СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Второй хлеб - картофель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о картофеле. Родина картофеля, его сорта. Вредители картофеля. Практическая часть.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Второй хлеб - картофель"»

Министерство общего и профессионального

образования Свердловской области

МОУО - Управление образованием Тавдинского городского округа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Кошуки






ВТОРОЙ ХЛЕБ – КАРТОФЕЛЬ


Учебно-исследовательский проект

Направление: агротехнологии















Исполнитель:

Новосёлов Никита Сергеевич,

ученик 4 класса.



Руководитель:

Дмитриева Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.













с. Кошуки, 2014

Содержание


Введение…………………………………………………………….…. 3

I Теоретическая часть………………………………………………... 5

  1. Путешествие картофеля……………………………………….. 5

  2. Биологические особенности картофеля………………………. 7

2.1. Характеристика растения…………………………………… 7

2.2. Сорта картофеля…………………………………………….. 7

2.3. Питательные свойства картофеля…………………………. 8

2.4. Требования к выращиванию картофеля……………………10

2.5. Вредители и заболевания картофеля……………………….12

2.6. Использование картофеля…………………………………..13

3. Памятники картофелю……………………………………………..15

II. Практическая часть…………………………………………………17

  1. Исследование 1. «Всхожесть пророщенного и не пророщенного картофеля»…………………………………………………………………….17

  2. Исследование 2. «Урожайность сортов картофеля Санта и Роза»………………………………………………………………………… 18

  3. Исследование 3. «Содержание крахмала в разных сортах»…20

  4. Анкетирование………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………25

Приложение……………………………………………………………27





«С одного клочка земли картофель даёт

втрое больше еды, чем зерновые культуры».

Д. Прянишников

Введение.

Порой привычное нам кажется простым и неинтересным. Мы даже не подозреваем, что всё окружающее нас имеет свою богатую историю и представляет интерес для юного исследователя.

Актуальность исследования. В нашей школе ребята работают в АГРО проекте «Хозяин фермерской усадьбы». Мы занимаемся выращиванием овощей, в том числе и картофеля. Он идёт на приготовление блюд в школьной столовой. Поэтому я захотел тоже внести свой вклад в общее дело.

В своём огороде мы с бабушкой тоже выращиваем картофель. Меня заинтересовал вопрос – какие сорта картофеля могут дать хороший и полезный урожай?

Цель моей работы: исследовать путём экспериментов свойства картофеля разных сортов.

Задачи:

  • познакомиться с литературой по теме исследования;

  • составить план работы над исследовательским проектом;

  • провести наблюдение за всхожестью клубня с ростками и без них;

  • разработать вопросы для бесед с опытными овощеводами, учащимися и педагогами.

  • вырастить картофель самостоятельно;

  • исследовать картофель на наличие крахмала; изучить технологию получения крахмала в домашних условиях;

  • издать буклет «Мой любимый картофель».

Предмет исследования: картофель.

Объект исследования: свойства картофеля сортов Санта и Роза.

Срок исследования: 4 месяца.

Место исследования: приусадебный участок.

В работе использованы следующие методы: анализ научной литературы, наблюдение, эксперимент, измерение, опрос, анкетирование.

Структура и объем работы: исследовательская работа состоит из введения, двух разделов (теоретического и практического), которые состоят из 7 глав, заключения; включает список литературы и приложение. Работа изложена на 24 страницах основного текста, содержит 1 таблицу, 6 рисунков. В списке использованной литературы 21 наименование. Приложение представлено на 8 страницах, содержит 10 рисунков.



I . Теоретическая часть.

  1. Путешествие картофеля.

Во многих литературных источниках можно найти истории знакомства людей с картофелем. Интересными мне показались сведения из книги Н. Осипова «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу» о том что «… в Европе о нём впервые узнали более четырехсот лет назад от испанских моряков, побывавших в Южной Америке. Вернувшись домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы выращивают удивительные «земляные яблоки». Если их испечь, они становятся мягкими и очень вкусными.

Слух о чудесных клубнях разнёсся по всей Испании, а потом и по соседним странам. Но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни в сыром виде и после этого уже ни за что не хотели сажать картофель.

Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. И отравлялись, потому что эти плоды ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали «чёртовым земляным яблоком».

Лишь у придворных дам картофель был в почёте: им понравились цветки нового растения – и дамы стали украшать ими свои причёски.

Во Франции первым, кто помог людям по достоинству оценить картофель, был парижский аптекарь Пармантье. Для этого ему пришлось схитрить. Пармантье посадил картофельные клубни на своём огороде. И упросил короля выделить для их охраны нескольких солдат. Днём солдаты исправно охраняли посадки, а на ночь уходили спать. Местные крестьяне решили: раз огород охраняется, значит там посажено что-то ценное. По ночам они воровали клубни и пересаживали на свои поля. Так догадливый аптекарь приучил французских крестьян разводить «земляные яблоки».


В России «земляные яблоки» впервые увидели в конце 17 века. Это благодаря молодому и любознательному царю Петру I, который старался всё интересное, что видел за границей, отправлять на родину для пользы. Находясь в Голландии, Пётр I попробовал кушанья из картофеля, нашёл их вкусными и прислал мешок клубней графу Шереметьеву.

Но и в России не сразу оценили картофель. Царские чиновники, вместо того чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали лишь приказом да угрозой: «Сажать картофель! А не то всех перепорем!»

Крестьяне отказывались выполнять распоряжения властей. Начались «картофельные бунты». Правительство посылало против непокорных войска. Случалось, в крестьян палили из пушек картечью.

Но были в России замечательные агрономы, вроде Андрея Тимофеевича Болотова, которые разъясняли населению полезность нового растения, богатого крахмалом. Среди крестьян тоже нашлись умелые люди, по достоинству оценившие картофель. Особенно прославился Ефим Андреевич Грачев, живший под Петербургом. Выведенные им новые сотра картофеля отличались необыкновенной урожайностью и много раз отмечались медалями на отечественных и заграничных выставках.

Всего несколько десятилетий после того, как картофель признали в народе, потребовалось ему, чтобы произвести настоящий переворот в кухне. Из нежеланного «гостя» он превратился в полноправного хозяина на нашем столе, потеснив другие овощи, стал продуктом, необходимым для всех слоёв общества, – картофель охотно ели и богатые и бедные. Правда, с той разницей, что для семей рабочих и крестьян, особенно в годы хлебных неурожаев, он становился почти единственной пищей [10].

Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка» [18].

Итак, я узнал, что картофель прошёл длинный и трудный путь до нашего стола.

2. Биологические особенности картофеля.

2.1. Характеристика растения.

В «Сельскохозяйственном энциклопедическом словаре» есть значение слова картофель: «Картофель – многолетние клубненосные виды рода паслён семейство паслёновых, крахмалоносная и овощная культура» [12]. В книге А. Г. Алексеева «Что такое. Кто такой» автор рассказывает о том, «…что в культуре оно возделывается как, однолетнее, потому что весь его жизненный цикл, начиная с прорастания клубня кончая образованием и формированием клубней, проходит в течение одного вегетационного периода.

Если посадить в землю клубень, то из него вырастет куст высотой 50 – 80 см, состоящий из 3 – 6 стеблей, покрытых зелёными листьями, рассеченных на доли и дольки, а иногда и долечки. На вершинах стеблей образуются соцветия, называемые завитками. Состоят они из цветков – белых, красновато-фиолетовых, сине-фиолетовых, розоватых. Осенью на кустах образуются плоды – зелёные ягоды с мелкими семенами.

В подземной части стебля из пазух его зачаточных листьев отрастают подземные побеги – столоны. На концах они утолщаются и образуют молодые клубни, ради которых мы и выращиваем это растение. Корни у картофеля развиты сравнительно слабо.

Картофель является родственником помидора, баклажана, перца»[1].

Таким образом, самое важное в картофеле – это клубни. Это его главная особенность как растения.

    1. Сорта картофеля.

Во многих литературных источниках можно прочитать о сортах картофеля. Вот ,к примеру, в книге В. С. Гарбуза «50 самых урожайных сортов» я узнал, что «… существует огромное количество сортов картофеля – около 5 тысяч. Они отличаются по срокам созревания, урожайности, устойчивости к болезням.

В зависимости от использования различают четыре основные группы сортов: столовые, кормовые, технические и универсальные.

К столовым относятся раннеспелые и среднеспелые сорта. Они имеют тонкую кожуру, при варке не темнеют, содержат 12 – 18 % крахмала, белки, витамины, минеральные соединения.

Кормовые сорта содержат повышенное количество сухих веществ, в том числе и белков. Технические сорта отличаются высоким содержанием крупнозернистого крахмала – отличного сырья для крахмалопаточного производства.

Универсальные сорта имеют хорошие на вкус клубни с повышенным содержанием крахмала. Они одинаково успешно могут быть использованы в пищу, на корм скоту и на техническую переработку.

По срокам созревания различают картофель ранний, у которого клубни достигают хозяйственной спелости через 40 дней после появления всходов; среднеспелый (70 – 75 дней); среднепоздний (90 – 105 дней). У поздних сортов клубни созревают через 105 – 120 дней после появления всходов» [2] (Приложение 1).

Из этого следует, что именно по клубням сорта картофеля отличаются больше всего: у них разные цвета кожуры, мякоти и конечно же вкус.

    1. Питательные свойства картофеля.

О питательных свойствах картофеля я узнал из книги В. Б. Голубева «Стабильный урожай на шести сотках». В ней сказано: «В зависимости от сорта в клубнях картофеля содержится от 15 до 30 % и более сухого вещества. Главными компонентами картофеля являются крахмал и белки. Также в клубнях содержатся углеводы, клетчатка, пектиновые вещества, щавелевая, яблочная, лимонная и другие органические кислоты, значительное количество калия (568 мг%) и фосфора (50 мг%), витамины С (2642 мг%), B1, В2, В6, витамин А (в незначительном количестве). Каждый из названных выше витаминов по-своему важен для здоровья человека. Благодаря высокому содержанию углеводов, и прежде всего крахмала, картофель в значительной мере восполняет нашу потребность в калориях. По калорийности картофель превосходит помидоры в 4, а морковь в 2 раза» [3]. Из книги Сладкова А. Н. «Плоды земли», выяснил, что «…1 кг картофеля способен дать до 830 ккал. Сравнительно высокое содержание минеральных солей и витамина С делает его биологически ценным продуктом. Достаточно съесть 300-400 г картофеля, чтобы удовлетворить половину потребности человека в витамине С и предупредить заболевание цингой. В 250-300 г сваренного в мундире картофеля содержится 30-50% суточной потребности человека в витамине С» [13].

Таблица 1.

Пищевая ценность на 100 г продукта.

Вещества

Количество

Вода

80 г

Белки

1,9 г

Жиры

0,1 г

Углеводы

16,6 г

Крахмал

14,2 г

Балластное вещество

1,8 г

Тиамин (В1)

0,08 г

Рибофлавин (В2)

0,03 г

Ниацин (Р3)

1,1 мг

Пиридоксин (В6)

0,24 мг

Фолацин (В9)

16,5 мкг

Аскорбиновая кислота (витамин С)

11 мг

Витамин К

2,1 мкг

Кальций

11 мг

Железо

0,7 мг

Магний

22 мг

Фосфор

59 мг

Калий

426 мг

Натрий

6 мг

Селен

0,4 мкг

Энергетическая ценность 73 ккал 305 кДж


Итак, главным питательным веществом картофеля является крахмал. Он необходим организму человека как источник энергии.

2.4. Требования к выращиванию картофеля.

О требованиях к выращиванию картофеля я узнал из книги С. Небесного «Юным овощеводам» следующее: «Лучше всего он растёт и развивается при температуре 16 – 22 С, при прорастании картофель требует сравнительно мало влаги. Зато в фазы цветения и клубнеобразования потребность в ней значительно возрастает. Переувлажнения картофель не переносит.

Клубнеплод даёт хороший урожай на плодородных почвах, богатых элементами его питания – азотом, фосфором, калием. Лучше всего картофель родится на чернозёмах, серых лесных почвах, осушенных торфяниках. Это должны быть лёгкие почвы, то есть со значительным содержанием песка. Совершенно не пригодны для возделывания картофеля тяжёлые суглинки – уплотнённые и холодные, особенно при близком стоянии грунтовых вод.

Картофель хорошо отзывается на минеральные удобрения. Азот особенно необходим ему в период всходов – начала бутонизации, когда идёт формирование вегетативных органов. Недостаток азота замедляет рост растения, приводит к уменьшению размера листьев и преждевременному отмиранию их. А это нарушает жизнедеятельность всего растения, что в конечном итоге снижает его способность накапливать крахмал, резко уменьшает урожайность клубней. Однако переизбыток азота тоже вреден. Он вызывает усиленный рост ботвы, делает растения неустойчивыми к болезням.

Фосфор также необходим в оптимальных количествах. Он ускоряет развитие растений и начало образования клубней, повышает их урожайность, крахмальность, вкусовые качества и посевные достоинства. При недостатке фосфора рост и развитие растения замедляются, листья приобретают тёмно-зелёную окраску, на клубнях может появиться ржавая пятнистость.

Картофель потребляет особенно много калия. Достаточное калийное питание повышает устойчивость растений к заморозкам, болезням, способствует клубнеобразованию и, стало быть, росту урожайности.

Хорошим удобрением для картофеля является зола, которую можно вносить под вспашку и культивацию, а также в лунки и на подкормку.

Органические удобрения (навоз, перегной, компосты) имеют особую ценность для получения высокого урожая, поскольку содержат все необходимые питательные вещества – азот, фосфор, калий, кальций, магний и микроэлементы. Удобрительные свойства навоза длятся в течение нескольких лет: на лёгких – 2 – 3 года, на тяжёлых – до 5 лет. Разложившийся до перегноя навоз содержит азота в 2 – 3 раза больше, чем свежий» [9]. В книге «Мудрые мысли о земледелии» составителя С. М. Скорнякова нашёл слова Д. И. Менделеева: «Картофель от свежего удобрения (навозом) бывает водянистым и легко заболевает» [7]. Думаю, картофелеводы должны об этом помнить.

Автор книги «Садово – огородный участок» В. В. Таранов советует «…для посадки брать здоровые крупные клубни, массой от 60 до 100 г. От таких клубней можно получить урожай раньше и больше, чем от мелких» [15].

В энциклопедии для начинающих «Сад. Огород. Усадьба» я узнал, что «…картофель не рекомендуется сажать после томата, так как это родственник картофеля и у них есть общие болезни. Большое внимание уделяют предпосадочной подготовке клубней. Чтобы ускорить их прорастание и получить более ранний урожай, их раскладывают в светлом помещении на стеллажи и проращивают в течение 25 – 30 дней. За это время на семенных клубнях появляются короткие толстые ростки. Клубни высаживают, когда почва прогреется до 6 -8 градусов. Их заделывают на глубину 12 см . Садят картофель обычно рядами на расстоянии 60 – 70 см ряд от ряда и 25 – 30 см между растениями в ряду» [11].

В. Б. Голубев в своей книге «Стабильный урожай на шести сотках» пишет «…уход за посадками картофеля заключается в поддержании почвы в рыхлом и чистом от сорняков состоянии, не менее двух раз следует окучивать посадки. Уборку картофеля начинают при полном подсыхании ботвы, что указывает на созревание клубней» [3].

Из всего этого следует, что для получения хорошего урожая картофеля требуется рыхлая, умеренно влажная и плодородная почва,

    1. Вредители и заболевания.

О вредителях и заболеваниях картофеля я прочитал в книге В. С. Гарбуза «50 самых урожайных сортов».

Колорадский жук – насекомое семейства жуков-листоедов. Жуки и личинки колорадского жука питаются листьями картофеля, что делает их опасными вредителями сельского хозяйства.

Жуки-щелкуны насекомые отряда жесткокрылых, представляют опасность для посадок картофеля прежде всего своими личинками, называемыми проволочниками. Они повреждают клубни и стебли, вгрызаясь в них, образуя повреждения в виде дыр и ходов. Растения, повреждённые проволочником, отстают в росте и дают меньший урожай, товарная ценность повреждённого картофеля падает. В ходы, проделанные проволочником, внедряются грибки и бактерии, вызывая гниль, что ухудшает сохранность урожая во время хранения.

Нематоды –крошечные, невидимые невооружённым взглядом червячки, селящиеся в корнях. Пораженные корни имеют шаровидную форму приблизительно одинакового размера, беловатого цвета. Бывают только на корнях и клубнях, но никогда – на стебле и листьях.

Фитофтороз – заболевание растений. Фитофтороз особенно сильно повреждает растения семейства паслёновых. В России ежегодные потери от этого заболевания в среднем составляют около 4 млн т.

Ризоктониоз –заболевание. Заражённые им растения покрываются мокнущими язвочками коричневого цвета, пострадать может любая часть растения.

Гнили – заболевание. Сухая гниль появляется только на тех картофелинах, у которых есть надрезы, царапины или другие повреждения. Мокрая гниль заражает клубни, если они хранятся при слишком высокой для этого температуре и высокой влажности.

Широко распространены различные виды парши [2].

Итак, не смотря на то, что большая часть куста картофеля ядовита, из-за болезней и вредителей может пропасть добрая половина урожая.

2.6. Использование картофеля.

Клубни картофеля – это важное сырьё для многих отраслей промышленности. Из него вырабатывают крахмал, глюкозу, фруктовый сахар и другие продукты. Широко применяют крахмал кондитеры, его используют в медицине (добавляют в состав мазей, присыпок, паст).

Картофель издавна ценится животноводами. На корм идут не только клубни, но и картофельная ботва в сушёном и силосованном виде [6]. Моё внимание привлёк интересный факт, о котором я прочитал в книге «Мир растений» Алексея Смирнова «… в старые годы ботва оставалась осенью на поле. Её не знали куда девать. Она только мешала. Но тут прошёл слух, что крестьянин Рильского уезда Курской губернии кормит ею овец. Картофелеводы ринулись толпами в Курск за опытом и узнали следующее. Ботва не только заполняет бараньи желудки. Она увеличивает настриг шерсти. И не мало. В два раза!

С этих пор редкий крестьянин в курских краях не держал овец. Наверное, никогда ещё в истории картофелеводства не обращались с ботвой так бережно, так внимательно, так аккуратно. По осени свежую ботву складывали в валки, как скошенное сено. И как сено смётывали в маленькие копны. Следили строго, чтобы, не ровен час, не отломился где лишний листочек – овечья пища» [14].

Из картофеля хозяйки умеют приготовить множество блюд одно другого вкуснее.

Таким образом, картофель можно назвать универсальным овощем. В книге «Мудрые мысли о земледелии» я нашёл подтверждающее высказывание Л. И. Брежнева: «…Картофель – это ценнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура» [7].

  1. Памятники картофелю.

О свойствах картофеля писали трактаты, научные работы, выводили новые сорта. Сюжеты с картофелем использовали художники, есть сказки о картошке, песни. Поэтому столь ценный продукт не мог быть отмечен особым вниманием [8].

Пропагандисту картофеля Пармантье во Франции присвоен титул «Благодетель человечества» и установлено два памятника.

Существует большое количество памятников самому картофелю. Родиной картофеля является Америка, естественно, там есть и музеи и памятники этому знаменитому на весь мир овощу, но больше всего памятников ему установлено в Европе, в том числе и в России.

В 2011 году в Упоровском районе Тюменской области местные аграрии установили памятник картофелю сорта «Зикура». Памятник представляет собой двухметровую картофелину. Установлен памятник упоровской агрофирмой «КРиММ», овощеводы которой вышли на европейский уровень по производству картофеля. А сорт «Зикура» на дегустациях выращиваемого картофеля постоянно выходит в призёры.

Есть и ещё один интересный памятник картошке. Он установлен в 2004 году. Для его установки житель деревни Ильмень Новгородской области Николай Зарядов обошёлся без помощи скульпторов. Он водрузил валун, похожий на картофелину, на металлическую трубу и увенчал его чугунком-короной. У основания нанесена надпись: «Спасибо Колумбу, спасибо Петру, пришлась ты, родная, нам всем по нутру!». Чуть выше ещё одна надпись: «Кормила нас в тяжёлую годину, нужна ты впредь». Непосредственно вокруг валуна идёт третья надпись: «Царице огорода».

А ещё есть памятник национальному белорусскому блюду – драникам. Он находится на Украине в городском парке города Коростень Житомирской области.

Есть на Украине памятник и самому картофелю. Находится он в посёлке Немешаево Бородянского района Киевской области у входа в здание Института картовелеводства.

На берегу Азовского моря в курортном городе Бердянске на площади возле центрального рынка установлен памятник огородникам, которые ведут активную борьбу с колорадским жуком. На памятнике изображены двое дачников в процессе сбора колорадского жука.

А вот в Мариинске (Кемеровская область) памятник картошке был торжественно открыт 20 сентября 2008 года. Он был изготовлен из дерева местным скульптором. Именно в Мариинске был установлен мировой рекорд урожайности: в 1942 году с одного гектара было собрано 1331 центнер картофеля [21] (Приложение 2).



















II. Практическая часть.

Все жители нашего села выращивают картофель на своих участках. Я тоже решил вырастить картофель самостоятельно, провести исследования, которые помогут мне ответить на интересующие меня вопросы.

Кроме того хотелось выяснить, какие блюда из картофеля предпочитают учащиеся начальной школы, их родители, педагоги и другие сотрудники.

Исследовательская деятельность включала:

  • наблюдение за растениями;

  • беседы с опытными овощеводами;

  • эксперимент;

  • проведение опытов;

  • анкетирования;

  • опрос;

Исследование проводил в течение 4 месяцев.

  1. Исследование №1 «Всхожесть пророщенного и не пророщенного картофеля».

Гипотеза: возможно клубни пророщенного картофеля взойдут раньше, чем не пророщенного.

Цель: выяснить, нужно ли проращивать картофель перед посадкой.

Задачи: 1) проростить несколько клубней выбранного сорта картофеля;

2) посадить клубни с ростками и без ростков;

3) пронаблюдать сроки всходов.

Метод: наблюдение.

Ход исследования:

20 апреля я достал по три клубня картофеля сортов Санта и Роза из подполья, и положил их на подоконник проращивать.

Бабушка отвела в огороде место для выращивания моего картофеля.

23 мая я посадил в лунки пророщенный картофель, а рядом посадил картофель этих же сортов, но без ростков. Через некоторое время, пророщенная картошка взошла быстрее.

Рис. 1 Всходы клубня с ростками. Рис.2 Всходы клубня без ростков.

(фото автора) (фото автора)


Вывод: Я убедился в том, что картофель перед посадкой надо проращивать.

  1. Исследование №2 «Урожайность сортов картофеля «Санта» и «Роза».

Гипотеза: предположим, что выбранные мною сорта картофеля дадут одинаково хороший урожай.

Цель: сравнить урожайность выбранных сортов картофеля.

Задачи: 1) посадить картофель выбранных сортов: Санта и Роза.

2) обеспечить полноценный уход в вегетационный период;

3) проводить междурядную обработку и окучивание;

4) своевременно удалять сорняки и бороться с вредителями;

5) сравнить урожайность.

Метод: измерение.

Ход исследования:

Я посадил по 6 клубней каждого сорта картофеля.

Хороший урожай собственного картофеля – забота каждого уважающего себя огородника. Для того чтобы вырастить урожай, требуется много усилий. Ещё до всходов я проводил рыхление почвы с уничтожением прораставших сорняков. Такой вид обработки называется боронованием.

Достаточная увлажнённость почвы влияет на количество образующейся кустовой части и цветков, количество и массу клубней. Поэтому я проводил междурядную обработку, окучивал картофель, что помогало почве сохранить влагу.

Конечно же пришлось побороться с сорняками и вредителем картофеля – колорадским жуком. Чтобы мой картофель вырос экологически чистым, я усердно следил за кустами и при необходимости собирал личинки вручную. 27 августа я приступил к уборке урожая. Картофельные клубни легко отделялись от корней. Картофеля сорта Роза я накопал неполное ведро (рис. 3), а картофеля сорта Санта накопал ведро с горкой. Таким образом, из выбранных мной сортов самым урожайным оказался сорт Санта, а сорт Роза немножко отстал в урожайности.

Рис.3. Сорт Санта Рис.4. Сорт Роза

(фото автора) (фото автора)

Вывод: Я думаю, что на приусадебном участке желательно выращивать несколько сортов картофеля, так как некоторые сорта могут не оправдать наших надежд.

  1. Исследование № 3 «Содержание крахмала в разных сортах картофеля»

Гипотеза: допустим, что содержание крахмала в клубнях разного сорта одинаково.

Цель: узнать в каком из выбранных сортов содержание крахмала больше.

Задачи: 1) изучить технологию получения крахмала в домашних условиях;

2) поверить какой сорт содержит крахмала больше.

Метод: измерение.

Ход исследования:

Я вырастил два сорта картофеля: Санта и Роза. Проверю, какой сорт даёт крахмала больше.

Для этого я взял по 0,5 кг картофеля того и другого сорта. Сначала натёр картошку, отжал. Затем слил воду, налил чистую водичку, высушил крахмал.

Рис.5. Полученный крахмал (фото автора).

Вывод: оказалось, из картофеля сорта Роза крахмала получилось больше.

  1. Анкетирование

Цель: выяснить, какие блюда из картофеля предпочитают учащиеся начальных классов, их родители, педагоги школы.

Метод: анкетирование.

Мы с учительницей подготовили вопросы и провели анкетирование среди учеников 1 - 4-х классов нашей школы. Вот какую картину мы получили: среди 19 респондентов любят картофельные блюда – 100%.

Я даже составили рейтинг блюд:

1. Пюре картофельное.

2. Картофель жареный.

3. Картофель отварной.

4. Супы с картофелем.

5. Картофель фри.

6. Чипсы.

7. Шаньги с картофелем (Приложение 3).

Также провел анкетирование среди родителей, педагогов и других сотрудников школы (Приложение 4).

Анкета состояла из вопросов:

1. Любите ли вы блюда из картофеля?

2. Как часто употребляете блюда, в состав которых входит картофель?

3. Какие Ваши любимые блюда из картофеля?

4. Выращиваете ли Вы картофель на приусадебном участке?

Проанализировал ответы: на первый вопрос из 24 респондентов все (100 %) ответили утвердительно.

Ответы на второй вопрос представил в виде диаграммы:

Рис. 6. Как часто взрослые употребляют блюда из картофеля
(составлена автором)

Из ответов на третий вопрос представлю верхние строчки рейтинга блюд из картофеля среди взрослой аудитории. Он выглядит следующим образом:

1. Картофельное пюре.

2. Драники.

3. Картофель жареный.

4. Картофельные шаньги.

5. Картофель тушёный.

6. Картофельные вареники.

7. Картофель отварной.

К моему удивлению, никто из взрослых не выбрал чипсы. Наверное, они всё же предпочитают здоровую пищу.

Отвечая на четвёртый вопрос все (100 %) ответили утвердительно.






Заключение.

Работая над проектом, я узнал о картофеле много нового.

Труден был путь картофеля к нашему столу.

Самое важное в картофеле – это клубни. Это его главная особенность как растения. Именно по клубням сорта картофеля отличаются больше всего: у них разные цвета кожуры, мякоти и, конечно же, вкус.

Главным питательным веществом картофеля является крахмал. По химическому составу он приближается к хлебу, а по богатству витаминами и минеральными веществами – к зелени.

Для получения хорошего урожая картофеля требуется рыхлая, умеренно влажная и плодородная почва.

Хотя большая часть куста картофеля ядовита, из-за болезней и вредителей может пропасть добрая половина урожая.

В ходе исследовательской работы я выяснил, что пророщенный картофель всходит быстрее, в разных сортах картофеля содержится неодинаковое количество крахмала и урожайность зависит от сорта. Большинство людей предпочитают блюда из картофеля.

Я убедился, что для работы над исследовательским проектом нужно:

  • искать и обрабатывать информацию;

  • уметь вести диалог со сверстниками и взрослыми.

Я познакомился с методами исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, опрос).

Считаю, что моя работа может быть использована на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и внеклассных мероприятий. Изданный буклеты «Мой любимый картофель» содержит рецепты блюд, советы по приготовлению картофеля, которые может взять на вооружение каждая хозяйка. А ещё узнать об использовании картофеля как косметическом средстве.

Цели и задачи, поставленные мною, считаю достигнутыми в полной мере.

Хочу поблагодарить за помощь и дельные советы свою бабушку Бухоеву Надежду Власеевну. Также большое спасибо моей классной руководительнице Дмитриевой Светлане Владимировне, которая помогла собрать и оформить результаты исследования а также руководителю АГРО проекта «Хозяин фермерской усадьбы» Романюк Наталье Сергеевне за то, что она посоветовала какие исследования я могу в наших условиях провести с картофелем. Хочется обратиться со словами благодарности ко всем, кто откликнулся на мои просьбы и принял активное участие в опросах.

Думаю, проделанная работа – это не всё, что я узнал о картофеле. Вопросов впереди ещё много. Когда перейду в 5 класс планирую стать членом детского творческого объединения «Юный овощевод». Познакомившись с вредителями картофеля и зная, сколько труда стоит сохранить урожай от колорадского жука, хочу провести эксперимент: вырастить картофель клубни которого будут обработаны препаратом «Престижиратор» (это препарат для защиты растения от вредителей).


Список литературы и ресурсов Интернет.

  1. Алексин А.Г. Что такое. Кто такой. М.: Педагогика – Пресс, 1993.586 с.

  2. Гарбуз В.С. 50 самых урожайных сортов. Х.: Клуб семейного досуга, 2011.320 с.

  3. Голубев В.Б. Стабильный урожай на шести сотках. М.: Молодая гвардия, 126с.

  4. Иванович И.К. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика,1983.632 с.

  5. Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. М.: Ювента, 2005. 276 с.

  6. Литвинова О.А. Большая книга вопросов и ответов. М.: Росмэн, 2007. 684 с.

  7. Мудрые мысли о земледелии. /Сост. Скорняков С.М. М.: советская Россия.1979.144 с.

  8. Надеждина Н. Вокруг света по стране Легумии. М.: Детская литература, 1994.73 с.

  9. Небесный С. Юным овощеводам. М.: Детская литература, 1988. 298 с.

  10. Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу.М.6 Детская литература. 1986.64 с.

  11. Сад. Огород. Усадьба. Энциклопедия для начинающих. / Сост. Голованова Т.И. М.: Молодая гвардия, 1990. 286 с.

  12. Сельскохозяйственный энциклопедический словарь./Редкол.: Месяц В.К. (гл. ред.) и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. 656 с.

  13. Сладков А. Н. Плоды земли. /Пер. с нем., М.: Мир, 1979. 137 с.

  14. Смирнов А. Мир растений: Рассказы о культурных растениях. М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с.

  15. Таранов В.В. Садово – огородный участок. Справочное пособие.М.: Агропромиздат, 1986. 256 с.

  16. Все о картофеле. 16 июня // http://www.pro-kartofel.info/id/328

  17. Про картофель. 16 июня 2014 //http://www.pro-kartofel.info/id/328

  18. Пословицы о картофеле. 2 июля 2014 //http://sbornik-mudrosti.ru/

  19. Рецепты блюд из картофеля. 21 августа 2014 //http://recept.kaptoxa.ru/materialy/stati-i-referaty/stranstvuyuschij-tartufel.html

  20. Картофель как косметическое средство. 21 августа 2014 //http://www.liveinternet.ru/users/4507781/post182875659/

  21. Памятники картофелю. 27 августа 2014 //http://www.google.ru/search?q


















Приложение 1.

Сорта картофеля в зависимости от использования

Сорта картофеля в зависимости от сроков созревания











Приложение 2

Памятники картофелю

В 1990 году в Пилграмсройт, Бавария, торжественно был открыт памятник, имеющий прямое отношение к картофелю.


В Польше тоже есть памятник картошке. Он установлен в городе Бесекеж Кошалинской области. 

В Швеции есть памятник крестьянам с картошкой.



В 2011 году в Упоровском районе Тюменской области местные аграрии установили памятник картофелю сорта "Зикура".


Есть и еще один интересный Памятник Картошке. Он установлен в 2004 году. Для его установки житель деревни Ильмень Новгородской области Николай Зарядов обошелся без помощи скульпторов. Он водрузил валун, похожий на картофелину, на металлическую трубу и увенчал его чугунком-короной.

На берегу Азовского моря в курортном городе Бердянске на площади возле центрального рынка установлен памятник огородникам, которые ведут активную борьбу с колорадским жуком.

А вот памятник национальному белорусскому блюду драникам. Он находится в городском парке города Коростень Житомирской области на Украине.

А вот в Мариинске (Кузбасс, Кемеровская область) памятник картошке был торжественно открыт 20 сентября 2008 года. Он был изготовлен из дерева местным скульптором Юрием Михайловым. Именно в Мариинске был установлен мировой рекорд урожайности: в 1942 году с одного гектара было собрано 1331 центнер картофеля.

Приложение 3

Анкета для учащихся 1 – 4 классов

1.Любите ли вы блюда из картофеля?

да нет

2.Каким блюдам из картофеля отдаёте предпочтение? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Приложение 4

Анкета для взрослых.

1.Любите ли Вы блюда из картофеля?

да нет

2.Как часто употребляете блюда, в состав которых входит картофель?

а) ежедневно б) 2 – 3 раза в неделю

3.Какие Ваши любимые блюда из картофеля? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Выращиваете ли Вы картофель на приусадебном участке?

да нет



























Приложение 5

Буклет «Мой любимый картофель»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!