ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Тема: «Специалисты по анималотерапии»
«Усатые, хвостатые, крылатые – наши друзья»
Старшая группа №7
Воспитатель: Булгакова С.Ю
МАДОУ №38 ГО
Сухой Лог, 2016г..
Исследовательский проект «Усатые, хвостатые, крылатые – наши друзья» в старшей группе № 7 МАДОУ №38 ГО Сухой Лог
Участники: дети, воспитатели, родители
Тип: познавательно-исследовательский
По количеству участников: групповой
По длительности: долгосрочный (февраль- март)
Проблема: дети не представляют, для чего держат в доме домашних животных, какая от них польза. Родители не знают о целительных свойствах домашних питомцев.
Цель: исследование в семьях воспитанников, как и при каких условиях, домашние животные могут лечить своих хозяев
Задачи:
1. Продолжить знакомить детей с животными ближайшего окружения, живущими в семье: кошкой, собакой, попугайчиками, черепахами
2. Провести исследование: «Как могут лечить домашние животные?»
3. Формировать знания о жизненно необходимых условиях для животных, живущими рядом с людьми
4. Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними
Предполагаемый результат:
- Развитие эмоциональной отзывчивости, изобретательности, активности
- Стенгазета «Наши питомцы – наши доктора, наши друзья».
- Выставка детских рисунков
- Буклет «Ребята, давайте жить дружно!»
- Видеофильм «Наше исследование»
В проектной деятельности воспитателем создаются такие условия, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
Этапы работы над проектом «Усатые, хвостатые, крылатые – наши друзья!»
Подготовительный:
1. Определение проблемы: что мы знаем о домашних животных? Что хотим узнать? Где можно найти информацию?
2. Сбор и анализ имеющейся информации: какие домашние животные живут в семьях воспитанников, создание центров активности и распределение по ним: «Усатые» (кошки), «Хвостатые» (собаки), «Крылатые» (попугаи), «Панцирные» (черепахи)
3. Изучение информации: экскурсии в библиотеку, в ветеринарную клинику, в ветеринарную аптеку, на выставку детских творческих работ В ЦДО «Человек и животные всегда рядом», сбор научно-популярной и художественной литературы по исследуемой теме.
Деятельностный:
Разработка методов и приёмов в организации детской деятельности, педагог направляет и контролирует осуществление проекта, разработка конструкта непосредственно образовательной деятельности по теме, разучивание стихотворений про домашних животных, чтение сказок и стихов о животных, разучивание пальчиковых гимнастик, физкультминуток, организация сбора фотографий для газеты «Наши питомцы – наши доктора - наши друзья»
Завершающий:
Педагоги организуют совместную деятельность по изготовлению газеты «Наши питомцы – наши доктора - наши друзья» по активным центрам, участие в выставке детских творческих работ «Наши друзья – усатые, хвостатые, крылатые…», обмен собранными знаниями в группе среди юных анималотерапевтов и распространение детского опыта среди детей МАДОУ №38 (выступление, газета, буклеты, видеофильм)
В проекте «Усатые, хвостатые, крылатые – наши друзья» использовались следующие формы и методы работы:
- в образовательной области социально-коммуникативное развитие:
- сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная больница», «Ветеринарная аптека», «Семья. В доме появился щенок», «Выставка собак», «Выставка кошек», «Цирк. Дрессированные собачки и кошечки», «Зоопарк»;




- дидактические и настольно печатные игры,
- труд: изготовление игрушек для домашних питомцев (для кошек бантик из бумаги, для собак кольцо из ткани), кормушки для попугаев (смесь зерен и меда в мандариновой корзинке), апробирование продуктов труда дома со своими четвероногими и крылатыми друзьями, уход за домашними питомцами (кормление, прогулка, мытье аквариума и чистка клетки и т.п.);




- выставка игрушек «Мой мягкий питомец»;

- представление результата своего труда – вывешивание газеты на лестничную площадку, с целью поделиться опытом и собранной информацией с детьми из других групп
- распространение буклетов среди детей детского сада (распространение опыта).



В образовательной области познавательное развитие:
- экспериментирование: проращивание овса и выращивание травки («живых» витаминов) для птиц и животных в разных условиях (в земле, опилках, песке, на синтепоне и в воде),

- исследование: интервьюирование членов семей о влиянии домашних животных на здоровье людей и условиях содержания домашних питомцев,


- НОД: «Домашние животные», мультимедийная презентация «Домашние животные и их предки»,
- экскурсии в ветеринарную аптеку, в ветеринарную клинику, в детскую городскую библиотеку,





- просмотр познавательных мультфильмов «Советы мудрой совы»,
- совместная деятельность педагога с детьми в центрах активности «Усатые», «Хвостатые», «Крылатые» и «Панцирные» по сборке газеты «Наши питомцы – наши доктора – наши друзья».
В образовательной области речевое развитие:
- чтение и разучивание стихотворений о домашних питомцах, отгадывание загадок про домашних животных, составление рассказов о своих питомцах, вопросов для взятия интервью у родных о том, как за ними надо ухаживать, кого и как лечат домашние животные; интервьюирование членов семей, рассказывание одногруппникам вновь узнанной информации, обсуждение личного опыта составление рекомендаций по содержанию и уходу, общению с конкретными домашними животными для буклета.
В образовательной области художественно эстетическое развитие:
- изготовление детьми творческих работ в различных техниках аппликации (из риса, ниток), рисование по теме «Наши друзья – усатые, хвостатые, крылатые…»,
- Выставка детских творческих работ «Наши друзья – усатые, хвостатые, крылатые…»
- конструирование из картона «Домашние питомцы» (кошка, собака, птичка в клетке), легоконструирование «Домик для питомца»



- разучивание песни Пляцковского «Не дразните собак».
В образовательной области физическое развитие: «Зарядка для зверят», пальчиковая гимнастика «Шел один я по дороге», «Котята», подвижные игры, эмоциональные этюды, пантонимы, игры-имитации.
Формы взаимодействия с семьей:
- консультации «Анималотерапия» и «Влияние домашних животных на психику ребенка»,
- библиотека для родителей: энциклопедии, книги о домашних животных,
- выставка «Книжная полка. Что читать детям о животных?»,
- сопровождение на экскурсии,
- создание условий и помощь детям в исследованиях, предоставление фото и других материалов для детских выставок,
- верстка и распечатка буклетов о домашних животных.
На первом этапе работы над проектом был проведен опрос детей и их родителей, у кого и какие животные живут дома. Выяснилось, что на момент реализации проекта домашние животные есть в семнадцати семьях из двадцати четырех. Содержат кошек десять семей, собак – четыре семьи, волнистых попугайчиков – три семьи, в двух семьях есть аквариумы с рыбками и красноухими водоплавающими черепахами. В трех семьях одновременно содержат по два вида домашних питомцев (кошки и собаки, кошки и рыбки). В пяти семьях нет никаких животных, в двух по причине аллергии у детей.
Затем по результатам опроса и согласованию с детьми были созданы центры активности. «Усатые» - в этом центре договорились работать дети, у которых живут представители семейства кошачьих и просто любители кошек. В центре «Хвостатые» собрались маленькие хозяева собак разных пород и возрастов (от сторожевых до комнатных) и любители этих преданных существ. В третьем центре «Крылатые» объединились те, у кого дома обитают волнистые попугайчики, и поклонники веселых птичек. В последний, четвертый центр вошла одна девочка, у которой домой живут красноухие черепахи, так как владелец аквариумных рыбок предпочел работать в центре «Усатые».
В ходе реализации проекта дети работали каждый в выбранном центре активности, рисовали, лепили, клеили и конструировали, изготавливали для своих любимцев игрушки и лакомства, учили стихи, собирали информацию, брали интервью у родных, составляли рассказы о своих домашних питомцах, правилах по уходу за ними, особенностях воздействия животных на членов семей.
Чтобы лучше осознать значение животных в жизни людей посетили выставку рисунков учащихся детской художественной школы «Человек и животные всегда рядом». После чего организовали в группе свою выставку детских творческих работ «Наши друзья – усатые, хвостатые, крылатые».
С вопросом: «Как надо заботиться о животных, чтобы они не болели?» - обратились в ветеринарную клинику, в ветеринарной аптеке узнали об особенностях ухода за домашними животными и познакомились с еще одним видом домашних питомцев – грызунами (морской свинкой, крысами, джунгариками). Сотрудники аптеки с удовольствием поделились с детьми личным опытом по влиянию своих подопечных на эмоциональное состояние членов семьи.
В библиотеке дети узнали о необходимости создания условий содержания домашних животных близким к среде обитания.
Cобраный материал, объединили в газете «Наши питомцы – наши доктора - наши друзья». Изначально планировалось выпустить стенгазету на одном листе формата А1, но в результате получилось три листа: представители крылатых и панцирных заняли один лист на два центра, а «Усатые» и «Хвостатые» расположились на отдельных листах. Дети представили фотографии своих меньших братьев, рассказы о них и о том, как животные могут лечить, а внизу по принципу пазлов из картинок составили схему по уходу за каждым видом представленных животных.
Свой труд ребята решили разместить на лестничной площадке детского сада, чтобы дети соседних групп тоже могли познакомиться с собранной информацией. С помощью родителей из опубликованных в стенгазете и не вошедших в нее материалов был издан и размножен буклет, который был распространен среди детсадовской детворы.
Видео-интервью смогли отснять не во всех семьях. В группе был организован просмотр получившегося. Самые интересные детские работы были объединены в видеоролик.
В результате совместной работы детей, родителей, педагогов и социальных партнеров у детей сложилось система знаний о таких домашних животных, как кошки, собаки, волнистые попугайчики, красноухие черепахи, их привычках и особенностях поведения, сформировались навыки по содержанию и уходу за ними. Дети научились играть со своими любимцами, не причиняя вреда ни себе (перестали приходить поцарапанными), ни своим питомцам, стали с ними друзьями, разговаривают, доверяют им свои секреты, занимаются дрессировкой своих маленьких подопечных, осознали, что «о них надо заботиться, их надо любить», что они несут ответственность за тех, кого приручили.
В двух семьях после реализации проекта родители завели четвероногих друзей для своих детей в надежде, что их дети станут отзывчивей, мягче, научатся заботиться и любить тех, кто в этом нуждается. Дети, не имеющие возможности непосредственно общаться с домашними животными из-за аллергии, пополнили свои знания о животных, живущих в городских квартирах, через игры, чтение художественной литературы, экскурсии и взаимодействие со своими друзьями в группе.