ГОУ СОШ № 355 Проект по экологии на тему: Влияние цвета на эмоциональное состояние подростков
Проект выполнила
ученица 10 «А» класса
ГОУ СОШ № 355
Кирьякова Юлия.
Руководитель проекта
Учитель ИЗО и МХК
Федосова В.А.
Актуальность выбранной темы.
Воздействие каждого цвета не зависит от отношения человека к нему. Цвет может восприниматься как приятный или не приятный, он может нравиться или нет, но влияние, которое он оказывает на психику остается неизменным.
Цвета не просто привлекают к себе наше внимание, но нередко и ошеломляют нас, они украшают мир, придают ему большую ценность, и – что самое важное – являются источниками информации.
Исследование эмоциональной сферы и цветовосприятия очень проблематично, не смотря на то , ЧТО ЭТИ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕКАЮТ ЧЕЛОВЕКА ИЗДРЕВЛЕ. Много информации не сохранено , т.к. не всегда люди предавали значение таким исследованиям.
В связи с этим, изучение данной
проблемы является весьма
актуальной на современном этапе.
Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создаёт творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное
состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно: вызывают психологическую реакцию.
Таким образом цвет оказывает огромное воздействие на людей их эмоциональное и психическое здоровье. Отсюда возник интерес, как влияет цвет на эмоциональное состояние учеников и их умственные способности. И выделился …
- Объект исследования – ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ.
- Предмет исследования – ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЭМОЦИИ и УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ.
- Цель работы – ВЫЯСНИТЬ КАК ВЛИЯЕТ ЦВЕТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА(ПОДРОСТКА) И КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОН ОКАЗЫВАЕТ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОБСТАНОВКУ В КЛАССЕ.
- Гипотеза: ЦВЕТ ОКАЗЫВАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ЛЮДЕЙ, ВЛИЯЕТ НА ИХ УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. И В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦВЕТА СТЕН В КЛАССЕ МОЖНО УЛУЧШИТЬ РАБОТУ УЧЕНИКОВ.
- Провести теоретический анализ проблемы эмоций в психологии. С помощью тестов исследовать взаимосвязь между цветом и эмоциональным состоянием учеников. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.
- Провести теоретический анализ проблемы эмоций в психологии.
- С помощью тестов исследовать взаимосвязь между цветом и эмоциональным состоянием учеников.
- Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.
- База исследования : Государственное Образовательное Учреждение. Средняя Общеобразовательная Школа № 355 г.Москвы.
- База исследования : Государственное Образовательное Учреждение. Средняя Общеобразовательная Школа № 355 г.Москвы.
Выборку составили 20 учеников 9 классов в возрасте 15 - 16 лет.
Методы исследования: анкетирование, тесты, методы статистической обработки.
Первой задачей стало изучение цвета и истории возникновения цветоведения. Таким образом мы выяснили, что посылаем окружающим различные цветовые сообщения.
Для большей наглядности представим полученные данные в виде
- Но самой интересной частью работы стало для меня практическое исследование взаимосвязи эмоциональных состояний личности и цветовых предпочтений.
- Но самой интересной частью работы стало для меня практическое исследование взаимосвязи эмоциональных состояний личности и цветовых предпочтений.
- Но самой интересной частью работы стало для меня практическое исследование взаимосвязи эмоциональных состояний личности и цветовых предпочтений.
Распределение испытуемых по уровню эмоциональности
Уровень
эмоциональности
Количество
человек
Низкий
%
6
Средний
13
30
Высокий
65
1
5
Из таблицы и графика мы видим, что 65% испытуемых имеют среднюю эмоциональность, т.е. они умеют сдерживать свои эмоции, управлять своим поведением в конкретных ситуациях. У 30% поведением в конкретных ситуациях. У 30% испытуемых эмоциональность низкая,
что говорит о том, что эти люди характеризуются невозмутимостью, невпечатлительностью, не реагируют на эмоциогенные раздражители, ситуации. У 5% испытуемых очень высокая эмоциональность, что говорит о том, что испытуемые – это
чувствительные и впечатлительные люди, отличающиеся глубиной
переживаний в области тонких
эмоций в духовной жизни
человека.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
- Умственная активность учащихся во время письменных уроков возрастает в кабинетах стены которых окрашены в песочный цвет.
- Этот цвет помогает ученикам сосредоточится на задании.
В процессе эмпирического исследования
сделаны следующие выводы:
испытуемые, имеющие низкий уровень эмоциональности, имеют более высокий
среднестатистический балл в кабинете
с песочным цветом стен, чем с в кабинете с салатовыми стенами.
Испытуемые, имеющие средний уровень эмоциональности имеют допустимый уровень и чувствуют себя более уверенней в кабинете с песочным цветом стен , чем в кабинете с салатовыми стенами.
Испытуемые, имеющие высокий уровень эмоциональности чувствуют себя более уверенней и собранней , проявляют большую и умственную активность,
а следовательно имеют высокий
среднестатистический балл в кабинете с
песочным цветом стен , чем в кабинете
с салатовыми стенами (цвет действует на них
неблаготворно и отвлекающее).
- Для устных предметов в большей степени подходит салатовый цвет или теплые оттенки зеленого .
- Такие цвета создают благоприятную обстановку в классе и располагают к беседе.
В процессе эмпирического исследования сделаны следующие выводы: испытуемые, имеющие низкий уровень эмоциональности, более внимательны на словах учителя в кабинете с салатовым цветом стен, чем
в кабинете с песочными стенами.
Испытуемые, имеющие средний уровень эмоциональности имеют
допустимый уровень успеваемости и чувствуют себя более уверенней
и легче усваивают материал урока в кабинете с салатовым цветом
стен, чем в кабинете с песочными стенами.
Испытуемые, имеющие высокий уровень эмоциональности
чувствуют прилив энергии и наибольшую уверенность в себе,
сосредатачиваються и дают больше правильных ответов в кабинете
с салатовым цветом стен , чем в кабинете с песочными стенами.
Во время устного урока в кабинете с салатовыми стенами
ребята легче шли на контакт с учителем и вступали в
обсуждение. Урок проходил в дружественной обстановке, в
результате повышалась успеваемость.
В результате проведённых опытов мы выяснили, что для кабинетов, предназначенных для письменных уроков, лучше подходит песочный цвет стен, так как он помогает ученикам сосредоточится, а для кабинетов, предназначенных для устных уроков , лучше подходит салатовый цвет стен, потому что на уроке возникает дружественная обстановка, располагающая к беседе и рассуждениям.. Правильно подобранный цвет стен в кабинетах школы поможет:
- Повысить успеваемость учеников;
- Создать более благоприятную эмоциональную обстановку;
- Снизить риск конфликтов между учениками и учителями.