СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект «народная и современная кукла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект познакомит с русскими народными куклами, расскажет, какое место они занимали в жизни русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «народная и современная кукла»»

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат III-IV вида»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«НАРОДНАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУКЛА»











Выполнила: Батищева Алена

ученица 4 «Б» класса

Руководитель: Серышева Лариса

Александровна

учитель - тифлопедагог













Бийск 2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1.История создания народной куклы…………………………………………….4

2.Куклы-обереги…………………………………………………………………..4

3.Обрядовые куклы……………………………………………………………….5

4.Помощь куклы в развитии ребенка…………………………………………….5

5.Практическая работа……………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………...7

Список используемой литературы……………………………………………….7



Введение

Здравствуйте, меня зовут Батищева Алена, я ученица 4 «Б» класса. Все девочки с детства любят играть в куклы, я не исключение. В нашем доме очень большое количество игрушек: мягкие игрушки, конструктор, детские медицинские инструменты и т.п., но больше всего у меня, конечно же, кукол! В раннем детстве у меня было около 40 кукол, и я знала, как зовут каждую из них.

Я считаю, куклы помогают ребенку развиваться, получать первые навыки общения.

Актуальность данного исследования в том, что как бы не менялся мир, в каком бы веке мы не жили, куклы не теряют своей ценности в жизни детей.

Цель проекта: изучить, какими были русские народные куклы, и какое место занимали в жизни русского народа.

Задачи исследования:

  • Узнать назначение народных кукол;

  • Рассмотреть их виды;

  • Узнать какие материалы использовались для их изготовления.



Объект исследования: народная кукла и ее особенности.

Предмет исследования: влияние кукол на мировоззрение и развитие ребенка.



  1. История создания народной куклы

На Руси и у всех славянских народов было большое разнообразие кукол. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Куклы изготовляли своими руками из соломы, дерева, глины, ткани.

Игрушки создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки. В них они вкладывали свою любовь и мудрость. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.

Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

  1. Куклы-обереги

Сначала это были куклы-обереги, спасающие людей от всяких напастей.

Кувадка - одна из первых кукол, которая встречает ребенка, едва он появится на свет. Для ее изготовления используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нитки. Подвешивают этих кукол над колыбелью, как погремушки.

Берегиня – символ женского начала. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Приносит благополучие, радость, здоровье. Её служба - оберегать.

Ангелочек – дарят на именины. Защищает от невзгод.

День-ночь – два ангела, один из темной ткани, другой из светлой, соединенные ниточкой. Один охраняет человека днем, другой – ночью.

Бессонница – магическая колыбельная кукла. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, клала ее в колыбель.

Колокольчик – кукла добрых вестей. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Желанница – эта кукла была у каждой девушки. Девушки загадывали желание. Пришивали к платью бусинку и говорили заговор на желание.

Десятиручка – была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.

  1. Обрядовые куклы

Куклы обрядовые имели ритуальное значение

Зерновушка (крупеничка) – чтобы в доме было сытно, ее набивали зерном.

Покосница – такой куклой изображали женщину во время сенокоса.

Купавка – олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Это кукла праздника Купала.

Неразлучники - символ любви, нерушимого союза, крепкой семьи. Дарится на свадьбу, годовщины свадеб.

Кубышка-травница – ее набивали лекарственными травами. Она следила, чтобы болезнь не проникла в дом.

  1. Помощь куклы в развитии ребенка

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. В играх с куклами дети учатся фантазировать, творить. Девочки заботятся о куклах как о настоящем ребенке.

В последствии куклы стали производить на фабриках: из резины, пластмассы, фарфора. Их стали одевать в одежду, похожую на взрослую, детскую. Куколок научили двигать ручками и ножками, моргать глазками, петь и разговаривать.

В настоящее время куклы есть в каждом доме, у каждой девочки. Появились популярные среди девочек куклы - Винкс, Барби, Братц и пупсы Беби Бон.





  1. Практическая работа

Я с помощью мамы изготовила несколько кукол из тех, что я перечисляла выше. Мы своими руками сделали Крупеничку, Кубышку-травницу, Колокольчик, Берегиню, Неразлучников. Стоит заметить, что все эти куклы мы изготовили без применения иголки, не сшивая ни одну из частей!

Рассмотрим материалы, используемые для изготовления народной куклы, на примере Кубышки-травницы. Нам понадобилось:

  • Вата;

  • Квадрат белой ткани для готовы и ручек;

  • 2 небольших квадрата ткани для груди;

  • Квадрат цветной ткани для юбки;

  • 2 небольших квадратика для кулечков с травой;

  • Треугольник для платка;

  • Цветные нити мулине;

  • Сухая трава (ромашка, мята, солодка и т.п.)

Для начала, берем лоскут белой ткани, в середину кладем вату. Делаем кукле голову. Ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи.

Затем, из двух небольших квадратиков ткани изготавливаем таким же способом груди для куклы.

Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем ниткой края. Получаются руки. Поднимаем вверх руки и перевязываем ниткой в области талии. Чуть ниже шеи прихватываются нитью груди.

Берем квадрат цветной ткани, раскладываем на столе, загибаем концы к середине. Это будет юбка. Затем на середину накладывается немного травы. После этого в юбку вкладывается верхняя часть куклы, и затягиваются нитью края.

В заключении, повязывается передничек, косынка и к рукам привязываются 2 кулечка с травкой.

Мне очень понравилось изготавливать куклу своими руками!



Заключение

Выдающийся советский педагог-новатор, Сухомлинский В.А., писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Этим еще раз подчеркивается важность игры, а именно игры в куклы, для развития фантазии ребенка и его творческих способностей.

Список использованной литературы

  1. Берстенева Е.В., Догаева Н.: Кукольный сундучок. Белый город,

2010 г., 112 с.

  1. Лыкова И.А.: Куколки из сундучка. Рукотворные игрушки. Книга для детей и юношества, ИД Цветной мир, 2012 г., 64 с.

  2. Материалы интернета.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!