СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская статья " Преодоление затруднений в вопросе о нравственном идеале Шекспира"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу данной статьи положен личный опыт работы с учащимися 8-ых классов., а также в результате внедрения  , разработанных мною рекомендаций. Материалы по изучению творчества опробированы на уроках и факультативных занятия, результаты которых даны в статье.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская статья " Преодоление затруднений в вопросе о нравственном идеале Шекспира"»

5-8 классы

9-11 классы

Первый этап (подготовка восприятия)

Текст, предваряющий художественное произведение. Он невелик и содержит самые различные сведения: историческую справку, описание судьбы произведения, эпизоды из биографии писателя и др.

Глава учебника, посвященная жизни и творчеству писателя. Задача такой главы (или ее параграфов) – подготовить адекватное восприятие текста при чтении ( отчасти этому помогают вопросы и задания, предложенные в конце главы).

Второй этап (формирование восприятия при чтении)

В учебниках-хрестоматиях этих классов находится сам текст, сноски, которые помогают осмыслить этот текст, вопросы и задания, которые рассчитаны именно на помощь в процессе чтения

Эта часть работы протекает вне урока и поэтому требует особого внимания и не столько контроля, сколько помощи. Учитель при этом часто обращается к использованию комментированного чтения, установочным вопросам, поэтапной проверке хода чтения.

Третий этап (углубление восприятия в процессе анализа)

Большая часть методического аппарата учебников-хрестоматий ориентирована на этот этап работы. На него же направлены усилия всех авторов методических рекомендаций: имеются в виду и методические руководства по классам, и тематические труды, и описание передового опыта.

В последние годы в учебниках старших классов появились вопросы и задания, завершающие монографические и обзорные темы. Но основной корпус материалов такого рода содержат методические руководства и рекомендации, в которых используется описание передового опыта.

Четвертый этап (этап итогов )

В ряде учебников-хрестоматий есть попытка выделить в отдельный раздел итоговые задания, способствующие более четкой фиксации целостного восприятия художественного произведения. Оно возникает в результате совместных усилий класса и учителя, но прежде всего-автора, которому помогают и составители учебников, и авторы литературоведческих и методических трудов.

Итоговые задания, которые появились в последние годы в учебниках старших классов, содержат и те вопросы и задания, которые рассчитаны на подведение итогов, суммарное осмысление всего произведения в целом.

















5-8 классы

9-11 классы

Первый этап (подготовка восприятия)

Чтение текста по учебнику-хрестоматии, беседа , рассказ учителя. Просмотр слайдов или отдельных презентиций с коллективным комментированием текста классом или учителем. Активная попутная словарная работа.

Лекция, система сообщений учеников, просмотр учебного фильма, диафильма, заочная экскурсия по литературным местам и проч. Активная попутная словарная работа.

Второй этап ( направленное воздействие на восприятие при чтении)

Чтение в классе. Активное включение различных видов выразительного чтения учащихся (предварительная подготовка), чтения и различных видов пересказов при чтении большого по объему текста по этапам. Обязательная попутная словарная работа.

Установочные проблемные вопросы перед чтением всего текста или его частей (томов, глав), обмен мнениями и суждениями о прочитанном, споры по поводу трактовки, Обязательная попутная словарная работа.

Третий этап (углубление первоначального восприятия и подготовка мотивированного и основного целостного восприятия)

Анализ с использованием всех приемов, характерных для средних классов. При этом помним, что результат этого анализа – более глубокое и столь же эмоциональное восприятие конкретного текста.

Анализ с использованием всех приемов, характерных для практики работы в старших классах. Результат этого анализа-более глубокое и полное постижение не только данного текста, но и творчества писателя, литературного процесса в целом.

Четвертый этап (этап итогов )

Этот этап может быть рассмотрен как этап фиксированной оценки произведения и обращения к автору, к другим видам искусства, к книгам для внеклассного чтения. Итог-это не конец, наоборот, он предполагает возможность открытого выхода на широкое, подготовленное чтением данного произведения, общение с искусством.

Мотивированная и осознанная оценка художественного текста должна помочь его включению в картину творчества, в картину литературы эпохи, в картину литературной борьбы данной эпохи. Итоговый урок знакомит не только с частью процесса – он показывает роль и место данного конкретного текста в историко-литературном процессе.

















Вопрос о нравственном идеале Шекспира

Вопрос о нравственном идеале Шекспира вызывает большие затруднения. Они отмечают, что его идеал- человек умный, благородный, образованный, но утверждение это лишено конкретности, так как современному школьнику не всегда понятны требования к личности в эпоху Возрождения.

Следовательно, нравственные идеалы автора, а также тема, идея, замысел произведения не воспринимаются учащимися до работы с учителем достаточно четко. Поэтому учитель, опираясь на изученный на уроках истории материал об эпохе Возрождения, прежде всего освещает на первом же занятии основные идеи гуманистов в социальной и религиозной областях и базирующиеся на этих идеях нравственные принципы. Он указывает, что эпоха Возрождения низвергла мрачное засилье церкви и провозгласила идею античности о гармоническом развитии человека. В пособии для учащихся старших классов отмечена, что «принцип свободного развития человеческой личности становится идейным знаменем Возрождения». Человек вновь получает право открыто высказывать свои мысли, опровергать, сомневаться, постигать неведомое. Критический ум при широкой образованности-вот одна из главных черт человека эпохи Возрождения. Если человек умеет мыслить и чувствовать, то, с точки зрения гуманистов, он прекрасен, кто бы он ни был, к какому бы сословию ни принадлежал.

По своим нравственным принципам Шекспир был достойным сыном своей эпохи. «Враг средневековых представлений о наследственном благородстве, религиозного фанатизма, расовых предрассудков и т.п., Шекспир в своих произведениях объективно утверждает принцип равенства, моральной равноценности людей всех сословий, всех рас и вероисповеданий»,- пишет А.Смирнов во вступительной статье к собранию сочинений драматурга. Шекспир всегда горячо сочувствует молодым героям, и особенно героиням, защищающим свое чувство от домостроевского уклада. А.Смирнов указывает также, что Шекспир очень высоко ценит «правду в человеческих отношениях, правдивость мыслей и чувств».





Рабочие материалы к уроку по творчеству Шекспира

1.Что побуждает к мести Гамлета и Лаэрта после смерти их отцов ?

«Призрак

Я дух, я твой отец.

Притворенный по ночам

скитаться,

А днем томиться посреди огня.

Пока грехи моей земной природы

Не выжгутся дотла…..»

« Лаэрт

Его кончина, тайна похорон.

Где меч и герб костей не осеняли

Без пышности, без должного

обряда

Взывают громко от небес к

земле».


2.Испытывают ли герои сомнение перед мщением ?

« Гамлет

…Дух представший мне,

Быть может, был и дьявол….

и возможно…..

Меня он в гибель вводит. Мне

нужна

Верней опора.

« Лаэрт

Как умер он? Я плутен не

стерплю.

В геенну верность ! Клятвы к

черным бесам!

Боязнь и благочестье в бездну

Безди !...

Король

…Кто тебя удержит ?

Лаэрт

Моя лишь воля…»


3. Какие нравственные качества Гамлета и Лаэрта раскрываются в их высказываниях ?

« Гамлет

Назовите меня каким

угодно инструментом,-

вы хоть и можете меня

терзать, но играть ко мне

не можете»

« Лаэрт

Государь, я с вами;

Особенно, когда бы вы избрали

Меня своим орудьем»