СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема Жизнь древнейших людей
Цель обучения | 5.1.1.1 Описывать антропологические признаки первобытных людей | ||||||||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Описывает эволюционное развитие первобытного человека
| ||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков | Применение | ||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||
Задание Расположите в хронологической последовательности и дайте краткую характеристику каждому этапу развития человека.
Используя ключевые слова «труд», «мышление», «речь», «естественный отбор – борьба за существование» дайте развернутый ответ на вопрос «Что движет эволюцией человека?» __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ | |||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся |
| |||||||||||||||
| определяет последовательность эволюционного развития человека; |
| |||||||||||||||
| раскрывает антропологические особенности человека на каждом этапе развития; |
| |||||||||||||||
| ообъясняет факторы, повлиявшие на становление человека. |
|
Тема Жизнь древнейших людей
Цель обучения | 5.1.2.1 Демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме | |
Критерий оценивания | Обучающийся Описывает жизнь и быт первобытных людей в форме комиксов | |
Уровень мыслительных навыков | Применение | |
Задание
Оживи рисунок и опиши один день из жизни первобытных людей. | ||
Дескриптор: | Обучающийся: | |
| Описывает деятельность каждого члена общины. |
Тема Стоянки эпохи камня на территории Казахстана
Цель обучения | 5.2.3.1 Знать археологические открытия казахстанских ученых
| |
Критерий оценивания | Обучающийся Описывает археологические открытия казахстанских ученых
| |
Уровень мыслительных навыков
| Знание и понимание | |
Задание
Ответьте на вопросы. Самые древние стоянки каменного века были найдены в ...................... Казахстане. Стоянки древнекаменного века в горах Каратау обнаружил археолог ........................ . Жители пещер Каратау умели изготовлять орудие труда, заточенное с 2-х сторон –..................... . Памятник каменного века Бориказган найден – в ....................... Казахстане. На территории Казахстана наибольшее количество стоянок эпохи палеолита найдено в – ...................................... Количество найденных неолитических стоянок на территории Казахстана................. Найденные в поселении Ботай кости свидетельствуют, что ботайцы -....................... Найденная в Северо – Казахстанской области Ботайская культура является ярким примером эпохи – ........................ Около 15 тысяч каменных изделий собрали археологи на стоянке Карасу, которая относится к эпохе -.......................... У села Железинка найдено неолитическое погребение. Ему характерно –................................
| ||
Дескриптор | Обучающийся | |
| Определяет какие стоянки древних людей были найдены в Казахстане; | |
| Описывает особенности древних стоянок; | |
| Знает когда и кем были открыты стоянки древних людей. |
Тема Стоянки эпохи камня на территории Казахстана
Цель обучения | 5.2.2.1 Описывать археологические памятники
| ||||||||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Определяет сходства и отличия археологических памятников эпохи камня
| ||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Применение
| ||||||||||||||||
Задание Прочитай текст и заполни таблицу. Приведи по два аргумента, подтверждающих сходства и отличия археологических памятников эпохи камня. Самые древние из стоянок каменного века - Шакпаката на полуострове Мангистау, Арыстанды (Жамбылская обл.). Найденные там орудия труда относятся к нижнему палеолиту. На местах стоянок были найдены рубила, зубила, бифасы, ножи, скребки, наконечники. Наиболее крупным памятником древнекаменного века в Центральном Казахстане является стоянка Батпак. Ее культурный слой залегает на глубине 6 метров. Возраст стоянки - 30-25 тысячелетий назад. Найдено более 300 древних орудий труда. Скребки, резцы, острия изготавливались из каменных отщепов. Мезолитические охотники жили по берегам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай, Жайык (Урал). В Казахстане известны более 20 мезолитических стоянок (12-5 тыс.до н.э.). Жилища сооружали из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. На территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок древних людей(5-3 тыс до н.э.). В Северном Прибалхашье встречается очень много предметов, сделанных из кремния: резцы, пластины, нуклеусы и наконечники стрел. На стоянках Центрального Казахстана Караганда, Зеленая Балка обнаружено огромное скопление костей животных - древние жители занимались скотоводством. В Жезказганском регионе найдено более 150 стоянок, могильников. Стены могил укреплены каменными плитами. Хоронили головой на северо-запад, это говорит о вере в загробную жизнь.
| |||||||||||||||||
Дескриптор: | Обучающийся | ||||||||||||||||
| приводит два аргумента, раскрывающие сходства между стоянками палеолита, мезолита и неолита; | ||||||||||||||||
| приводит два аргумента, раскрывающие отличия археологических стоянок.
|
Тема Стоянки эпохи камня на территории Казахстана
Цель обучения
| 5.4.2.1 Описывать орудия труда и виды снаряжения
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Определяет к какому историческому периоду относятся орудия труда и виды снаряжения
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Применение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание К какому периоду палеолита относятся орудия труда и виды снаряжений. Объясните свой ответ.
2. Приведи в соответствие названия и орудия труда, изображенные на рисунках. 1)__________, 2)__________, 3) __________, 4) ___________, 5) ____________
3.Распределите орудия труда и виды снаряженй по историческим периодам: бумеранг, костяные шилья, ручные рубила, зернотерки, силки, чопер, лук, силки, остроконечники; топоры, микролиты, глиняные горшки, резцы, мотыги, скребки, дротики, гарпун.
|
Тема Изменения в хозяйстве и совершенствование орудий труда
Цель обучения | 5.4.1.1 Описывать занятия древнего человека
| ||
Критерий оценивания | Обучающийся Сравнивает занятия древнего человека
| ||
Уровень мыслительных навыков
| Применение | ||
Задание На протяжении первобытной эпохи человек осуществил огромные свершения. Выберите свершения первобытных людей, которые были вызваны изменениями климата. Объясните, как это произошло? 1. Изобрел способы производства орудия труда; 2. Научился добывать огонь; 3. Приручил животных; 4. Научился строить жилища; 5. Изобрел колесо и телегу; 6. Научился обрабатывать кожу и шить одежду; 7. Овладел речью и счетом; 8. Появились религиозные верования, так как человек пытался объяснить мир и свое существование; 9. Люди объединялись в роды и племена, которые дали начало современным народам.
| |||
Дескриптор | Обучающийся | ||
| объясняет открытия древнейших людей, связанные с изменением климата. |
Тема Ботайская культура
Цель обучения | 5.4.1.1 Описывать занятия древних людей
| |||||||||||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Приводит в соответствие занятия древнейших людей с периодами древней истории
| |||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Знание и понимание | |||||||||||||||||||
Задание
Привести в соответствие занятия древнейших людей с периодами древней истории.
1)_____, 2)_______, 3) ________, 4) _______, 5) _______, 6) ________. | ||||||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||||||
| определяет изменения в занятиях древнейших людей в каждый исторический период; | |||||||||||||||||||
| соотносит занятия людей с историческим периодом; расставляет в хронологическом порядке. |
Тема Зарождение металлургии на территории Казахстана
Цель обучения | 5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства
| |||
Критерий оценивания | Обучающийся Объясняет влияние развития металлургии на развитие прикладного искусства Описывает изменения в земледелии и скотоводстве, связвнные с развитием металлургии | |||
Уровень мыслительных навыков
|
Знание и понимание Применение | |||
Задание Опишите рисунки и проанализируйте, историческим свидетельством чего они являются?
Определите, как освоение первого металла повлияло на: А) развитие земледелия_________________________________________________ ______________________________________________________________________ В) развитие скотоводства_______________________________________________ ______________________________________________________________________ С) развитие охоты______________________________________________________ _____________________________________________________________________ D) развитие ремесла____________________________________________________ ______________________________________________________________________
|
Дескриптор | Обучающийся |
| определяет как изменились орудия труда с освоением металла; описывает изменения, произошедшие в земледельческом хозяйстве; |
| описывает изменения в скотововодческом хозяйстве, переход к кочевому скотоводству. |
|
|
Тема Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры
Цель обучения | 5.2.2.5 Определять вклад А. Маргулана в развитие казахстанской археологии
| |
Критерий оценивания | Обучающийся Рассказывает биографию и научную деятельность А. Маргулана
| |
Уровень мыслительных навыков
| Применение | |
Задание
Заполните интеллект-карту.
| ||
Дескриптор | Обучающийся | |
| перечисляет научные открытия ученого А.Маргулана; | |
| называет биографические данные ученого; | |
| перечисляет в каких сферах науки сделал открытия А.Маргулан; называет государственные награды ученного. |
Тема Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры
Цель обучения | 5.2.2.2 Определять признаки Андроновской и Бегазы-Дандыбаевской культур, опираясь на археологические источники
| |||||
Критерий оценивания | Обучающийся Классифицирует исторические артефакты на материальную и духовную культуру
| |||||
Уровень мыслительных навыков
| Применение | |||||
Задание 1.Распределите артефакты Андроновской культуры на духовную и материальную. Мотыга, серп, золотые украшения, глиняные горшки, кинжалы, топоры, наскальные изображения, остатки жилища, кости животных, орнаменты на глиняной посуде, захоронения.
| ||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||
| определяет принадлежность артефактов к материальной или духовной культуре. |
Тема Древние наскальные рисунки Казахстана
Цель обучения | 5.2.1.1 Описывать верования первобытных людей
| ||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Описывают верования древних людей на основе наскальных рисунков
| ||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Применение | ||||||||||
Задание Заполните таблицу. Опишите, что изображено на наскальных рисунках? Как эти рисунки связаны с верованиями древних людей?
| |||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | ||||||||||
| описывает наскальные рисунки; раскрывает значение наскальных рисунков, связанные с верованиями древних людей. |
Тема Древние наскальные рисунки Казахстана
Цель обучения | 5.2.2.1 Описывать археологические памятники
| |||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Группирует археологические памятники по историческим периодам
| |||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Применение | |||||||||||
Задание
Определите какие рисунки были обнаружены в урочище Тамгалы (Алматинская область), а какие - в пещере Альтамир (Северная Испания).
| ||||||||||||
2. Сравните археологические памятники.
| ||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||
| определяет к какому археологическому памятнику относятся наскальные рисунки; определяет два сходства разных археологических памятников; | |||||||||||
определяет два различия археологических памятников. |
Тема Путешествие в жизнь древних людей
Цель обучения | 5.1.2.1 Демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме
| |
Критерий оценивания | Обучающийся Описывает уклад жизни и быт первобытных людей Составляет сценарий фильма, расскрывающий жизнь и быт первобытных людей
| |
Уровень мыслительных навыков
| Применение | |
Задание Если бы вас отправили жить в эпоху энеолита, что бы вы взяли с собой? Объясните, почему?
Составьте сценарий кинофильма «Путешествие в жизнь древних людей».
1 серия 2 серия 3 серия Д описывает жизнь древних людей в эпозу энеолита и бронзового века; перечисляет изменения, которые произошли в жизни древних людей с освоением металла. |
Тема Освоение железа на территории Казахстана
Цель обучения | 5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на сферы хозяйства
|
Критерий оценивания | Обучающийся Описывает влияние производства железа на развитие хозяйства
|
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание
Установи причинно-следственную связь. Что является причиной, какое следствие из него вытекает? 1. Появление конской удилы (уздечка), переход к кочевому скотоводству, использование лошади как средство передвижения и тягловой силы; Усовершенствование орудий труда и бытовых предметов , развитие ремесла, особенно кузнечного и оружейного, производство железа; Расширение посевных площадей, появление железного плуга, увеличение продовльственных запасов. Сделайте вывод. Как производство железа повлияло на развитие хозяйства древних людей?
3. Выберите из одно из орудий труда или предметов быта изготовленных из железа и приведите три примера позитивных последствий этого открытия. Запишите ваши ответы.
|
Дескриптор Обучающийся
объясняет влияние производства железа на производительность труда;
определяет причинно-следственную связь исторических событий;
называет новые виды хозяйства, появившиеся в результате освоения производства железа.
Тема Возникновение кочевого скотоводства
Цель обучения | 5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия
| ||
Критерий оценивания | Обучающийся Определяет факторы повлиявшие на формирование кочевого скотоводства и земледелия
| ||
Уровень мыслительных навыков
| Применение
| ||
Задание Расположите причины перехода к кочевому скотоводству по степени важности, поместив на самом верху наиболее важную причину, затем следующие две важные причины и в третьем ряду наименее важную причину. Объясните свой выбор. Сделайте вывод.
| |||
Причины перехода к кочевому скотоводству: 1) Сухой, жаркий климат мешал развитию земледелия. 2) Использование лошади для верховой езды. 3) Желание освоить новые террритории. 4) Увеличение поголовья скота требовало новых пастбищ.
| |||
Дескриптор | Обучающийся | ||
| приводит аргументы для подтверждения своего выбора; определяет наиболее важные факторы перехода к кочевому скотоводству делает вывод по теме.
|
Тема Возникновение кочевого скотоводства
Цель обучения | 5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации
| |||||||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Объясняет вклад кочевников в мировую цивилизацию
| |||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Знание и понимание | |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Задание
1.Заполните таблицу. Как повлияли достижения кочевников на разитие мировой цивилизации? | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||
| объясняет вклад кочевников в развитие торговли, военного искусства, культуру; | |||||||||||||||
приводит аргументы для подтверждения своего выбора. | ||||||||||||||||
| |
Тема Материальная культура древних кочевников
Цель обучения | 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен
| |||
Критерий оценивания | Обучающийся Представляет особенности прикладного искусства древних племен
| |||
Уровень мыслительных навыков
| Знание и понимание | |||
|
| |||
Задание Подпишите составные части каркаса юрты. Из чего сделаны основные части юрты- каркас и кошма? | ||||
_
Опишите внутренне убранство юрты.
| ||||
Дескриптор | Обучающийся | |||
| описывает составные части юрты; | |||
| описывает внутреннее убранство юрты; на основе юрты, перечисляет виды прикладного искусства древних племен. |
Тема Материальная культура древних кочевников
Цель обучения | 5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации
| ||||
Критерий оценивания | Обучающийся Объясняет вклад кочевников в мировую цивилизацию
| ||||
Уровень мыслительных навыков
| Применение | ||||
Задание
Назовите три преимущества юрты - жилища древних кочевников.
| |||||
| |||||
Дескриптор | Обучающийся |
| |||
| называет три преимущества юрты – древнего жилища кочевников. |
| |||
|
|
Тема Мировоззрение древних кочевников
Цель обучения | 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен
| |||||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Приводит примеры обычаев и традиций, раскрывающих мировоззрение древних племен
| |||||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Применение | |||||||||||||
Задание
Заполните таблицу. Как повлияли достижения кочевников на разитие мировой цивилизации?
| ||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||
| приводит примеры поклонения духам предков, Тенгри, огню, силам природы, птицам и животным; | |||||||||||||
приводит примеры обычаев и традиций кочевников, сохранившихся до наших дней. | ||||||||||||||
| |
Тема Исторические сведения о саках
Цель обучения | 5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте
| |
Критерий оценивания | Обучающийся Отмечает на контурной карте расселение сакских
| |
Уровень мыслительных навыков
| Применение | |
Задание
Расположите на карте территории расселения сакских племен (массагеты,аргипеи, исседоны, аримаспы), группы сакских племен (саки парадарайя, саки тиграхауда, саки хаомаварга). Расселение сакских племен
| ||
Дескриптор | Обучающийся отмечает на контурной карте территорию расселения сакских племен; определяет территорию расселения сакских племен. |
Тема Исторические сведения о саках
Цель обучения | 5.3.1.2 Объяснять формирование древних государственных объединений | ||||||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Называет предпосылки образования государственных объединений
Знание и понимание | ||||||
Задание
Прочитайте текст и выделите ключевые слова, подтверждающие, что союз сакских племен является государственным объединением. | |||||||
| |||||||
Дескриптор | Обучающийся | ||||||
| выделяет ключевые слова в тексте; | ||||||
определяет основные признаки государственных объединений; | |||||||
перечисляет древние государственные объединения.
|
Тема Археологическая находка «Золотой человек»
Цель обучения
Критерий оценивания | 5.2.3.1 Знать археологические открытия казахстанских ученых Обучающийся Определяет истинность утверждений, связанных с археологическими открытиями ученых
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Знание и понимание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание
Определите верные и неверные утверждения.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| определяет ученых, сделавших археологические открытия эпохи раннего железа; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
определяет особенности археологических памятников эпохи раннего железа.
|
Тема Археологическая находка «Золотой человек»
Цель обучения
Критерий оценивания | 5.2.2.4 Определять особенности археологической находки «Золотой человек» из Иссыкского кургана
Обучающийся Описывает реликвию «Золотой человек» через описание рисунка
| ||
Уровень мыслительных навыков
| Применение | ||
Задание
Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы:
1) Что изображено на рисунке? 2) К какому историческому периоду относится изображение на рисунке? 3) К какому стилю в искусстве относятся данные элементы памятника культуры? 4) Какие элементы рисунка свидетельствуют высокое мастерство сакских торевтов (художники по металлу)? (Ключевые слова: штамповка, тиснение, гравировка, горельев, барельеф, плоскостные силуэтные изображения). 5) Какова значимость изображения как свидетельства эпохи?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||
Дескриптор | Обучающийся | ||
| определяет к какому историческому периоду соответствует «золотой человек»; | ||
по отдельным элементам изображения определяет принадлежность к стилю искусства; | |||
объясняет особенности данного стиля; | |||
| доказывает ценность «золотого человека» как произведения искусства. |
Тема Археологическая находка «Золотой человек»
Цель обучения
Критерий оценивания | 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен
Обучающийся Раскрывает мировоззрение древних племен на основе произведений искусства Сравнивает мировоззрение древних племен с произведениями искусства
| ||
Уровень мыслительных навыков | Применение
| ||
Задание Какие слова и выражения из подготовленного словаря подходят для характеристики того или иного элемента головного убора «золотого человека»? Объясните, почему? три яруса – три части мира – подземный мир, земля и небеса; четыре стороны света; власть над тремя мирами и четырьмя сторонами света.
| |||
Дескриптор | Обучающийся | ||
| характерезует связь орнамента на головном уборе «золотого человека» с представлениями сакских племен о трехчастной организации мира. | ||
выявляет связь орнамента на головном уборе «золотого человека» с представлениями сакских племен об окружающем мире. |
Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр
Цель обучения | 5.2.2.1 Описывать археологические памятники | |||||||||||||||||||||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Определяет линии сравнения Выявляет общие черты Шиликтинского и Бесшатырского курганов Определяет особенности Шиликтинского и Бесшатырского курганов Применение
| |||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
Задание
Заполните таблицу. В таблицах самостоятельно сформулируйте линии сравнения и сделайте общий вывод.
Общее
Различия
Вывод: ________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||||||||
| определяет линии сравнения; | |||||||||||||||||||||
выявляет общие черты; | ||||||||||||||||||||||
определяет отличительные особенности археологических находок. |
Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр
Цель обучения
Критерий оценивания
| 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп
Обучающийся Описывает общественную роль социальных групп в обществе
| |||||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Применение | |||||||||||||
Задание 1.Опишите какую роль в обществе играли воины, жрецы, скотоводы и земледельцы.
2. Расскрасьте представителей сакского общества в синий, желтый, красный или белый цвет в соответствии с занимаемым положением в обществе.
| ||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||
| определяет социальную структруру сакского общества; | |||||||||||||
описывает занятия воинов, жрецов, земледельцев и скотоводов; | ||||||||||||||
| описывает какой цвет одежды присущ для разных слоев сакского общества. |
Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр
Цель обучения
Критерий оценивания | 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен
Обучающийся Приводит в соответствие понятия и их определения, связанные с мировоззрением древних племен
| |
Уровень мыслительных навыков
| Применение | |
Задание
Приведите в соотвествие понятия и их определения, связанные с религиозными верованиями сакских племен.
2- 3- 4-
| ||
Дескриптор | Обучающийся | |
| расскрывает представления древних людей, связанных с культом вождя; расскрывает представления людей, связанных с культом предков; определяет значение коня в соответствии с представлениями древних людей; определяет значение кабана в соответствии с представлениями древних людей. |
Тема Берельские курганы
Цель обучения | 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен | |||||||||||||||
Критерий оценивания |
Обучающийся Приводит в соответствие археологические находки с Берельским курганом | |||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков | Применение | |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Задание
Из предложенных ниже археологических находок выберите артефакты, принадлежащие Берельскому кургану.
Кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Люди были захоронены в деревяных сооружениях – саркофагах. Были найдены 13 бронзовых наконечников стрел, остатки колчана для стрел. Найдены позолоченные грифоны – фантастические животные, изображенные в полете, размером около 15 см. Найдены фигурки степных зверей, вместо глаз, ушей, копыт вставлены маленькие камешки голубого цвета- бирюза. На черепах лошадей обнаружены кожаные маски, украшенные рогами горного козла. Маска с изображением самрука.
2. Приведите в соответствие археологические находки с курганами, где они были найдены.
| ||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||
| из предложенного списка правильно выявляет артефакты Берельского кургана; различает артефакты найденные в Шиликтинском кургане; | |||||||||||||||
различает артефакты найденые в Берельском кургане. | ||||||||||||||||
| |
Тема Берельские курганы
Цель обучения | 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен | |||||
Критерий оценивания |
Обучающийся На основе реконструкции Берельского коня и артефактов описывает виды прикладного искусства древних племен
| |||||
Уровень мыслительных навыков | Применение | |||||
|
| |||||
Задание
Рассмотрите реконструкцию Берельского коня. Какие виды прикладного искусства были у сакских племен.
Дайте краткую характеристику фигурки горного козла.
| ||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||
| определяет виды прикладного искусства древних саков; | |||||
определяет стиль прикладного искусства древних сакских племен. | ||||||
| |
Тема Тасмолинская археологическая культура
Цель обучения | 5.2.2.1 Описывать археологические памятники | ||||||||||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Расскрывает особенности археологических памятников
Применение | ||||||||||
|
| ||||||||||
Задание
Объясните особенности каждого типа курганов с «усами».
| |||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | ||||||||||
| описывает внешние признаки курганов; определяет отличительные черты курганов. | ||||||||||
|
Тема Сакская царица Томирис
Цель обучения | 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене
| |||||||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Определяет место сакских племен на международной арене Применение
| |||||||
Задание
С какими государствами и правителями воевали сакские племена? Распределите события по группам.
1. Этот царь предложил царице массагетов стать его женой; 9. В плену этого царя покончил жизнь самоубийством сын царицы Томирис; 10. В битве с саками этот правитель погиб и был обезглавлен;
| ||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||
| Определяет события, связанные с борьбой сакских племен с персидским царем Дарием; Определяет события, связанные с борьбой саков с персидским царем Киром, Определяет события, связанные с борьбой саков против похода Александра Македонского. | |||||||
|
Тема Подвиг Ширака
Цель обучения
Критерий оценивания |
5.3.2.1 Определять место ранних кочевников на международной арене
Обучающийся Раскрывает значение подвига Ширака в борьбе за независимость сакских племен
| ||
Уровень мыслительных Навыков
| Применение
| ||
Задание
Прочитайте текст и приведите аргументы, подтверждающие значение подвига Ширака.
1)______________________________________________________________________ 2)____________________________________________________________________________ 3)____________________________________________________________________________
| |||
Дескриптор | Обучающийся | ||
| приводит аргументы, подтверждающие значение подвига Ширака. | ||
| |||
| |||
| |
Тема Борьба саков против армии Александра Македонского
Цель обучения | 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников на международной арене | |||||||||
Критерий оценивания |
Обучающийся Выявляет особенности военного искусства сакских племен Определяет преимущества тактики ведения боя сакских племен | |||||||||
Уровень мыслительных навыков
|
Применение
| |||||||||
Задание
Прочитайте текст и определите тактику ведения боя противников.
| ||||||||||
Дескриптор |
Обучающийся | |||||||||
| определяет тактику ведения боя сакских племен; | |||||||||
определяет тактику боя А.Македонского; | ||||||||||
делает вывод о военном искусстве сакских племен. | ||||||||||
| |
Тема Письменные источники об усунях
Цель обучения | 5.3.1.2 Объяснять формирование древних государственных объединений | ||||||||
Критерий оценивания |
Обучающийся Описывает черты древних государственных объединений Классифицирует предпосылки формирования древних государственных объединений по степени важности
| ||||||||
Уровень мыслительных навыков | Применение | ||||||||
|
| ||||||||
Задание
Расположите предпосылки формирования древних государственных объединений по степени важности и объясните свой выбор.
1. Появление сложной системы управления. 2. Наличие своей территории. 3. Необходимость защиты своих территорий от врагов. 4. Желание захватить соседние территории. 5. Формирование общей культуры, обычаев и традиций. Напишите, что писал китайский историк Сыма Цянь об усунях.
| |||||||||
Дескриптор | Обучающийся | ||||||||
| распределяет предпосылки формирования древних государственных объединений по степени важности; | ||||||||
объясняет предпосылки формирования древних государственных объединений; | |||||||||
описывает взаимоотношения усуней с соседними государствами; | |||||||||
| описывает общественное устройство усуней. |
Тема Письменные источники об усунях
Цель обучения | 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп | |||||||||||||||||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Соотносит социальные группы и их роль в обществе
Применение | |||||||||||||||||
Задание
Приведите в соответсвие социальные группы и их значение.
| ||||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||||
| определяет место и роль гуньмо в племенном объединении усуней; определяет место и роль беков в племенном объединении усуней; определяет место и роль родоправителей в племенном объединении усуней; определяет место и роль скотоводов и земледельцев в племенном объединении усуней. | |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
| |
Тема Письменные источники об усунях
Цель обучения
| 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами | |||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Называет соседние племенные объединения Интерпретирует исторический источник
Знание и понимание | |||
|
| |||
Задание Опишите карту. С какими государствами граничит государственное объединение усуней?
На основе исторического источника сделайте вывод: как сложились отношения усуней и гуннов?
|
Дескриптор | Обучающийся |
| называет соседние государства; |
на основе интерпретации источника описывает отношения усуней с гуннами.
|
Тема Развитие городской культуры кангюев
Цель обучения | 5.4.2.3 Объяснять возникновение Великого Шелкового пути | |
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Обозначает на контурной карте трассы великого Шелкового пути Применение | |
|
| |
Задание
Обозначьте на карте трассы Великого Шелкового пути.
| ||
Дескриптор |
Обучающийся | |
| отмечает на контурной карте основные города, по которым проходил Великий Шелковый путь; отмечает на контурной карте ветви Шелкового пути, проходивние по территории Казахстана.
|
Тема Развитие городской культуры кангюев
Цель обучения | 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами
| ||
Критерий оценивания | Обучающийся Называет соседние племенные объединения Интерпретирует исторический источник | ||
Уровень мыслительных навыков |
Применение | ||
|
| ||
Задание
Прочитав текст, обозначьте на карте расселение кангюев и их соседей. Используя источник и опираясь на свои знания, сделайте вывод взаимоотношениям кангюев с соседними странами.
|
Дескриптор | Обучающийся |
| отмечает на карте место расселения кангюев; |
на основе интерпретации источника описывает отношения кангюев с соседними государствами; | |
| на основе интерпретации источника описывает отношения кангюев с Римом. |
Тема Общественное устройство кангюев
Цель обучения | 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп | |||||||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Определяет общественное устройство конгюев
Применение
| |||||||
Задание
Распишите: 1) Какое место занимали данные социальные группы в обществе; 2) Чем они занимались?
| ||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||
| определяет какое место в обществе занимают социальные группы; | |||||||
объясняет занятия каждой группы; | ||||||||
| делает вывод о социальном неравенстве. |
Тема Общественное устройство кангюев.
Цель обучения | 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен | |||||||||||||||||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Сравнивает особенности прикладного искусства древних племен
Применение | |||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||
Задание
Сравните прикладное искусство уйсунов и кангюев. Напишите сходства и различия по каждому виду прикладного искусства древних племен.
| ||||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||||
| описывает особенности металлообработки, ювелирного искусства, обработки шерсти и ткачества древних племен; | |||||||||||||||||
выявляет различия и сходные черты. |
Тема Материальная и духовная культура усунов и кангюев |
| |||||||||||||
Цель обучения | 5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации | |||||||||||||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
|
Обучающийся Определяет стили искусства древних кочевников
Знание и понимание | |||||||||||||
Задание
Определите к какому стилю относятся нижеприведенные украшения. Сделайте вывод о вкладе кочевников в мировую культуру.
|
Дескриптор | Обучающийся |
| определяет стили в ювелирном искусстве древних племен; |
определяет различия в стилях ювелирного искусства древних кочевников; | |
| раскрывает вклад кочевников в мировую культуру. |
Тема Объединение гуннских племен
Цель обучения | 5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте
| |
Критерий оценивания | Обучающийся Отмечает на карте направления двух волн переселения гуннов на территорию Казахстана
| |
Уровень мыслительных навыков | Применение | |
Задание
Нанесите на контурной карте направления миграции гуннов.
| ||
Дескриптор | Обучающийся | |
| отмечает на карте направление первой волны миграции гуннов на территории Казахстана; отмечает на карте направления второй волны миграции гунновпо территории Казахстана. |
Тема Объединение гуннских племен
Цель обучения | 5.3.1.2 Объяснять формирования древних государственных объединений | |
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Объясняет предпосылки формирования древних государственных объединений Знание и понимание | |
|
| |
Задание
Запишите предпосылки формирования гунского государства в виде кластера.
| ||
Дескриптор | Обучающийся | |
| называет как образовалось государство гуннов; | |
называет причины появления государства. | ||
|
|
Тема Взаимоотношения гуннов с соседними государствами
Цель обучения | 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами | |||||||||||||||||||||||||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Показывает причины строительства Великой Китайской стены
Знание и понимание | |||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||
Задание
Из ниже предложенных утверждений отметьте знаком «√» те, которые расскрывают причину строительства Великой Китайской стены.
| ||||||||||||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||||||||||||
| называет с кем воевали гунны; | |||||||||||||||||||||||||
отмечает причины сторительства Великой Китайской стены; | ||||||||||||||||||||||||||
| определяет какие племена были завоеваны китайцами. |
Тема Переселение гуннов на Запад
Цель обучения
Критерий оценивания | 5.1.1.3 Показывать на исторической карте направления переселения гуннов
Обучающийся Описывает изменения на исторической карте, произошедшие в результате переселения гуннов | |
Уровень мыслительных навыков |
Применение | |
|
| |
Задание
Используя карту и опираясь на свои знания, объясните какие изменения проишли в результате переселения гуннов на территорию Казахстана?
|
Дескриптор |
Обучающийся |
| выявляет изменения на политической карте мира, произошедшие в результате переселения гуннов; |
описывает историческую карту; делает вывод по теме . | |
|
|
Тема Аттила и его завоевательные походы
Цель обучения | 5.1.1.3 Показывать на исторической карте направления переселения гуннов | ||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Определяет причины миграции гуннов
Применение
| ||
Задание
Используя карту и опираясь на свои знания ответьте на вопросы:
А) Когда и почему произошла первая волна миграции гунских племен на территорию Казахстана? В) Когда и почему произошла вторая волна миграции гунских племен на территорию Казахстана? В чем ее особенность?
| |||
Дескриптор | Обучающийся | ||
| объясняет причины миграции гуннов; | ||
| объясняет особенности второй волны миграции гунских племен. | ||
| |
Тема Аттила и его завоевательные походы
Цель обучения | 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами | |||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Расскрывает значение походов гуннов во главе с Атиллой Применение
| |||
|
| |||
Задание
Изучив карту и опираясь на свои знания, определите когда и куда совершил походы гунский предводитель Атилла?
Заполните таблицу. Расскройте значение походов гуннов. | ||||
Дескриптор | Обучающийся | |||
| описывает походы Атиллы; | |||
выявляет какие изменения повлекли за собой походы гуннов. |
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения | 5.2.2.1 Описывать археологические памятники
| |||||||||||||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Выявляет сходства и отличия археологических памятников
| |||||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков | Применение
| |||||||||||||||||||||
Задание
Заполните таблицу.
| ||||||||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||||||||
| определяет отличительные особенности археологических находок; | |||||||||||||||||||||
определяет ососбенности в строении могильников. | ||||||||||||||||||||||
| |
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения
Критерий оценивания | 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен
Обучающийся Создает модель прикладного искусства древних племен
| |||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков | Применение | |||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||
Задание
Нарисуйте сарматского воина, не искажая историческую действительность в стиле одежды и видов вооружения.
Соотнесите вид посуды с материалом ее изготовления. Объясните, как использовали эту посуду и почему она была изготовлена из этого материала.
| ||||||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||||||
| иллюстрирует одежду воина сармата; | |||||||||||||||||||
иллюстрирует вооружение воина сармата; | ||||||||||||||||||||
| различает виды посуды сарматов; | |||||||||||||||||||
| объясняет, как использовалас ь и из чего изготавливалась посуда. |
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения | 5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте
| |
Критерий оценивания | Обучающийся Отмечает на карте территорию расселения сарматских племен
| |
Уровень мыслительных навыков | Применение | |
|
| |
Задание
Расселите на карте племена сарматов. Отметьте на карте племена соответствующими цифрами. Даи, 2- Каспии (гиркани), 3 - Аланы
| ||
Дескриптор | Обучающийся | |
| определяет места расселения сарматских племен. | |
| ||
|
|
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения | 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп | ||
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков |
Обучающийся Объясняет особенности социальных групп союза племен
Применение | ||
| |||
Задание
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какое место в обществе занимали сарматские женщины?
| |||
Дескриптор | Обучающийся | ||
| описывает форму общественного строя сарматов; | ||
приводит доказательства, подтверждающие равноправие женщин-сарматок. |
Тема Политическая история сарматов
|
| ||||||
Цель обучения | 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене | ||||||
Критерий оценивания |
Обучающийся Определяет значение сарматских племен во взаимосвязи культур Центральной Азии и Причерноморья
| ||||||
Уровень мыслительных навыков: | Применение
| ||||||
|
| ||||||
Задание
Опираясь на карту и свои знания, докажите, что сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья.
Найдите сходства и различия во внешней политике сакских и сарматских племен.
|
Дескриптор | Обучающийся |
| приводит три доказательства, подтверждающих, что сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья; |
указывает страны, с которыми воевали сарматские и сакские племена; | |
| называет страны, с которыми были налажены отношения. |
Тема Антропологический облик людей древнего Казахстана
Цель обучения | 5.1.1.2 Определять антропологический облик людей древнего Казахстана
| |||||||||||||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Сравнивает племена по признакам расовой принадлежности
| |||||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков | Применение
| |||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
Задание
Определите к какому расовому типу относились племена эпохи бронзы и железа.
| ||||||||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||||||||
| описывает облик представителей древних племен; | |||||||||||||||||||||
определяет расовую принадлежность древних племен. | ||||||||||||||||||||||
| |
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения | 5.4.1.1 Описывать занятия древнего человека
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Соотносит занятия древних людей с историческими периодами
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Применение
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание
Определите занятия древнего человека.
Соотнесите занятия древнего человека с историческими периодами.
3.Соотнесите занятия древнего человека с историческими периодами.
|
Дескриптор | Обучающийся |
| по рисунку определяет занятия древних людей; соотносит занятия древних людей с историческим периодом. |
| |
|
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения | 5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия
| ||||
Критерий оценивания | Обучающийся Определяет формирование кочевого скотоводства и земледелия
| ||||
Уровень мыслительных навыков | Применение
| ||||
Задание
Напишите не менее трех факторов, способствовавших формированию кочевого скотоводства и земледелия. Сделайте общий вывод.
А)
В)
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||||
Дескриптор | Обучающийся |
| |||
| определяет 3 фактора, способствовавших формированию кочевого скотоводства; |
| |||
определяет 3 фактора, способствовавших формированию земледелия; |
| ||||
делает вывод по формированию кочевого скотоводства и земледелия. |
|
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения | 5.4.2.1 Описывать орудия труда и виды оружия
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Соотносит орудия труда, виды снаряжения и области их применения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков | Применение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание
1.Приведите в соответствие орудия труда и их определения.
2.Заполните таблицу. Как и для чего применялись данные орудия труда?
3.Распределите орудия труда по областям применения. Зернотерка, 2. Лук и стрелы, 3. Ткацкий станок, 4. Дротик, 5. Гарпун, 6. Бифас, 7. Гарпун, 8. Силки, 9. Мотыга, 10.Плуг, 11. Удила и стремена, 12.Керамика.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| соотносит орудия труда и их описания; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
объясняет как применялись орудия труда; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
соотносит орудия труда и области их применения. |
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения | 5.4.2.3 Объяснять возникновение Великого Шелкового пути
| |||||||||||
Критерий оценивания | Обучающийся Определяет причины возникновения Великого шелкового пути по степени важности
| |||||||||||
Уровень мыслительных навыков
| Применение | |||||||||||
Задание
Опишите карту, назовите основные трассы шелкового пути.
/
2. Расположите предпосылки появления шелкового пути по степени важности и объясните свой выбор. 1.Разработка в горах Центральной Азии по месторождению полудрагоценных камней, таких как лазурит, нефрит, сердолик, бирюза, которые очень ценились в то время на Востоке. 2.Наладить дипломатические отношения с государствами расположенными к Западу от Китая. 3. Желание получить быстрых коней. 4. Желание распротранить свое влияние на соседние государства. 5. Торговля шелком, сохраняя монополию на производство. 6. Распространение религиозных учений. 7. Перенять технологию производства различных изделий.
3. Классифицируйте причины возникновения Шелкового пути на экономические, социальные, политические.
1. Разработка в горах Центральной Азии по месторождению полудрагоценных камней, таких как лазурит, нефрит, сердолик, бирюза, которые очень ценились в то время на Востоке. 2. Наладить дипломатические отношения с государствами расположенными к Западу от Китая. 3. Желание получить быстрых коней. 4. Желание распротранить свое влияние на соседние государства. 5.Торговля шелком, сохраняя монополию на производство. 6. Распространение религиозных учений. 7. Перенять технологию производства различных изделий. | ||||||||||||
Дескриптор | Обучающийся | |||||||||||
| называет основные тарссы Великого шелкового пути; | |||||||||||
объясняет предпосылки возникновения шелкового пути; | ||||||||||||
определяет социальные, экономические и политические предпосылки возникновения Великого шелкового пути. |
2