СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Хитрая лисичка" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Узнать, действительно ли лиса такая же хитрая как в сказках, так и в жизни. Результат проекта: плакат «Все о хитрости лисы».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Хитрая лисичка" 1 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ануйская средняя общеобразовательная школа»
Смоленского района Алтайского края







Исследовательская работа







Хитрая лисичка











Выполнила:

ученица 1 класса

МБОУ «Ануйская СОШ»

Елясова Мария

Руководитель:

учитель начальных классов

Проскурякова Наталья Борисовна





2017

Тема: Хитрая лисичка.

Цель: Узнать, действительно ли лиса такая же хитрая как в сказках, так и в жизни.

Задачи:

  1. Проанализировать и сравнить образ хитрой лисы из сказок и хитрой лисы – животное.

  2. Провести опрос среди своих одноклассников.

  3. Узнать, где и как живет лиса в природе?

  4. Выяснить интересные сведения  о хитростях лисы из разных источников.

  5. Найти загадки про лису и нарисовать ее.

Объект исследования: лиса.

Предмет исследования: русские народные сказки, дополнительная литература.

Гипотеза: Предположим, что лиса хитрое животное не только в сказках, но и в жизни.

Методы исследования:

  1. Поиск информации

  2. Анализ литературы

  3. Опрос

  4. Наблюдение

Результат проекта: плакат «Все о хитрости лисы».











Введение

Актуальность темы: Всегда любили слушать сказки, читать их и сейчас это остается любимым занятием для многих ребят разного возраста. Я тоже очень люблю сказки, поэтому сразу заинтересовалась кружком в школе «Чтение с увлечением». Изучая на кружке русские народные сказки, заметили, что героиней многих из них является лиса. В прочитанных и изученных нами сказках мы выяснили, что лиса являлась отрицательным персонажем. Нам захотелось узнать: всегда ли она хитрит, обманывает? А какая она в жизни, такая же хитрая? Где живет, что ест? Нам захотелось найти ответы на все эти вопросы.

Основная часть

Ход исследования

Сначала я решила провести опрос среди учащихся нашего класса, т.к. мне стало интересно, что они знают о лисе, как о героине русских народных сказок и как о лисе - животном. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Какая лиса в русских народных сказках?

  2. Где живет лиса, чем питается?

  3. Знаете ли вы, какие хитрости лиса использует в жизни?

В опросе участвовало 14 учеников нашего класса. Из услышанных ответов я поняла: большинство опрошенных знают, что лиса в сказках хитрая, красивая и умная. На второй вопрос ответило мало ребят, а вот про хитрости животного не знает никто. Поэтому я проведу исследование и расскажу своим друзьям все о лисе.

Далее мы изучили образ лисы в русских народных сказках с точки зрения хитрости. Для этого мы взяли 5 сказок и наблюдали за главной героиней. Результаты своих исследований поместили в таблицу.



Хитрая, ненасытная.

Попросилась в одной деревне переночевать, сожгла скалочку, выпросила за неё курочку. В другой деревне попросилась переночевать, съела курочку, выпросила за неё гусочку. В третьей деревне попросилась переночевать, съела гусочку, потребовала за неё девочку.


Умная, хитрая.

Пришла весна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!

Хитрая, ненасытная.

У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду. Лиса про то сведала. Как бы ей до меду добраться?

Влезла на чердак и почала кадушку с медом. Наелась, воротилась и опять легла спать, обхитрив медведя.


Умная, хитрая, жестокая.

Претворилась мёртвой, обманула мужика, всю рыбу из саней выбросила. Обманула волка: избили бабы волка у проруби, остался он без хвоста.




Умная, хитрая.

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос:

— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.


Изучив сказки о лисе, мы пришли к следующему выводу: Лиса в сказках показана очень хитрой, умной и даже жадной. Наблюдается склонность к обману и уловкам. Лиса пойдёт на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой, беспомощной, несчастной. От ее проделок страдают все животные в лесу: заяц, медведь, волк. Вот то немногое, что я узнала о сказочной лисе.

А какая же плутовка в жизненных ситуациях? Чтобы ответить на этот вопрос мы пошли в школьную библиотеку. С учителем мы узнали, что лисы обитают по всему земному шару. Лиса обитает в разных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности.

У лисы очень умная мордочка – яркие глаза, острые уши, ловящие малейший звук, длинный чуткий нос. Хвост длинный, пушистый, туловище вытянутое, конечности короткие. Волосяной покров очень пышный, густой и мягкий.

Мой папа охотник, и он мне рассказал, что лиса очень осторожное животное. Она умеет заметать хвостом следы, и делает это не специально, а из-за длинного хвоста, который волочится по земле. Длина тела лисицы – 60-90 см., длина хвоста – 40-60 см., масса самок достигает– 5-6кг.

Из энциклопедии, которая была у нас дома, мы с мамой прочитали, что являясь хищником, лиса употребляет в пищу самых разных животных. Она с удовольствием ест мышей, зайцев, кроликов, после дождя выкапывает из земли дождевых червей, в реке ловит рыбу и раков. Но особенно лиса любит полакомиться птицей. Поэтому и заглядывает в курятники. Не откажется и от ягод, яблок и овощей.

А вот и доказательства хитрости лисы в жизни. Результаты исследований поместили в таблицу.



В поисках пищи лисица проявляет хитрые уловки. Чтобы поймать птицу, часто прикидывается мертвой, растягивается на траве и караулит свою добычу.


Спасаясь от охотников и их псов, лиса прибегает к хитрым уловкам, чтобы остаться в живых. Она возвращается по собственному следу, чтобы обмануть охотничьих собак, или пробегает сквозь стадо овец, чтобы ее запах нельзя было учуять на земле.


Может терпеливо ждать в засаде у кроличьей норы — стоит лишь найти нору и по запаху определить, дома ли хозяин.


При охоте на грызунов лисица обычно прислушивается, благодаря очень тонкому слуху определяет положение жертвы с точностью до сантиметра, а затем ловким прыжком настигает ее.

Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния.



Вывод: лисица – одно из самых известных диких животных. Она очень хитрая, умная и выносливая. О ней упоминают пословицы и поговорки, про неё сочинено множество сказок и загадок. Мы решили найти загадки, и пошли с мамой в сельскую библиотеку. В библиотеке мы нашли загадки про лису и даже в них говорится о ее хитрости. Вот некоторые из них:

  1. Пусть она – как есть, плутовка,
    От макушки до хвоста.
    Шубка, рыжая головка,
    Как зовут её?

  2. Пусть она – как есть, плутовка,
    От макушки до хвоста.
    Шубка, рыжая головка,
    Как зовут её?

  3. Хитрая плутовка, рыжая головка,
    Хвост пушистый – краса!
    А зовут её …  


  1. Рыжая плутовка,
    Хитрая да ловкая,
    К нам в сарай попала,
    Кур пересчитала.  

  2. Всех зверей она хитрей,

шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной?

  1. Говорят, она хитра,

кур уносит со двора.

Но зато красавица –

всем ребятам нравится! 

Заключение
  1. В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Проанализировав образ лисы в русских народных сказках и в жизни, мы пришли к выводу: в русских народных сказках лисица предстаёт умной, хитрой, ненасытной. В природе лиса тоже ловкий, хитрый зверь, великолепный охотник с отличной памятью, хорошим обонянием и острым слухом.

Мы узнали много русских народных сказок, провели опрос среди учащихся по теме исследования, проанализировали сказки, прочитали энциклопедии, журналы. Таким образом, наша гипотеза о том, что лиса хитрое животное не только в сказках, но и в жизни подтвердилась полностью.

Результатом проекта стал плакат «Хитрая лиса», на котором размещена вся информация о проделанной работе. Для создания плаката мы использовали фотографии лисы, которые вырезали из папиных журналов про охоту, загадки, собственный рисунок лисы.

Данный проект я покажу своим одноклассникам и ребятам из детского сада. В будущем можно продолжить работу, глубже изучить образ лисы в литературных сказках. Например, таких как: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстой, «Братец Лис и Братец Кролик» Джоуэль Харрис.

 Литература:

  1. Энциклопедия животных. Перевод с англ. М. Авдониной. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 128 с.

  2. Большая книга животных. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Изд. «Белый город».

  3. Журналы «Охотник».

  4. Загадки.

  5. https://yandex.ru/images/search?text=картинки.