СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательское обучение младших школьников на уроках окружающего мира

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с методом сбором информации:подумать самостоятельно,пронаблюдать,прочитать в книгах,получить информацию в компьютере,провести эксперимент

Просмотр содержимого документа
«Исследовательское обучение младших школьников на уроках окружающего мира»

Исследовательское обучение младших школьников  на уроках окружающего мира Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы

Исследовательское обучение младших школьников на уроках окружающего мира

Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы

Влияние исследовательского обучения  на формирование самостоятельного  мышления школьников Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет  цель  общего образования  как ориентацию образования не только на освоение обучающимися определенной суммы знаний, но и  на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.  Общеобразовательная школа должна формировать  целостную систему универсальных знаний, умений и навыков , а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся , т.е.  ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. Ключевые компетентности – это самостоятельная деятельность учащихся НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ 2

Влияние исследовательского обучения на формирование самостоятельного мышления школьников

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цель общего образования как ориентацию образования не только на освоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков , а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся , т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.

Ключевые компетентности – это самостоятельная деятельность учащихся

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ

2

Автор курса «Я – исследователь»  Савенков Александр Ильич , доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук

Автор курса «Я – исследователь»

Савенков Александр Ильич , доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук

Концептуальные основы курса СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ И СПОСОБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ – ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА, ОН НАСТРОЕН НА ПОЗНАНИЕ МИРА 4

Концептуальные основы курса

СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ И СПОСОБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ – ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА, ОН НАСТРОЕН НА ПОЗНАНИЕ МИРА

4

ПРОЕКТ 5 " width="640"

Исследовательская деятельность

Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследование имеет 2 уровня: эмпирический (опытный) и теоретический.

Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Решение определенной задачи

проект

ПРЕИМУЩЕСТВА В ОБУЧЕНИИ

Наиболее экономичный способ передачи информации

исследование

Продуктивный метод обучения

Проявление творчества детей в ситуации открытия «субъективного нового»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТ

5

Структура программы 3 класс 4 класс 2 класс 1 класс Исследовательская практика 8 Мониторинг Защита (презентация) работы Овладение специальными умениями исследовательского поиска 6

Структура программы

3

класс

4

класс

2

класс

1

класс

Исследовательская практика

8

Мониторинг

Защита (презентация) работы

Овладение специальными умениями исследовательского поиска

6

Знакомство учащихся с методами сбора информации Получить информацию в компьютере Подумать самостоятельно Провести эксперимент Пронаблюдать Исследовательская практика Связаться со специалистом Спросить у другого человека Посмотреть телепередачу, видео Прочитать в книгах 7

Знакомство учащихся с методами сбора информации

Получить информацию в компьютере

Подумать самостоятельно

Провести эксперимент

Пронаблюдать

Исследовательская

практика

Связаться со специалистом

Спросить у другого человека

Посмотреть телепередачу, видео

Прочитать в книгах

7

Результат обучения Признание индивидуальных достижений учащихся Явная  оценка Неявная оценка Работа ученика Психическое развитие ребенка  Перечислите новообразования (общеучебные умения или универсальные учебные действия) , которые могут проявиться у ребенка в процессе исследовательского обучения Традиционные критерии:  оформление работы;  беглое чтение или пересказ содержания. Задание для учителя 8

Результат обучения

Признание индивидуальных достижений учащихся

Явная оценка

Неявная оценка

Работа ученика

Психическое развитие ребенка

  • Перечислите новообразования (общеучебные умения или универсальные учебные действия) , которые могут проявиться у ребенка в процессе исследовательского обучения

Традиционные критерии:

  • оформление работы;
  • беглое чтение или пересказ содержания.

Задание

для

учителя

8

Общие исследовательские умения  и навыки школьников Ученик должен уметь: видеть проблему наблюдать выдвигать гипотезу задавать вопросы планировать эксперимент делать умозаключения (выводы) давать определения понятиям создавать метафоры классифицировать понятия создавать тексты работать с парадоксами объяснять, доказывать, защищать свои идеи Тренинг объяснять, доказывать, защищать свои идеи Мониторинг 9

Общие исследовательские умения и навыки школьников

Ученик должен уметь:

видеть проблему

наблюдать

выдвигать гипотезу

задавать вопросы

планировать эксперимент

делать умозаключения (выводы)

давать определения понятиям

создавать метафоры

классифицировать понятия

создавать тексты

работать с парадоксами

объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Тренинг

объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Мониторинг

9

Наблюдение – это направленный мыслительный процесс, непосредственно опирающийся на чувственное познание действительности анализ наблюдение синтез интеллектуальные действия оценка Самое главное изменение в характере деятельности наблюдения в целом заключается в переходе от односторонности выявления свойств объекта к многогранности (Л.В. Занков) 10

Наблюдение – это направленный мыслительный процесс, непосредственно опирающийся на чувственное познание действительности

анализ

наблюдение

синтез

интеллектуальные действия

оценка

Самое главное изменение в характере деятельности наблюдения в целом заключается в переходе от односторонности выявления свойств объекта к многогранности (Л.В. Занков)

10

Примеры заданий на развитие внимания и наблюдательности  Понаблюдайте, определите и нарисуйте, на какие простые геометрические фигуры похожи различные звери, птицы и рыбы. Например, деревья могут быть похожи:  Понаблюдаем, чем похожи и чем отличаются воробьи друг от друга . Тренинг Задание, которое можно использовать как домашнее или во время проведения экскурсии. Дети должны фиксировать свои наблюдения

Примеры заданий на развитие внимания и наблюдательности

  • Понаблюдайте, определите и нарисуйте, на какие простые геометрические фигуры похожи различные звери, птицы и рыбы. Например, деревья могут быть похожи:
  • Понаблюдаем, чем похожи и чем отличаются воробьи друг от друга .

Тренинг

Задание, которое можно использовать как домашнее или во время проведения экскурсии. Дети должны фиксировать свои наблюдения

Наблюдение =  мышление + внимательность  Вспомните и приведите примеры формулировок заданий, ориентированных на развитие наблюдательности у детей.  Перечислите всевозможные типовые (общие) формулировки заданий, а также соответствующие им базовые умения. Составьте классификацию умений, лежащих в основе действия наблюдения.  Попытайтесь расположить базовые умения в порядке возрастания их трудности. Задания для учителя

Наблюдение = мышление + внимательность

  • Вспомните и приведите примеры формулировок заданий, ориентированных на развитие наблюдательности у детей.
  • Перечислите всевозможные типовые (общие) формулировки заданий, а также соответствующие им базовые умения. Составьте классификацию умений, лежащих в основе действия наблюдения.
  • Попытайтесь расположить базовые умения в порядке возрастания их трудности.

Задания

для

учителя

Принцип обучение на высоком уровне трудности «Один из аспектов данного понятия – это преодоление препятствий. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо»  (Занков Л.В.) Степень трудности регулируется мерой трудности .  «…она имеет относительный характер » и регулирует степень трудности материала, который ребенок познает взаимозависимость явлений , а не механически запоминает материал (как самоцель) (Занков Л.В.).

Принцип обучение на высоком уровне трудности

«Один из аспектов данного понятия – это преодоление препятствий. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо»

(Занков Л.В.)

Степень трудности регулируется мерой трудности . «…она имеет относительный характер » и регулирует степень трудности материала, который ребенок познает взаимозависимость явлений , а не механически запоминает материал (как самоцель)

(Занков Л.В.).

Наблюдательность как основа для развития самостоятельного мышления Базовое умение / Общие формулировки заданий 1 Скрытая «трудность» Обнаружение схожих и различных признаков объектов. 2 Рассмотри…, укажи схожие (одинаковые)… Сравнение объектов. Все признаки можно видеть. Поиск несоответствия в проявлениях признаков объекта. 3 4 Восстановление образа предмета по памяти. Сравнение объекта с его эталоном. Некоторые признаки объекта можно видеть . Что не правильно нарисовано на рисунке (описано в тексте)? Нарисуй (опиши ) по памяти … Запечатление в памяти признаков изученного объекта. Рассматривание (сравнение) объектов с определенной заданной позиции. 5 На что похожи … Какой объект соответствует … На какую геометрическую фигуру похожа … (уточняющая форма вопроса) Поиск в признаках объекта черт сходства с предметом сравнения (поиск аналогии). След. задание Поиск зависимости между признаками (свойствами) объекта и его функциями Пример выполненного задания

Наблюдательность как основа для развития самостоятельного мышления

Базовое умение /

Общие формулировки заданий

1

Скрытая

«трудность»

Обнаружение схожих и различных признаков объектов.

2

Рассмотри…, укажи схожие (одинаковые)…

Сравнение объектов. Все признаки можно видеть.

Поиск несоответствия в проявлениях признаков объекта.

3

4

Восстановление образа предмета по памяти.

Сравнение объекта с его эталоном. Некоторые признаки объекта можно видеть .

Что не правильно нарисовано на рисунке (описано в тексте)?

Нарисуй (опиши ) по памяти …

Запечатление в памяти признаков изученного объекта.

Рассматривание (сравнение) объектов с определенной заданной позиции.

5

На что похожи … Какой объект соответствует …

На какую геометрическую фигуру похожа … (уточняющая форма вопроса)

Поиск в признаках объекта черт сходства с предметом сравнения (поиск аналогии).

След. задание

Поиск зависимости между признаками (свойствами) объекта и его функциями

Пример выполненного задания

Использование видеозаданий Задания для учителя  Сформулируйте задание к данному источнику, а также матрицу фиксирования результатов наблюдений (признаков).  В каком классе целесообразно его использовать?

Использование видеозаданий

Задания

для

учителя

  • Сформулируйте задание к данному источнику, а также матрицу фиксирования результатов наблюдений (признаков).
  • В каком классе целесообразно его использовать?

Конструирование задания Задание.   Докажи, что моллюск – часть живой природы. Заполни таблицу . Признак живой природы Проявление у моллюска 1. Движение Передвигается по стенкам аквариума. 2. 3. Для упрощения задания можно привести образец заполнения таблицы одним из трех признаков, показанных в видеоролике.  Хотя учебный материал, лежащий в основе задания, изучается детьми в 1 классе (в I полугодии),его структура является достаточно сложной для детей этого возраста. Поэтому в приведенной выше формулировке задание целесообразно использовать во 2 классе (в разделе «Животные»).  В 1 классе это задание может использоваться в устной форме при условии расширения и уточнения формулировки вопроса . Пример выполненного задания

Конструирование задания

Задание.

Докажи, что моллюск – часть живой природы.

Заполни таблицу .

Признак живой природы

Проявление у моллюска

1. Движение

Передвигается по стенкам аквариума.

2.

3.

Для упрощения задания можно привести образец заполнения таблицы одним из трех признаков, показанных в видеоролике.

  • Хотя учебный материал, лежащий в основе задания, изучается детьми в 1 классе (в I полугодии),его структура является достаточно сложной для детей этого возраста. Поэтому в приведенной выше формулировке задание целесообразно использовать во 2 классе (в разделе «Животные»).
  • В 1 классе это задание может использоваться в устной форме при условии расширения и уточнения формулировки вопроса .

Пример выполненного задания

Изучение признаков живой природы  Прочитайте перечисленные в учебнике признаки живой природы. Какой признак пропущен? Назовите его.  Какими примерами этот признак можно проиллюстрировать?

Изучение признаков живой природы

  • Прочитайте перечисленные в учебнике признаки живой природы. Какой признак пропущен? Назовите его.
  • Какими примерами этот признак можно проиллюстрировать?

Птицы как объекты изучения Задания для учителя  Перечислите общие признаки птиц.  В каком аспекте приведено изучение биологии птиц в учебнике?

Птицы как объекты изучения

Задания

для

учителя

  • Перечислите общие признаки птиц.
  • В каком аспекте приведено изучение биологии птиц в учебнике?

Узнай: кто это? Задания для учителя  На основе заголовка слайда сформулируйте учебный вопрос.  На какое умение будет ориентировано ваше задание?  Предложите матрицу фиксирования результатов наблюдения.

Узнай: кто это?

Задания

для

учителя

  • На основе заголовка слайда сформулируйте учебный вопрос.
  • На какое умение будет ориентировано ваше задание?
  • Предложите матрицу фиксирования результатов наблюдения.

Конструирование задания Задание. Рассмотрите строение птиц. Как их называют? Какие признаки у них общие? Перечислите эти признаки. Исследовательское умение Умение наблюдать Универсальные учебные действия (УУД)  сравнение;  обобщение;  анализ Предложенная формулировка задания предполагает свободный ответ (матрицы фиксирования ответа нет). Но если есть необходимость упростить задание (понизить меру трудности), то письменное задание необходимо сопроводить матрицей фиксирования результатов . Это может быть таблица , рисунок или схема. Пример выполненного задания Признаки попугаев Клюв Описание …

Конструирование задания

Задание.

Рассмотрите строение птиц.

Как их называют?

Какие признаки у них общие? Перечислите эти признаки.

Исследовательское умение

Умение наблюдать

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сравнение;
  • обобщение;
  • анализ

Предложенная формулировка задания предполагает свободный ответ (матрицы фиксирования ответа нет). Но если есть необходимость упростить задание (понизить меру трудности), то письменное задание необходимо сопроводить матрицей фиксирования результатов . Это может быть таблица , рисунок или схема.

Пример выполненного задания

Признаки попугаев

Клюв

Описание

Детализация задания с учетом уровня трудности Пример Л.В. Занкова 1 . Внимательно рассмотрите эту птицу и сделайте заключение о ее образе жизни. 2 . Рассмотрите внимательно птицу. Опишите ее внешнее строение и на основании его сделайте заключение о том, чем питается эта птица, где живет. Объясни, почему ты так думаешь?  3 . Внимательно рассмотрите эту птицу и сделайте заключение о ее образе жизни. Рассмотри, какого цвета ее оперение? Какое строение имеют ее голова, клюв, ноги, хвост? Какова величина и форма ее тела? Как ты думаешь, чем она должна питаться (мясом других животных, насекомыми, ягодами и семенами растений, орехами)? Какие признаки на это указывают? Где она должна жить? Какие признаки на это указывают? Задания для учителя 21

Детализация задания с учетом уровня трудности

Пример Л.В. Занкова

  • 1 . Внимательно рассмотрите эту птицу и сделайте заключение о ее образе жизни.
  • 2 . Рассмотрите внимательно птицу.
  • Опишите ее внешнее строение и на основании его сделайте заключение о том, чем питается эта птица, где живет.
  • Объясни, почему ты так думаешь?

  • 3 . Внимательно рассмотрите эту птицу и сделайте заключение о ее образе жизни.
  • Рассмотри, какого цвета ее оперение? Какое строение имеют ее голова, клюв, ноги, хвост? Какова величина и форма ее тела?
  • Как ты думаешь, чем она должна питаться (мясом других животных, насекомыми, ягодами и семенами растений, орехами)? Какие признаки на это указывают?
  • Где она должна жить? Какие признаки на это указывают?

Задания

для

учителя

21

Просто ли наблюдать? Рисунок  Перечислите источники, содержащие объекты наблюдений.  Расположите их в порядке увеличения сложности наблюдений и концентрации внимания учащихся. Фотография Видеофильм Задания для учителя Экскурсия (помощь учителя) Самостоятельное наблюдение в природе, зоопарке, аквариуме… 22

Просто ли наблюдать?

Рисунок

  • Перечислите источники, содержащие объекты наблюдений.
  • Расположите их в порядке увеличения сложности наблюдений и концентрации внимания учащихся.

Фотография

Видеофильм

Задания

для

учителя

Экскурсия

(помощь учителя)

Самостоятельное наблюдение

в природе, зоопарке, аквариуме…

22

Видеофильм как источник информации Задания для учителя

Видеофильм как источник информации

Задания

для

учителя

    Мастерство наблюдателя  Какие источники могут служить на уроке образцом проведения наблюдений?  Приведите примеры литературных источников, отвечающих данному требованию.  Назовите имена выдающихся писателей-натуралистов, фрагменты книг которых могут использоваться на уроках окружающего мира. Задания для учителя

    Мастерство наблюдателя

    • Какие источники могут служить на уроке образцом проведения наблюдений?
    • Приведите примеры литературных источников, отвечающих данному требованию.
    • Назовите имена выдающихся писателей-натуралистов, фрагменты книг которых могут использоваться на уроках окружающего мира.

    Задания

    для

    учителя

    Фиксирование результатов Дневник наблюдений  Перечислите примеры фиксирования детьми своих наблюдений (назовите формы работ).  Для какого возраста наиболее эффективна каждая из форм работы?  Объясните, почему результаты наблюдений в обязательном порядке должны быть зафиксированы младшими школьниками? Каково психологическое значение этого действия? Сочинение-наблюдение Рисунок Задания для учителя Мини-исследование 25

    Фиксирование результатов

    Дневник наблюдений

    • Перечислите примеры фиксирования детьми своих наблюдений (назовите формы работ).
    • Для какого возраста наиболее эффективна каждая из форм работы?
    • Объясните, почему результаты наблюдений в обязательном порядке должны быть зафиксированы младшими школьниками? Каково психологическое значение этого действия?

    Сочинение-наблюдение

    Рисунок

    Задания

    для

    учителя

    Мини-исследование

    25

    Развитие наблюдательности как приоритетная задача на уроке  Просмотрите программу курса и учебник «Окружающий мир»: 2 класс. Предложите примеры 2-3 темы уроков, а также формы их проведения, оптимальные для развития действия наблюдения.  Придумайте 2-3 разнообразных заданий, направленных на развитие наблюдательности у второклассников (тема урока: «Природа весной» , форма: экскурсия) Задания для учителя

    Развитие наблюдательности как приоритетная задача на уроке

    • Просмотрите программу курса и учебник «Окружающий мир»:

    2 класс. Предложите примеры 2-3 темы уроков, а также формы их проведения, оптимальные для развития действия наблюдения.

    • Придумайте 2-3 разнообразных заданий, направленных на развитие наблюдательности у второклассников (тема урока: «Природа весной» , форма: экскурсия)

    Задания

    для

    учителя

    Изучение многообразия  растений и животных. з  Изучите растительные объекты, о которых упоминается в разделе «Растения» учебника «Окружающий мир» для 2 класса

    Изучение многообразия растений и животных.

    з

    • Изучите растительные объекты, о которых упоминается в разделе «Растения» учебника «Окружающий мир» для 2 класса

    Экскурсия.  Природа весной  Подумайте, как могут быть задействованы в экскурсии изображенные на рисунке природные объекты?  О каких закономерностях будет рассказ учителя? 28

    Экскурсия. Природа весной

    • Подумайте, как могут быть задействованы в экскурсии изображенные на рисунке природные объекты?
    • О каких закономерностях будет рассказ учителя?

    28

    Экскурсия Природа весной

    Экскурсия Природа весной

    Экскурсия  Природа весной

    Экскурсия Природа весной

    Экскурсия  Природа весной Адонис весенний Павлиний глаз 31

    Экскурсия Природа весной

    Адонис весенний

    Павлиний глаз

    31

    Экскурсия  Природа весной листья ландышей свёрнуты в трубочки гусиный лук фиалка Сон-трава , или Прострел раскрытый мать-и-мачеха хохлатка прострел ветреница 32

    Экскурсия Природа весной

    листья ландышей

    свёрнуты в трубочки

    гусиный лук

    фиалка

    Сон-трава , или Прострел раскрытый

    мать-и-мачеха

    хохлатка

    прострел

    ветреница

    32

    Экскурсия  Весной на водоёме Уж греется на солнце Уж ползёт в нору В случае опасности уж притворяется мёртвым

    Экскурсия Весной на водоёме

    Уж греется на солнце

    Уж ползёт в нору

    В случае опасности уж притворяется мёртвым

    «осознание происходит через ворота научных понятий» (Выготский Л.С) Классификации понятий - по самостоятельно выделенным основаниям; - по самостоятельно выделенным основаниям, с выделение «лишнего»; - по самостоятельно выделенным основаниям, с дополнением каждой группы своими примерами (понятиями); - по заданным основаниям, когда несколько понятий входит в ту и другую группы; - выделение и ранжирование признаков объекта по нескольким основаниям (составление таблицы)

    «осознание происходит через ворота научных понятий» (Выготский Л.С)

    Классификации понятий

    • - по самостоятельно выделенным основаниям;
    • - по самостоятельно выделенным основаниям, с выделение «лишнего»;
    • - по самостоятельно выделенным основаниям, с дополнением каждой группы своими примерами (понятиями);
    • - по заданным основаниям, когда несколько понятий входит в ту и другую группы;
    • - выделение и ранжирование признаков объекта по нескольким основаниям (составление таблицы)
    Работа с понятиями Распределите понятия на две группы – существующее независимо от человека и созданное или придуманное им.  Части света, глобус, реки, доброта, гроза, инструменты, слова, дерево, органы чувств, вежливость, доска, ночь, термометр, юмор, умение рассуждать. Какие из перечисленных выше понятий вам было трудно соотнести к предложенным группам? Объясните, почему?

    Работа с понятиями

    • Распределите понятия на две группы – существующее независимо от человека и созданное или придуманное им.

    Части света, глобус, реки, доброта, гроза, инструменты, слова, дерево, органы чувств, вежливость, доска, ночь, термометр, юмор, умение рассуждать.

    • Какие из перечисленных выше понятий вам было трудно соотнести к предложенным группам? Объясните, почему?
    Работа с понятиями Открытия, которые делает ребенок: 1) Продукт деятельности (труда) человека может быть нематериальным. 2) Доброта, вежливость, умение рассуждать не могут проявляться вне деятельности «самого» человека, однако потребность к этой деятельности, определенные «правила» жизни существуют в обществе независимо от единичного человека.

    Работа с понятиями

    Открытия, которые делает ребенок:

    • 1) Продукт деятельности (труда) человека может быть нематериальным.
    • 2) Доброта, вежливость, умение рассуждать не могут проявляться вне деятельности «самого» человека, однако потребность к этой деятельности, определенные «правила» жизни существуют в обществе независимо от единичного человека.