Проектно-исследовательская работа «Здравствуйте, цифры!»
Автор: обучающиеся 1 Г класса
Руководитель: Рассказенкова Лариса Ивановна
Паспорт проектно-исследовательской работы
Название проекта | «Здравствуйте, цифры!». |
Руководитель | Рассказенкова Лариса Ивановна |
Предмет | Математика |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | Литература, изобразительное искусство, технология. |
Тип проекта | Групповой, предметный, исследовательский |
Время работы над проектом | 1месяц |
Цель проекта | Выяснить зачем человеку цифры и как их можно использовать в нашей жизни |
Задачи проекта | Найти и обобщить информацию об истории появления и написания арабских цифр. Найти информацию о том ,как менялись цифры, как считали наши предки. Выяснить где используются цифры в нашей жизни. Подобрать разнообразный материал (рисунки, веселые стихи, загадки, ,пословицы и поговорки ) про цифры. Учиться самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать умение работать в группах. |
Режим работы | Урок, внеурочная деятельность |
Аннотация | Работа представляет собой описание проектной задачи, этапов работы над проектом и планируемых результатов, подборку разнообразных информационных материалов по теме . |
Предполагаемый продукт проекта | В результате совместной деятельности обучающиеся научатся вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, принимать или аргументировано отклонять позицию других), планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию, создать новый продукт – плакаты на каждую цифру с заданиями творческого характера, книжки-малышки про цифры, презентация «Веселый счет». Обучающиеся изучат историю появления цифр. |
Осуществление учебного проекта | План действий 1.Выбор темы, формирование групп. 2.Распределение задач каждой группы и составление плана работы. 3.Определение основных источников информации. 4.Сбор информации по теме, систематизация собранного материала для плакатов, для книжек –малышек, для презентации. 5.Оформление работ. 6.Результаты и выводы. Рефлексия. 7.Защита проекта. |
Материально- техническое и учебно- методическое оснащение | Технические средства: ПК, проектор, экран. Информационные средства: материалы школьной библиотеки, интернет-ресурсы. Учебно-методическое оснащение прилагается ниже. |
Этапы проекта
Этап I. Погружение в проект. Учитель знакомит с замыслом, формулирует проблему проекта «Математика вокруг нас», сюжетную ситуацию, цель, задачи, мотивирует обучающихся.
Этап II. Организация деятельности.
Учитель организует деятельность, помогает спланировать работу по решению задач проекта, определение возможных форм презентации.
Ученики выбирают цифры по желанию и начинают их исследование. Определяется форма проведения защиты проектов – мини-конференция на уроке математики.
Этап III. Осуществление деятельности.
Учитель подбирает материал для оформления класса во время проекта, составляет сценарий проведения мини-конференции, консультирует участников.
Ученики продумывают форму проекта и воплощают его, привлекают родителей к оформлению презентации.
Этап IV. Презентация.
Презентация проекта происходит на мини-конференции в классе по теме «Математика вокруг нас».
Этап V. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Учитель вместе с учениками обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группах на общий результат. Дети участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы.
В результате работы мы узнали:
-узнали, что цифры используются в нашей жизни повсюду,
-поняли смысл графического изображения цифр,
- узнали в каких литературных жанрах используются цифры от 0 до 9,
расширили свой кругозор,
попробовали работать в команде, что не совсем получилось,
получили опыт работы с информацией.
В ходе работы были выявлены проблемы:
Не умение планировать совместную работу, уступать другому, работать в команде,
самостоятельно делать выводы.
Этому надо будет еще учиться.
Группа-победитель выступает на большой общешкольной конференции.
Добрый день!
Мы начинаем наше путешествие в королевство математики ,где весело живут все десять цифр и представляем свою проектную работу "Здравствуйте, цифры".
Вокруг нас много интересных вещей, к которым мы привыкли и поэтому не обращаем на них внимание. Хотя каждая обычная вещь хранит в себе свои загадки, на которые мы часто не знаем ответа. На одну такую загадку мы и решили найти ответ.
Когда мы в первом классе стали изучать цифры, нам стало интересно, почему они так выглядят и кто их придумал?
Учительница называла цифры «арабскими», а кто их так назвал и почему? Есть ли еще какие-то цифры? Мы поставили перед собой следующие задачи: решили узнать историю появления и написания арабских цифр, а также ответить на вопросы:
- что такое цифра;
- как считали наши предки,
- кто придумал арабские цифры;
- как менялись цифры,
- где используются цифры в нашей жизни,
- в каких литературных жанрах встречаются числа от 0 до 9, обозначенные цифрами.
Предметом исследования стали цифры от 0 до 9
Мы выдвинули гипотезу:
если мы будем иметь больше знаний и представлений о цифрах от 0 до 9,научимся записывать с их помощью разные числа, то будем быстро выполнять вычисления с разными числами, использовать знания в повседневной жизни.
Стихотворение Ю. Яковлева
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звезд арифметика наша
ходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
Первобытные люди ещё не знали цифр, но считать умели. Как? А очень просто — на пальцах. .Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если уж пальцев на двух руках не хватало, переходили на ноги.. Потом вместо пальцев для счёта начали использовать узелки на веревке, зарубки на палочках или сами палочки. А ещё считали с помощью камешек: какое число, столько и камешек. Но показать , например, одну тысячу или миллион с помощью камешек трудно, и люди придумали обозначать числа определёнными знаками: черточками, точками, галочками. Так появились первые цифры.
Самые первые цифры появились у египтян около 5 тысяч лет назад. Цифры тех времен обозначались черточками для единиц и другими метками для десятков.
Следующий этап в истории цифр принадлежит древним римлянам. Они в своей системе применяли буквы.
Индейцы майя в первом тысячелетии нашей эры писали любое число, используя лишь три знака: точку - это единица, линию - это значение пяти, кружочек, находясь под любым из этих знаков, увеличивал его значение в 20 раз.
Современные привычные для нас цифры имеют арабское происхождение. Хотя арабы в свою очередь заимствовали их у индусов, приспособив их к своему письму. В 8-9 веке арабский ученый Мухамед ибн Муцса аль-Хорезми ввел для обозначения цифр от 0 до 9. прямые линии и соответствующее количество углов.(Слайд)
0 -углов нет, 1- один угол,5- пять углов. С тех пор мы пользуемся десятичной системой счисления.
В ходе своей работы мы не только изучили историю возникновения цифр, но и собрали копилку творческих материалов про цифры (пословицы, поговорки, загадки, ,веселые стихи про цифры, ребусы и кроссворды.)

Сказка про цифры
Жили - были Цифры: 0,1, 2, 3, 4, 5,6,7,8 и 9.. Вышли они однажды во двор и решили выяснить, кто же из них важнее всех.
Первым вышел круглый Ноль:
- «В умножении я король.
Всех умножьте на меня-
Получусь в итоге Я!»
Единичка прокричала:
«Я всегда всему начало
- От вершин и до глубин
Первым был всегда Один» .
Улыбнулась Два в ответ:
" Лучше двойки в мире нет.
Ведь вдвоем всегда дружней
Вместе вдвое веселей!
Не сдержалась цифра Три:
«Ты на сказки посмотри.
Всех на свете я сильней-
Вспомни Трех богатырей».
А Четверка всем сказала:
«Я пешком ходить устала.
Мы живем в машинном мире,
А колес - всегда четыре!"
"Все мечтают получать
На уроках цифру Пять.
Кто способен и усидчив
Называется отличник.
" Шесть важнее всех на свете:
В школу хочется всем детям.
А когда ребенку шесть,
То пора за парту сесть. "
" На семь бед один ответ
Ведь важней Семерки нет
Как же много мы успели,
А всего семь дней в неделе.
Восемь крикнула сердито:
«На весь мир я знаменита.
Сколько клеток, посмотри,
В ряд у шахматной доски»
Девять встала во весь рост:
«Быстро я решу вопрос.
Я, Девятка всех важней.
Тот, кто больше - тот сильней» .
Вышло солнышко во двор:
«Я подслушало ваш спор
И скажу я вам по чести
Вы сильны, когда вы вместе!»



.Продуктом нашей работы стали плакаты на каждую цифру с заданиями развивающего характера, книжки -малышки "Цифры в стихах, пословицах и поговорках", презентация "Веселые цифры".
Рефлексивно-оценочный этап
Как бы не относились люди к математике, без нее - как без рук. Она повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Мы узнали много пословиц, поговорок, сказок , где встречаются цифры. Расширили свой кругозор по истории математики, русского языка, литературе. Наш проект помог нам изучить цифры с интересом. С помощью десяти цифр мы можем записать любое число. А числа играют большую роль в жизни человека: и в строительстве, в медицине, в кулинарии - повсюду они. Мы надеемся, что наша работа поможет будущим первоклассникам лучше, интереснее изучить цифры.
Пусть математика сложна,
Ее до края не познать,
Откроет двери всем она,
В них только надо постучать.
8