12
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПОРТАЖА КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ЖАНРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Определение жанра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Предмет, цели, тематика жанра . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Сюжетно-композиционное построение репортажа . . . . . . 7
1.4 Основные виды репортажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2 СПЕЦИФИКА РЕПОРТАЖА КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ЖАНРА .12
2.1 Жанровые особенности репортажа . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Место репортажа в структуре журналистских жанров . . . . 14
2.3 Сравнительная характеристика информационной заметки и репортажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3 ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД РЕПОРТАЖЕМ . . . . . . . . . . . . . . 19
ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . 23
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала этот жанр.
Со времен возникновения этого жанра в газетной периодике в первой половине XIX в. и по наши дни он не теряет своей популярности. Более того, современное состояние журналистики и такие изменения в ней, как появление единого мирового информационного пространства, глобализация информационных процессов, а также свободный доступ к информации и широкие возможности для ее распространения, сильно повлияли на специфику журналистского труда и на систему жанров. Ценность актуальной, оперативной и наглядной информации в наше время растёт в геометрической прогрессии. Именно поэтому новостные и информационные материалы, среди которых весьма приоритетной оказалась роль репортажа, преобладают сегодня в телевизионной, радийной и газетной публицистике.
Сегодня репортаж воспринимается многими как синоним наглядности, оперативности, актуальности и документальной точности, ведь эти факторы позволяют журналистам представлять аудитории такую информацию, которая создает у неё «эффект присутствия» на месте события. Наверное, в этом кроется секрет притягательности данного жанра как для профессионалов, так и для читателей.
В этой связи значительный научный и практический интерес представляет обобщение теоретических сведений в области репортажа как жанра журналистики, изучение специфики данного жанра и перспектив его развития.
Объект исследования – репортаж как один из информационных жанров
Предмет исследования - характерные особенности современного репортажа в сравнении с другими информационными жанрами.
Цель исследования – обобщить теоретические сведения о репортаже как информационном жанре, исследовать специфику данного жанра на примере текстов различных информационных жанров.
Задачи:
дать определение понятию репортажа, представить его основную характеристику, назвать основные виды репортажа;
представить сравнительную характеристику информационных жанров журналистики;
выделить основные особенности жанра репортажа, определить его специфику;
сформулировать основные рекомендации по написанию репортажа.
Структура работы включает в себя три главы. В первой главе мы решаем теоретические задачи: даем определение жанру репортажа, его характеристику и классификацию, проводим анализ жанровой структуры журналистики, выясняем, какое место в ней занимает репортаж, описываем его трансформацию. Во второй главе представляем сравнительную характеристику информационных жанров журналистики и посредством анализа проведенного исследования среди студентов колледжа выясняем специфику жанра репортажа. В третьей главе мы знакомим с основными рекомендациями по написанию репортажа. В выводах описаны итоги исследования.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПОРТАЖА КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ЖАНРА
Репорта́ж - материал с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого.
Термин «репортаж» происходит от фр. «reportage» (англ. «report») общий корень - латинский («reporto» - передавать), что означает «сообщать». Возник термин в середине XIX века. Изначально к жанру репортажа относили материалы о ходе судебных заседаний, о парламентских дебатах, различных заседаниях им собраниях. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги» [4]. А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные очерки. По мнению Тертычного А. А, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами [7].
Потребовались долгие годы, прежде чем репортаж приобрел качества самостоятельного жанра, и появилась профессия репортера, т.е. «сообщающего новости».
Если говорить об историческом становлении репортажа, то следует отметить, что именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., таких как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа.
1.1 Определение жанра
Теоретики журналистики видят репортаж как жанр СМИ по-разному.
А.А. Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста» [ 7].
Л.Е. Кройчик называет репортаж жанром публицистики и относит его к «оперативно исследовательским текстам», где на первый план выступает истолкование информации, он даёт следующее определение: «Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события» [10]
А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное и историческое отступление, характеристика персонажей и т.д.)» [10].
С.М. Гуревич тоже выделяет репортаж как один из информационных жанров, но не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)» [10].
Итак, изучив указанный теоретический материал можно сделать следующие выводы. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие автора, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста - создание целостного впечатления об эпизоде жизни.
В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Он весьма неодинаков в различных репортажных решениях, и эта неоднозначность порождает многообразные оттенки жанровых вариантов.
Принимая во внимание существующие толкования жанра репортажа, следует учесть следующее. Во-первых, репортаж, как жанр журналистики, представляет собой историческое явление, которое имеет причины возникновения, определенные этапы своего развития. Во-вторых, в современной журналистике очень часто встречается смешение жанров, и репортаж испытывал и испытывает в процессе становления влияние других жанров, а также сам воздействует на них. Эти положения являются ключевыми при историко-теоретическом изучении жанра репортажа.
1.2 Предмет, цели, тематика жанра
Предметом репортажа является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Автор репортажа должен организовать сбор материала так, чтобы лично наблюдать событие. При этом другие способы добавления информации вовсе не исключаются. Полезно ознакомиться с чем-то близким к теме. Можно, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но, так или иначе, в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия». Как пишет С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» [10].
Целью репортажа является стремление репортера как можно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до как, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник.
Тематический круг явлений действительности репортажа почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения.
1.3 Сюжетно-композиционное построение репортажа
В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. В.В. Ученова пишет о композиции репортажа так: «Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения» [10].
Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.
Иными словами, репортаж – жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события. При его построении необходимо учитывать следующие
элементы:
последовательное воспроизведение события – динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;
наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;
предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);
образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь;
эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;
активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.
1.4 Основные виды репортажа
В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.
Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности.
Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.
К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.
Аналитический (проблемный) репортаж ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию, факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.
Познавательно-тематический репортаж по своему функциональному назначению можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.
Таким образом, репортаж – информационный жанр, с помощью которого журналист рассказывает не только о факте произошедшего, но и дает некоторые дополнительные подробности события. Репортаж имеет не только фабулу (точная передача случившегося), но и сюжет (литературную форму передачи фабулы), временную протяженность (что было до и что после события). Часто включает в себя элементы первичного комментирования. Репортаж может быть написан только в том случае, если журналист лично находился на месте события, хотя бы в момент, когда его основная фаза уже прошла.
2 СПЕЦИФИКА РЕПОРТАЖА КАК ИНФОРМАЦИОННОГО ЖАНРА
Основное предназначение этого жанра - информировать, описывать, рассказывать, оценивать явления, события, факты реальной жизни. Долгое время считалось, что репортаж – это жанр-«однодневка» и живет вместе с газетой один день, а на радио и телевидении - только во время трансляции. На самом деле репортаж крепкий, долговечный и как журналистский материал, и как исторический документ.
Особенности репортажа определяются назначением этого жанра. Задача, стоящая перед его автором, - рассказать о событии глазами очевидца или участника. Немалую роль играет и специфика предмета. Предметом репортажа является событие, которое происходит на глазах журналиста и получает затем наглядное отображение как результат его непосредственных наблюдений. Сила жанра - в его достоверности, в документально точном отображении действительности, в умении дать портреты и зафиксировать пейзаж, сохранить напряжение, нередко драматичность события.
2.1 Жанровые особенности репортажа
Характер событий, положенных в основу репортажа, предопределяет одну из важных его особенностей – динамичность. От журналиста требуется в развитии раскрыть событие, чтобы оно ярко и точно предстало перед аудиторией. Репортаж - это не медленный рассказ, не последовательное описание с множеством деталей, а быстрое изменение языковых пластов - описания, рассказа, рассуждений, авторской и прямой речи, диалога и монолога. Композиция подобна быстрой и контрастной смене кадров в кинохронике.
Естественно, не всякое событие достойно освещения в газетном репортаже. Критерий оценки события – его общественная значимость. Рассказ репортера о событии должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, обогатить, расширить его представление о жизни и протекающих в ней процессах. Репортаж – это прежде всего рассказ о новом, еще не известном читателю факте, или о незнакомой стороне, подробности уже известного события.
Рассказ о событии в репортаже подразумевает, конечно, и рассказ о людях – участниках этого события. Иногда событием для автора становится встреча с интересным человеком, который выдвигается на первый план. Журналист обращает внимание на различные черты характера героя, раскрывающиеся в связи с определенным событием; репортаж приобретает некоторые качества очерка. Но если очерк – это «история характера» человека, то репортаж – это прежде всего «история события».
Важная особенность репортажа – его наглядность. Достичь эффекта присутствия читателя, слушателя, телезрителя репортеру удается при условии умелого использования образных методов отображения действительности, достоверности, документальности. Благодаря использованию детали, подробности удается нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести событие во всей его наглядности. Но при этом из большого количества фактов журналист выбирает только социально значимые. Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует репортаже элементы интервью, отчета, зарисовки, корреспонденции - вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения. Размер репортажа находится в прямой зависимости от значимости события.
Стремление отобразить событие через призму личного восприятия обусловливает роль автора в репортаже. Наиболее ярко авторское «я» проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события. Здесь вполне уместны его личные чувства, мысли, которые придают материалу большую убедительность, но в то же время не заслоняют собой главных событий. Бывают репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в документально точных и ярких подробностях убеждает читателя, что рассказывает очевидец. Репортер как бы заставляет читателя присутствовать на месте события, увидеть то, что видел журналист, «сопереживать». Это придает репортажу большую убедительность.
В репортаже нет места для вымысла. Малейшее несоответствие рассказа тому, что происходило в действительности, может вызвать недоверие ко всему репортажу. Документальная точность делает жанр репортажа особенно убедительным. Однако эта характерная особенность жанра репортажа создает дополнительные трудности и для репортера, журналист должен обладать широкой эрудицией, уметь профессионально видеть все грани нового и его перспективы, а также знать особенности и возможности жанра.
2.2 Место репортажа в структуре журналистских жанров
Чаще всего к основным информационным жанрам относят следующие: корреспонденция, информационная заметка, расширенная информация, интервью, отчет и, собственно, репортаж. Видовое отличие репортажа как жанра - это как раз присутствие журналиста на месте событий. Без этого репортаж попросту не может состояться.
Близкий к репортажу жанр – это очерк. Настолько близкий, что их часто путают. Главное их отличие в том, что репортаж посвящен неким событиям. В центре внимания очерка – люди, которые в неких событиях участвуют. В целом очерки пишутся по тем же законам, что и репортажи.
Вобрав в себя многие элементы расширенной информации, репортаж отличается от данного жанра иной формой подачи фактов. Если в любом информационном материале, будь то заметка или расширенная информация, факты фиксируют некий итог того или иного события, то в репортаже они используются для создания движущей панорамы действительности. Отсюда и характер отбора фактов. В репортаже нужны только те из них, посредством которых можно передать ощущение движения жизни. Если в расширенной информации журналист стремится к бесстрастному изложению фактов, дабы достичь эффекта объективности, то в репортаже такой подход неприемлем. Репортер должен выразить свое личностное отношение к тому или иному факту.
Отчет все-таки больше тяготеет к книжно-официальной речи, а репортаж, даже если предметом отображения является какое-либо официальное событие, по своему стилю ближе к разговорной речи, так как описание идет от первого лица, а не от третьего, как это преимущественно делается в отчете.
Если сравнивать репортаж и интервью, то основу репортажного содержания составляет все же авторское повествование. В репортаже очень часто используется чужое слово, но главное в репортаже — не выявление мнений участников событий, а подтверждение и свидетельство фактов устами героев произведения; не речевая характеристика героев, а оригинальный способ их представления посредством прямой речи, не мини-монологи участников события, а создание особой атмосферы за счет полифонии «живых голосов».
Более подробная сравнительная характеристика информационных жанров журналистики представлена в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
2.3 Сравнительная характеристика информационной заметки и репортажа
В рамках научной работы было проведено исследование с целью выявления отличительных особенностей репортажа как информационного жанра, его влияния на читательскую аудиторию и определения предпочтений реципиентов в способах подачи информации.
Для этого были подготовлены две статьи на одну и ту же тему: о проведения в колледже студенческого праздника, приуроченного ко Дню Великой Пасхи (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). В исследовании приняли участие студенты групп 1Д-14 и 1 И-15.
После прочтения текстов аудитории было предложено ответить на следующие вопросы:
Какой формат материала Вам больше понравился и почему?
Какая форма текста легче воспринималась?
Какая из статей для Вас была интересней и познавательней?
Какие впечатления у Вас остались после прочтения информационной заметки?
Какие впечатления у Вас остались после прочтения репортажа?
После прочтения какого текста Вы быстрее и точнее узнали необходимую информацию?
После прочтения какой статьи Вы ощутили эффект присутствия на мероприятии?
Отвечая на первый вопрос «Какой формат материала Вам больше понравился и почему?» аудитория почти единогласно выбрала репортаж, посчитав, что он более детализирован и эмоционально окрашен, лучше передает атмосферу мероприятия, сведения в нем были поданы более красочно и полно. Однако, опрашиваемые заметили, что материал может быть несколько идеализирован и искажен под воздействием мнения автора.
Информационную заметку предпочли из-за меньшего объема текста(Табл. 1).
(Табл. 1)
Вопрос | Информационная заметка | Репортаж |
1. Какой формат материала Вам больше понравился и почему? | Короче. | Более детализирован и эмоционально окрашен. Передает атмосферу мероприятия. Информация была подана более красочно и полно. |
Отвечая на второй вопрос «Какая форма легче воспринималась?» реципиенты выбрали информационную заметку за ее краткость, сфокусированность на одной теме и ровный эмоциональный фон. Но у репортажа оказались свои приверженцы, которые отметили, что статья легче воспринималась и создавался эффект присутствия (Табл. 2).
(Табл. 2)
Вопрос | Информационная заметка | Репортаж |
2. Какая форма легче воспринималась? | Краткость. Сфокусированность на одной теме. Ровный эмоциональный фон. | Легче в восприятии. Создается эффект присутствия. |
Подводя итоги третьего вопроса «Какая из статей для Вас была интересней и познавательней?» выяснилось, что абсолютно все реципиенты выделили репортаж. Они отметили, что подробности делают текст живым и ярким, до последнего держалась интрига (Табл. 3).
(Табл. 3)
Вопрос | Информационная заметка | Репортаж |
3. Какая из статей для Вас была интересней и познавательней? | | Подробности делают текст живым и ярким. До последнего держится интрига. |
В четвертом вопросе: «Какие впечатления у Вас остались после прочтения информационной заметки?» реципиенты отметили, что данная статья была лаконична, в ней констатировался лишь сухой факт проведения мероприятия, впрочем, это давало возможность быстро и точно узнать всю необходимую информацию (Табл. 4).
(Табл. 4)
Вопрос | Информационная заметка |
4. Какие впечатления у Вас остались после прочтения информационной заметки? | Лаконичность. Констатация сухих фактов. Возможность быстро и точно узнать всю необходимую информацию. |
Отвечая на пятый вопрос «Какие впечатления у Вас остались после прочтения репортажа?» опрашиваемые были более красноречивы: они заметили, что репортаж позволил им окунуться в атмосферу праздника: они ощутили запахи угощений, а за ними и голод, прочувствовали заботу организаторов мероприятия. Реципиентам при прочтении передалось хорошее настроение, кого-то репортаж заставил погрузиться в воспоминания, связанные с объектом повествования, у некоторых возникло желание попасть на красочное действо. Чувства студентов менялись в зависимости от перемены сцен в сюжете, в течение всего ознакомления с текстом сохранялась интрига. Так же они отметили, что сама статья была яркой, интересной, написанной с юмором (Табл. 5).
(Табл. 5)
Вопрос | Репортаж |
5.Какие впечатления у Вас остались после прочтения репортажа? | Погружение в атмосферу праздника: ощущение запахов, голода. Передача настроения. Погружение в воспоминания. Желание посетить место действия. Смена чувств в зависимости от перемены сцен в сюжете. Сохранение интриги. Яркая, интересная форма повествования, написанная с юмором. |
Шестой и седьмой вопросы («После прочтения какого текста Вы быстрее и точнее узнали необходимую информацию? После прочтения какой статьи Вы ощутили эффект присутствия на мероприятии?») были призваны подтвердить теорию. По итогам этой проверки информационная заметка была признана той, в которой быстрее и точнее узнаешь необходимую информацию, а репортаж – передает ощущения эффекта присутствия на мероприятии.
По результатам данного исследования была составлена сравнительная характеристика информационной заметки и репортажа (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
3 ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД РЕПОРТАЖЕМ
Жанр репортажа был и остается одним из самых оперативных, привлекательных и популярных в журналистике.
Немецкий ученый Михаэль Халлер (Michael Haller) сформулировал пять тезисов, которым должен соответствовать репортаж, чтобы быть успешным. Вот эти тезисы.
1. Задача журналиста-путешественника – преодолеть дистанцию, чтобы сделать близким далекое и чужое. Это далекое и чужое проявляет себя через переживания журналиста, которыми он хочет поделиться.
2. Задача журналиста-свидетеля – преодолеть барьеры, чтобы сделать доступным неизвестное и спрятанное. Это неизвестное и спрятанное становится близким через описание событий.
3. В обоих типах репортажей журналист дает возможность читателю почувствовать себя участником событий. Поэтому язык репортажа рассказывающий и описательный, а происходящее передается конкретно, чувственно и непосредственно.
4. В современном "непрозрачном" обществе дистанция и барьеры также проявляются в переносном смысле: журналист преодолевает социальную дистанцию и барьеры, то, что граждане самостоятельно преодолеть не могут.
5. Каждая хорошая репортажная тема предполагает преодоление или дистанции, или барьеров. Если же тема содержит и то и другое, тогда она для репортажа подходит идеально.
Один из лучших репортеров России Дмитрий Соколов-Митрич уже несколько лет у себя в блогах и на сайте «РР» публикует свои заметки о том, как правильно писать репортаж. Постепенно эти заметки переросли в полноценный мастер-класс, с которым их автор часто выступает перед студентами и журналистами. На данный момент число заметок приближается к сотне.
Основная мысль, которую вкладывает Соколов-Митрич в свои заметки по написанию репортажа, что хороший репортаж должен быть как американские горки. То есть - состоять из постоянных поворотов, неожиданных перегибов, чтобы читатель не мог угадать, что будет дальше. Он сам признался, что зачастую сам не видит то, что будет за поворотом, но это намного лучше, чем прямая, когда все предсказуемо и неинтересно. По мнению автора мастер-класса, искусством репортёра является не правильно отображать действительность, а правильно искажать действительность. Если вы хотите СТАТЬ репортером - у вас, скорее всего, ничего не получится, считает Соколов-Митрич. Надо хотеть СТАНОВИТЬСЯ репортером - тогда шансы есть.
Также очень важным, по его мнению, является выбор темы. Это касается и колонок, и репортажей. Соколов-Митрич, по его словам, боится стать «автором одной темы», поэтому старается их часто менять и находить что-то необычное, неординарное. «Нужно выбирать такие события, о которых еще никто не успел написать, и те явления, которые еще никто не заметил, то есть то, что только еще витает в воздухе», - сказал он [ 9].
Итак, сбор материала для репортажа обязательно включает в себя посещение места события. Без непосредственного наблюдения написать репортаж невозможно. Перед этим журналисты изучают как можно больше информации по теме репортажа. Это нужно для того, чтобы на месте события быть в состоянии отличить общее от особенного и сосредоточить внимание на этом особенном, а не тратить время на введение в ситуацию. Журналист должен примерно представлять, что он увидит, на что ему следует обратить внимание, какие вопросы нужно будет задать участникам события.
На месте события задача журналиста заключается не только в том, чтобы собрать фактическую информацию. Этого было бы достаточно при подготовке новостной заметки. Написание же репортажа предполагает поиск особенного аспекта события и эмоций, которые это событие порождает. Особенный аспект события – это неизвестная для читателя сторона темы. Найти его можно даже в событии, которое проводится по заранее подготовленному сценарию.
Что касается эмоций, то здесь журналисту при подготовке репортажа необходимо их переживать. Чтобы добыть эмоции, событие воспринимают при помощи всех органов чувств. Нужно также замечать, что именно дает ту или иную эмоцию. Например, журналист вошел в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. Так вот, в репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната мрачная и унылая.
Вообще, при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам читатель. И второе правило: эмоции не должны противоречить впечатлению, которое передает репортаж в целом.
Особое место в подготовке репортажа уделяется общению с людьми. Люди всегда находятся в центре репортажа. При подготовке репортажа главная цель общения – выявить характерные черты героев, особенности их речи и способа мышления. Поэтому репортеру надо не столько выспрашивать у людей определенную информацию, сколько просто давать им возможность выговориться, следя за их мимикой и жестами.
По поводу продолжительности наблюдения существует правило, что покидать место события можно лишь тогда, когда журналист определился с началом и концом репортажа, а также с "красной нитью" – линией повествования. Репортаж – это всегда движение от точки А к точке В, путь, который проделывает читатель вместе с журналистом.
Таким образом, репортер должен стремиться возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник.
ВЫВОДЫ
Публицистика как соединение разнообразных информационных жанров всегда была и остаётся предметом пристального внимания читателей, яркий, неповторимый, запоминающийся облик печатного слова позволяет ему создавать летопись нашего времени, становится живой историей.
В данной работе была затронута тема одного из самых старых и в то же время одного из актуальных жанров публицистики - репортажа.
В результате исследования мы выяснили, что в современном репортаже одной из главных характерных особенностей является его синтетическая природа, так как в данном жанре интегрируются и находят отражение элементы различных жанров. Умение правильно использовать все эти элементы произведения - одна из ступенек мастерства репортера.
Репортаж является одним из самых персонально ориентированных жанров журналистики, и ведущее место в нем занимает категория авторского «Я». Благодаря этому репортажное отображение действительности может сочетаться в репортаже с максимально полным выражением авторских чувств и эмоций по поводу произошедшего или происходящего события, его собственных рассуждений, сравнений. Именно в этом принципиальное отличие этого журналистского жанра от всех остальных. Овладение такими приемами репортажного отображения действительности, как создание «эффекта присутствия», авторское осмысление происходящего весьма важное умение для современного журналиста.
Опираясь на теоретическую базу, проведя сравнение различных информационных жанров, мы можем с уверенностью утверждать, что репортаж- жанр не умирающий, а развивающийся и перевоплощающийся, и репортер — это всегда первый очевидец события, первый информатор и первый журналист.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ворошилов В. В. Журналистика. Курс лекций . ̶ СПб., 2004 .
2. Грабельников А.А. Работа журналиста в . ̶ М. : Рип-Холдинг,2001 .
3. Засорина Т. Профессия-журналист. ̶ Ростов-на-Дону : Феникс,1999 .
4. Ким М.Н. Жанры современной журналистики . ̶ СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004 .
5. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста . ̶ СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 .
6. Мисонжников Б. Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста . ̶ СПб.,2002 .
7. Тертычный А.А. Жанры периодической печати . ̶ СПб : Аспект-Пресс, 2006
Интернет-ресурсы:
8. Жанровые особенности массовой прессы (информационные жанры) . ̶ Режим доступа : http://pandia.ru/text/77/384/105372.php
9. Место репортажа в структуре журналистских жанров. Отличительные особенности . ̶ Режим доступа : http://refac.ru/mesto-reportazha-v-strukture-zhurnalistskix-zhanrov-otlichitelnye-osobennosti/
10. Репортаж как жанр. Отличие репортажа от других журналистских жанров . ̶ Режим доступа : http://to-report.livejournal.com/4666.html
11. Сравнительная характеристика информационных жанров журналистики . ̶ Режим доступа : http://www.referats.pro/journalism/10415-sravnitelnaja-harakteristika-informacionnyh.html