СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательской работы «История костюма донских казаков» Прикладная творческая работа «Изготовление костюмов казачки и казака» учитель Масловская Н.Д. и ученица 10-го класса Курепина Т.А.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА

исследовательской работы

«История костюма донских казаков»

Прикладная творческая работа

«Изготовление костюмов казачки и казака»

Выполнила:      Курепина Татьяна Андреевна (ФИО)

                            ученица 10 "Н" класса

Руководитель:   Масловская Натела Джемаловна ФИО)

                           Учитель высшей категории

 

г. Ростов-на-Дону

 

2013 - 2014 учебный год

 

  Целью подготовки данной творческой работы является осознание школьником ведущих духовных ценностных ориентиров, приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей.

Задачи:

- определить истоки появления национального костюма донских казаков;

- рассмотреть специфику отдельных элементов казачьей донской одежды с точки зрения бытового использования и эстетической ценности;

- проанализировать значение народного костюма для изучения национальной культуры.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован в курсе изучения истории донского казачества, при подготовке к спецкурсам и спецсеминарам по проблемам народной ментальности.

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Народный костюм – это память, традиции, менталитет определенной национальности. Его следует рассматривать как своего рода социокод, который фиксирует определенные характеристики конкретной культуры и, вместе с тем, является источником информации об определенном этносе. Анализ особенностей национального костюма того или иного народа позволяет нам узнать его историю, быт, традиции и обычаи. Вот почему проблема изучения народного костюма привлекает большое внимание ученых из самых различных сфер науки.
  • Национальная одежда, как и сам человек-представитель определенного этноса, сообщает информацию о возрасте, половой и этнической принадлежности человека, о месте его проживания, социальном статусе, профессии и т. д. Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. А многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле, в котором особый интерес вызывает этническая и имиджевая знаковость костюма.
  • Следовательно, рассмотрев национальный костюм донских казаков, мы сможем сделать выводы о том, какую информацию о данной этнической группе несут в себе различные элемент одежды, как отражается в них менталитет казачества как конкретной народности.

Ростовская область – это частица нашей великой Родины – России.

По берегам реки Дон раскинулись бескрайние степи, где жили казаки, воины, хранители южных рубежей великой России.

Много лет минуло с тех пор, как земля наша донская стала вторым домом всем обиженным  и обездоленным. Бежали они на Дон отовсюду от крепостной неволи и здесь казаками настоящими становились.

В трудные периоды нашествия врагов всегда находились силы, способные защитить границы, отстоять целостность Отечества. Одной из таких сил было казачество.

 Разведчики казаков следили за передвижением кочевников - степняков, по конским следам определяли численность врага, захватывали «языков», а полученные сведения передавали в Москву, извещая власти о готовящихся набегах. Нападая на возвращающихся из набегов монголо-татар, казаки отбивали русских пленных. «От казака страх на Поле», - писали во времена Ивана III (1440 - 1505г.), поэтому Московское правительство, зная силу казаков, привлекало казачьи отряды к участию в войнах.

 Казаки давали отпор всем неприятелям, старавшимся захватить их земли, и отбирали у них все награбленное добро и пленников. Часто казаки и  сами совершали стремительные нападения на Крым или враждебные ногайские улусы. Каждый отряд донских казаков возглавлялся походным атаманом, которому все подчинялись. Частыми были морские походы в Крым, Турцию. Отплытие на «поиски» или «за зипунами» (так называли казаки свои походы) сопровождались торжествами.

В столице Донского войска всегда было большое стечение народа. Сюда помимо казаков собирались торговые люди из украинских городов, которые добирались сухопутными и водными путями. Приезжали турецкие послы с большими свитами. Постоянно навещали посыльные из Астрахани, из украинских городов, чтобы узнать последние вести на Дону. Прибывали запорожцы для объединения усилий в морских поисках. Для совместного вольного промысла приходили волжские, терские и яицкие казаки. В этом постоянном водовороте людей донцы выделялись своим внешним видом. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Тем самым костюм донского казачества сформировался в результате взаимодействия различных культур, что связано с особенностями возникновения и развития этого самобытного этнического образования

В поход казаки уходили, как правило, в ветхой, малопривлекательной одежде, чтобы лишить неприятеля соблазна поживиться одеждой в случае гибели воина. Вооружались казаки пистолетами, ружьями, саблями, луками, ножами, ятаганами.

Патриотизм донцов был неразрывно связан с их религиозностью. Первоначально, на Дону церквей было мало, поэтому казаки часто ездили на богомолье в русские монастыри. Основу казачьей духовной жизни составляло - Православие. По мнению казака, главная ценность, которую он получает от Бога вместе с жизнью - воля. Но воля понималась не как  свобода от законов, а как свобода выбора. Самой страшной изменой считалась измена вере.

В среде донского казачества изначально было немало представителей тюркско-татарского мира, исповедовавших ислам. С конца 17в. на Дону появились и казаки - калмыки, приверженцы буддизма. Различие вер не мешало им мирно соседствовать друг с другом.  

Жили казаки большими семьями и из поколения в поколения передавали свои быт, обычаи и традиции своего народа. Основным принципом существования был «принцип рода».

Первоначально казаки занимались охотой, огородничеством. Ловили зверье разными способами: капканами, сетями, ловушками. Казаки привозили в русские города и продавали мясо. Его было так много, что при продаже его оценивали не на вес, а на глаз. Продавали также пушнину и ценную рыбу. Выше всего ценился мех донских бобров, выхухолей, лисиц и других пушных зверей. С низовьев Дона и берегов Каспия везли осетров, белугу и бочонки с черной икрой.

Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, каждая станица от другой отличалась каким - то особым промыслом. Были станицы бондарей (изготовление бочек, ушатов), чеботарей (сапожников), кожевников (кожемяки, красильщики ), шорники (по изготовлению упряжи - сбруя, седло ), гончары и многие другие.

По всем войскам славились кузнецы-ковали,  мастера - оружейники, ковавшие булат. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Первое русское шампанское было изготовлено на Дону! Славились пасечники, мельники, садовники, бахчевники.

Особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью.

Издревле  казаки  жили семьями и селились на островках, чтобы враги, а их было не мало,- турки, татары, нагаи не смогли напасть на них и такие поселения назывались казачьими городками. Позже такие городки стали называться  хуторами и станицами.

 Для жилья внутри городка, казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Жилище казака называлось - « КУРЕНЬ »

Курень – очень удобное жилище. Летом нижний этаж использовался как жилье, потому что там было прохладно, а зимой – использовали для хранения продуктов. Верхний этаж имел просторную горницу, спальные небольшие помещения и кухню с печью. Дом снаружи и внутри обмазывался вручную. Полы застилали половиками ручной работы. Стены украшали коврами и оружием. В чистоте содержались и курень  и усадьбы казаков. Дворы огораживались забором из плетня или камня.

На обеденном столе самой почетной посудой с древних времен была солоница. Необходимость ее в хозяйстве могла сравниться только с хлебом. Из глиняной посуды были кувшины, махотки, макитры, горшки. Первая металлическая посуда появилась у казаков, благодаря их многочисленным походам, из которых они привозили огромное количество медной и латунной посуды ( азербайджанской, турецкой, дагестанской, татарской).

Повседневное меню казачьей семьи во многом зависело от предписаний церковного календаря - посты, постные дни строго соблюдались. Казачки готовили жидкий кулеш - кашицу с салом, постный борщ или щи, лапшу, уху, завертухи с мясом (голубцы), гуляш, вареники, пироги с различными начинками, каймак, хлебный квас, узвар из сухофруктов и др.

 Донцы выделялись своим ярким внешним видом. Первой одеждой считалась крестильная рубашка.  Она надевалась только один раз - в момент крещения ребенка. Затем всю жизнь сохранялась и сжигалась после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежащими вещами 

Казаки-мужчины носили зипуны - распашную одежду без ворота. Также носили кафтаны, рубахи, шаровары, сапоги, высокие шапки. Кафтан - надевался поверх зипуна, вид одежды, спускавшейся ниже колен с широкими рукавами у плеча и узкими от локтя до кисти. Дополнением к кафтану был кушак - расписной пояс. Настоящими штанами считались шаровары, а позже брюки с лампасами ( в 16 в. царь одарил казаков за спасение Руси от татарского и ногайского нашествия хлебом, ружьями и сукном (синим и алым))

Шаровары подвязывались тонким ремешком - гашником, за которым «в припарку», ближе к телу, пришивался кошелек. Отсюда «спрятать в загашник». Из верхней одежды казаки предпочитали архалук - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. Зимой носили тулупы, а сверху войлочный или суконный «пыльник - балахон» с башлыком. Сапог было великое множество. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков - ичиги и «чирики» - туфли - галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков.

Мужчины казаки колец не носили. А вот серьги означали их роль и место в роду. Единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии - серьгу в правом ухе. Две серьги - единственный ребенок у родителей, Кроме символического древнего оберега, серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует оберегать в бою особо.

Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки первоначально носили шаровары, кафтан - казакин. «Знуздалка» или «замуздка», - платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек  дразнили «татарками». Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. На Верхнем Дону была домотканая одежда с большим количеством вышивки. Нижний Дон предпочитал видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелек. Характерно и обилие кружев. После наполеоновских войн, казаки принесли на Дон европейский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, юбка - «запаска» (из двух запахивающихся полотнищ).

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили  «повойник» - показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в 19 в.- «колпаки», «файшонки». Файшонка - шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос, с концами, которые сзади завязывались бантом. Традиционным зимним нарядом считалась донская шуба из меха лисы, куницы. Вместе с шубами носили шали, шапки.  Из обуви носили сафьяновые сапожки, ботинки на пуговицах - гусарики, туфли - чирики. Любимым камнем для украшений считался жемчуг.

Кольцо было женской символикой. Серебряное кольцо на левой руке означало, что девушка на выданье. На правой руке - просватана. Кольцо с бирюзой - жених служит (бирюза - камень тоски). Золотое кольцо на правой руке - замужняя, на левой - разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки - вдова.

Одежду очень берегли, передавали по наследству от родителей к детям.

   К началу ХХ века в костюме донских казачек закрепился комплекс одежды, состоящий из юбки и кофты. Именно этот костюм стал народным на Дону, благодаря его описаниям в произведениях М.А. Шолохова. Мне запомнился наряд Аксиньи  и Григория  в « Тихом Доне » , где она носила облегающую кофточку с оборкой по нижнему краю, подчеркивающую её природную стать. Длинные рукава, застёжка на мелкие пуговицы, распологающиеся спереди. Такие кофточки назывались кираса. Широкая длинная юбка. Головной убор у неё был  -колпак, для надевания на пучок волос. Обувь — высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу.

В течениие Х1Х века форма казака совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки,  шаравар, сапог, фуражки. Шаравары были - темно синего цвета с красными лампасами. Именно такие костюмы я старалась сшить для своих кукол.

 Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в  семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему - на зубок - стрелу, патрон, пулю, лук, ружье и развешивали все это на стене. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, постригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.  Велика была роль крестного отца мальчика. Крестный обучал крестника всем церковным обычаям и всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строгим или чрезмерно мягким - поскольку это его плоть и кровь, а крестный - духовный отец - будет и строгим и справедливым.

С детства казак  приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбельной песне, рассказывал дед - старый воин, отец, вернувшийся с войны. В возрасте 3 - х лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7 - 8 лет бесстрашно скакал по улице, по степи, свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю.

Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. С семи лет мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.  В 10 лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.   В девочках старались развить трудолюбие, женственность, терпение и отзывчивость. Они помогали матери: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5-ти лет учились вышивать, шить, вязать - это умела делать каждая казачка. Была и особенная работа - нянчить младших.

Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать - этому было подчинено все ее воспитание.

 Великое множество прибауток, побасенок слышал каждый казачонок еще в колыбели, еще не научившись говорить. Так привыкал он к музыке  и ритму родного языка.  Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого:

Былины казаки исполняли, как песни, обычно в застолицах и пели, как правило, хором. Песенный океан окружал казаков с детства до могилы: с песнями рождались, с песнями шли воевать. По песням учились военной науке. Каждый казак знал очень много песен. Причем, следуя степной традиции, исторические казачьи песни рассказывали о многих сражениях : больших и малых, о походах и что было характерно для казачьих песен, они часто начинались с указания места и времени, например : По песням учили казачата историю и знали ее очень точно. Петь учили, прежде всего, в церкви, учили петь дома, учили петь старики. Умение «играть песни» был общепринятым.

 На забавы донских казаков большое влияние оказала воинская жизнь донцов. Поэтому главными развлечениями на праздниках были соревнования в стрельбе из лука или ружья.

Устраивались также скачки и кулачные бои. С наступлением теплых дней молодежь ходила по улице с песнями, водила хоровод и играла в весенние игры. Одной из самых любимых игр была игра  в мяч или горелки. Играли в чехарду, краски. При этом пелись веселые песенки - потешки, частушки:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой, а практичность и смысловые акценты мужского костюма – говорят о мужчине, как о мужественном герое. И чем больше изучаешь донской казачий костюм, тем больше находишь в нем ценностей.

 

Испульзуемая литература:

  1. Водолацкий В. П. И др. « Казачий Дон: очерки истории и культуры».- Ростов - на - Дону.: « Терра», 2005. - 448с.
  2. «Народы Дона».- Ростов-на-Дону.: « Омега-Принт», 2010.- 208с.
  3. Мовчан А.С. « Казаки: быт и традиции ».- Ростов-на-Дону.: « Гефест», 2011.- 160с.
  4. Гузик Л.М «Как у нас-то было на Тихом Дону: беседа»- Ростов-на-Дону:Краеведческий спецвыпуск «Всё начинается с детства» 2012.