Проект
Изучение диалектов родного села
через проектно-исследовательскую деятельность школьников
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», Д.С. Лихачев.
Аннотация
Разработка данного проекта обусловлена необходимостью разрешения проблемы, связанной с отсутствием у сельских школьников интереса к живой народной речи, и, как следствие, снижение уровня духовной культуры.
Постановка проблемы
В современном обществе, когда развито техническое оснащение: телевизоры, компьютеры, Интернет - теряется человеческое общение, нет терпимости друг к другу, изменяются нравственные ценности, появляются новые речевые обороты, слова, далекие от русского языка. Диалектная лексика уходит в прошлое с теми жителями, которые постепенно стареют, и получить информацию в будущем будет не от кого. Количество часов, рассчитанных на изучение диалектного материала, содержание программ не ориентировано на изучение региональной специфики диалектной лексики и не позволяет показать богатство и красоту народного слова, его значимость в формировании у школьников духовной культуры, которая включает в себя в первую очередь любовь к своей малой родине. Между тем язык народа – это показатель духовного, культурного уровня носителей этого языка, богатейший источник знания о быте и нравах русского народа. Кроме того, лексика говоров богата словами, отражающими своеобразие природных условий местности.
Актуальность проекта
Литературный язык имеет преимущественно письменную форму. Нормы его закреплены в грамматиках и словарях. Русские диалекты- это корни русского языка, но существуют они только в устной форме. Изучены они далеко не в полной мере и исследовать живые корни родного языка- это очень интересно и актуально, потому что Любовь к Родине начинается с изучения того края, где вырос, с того языка, на котором сказал
первые слова…