с животными [6].

И первыми отправились в полёт собаки. Меня заинтересовал вопрос: почему именно собаки? Я занялась поисками информации. Информацию для исследования я находила в интернете, посетила сельскую библиотеку. Для меня стало открытием, что в космосе, оказывается, побывали не только Белка и Стрелка, легенды космоса, о которых писали в газетах и говорили по радио и телевидению, но и другие животные.


Выводы по первой главе

Вопрос о том, для чего животных отправляют в космос, теперь для меня вполне ясен: в научно-исследовательских целях. Прежде чем отправить в космос человека, следовало проверить, как отреагирует на полёт в космос человеческий организм и сможет ли выжить человек после полета. Выдержит ли человек огромные перегрузки при взлете? 
Сможет ли космонавт жить в условиях невесомости? Как подействует на человеческий организм космическая радиация? Для ответа на эти и многие другие вопросы следовало поставить многочисленные опыты на животных в условиях космоса.












Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ

ЖИВОТНЫХ-КОСМОНАВТОВ


2.1. Опрос учеников начальных классов


Узнав о том, что первооткрывателями в космосе были не только собаки, но и многие другие животные, я заинтересовалась, а многие ли ребята начальной школы знают о разнообразии животных-космонавтов? Чтобы ответить на этот вопрос, я провела опрос среди учеников начальных классов. Опрос показал, что далеко не многие ребята имеют представление о разнообразии животных, проложивших человеку дорогу в космос (Приложение 1).

В ходе опроса выяснилось:

  • 97% обучающихся начальной школы, участвовавших в опросе, знают, что животные помогали человеку покорять космос;

  • 54% опрошенных знают, что собаки летали в космос;

  • 17% опрошенных знают об обезьянах, летавших в космос;

  • 3 % назвали в числе животных, побывавших в космосе, черепах;

  • 100% опрошенных хотят узнать, как животные помогали человеку осваивать космос (Приложение 2).

Я занялась сбором информации.


2.2. Собаки в космосе


Собак для космических полетов отлавливали в подворотнях и отправляли в Институт авиационной медицины. Будущие покорители космического пространства должны были отвечать определенным требованиям: быть мелкими и легкими – не тяжелее 6 килограммов. Отбор по внешним данным проводился не по эстетическим соображениям, а исходя из размеров кабины космического корабля.

Первая ракета с собаками-космонавтами стартовала 22 июля 1951 года. В полет отправились два пса – Цыган и Дезик. Им предстояло подняться в воздух всего на пятнадцать минут. Ученые очень волновались. Но этот первый полет прошел удачно: собаки взлетели и благополучно приземлились [3].

Однако часто случались и неудачи. Собаки летали в космос в течение одиннадцати лет – десять лет до первого полета человека и еще год после него. За это время в космические путешествия отправилось 29 собачьих экипажей. Восемь из них погибли.

2.3. Билет в одну сторону

Среди погибших была и знаменитая собака Лайка. Лайка должна была не просто подняться в воздух, но и облететь несколько раз вокруг Земли. В отличие от других собак, полеты которых были засекречены, Лайку показали по телевизору. Миллионы людей следили за событиями и передавали друг другу последние известия и рассказы о космическом путешествии собачки. Им обещали, что Лайка пробудет в полете четыре дня, а потом ее безболезненно усыпят: как вернуть корабль с орбиты, ученые еще не знали. Однако безболезненного усыпления не получилось. Уже в первые часы полета кабина корабля сильно перегрелась, и собака умерла от удушья. Этого телезрителям не сказали. Но ученые сильно переживали. И после полета Лайки собак в космос не запускали три года [4].

В Москве перед зданием Института военной медицины Лайке установили памятник. Он представляет собой космическую ракету, переходящую в ладонь, на которой гордо стоит Лайка. На постаменте стихи: 


Простая русская дворняжка,
Ей великая выпала честь.
От жизни собачьей тяжкой,
В космос победно пролезть.
Великая Лайка не знала.
Ведь это сложно собаке понять.
Что жизнь ее подвигом стала,
И славу у нее не отнять.
Она над планетой летела.
Пожертвовав честно собой.
И ради науки сгорела,
Оставшись навеки звездой.

В. Запрягаев

2.4.Удачливые «космонавты»

Однако подготовка к запуску в космос корабля с человеком на борту потребовала вернуться к испытаниям. Главный авиаконструктор академик Королев поставил условие: человек сможет подняться в космос только после двух успешных собачьих полетов.

В число удачливых космонавтов попали Белка и Стрелка. Две собачки, запущенные в космос незадолго до них, Чайка и Лисичка, взорвались. А Белке и Стрелке повезло. В отличие от первого набора «космических бродяжек» Белка и Стрелка были «настоящими» космонавтами и готовились к полету по всем правилам. Их тренировали неподвижно сидеть на месте пилота, «носить» специальные костюмы с датчиками, не бояться вибрации и неожиданных звуков, выдерживать перегрузки и находиться в состоянии невесомости.

Полет Белки и Стрелки транслировался по телевидению. Можно было видеть, как собаки в кабине корабля кувыркаются в невесомости. И если Стрелка относилась к этому настороженно, то Белка была просто в восторге и даже лаяла.

Популярность вернувшихся на Землю собачек была очень высока. Их фотографировали для журналов и газет, возили по школам и детским садам на «встречи» с детьми. У Стрелки через некоторое время после полета родились щенки [7].

2.5.«Чёрная полоса»

Но счет удачных полетов был прерван: следующий после Белки и Стрелки собачий экипаж – Пчелка и Мушка – опять погиб: корабль не смог благополучно вернуться на Землю.

Через двадцать дней после катастрофы стартовали Жемчужина и Жулька. Летели они не одни, а с целой компанией других живых существ: на корабле отправили растения, насекомых и крыс. Однако во время запуска ракеты случилась авария, и аппарат был вынужден совершить аварийную посадку. Все живое на корабле — растения, насекомые и крысы — погибли. А собачки чудом выжили.

После этого было принято решение сократить численность собачьих экипажей: собак стали запускать в космос по одной [7].

2.6. Звёздочка летит к звёздам

Через три месяца, в марте 1961 года, в полет отправились сначала Чернушка, а потом – Звездочка. Каждой нужно было совершить один виток вокруг Земли и вернуться назад. Во время этих запусков отрабатывались этапы ожидаемого полета человека.

Чернушка и Звездочка вернулись домой живыми и здоровыми. Два благополучных собачьих полета наконец-то состоялись. Теперь в космос мог лететь человек.

В 2006 году в Ижевске установили памятник собаке Звездочке. За сорок лет до этого капсула с живой и невредимой собакой приземлилась в том месте, где была взлетная полоса ижевского аэродрома.

Капсулу с собакой нашли не сразу. Летчик Лев Оккельман отправился на ее поиски, несмотря на плохую погоду. Он нашел Звездочку через четыре минуты после приземления, вынул из капсулы, напоил снегом и прижал к себе: собака после перенесенных испытаний мерзла.

Памятник собаке-космонавту открывали в такой же вьюжный и морозный день.

Сами собаки не могут оценить этого человеческого деяния. Как не понимают они и того, что такое подвиг или жертва во имя науки. Памятник ставится не для них, а для людей – как напоминание об этих жертвах и призыв к милосердию [8].


2.7.Обезьяны-космонавты


До первого полёта человека в космос в космические полёты запускали и обезьян.

Учёные работали с мелкими обезьянами, так как они наиболее близки к человеку по физиологии, но обезьяны трудно привыкали к условиям кабины, плохо поддавались тренировке, иногда у них случались нервные срывы, и тогда они проявляли агрессивность, с которой учёные боролись, погружая животных в состояние наркотического опьянения, запуски эти заканчивались, как правило, трагически.

Первым на ракете летал Альберт, обезьяна-резус, но полет закончился аварией, и он погиб. Стоит отметить, что много обезьян погибло во имя освоения космоса, так и не оторвавшись от Земли.

Первыми обезьянами, благополучно вернувшимися на землю, были Авель и Бейкер, отправленные в путешествие США в 1959 г. Авель вскоре после приземления погибла. Бейкер прожила после полёта 25 лет.

Обезьяны Иваша и Крош летали на «Космосе-2229» с 1992 до 1993 гг. Шестнадцатилетний космический путешественник Крош после возвращения на Землю даже произвёл потомство.

Всего в космос летали 32 обезьяны [8].

2.8.Феликс и Фелисетт

Кошек запускала в космос только Франция. С первым полетом произошёл конфуз: кот Феликс, которого подобрали маленьким котенком на улице Парижа и долгое время готовили к полету, накануне старта ухитрился сбежать с космодрома. Ученые оказались перед выбором: либо отменять дорогостоящий эксперимент, либо срочно искать замену. Они избрали второй путь, и в капсуле ракеты оказалась обыкновенная беспородная кошка, которая давно жила на космодроме, но ни о каких полетах не помышляла. Ее звали Фелисетт. Полет продолжался всего четверть часа и закончился успешно. К сожалению, о жизни Фелисетт после знаменательного полета и мягкой посадки ничего не известно, так как с космодрома она сбежала. С уверенностью можно сказать лишь то, что Фелисетт до сих пор является единственной кошкой, которой довелось побывать в околоземном пространстве [7].

Другая попытка запустить кота в космос в том же году оказалась неудачной: животное погибло.

2.9. Космические черепахи

В космосе побывали и среднеазиатские степные черепахи: им не требуется большого запаса кислорода, они могут полторы недели ничего не есть и длительное время находиться как бы в летаргическом сне. Черепах размещали в специальных пеналах, где их практически лишали подвижности. Первый достаточно успешный запуск был осуществлен 15 сентября 1968 г. Полёт был перенесён черепахами нормально. После возвращения на Землю черепахи были активными – много двигались, с аппетитом ели. За время эксперимента они немного потеряли в весе [6] .

2.10. Каждой твари…

В разное время, кроме собак, обезьян, кошек и черепах, в полёт отправлялись морские свинки, крысы, мыши, дрозофилы, мухи, и даже бактерии.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной работы я узнала, что первопроходцами в космосе стали собаки. В космос летали около четырех десятков собак. Это были бродячие дворняжки, их подбирали в подворотнях. Они более выносливы и неприхотливы. Кроме собак в космосе побывали кошки, крысы, обезьяны, черепахи, птицы, насекомые и даже бактерии, а также различные растения. Многие животные отдали свою жизнь ради науки. Их роль в освоении космоса неоспорима.

Не все ребята начальных классов знали о разнообразии животных-космонавтов, но всех их заинтересовало моё открытие.

На борту космических станций и шаттлов поставлены удивительные эксперименты: сможет ли паук сплести паутину в невесомости, а пчелы - построить соты, куда поплывут рыбы в пространстве, где нет разницы между верхом и низом.

И в настоящее время практически каждый космический экипаж сопровождают животные. Сейчас в космос посылают морских свинок, лягушек, крыс, ос, жуков, пауков, тритонов.

Все открытия, сделанные с помощью животных, активно используются в большой науке, в том числе и в медицине. Удивительные эксперименты с животными на борту космических станций продолжаются. В России собираются облучать обезьян, чтобы на них изучить долгосрочные последствия космической радиации.

А в США ученые планируют запустить на орбиту мышей в спутнике, где на них в течение пяти недель будет действовать сила притяжения Марса [6]. Так что и следующий прорыв в освоении космоса не обойдется без животных. 

Результат работы над проектом: накопление информации о роли животных в освоении космоса, презентация «Животные, открывшие человеку путь в космос».

Практическая значимость:

Данный материал можно использовать:

  1. на уроках окружающего мира при изучении тем, связанных с космосом, с целью расширения кругозора обучающихся и повышения интереса к изучаемому предмету.

  2. на классном часе в начальной школе с целью ознакомления обучающихся с разнообразием животных-космонавтов.










СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Большая детская энциклопедия: Вселенная // сост. К. Люцис. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.- 608 с.

  2. Гонтарук Т. И. Я познаю мир, Детская энциклопедия, Космос, М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998. – 448 с.

  3. Кантемиров Б. Цыган, Дезик и проект ВР-190 // В журн. «Новости космонавтики». – 2001. – № 9.

  4. Пономарева Валентина. Спутник-2 и собака Лайка /http://galspace.spb.ru/orbita/sputnik2.htm

  5. Порцевский К. А. Моя первая книга о космосе: Науч.-поп. Изд. для детей. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 96 с.

  6. Розовская Лина. Роль животных в освоении космоса. http://mirgeo.net/content/view/363/

  7. Школьная энциклопедия /http://ency.info/earth/vstrecha/72-zhivotnye-v-kosmose

  8. http://ency.info/earth/vstrecha/73-sobaki-v-kosmose

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/



















































ПРИЛОЖЕНИЯ























Приложение 1


Анкета

для обучающихся начальных классов


  1. Знаете ли вы о том, что животные помогали человеку осваивать космос?

  2. Назовите животных, которые побывали в космосе раньше человека.

  3. Хотите ли вы узнать, как животные помогали человеку осваивать космос?





































Приложение 2



Результаты анкетирования

обучающихся начальных классов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!