1.Исследование плотности тел по этикеткам
Цели:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
- Закрепление расчёта данной физической величины с помощью решения практических заданий в группах.
- Исследовать плотности по этикеткам (подобрать товары с этикетками, на которых имеется информация позволяющая рассчитать плотность).
Оборудование:
мусс для волос, зубные пасты, растворитель, шпатлёвку, упаковки майонеза, кетчупа, растительного масла,на которых имеются сведения о массе и объёме.
Гипотеза:
Заполнение таблицы:
№
|
Наименование тела
|
Масса, г
|
Объём, мл
|
Плотность
|
1
|
Мусс для ваолос
|
|
|
|
2
|
Зубная паста
|
|
|
|
3
|
растворитель
|
|
|
|
4
|
майонез
|
|
|
|
5
|
кетчуп
|
|
|
|
6
|
Газ в баллончике
|
|
|
|
7
|
Растительное масло
|
|
|
|
8
|
шпатлёвка
|
|
|
|
Вывод:
Исследование зависимости коэффициента полезного действия электрического чайника от его мощности
Цели: Исследовать зависимость КПД чайника от его мощности
Гипотеза: а) чем больше мощность чайника, тем выше его Кпд;
Б) Кпд чайника не зависит от его мощности;
В) КПД чайника выше применьшей его мощности.
Оборудование:
1) два электрических чайника типа TEFAL с разной мощностью;
2) источник электрического тока (розетка квартирной электропроводки),
3) водопроводная вода,
4) термометр,
5) часы с секундной стрелкой (секундомер),
6) таблица (справочник по физике),
7) калькулятор.
Порядок выполнения работы:
Электрический чайник отключен от электрической сети. Берем в руки пустой чайник, переворачиваем его, изучаем паспорт чайника, записываем значение мощности нагревательного элемента
Порядок выполнения работы:
1) Открываем крышку чайника, наливаем в него воду из крана объемом 1 литр ( 1 килограмм ).
2) Термометр помещаем в чайник с водой.
3) Измеряем температуру воды в чайнике
4) Вынимаем термометр из воды и помещаем его в футляр.
5) Плотно закрываем крышку чайника.
6) Ставим чайник на платформу.
7) Включаем чайник и засекаем время по часам. Вода в чайнике нагревается. Следим за показаниями часов.
8) Отмечаем момент автоматического отключения чайника (момент закипания воды).
9) . Вычисляем промежуток времени, в течение которого нагревалась вода от начальной температуры до кипения
10) Осторожно снимаем с платформы чайник с горячей водой. Выливаем воду из чайника в раковину.
11) .Рассчитываем работу электрического тока по формуле ( 4 ).
12) .Вычисляем количество теплоты по формуле ( 3 ).
13) Рассчитываем коэффициент полезного действия нагревательного элемента электрического чайника по формуле ( 2 ).
14) Результаты опытов и вычислений записываем в таблицу.
15) Полученный результат выражаем в процентах и делаем вывод:
Отчетная таблица: заполняется каждой группой :
№
|
с
|
m
|
t1
|
t2
|
Q
|
P
|
t
|
A
|
?
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Отчёт групп
Исследование массы и веса воздуха в классе
Оборудование: рулетка или сантиметровая лента.
Ход работы:
1.С помощью рулетки или сантиметровой ленты определить размеры комнаты:
длину, ширину, высоту, выразить в метрах.
2. Вычислить объем комнаты: V = a . b . c.
3. Зная плотность воздуха, вычислить массу воздуха в комнате: m = р . V.
4. Вычислить вес воздуха: р = mg.
5. Заполнить таблицу:
а, м
|
b, м
|
c, м
|
V, м 3
|
Р, кг/м 3
|
т, кг
|
P, H
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Сделать вывод.
Исследование влажности воздуха в школе
Цель: Исследовать влажность воздуха в школе с помощью термометра
Оборудование:
- психрометрическая таблица;
- термометры;
- кусочек марли;
- сосуд с водой комнатной температуры;
Ход работы:
Давайте определим влажность воздуха в классе с помощью психрометра, для этого приготовим психрометрические таблицы, которые лежат у вас на столах.
Снимаем показания сухого термометра: tсух=
Далее увлажняем конец второго термометра и ждём пока не начнётся охлаждение влажного термометра, записываем показания: tвл.=
Находим разницу показаний и по таблице определяем значение относительной влажности.
Итак, влажность воздуха в кабинете физики равна: это соответствует норме.
А всегда ли соответствует норме показания влажности в нашей школе?
Чтобы это выяснить, мы проведём небольшое исследование, каждая группа, используя своё оборудование, измерит влажность воздуха в разных точках школы.
1 группа: спортзал;
2 группа- библиотека;
3 группа-столовая.
В конце занятия каждая группа публично отчитывается о проделанной работе по следующему плану:
¡ Каковы цель и гипотеза вашей работы?
¡ Каким оборудованием вы пользовались?
¡ Какие действия вы предприняли в ходе выполнения работы?
¡ Каковы результаты вашей работы?
¡ Какой вывод вы сделали на основе полученных результатов? Как подтвердилась гипотеза?