Раздел: Жизнь древних людей на территории Казахстана
Тема Жизнь древнейших людей
Цель обучения | 5.1.1.1 Описывать антропологические признаки первобытных людей |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание -
Расположите в хронологической последовательности и дайте краткую характеристику каждому этапу развития человека. Этапы эволюции | Антропологические особенности | | | | | | | | | -
Используя ключевые слова «труд», «мышление», «речь», «естественный отбор – борьба за существование» дайте развернутый ответ на вопрос «Что движет эволюцией человека?» __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся | |
| | |
| | |
| | |
Тема Жизнь древнейших людей
Цель обучения | 5.1.2.1 Демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Оживи рисунок и опиши один день из жизни первобытных людей. |
Дескриптор: | Обучающийся: |
| |
Тема Стоянки эпохи камня на территории Казахстана
Цель обучения | 5.2.3.1 Знать археологические открытия казахстанских ученых |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Ответьте на вопросы. -
Самые древние стоянки каменного века были найдены в ...................... Казахстане. -
Стоянки древнекаменного века в горах Каратау обнаружил археолог ........................ . -
Жители пещер Каратау умели изготовлять орудие труда, заточенное с 2-х сторон –..................... . -
Памятник каменного века Бориказган найден – в ....................... Казахстане. -
На территории Казахстана наибольшее количество стоянок эпохи палеолита найдено в – ...................................... -
Количество найденных неолитических стоянок на территории Казахстана................. -
Найденные в поселении Ботай кости свидетельствуют, что ботайцы -....................... -
Найденная в Северо – Казахстанской области Ботайская культура является ярким примером эпохи – ........................ -
Около 15 тысяч каменных изделий собрали археологи на стоянке Карасу, которая относится к эпохе -.......................... -
У села Железинка найдено неолитическое погребение. Ему характерно –................................ |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
| |
| |
Тема Стоянки эпохи камня на территории Казахстана
Цель обучения | 5.2.2.1 Описывать археологические памятники |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Прочитай текст и заполни таблицу. Приведи по два аргумента, подтверждающих сходства и отличия археологических памятников эпохи камня. Самые древние из стоянок каменного века - Шакпаката на полуострове Мангистау, Арыстанды (Жамбылская обл.). Найденные там орудия труда относятся к нижнему палеолиту. На местах стоянок были найдены рубила, зубила, бифасы, ножи, скребки, наконечники. Наиболее крупным памятником древнекаменного века в Центральном Казахстане является стоянка Батпак. Ее культурный слой залегает на глубине 6 метров. Возраст стоянки - 30-25 тысячелетий назад. Найдено более 300 древних орудий труда. Скребки, резцы, острия изготавливались из каменных отщепов. Мезолитические охотники жили по берегам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай, Жайык (Урал). В Казахстане известны более 20 мезолитических стоянок (12-5 тыс.до н.э.). Жилища сооружали из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. На территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок древних людей(5-3 тыс до н.э.). В Северном Прибалхашье встречается очень много предметов, сделанных из кремния: резцы, пластины, нуклеусы и наконечники стрел. На стоянках Центрального Казахстана Караганда, Зеленая Балка обнаружено огромное скопление костей животных - древние жители занимались скотоводством. В Жезказганском регионе найдено более 150 стоянок, могильников. Стены могил укреплены каменными плитами. Хоронили головой на северо-запад, это говорит о вере в загробную жизнь. | Стоянки палеолита | Стоянки мезолита | Стоянки неолита | Сходства | 1) 2) | Отличия | | | | |
Дескриптор: | Обучающийся |
| |
| |
Тема Стоянки эпохи камня на территории Казахстана
Цель обучения | 5.4.2.1 Описывать орудия труда и виды снаряжения |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание -
К какому периоду палеолита относятся орудия труда и виды снаряжений. Объясните свой ответ. Артефакты из Муголжар | Артефакты из Каратау | Городище Кожай | | | | | | | 2. Приведи в соответствие названия и орудия труда, изображенные на рисунках. 1)__________, 2)__________, 3) __________, 4) ___________, 5) ____________ А) Топор | В) Наконечник стрелы | С) Гарпун | D) Рубило | E) Мотыга | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3.Распределите орудия труда и виды снаряженй по историческим периодам: бумеранг, костяные шилья, ручные рубила, зернотерки, силки, чопер, лук, силки, остроконечники; топоры, микролиты, глиняные горшки, резцы, мотыги, скребки, дротики, гарпун. |
Тема Изменения в хозяйстве и совершенствование орудий труда
Цель обучения | 5.4.1.1 Описывать занятия древнего человека |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание -
На протяжении первобытной эпохи человек осуществил огромные свершения. Выберите свершения первобытных людей, которые были вызваны изменениями климата. Объясните, как это произошло? 1. Изобрел способы производства орудия труда; 2. Научился добывать огонь; 3. Приручил животных; 4. Научился строить жилища; 5. Изобрел колесо и телегу; 6. Научился обрабатывать кожу и шить одежду; 7. Овладел речью и счетом; 8. Появились религиозные верования, так как человек пытался объяснить мир и свое существование; 9. Люди объединялись в роды и племена, которые дали начало современным народам. |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
Тема Ботайская культура
Цель обучения | 5.4.1.1 Описывать занятия древних людей |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Привести в соответствие занятия древнейших людей с периодами древней истории. 1 | Основное занятие – охота, собирательство, рыболовство. Обладает речью, зарождается искусство. Орудия труда - резец (наиболее распространён), составное копьё, гарпун, скребок, дротики, бола, проколки. | А) Ранний палеолит | 2 | Занимаются земледелием и скотоводством. Изготавливает глиняную посуду. Орудия труда – мотыга, серпы, зернотерки, | В) Средний палеолит | 3 | Занимается охотой, рыболовством, собирательством. Изобрел лук и стрелы. Орудия труда – бумеранг, микролиты. Происходит одомашнивание животных. | С) Поздний палеолит | 4 | Произошло отделение скотоводства от земледелия. Одомашнивание лошадей. Жили в землянках или полуземлянках, которые перекрывались сверху деревом. Появляется имущественное неравенство. | D) Мезолит | 5 | Основное занятие – собирательство и загонная охота, орудия труда – палка-копалка, рубила. | E) Неолит | 6 | Основное занятие – охота, собирательство. Научился добывать огонь, освоил первые постоянные жилища – пещеры, научился шить одежду. Возникают религиозные верования. Орудия труда – скрёбла, а также копья, отщепы, остроконечники. | F) Энеолит | 1)_____, 2)_______, 3) ________, 4) _______, 5) _______, 6) ________. |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
| |
Тема Зарождение металлургии на территории Казахстана
Цель обучения | 5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства |
Критерий оценивания | Обучающийся -
Объясняет влияние развития металлургии на развитие прикладного искусства -
Описывает изменения в земледелии и скотоводстве, связвнные с развитием металлургии |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение |
Задание -
Опишите рисунки и проанализируйте, историческим свидетельством чего они являются? О рудия труда и украшения из меди | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ | -
Определите, как освоение первого металла повлияло на: А) развитие земледелия_________________________________________________ ______________________________________________________________________ В) развитие скотоводства_______________________________________________ ______________________________________________________________________ С) развитие охоты______________________________________________________ _____________________________________________________________________ D) развитие ремесла____________________________________________________ ______________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
определяет как изменились орудия труда с освоением металла; -
описывает изменения, произошедшие в земледельческом хозяйстве; |
| |
| |
Тема Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры
Цель обучения | 5.2.2.5 Определять вклад А. Маргулана в развитие казахстанской археологии |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Заполните интеллект-карту. |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
| |
| |
Тема Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры
Цель обучения | 5.2.2.2 Определять признаки Андроновской и Бегазы-Дандыбаевской культур, опираясь на археологические источники |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание 1.Распределите артефакты Андроновской культуры на духовную и материальную. Мотыга, серп, золотые украшения, глиняные горшки, кинжалы, топоры, наскальные изображения, остатки жилища, кости животных, орнаменты на глиняной посуде, захоронения. Духовная культура андроновцев | Материальная культура андроновцев | | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
Тема Древние наскальные рисунки Казахстана
Цель обучения | 5.2.1.1 Описывать верования первобытных людей |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Заполните таблицу. Опишите, что изображено на наскальных рисунках? Как эти рисунки связаны с верованиями древних людей? В наскальных сюжетах чаще всего изображали дикого быка-тура или двугорбого верблюда-бактриана. В урочище Тамгалы (Алматинская область) найдено изображение сонцеголового человека – Митра – бога солнца, который сравнивался и отождествлялся с быком - символом могущества, силы и плодородия. Вокруг Митры показан хоровод из пляшущих людей, причём движение участников – это имитация движения планет на небе. В районе хребта Каратау найдено изображение – 49 колесниц (андроновцы верили, что боги на небе ездят на колесницах). | |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
описывает наскальные рисунки; -
раскрывает значение наскальных рисунков, связанные с верованиями древних людей. |
Тема Древние наскальные рисунки Казахстана
Цель обучения | 5.2.2.1 Описывать археологические памятники |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание -
Определите какие рисунки были обнаружены в урочище Тамгалы (Алматинская область), а какие - в пещере Альтамир (Северная Испания). |
| Тамгалы (Казахстан) | Альтамира (Испания) | | | 2. Сравните археологические памятники. Сходства | Различия | 1) 2) | 1) 2) | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
Тема Путешествие в жизнь древних людей
Цель обучения | 5.1.2.1 Демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме |
Критерий оценивания | Обучающийся -
Описывает уклад жизни и быт первобытных людей -
Составляет сценарий фильма, расскрывающий жизнь и быт первобытных людей |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание -
Если бы вас отправили жить в эпоху энеолита, что бы вы взяли с собой? Объясните, почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | -
Составьте сценарий кинофильма «Путешествие в жизнь древних людей». 1 серия 2 серия 3 серия Д ескриптор: Обучающийся -
описывает жизнь древних людей в эпозу энеолита и бронзового века; -
перечисляет изменения, которые произошли в жизни древних людей с освоением металла. |
2 четвтерть
Раздел Жизнь древних кочевников
Тема Освоение железа на территории Казахстана
Цель обучения | 5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на сферы хозяйства |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание -
Установи причинно-следственную связь. Что является причиной, какое следствие из него вытекает? 1. Появление конской удилы (уздечка), переход к кочевому скотоводству, использование лошади как средство передвижения и тягловой силы; -
Усовершенствование орудий труда и бытовых предметов , развитие ремесла, особенно кузнечного и оружейного, производство железа; -
Расширение посевных площадей, появление железного плуга, увеличение продовльственных запасов. -
Сделайте вывод. Как производство железа повлияло на развитие хозяйства древних людей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | 3. Выберите из одно из орудий труда или предметов быта изготовленных из железа и приведите три примера позитивных последствий этого открытия. Запишите ваши ответы. 1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Дескриптор Обучающийся
-
объясняет влияние производства железа на производительность труда;
-
определяет причинно-следственную связь исторических событий;
-
называет новые виды хозяйства, появившиеся в результате освоения производства железа.
Тема Возникновение кочевого скотоводства
Цель обучения | 5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Расположите причины перехода к кочевому скотоводству по степени важности, поместив на самом верху наиболее важную причину, затем следующие две важные причины и в третьем ряду наименее важную причину. Объясните свой выбор. Сделайте вывод. |
Причины перехода к кочевому скотоводству: 1) Сухой, жаркий климат мешал развитию земледелия. 2) Использование лошади для верховой езды. 3) Желание освоить новые террритории. 4) Увеличение поголовья скота требовало новых пастбищ. ______________________________________________________________________________ | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
Тема Возникновение кочевого скотоводства
Цель обучения | 5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
| |
Задание 1.Заполните таблицу. Как повлияли достижения кочевников на разитие мировой цивилизации? |
Достижения кочевников | Как повлияло на развитие мира | Приручение лошади – использование для верховой езды и как тягловю силу | | Способствовали развитию торговли | | Привнесли изменения в военное искусство – использование конницы повысило мобильность | | Освоение земель не пригодных для земледелия | | Изобретение переносного жилища – юрт | | Великое переселение народов | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
Тема Материальная культура древних кочевников
Цель обучения | 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
| |
Задание -
Подпишите составные части каркаса юрты. Из чего сделаны основные части юрты- каркас и кошма? |
_ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________ -
Опишите внутренне убранство юрты. | _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
| -
описывает внутреннее убранство юрты; -
на основе юрты, перечисляет виды прикладного искусства древних племен. |
Тема Материальная культура древних кочевников
Цель обучения | 5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Назовите три преимущества юрты - жилища древних кочевников. |
1 )____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ 2) ___________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ 3) ___________________________________________________ _____________________________________________________ | | |
Дескриптор | Обучающийся | |
| | |
| |
Тема Мировоззрение древних кочевников
Цель обучения | 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Заполните таблицу. Как повлияли достижения кочевников на разитие мировой цивилизации? Обычаи и вервания кочевников | Примеры из повседневной жизни | Поклонение духам предков | | Поклонение синему небу (Тенгри) | | Поклонение огню | | Поклонение солнцу, луне и звездам | | Поклонение птицам и животным | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
приводит примеры поклонения духам предков, Тенгри, огню, силам природы, птицам и животным; |
|
| |
Раздел: Саки
Тема Исторические сведения о саках
Цель обучения | 5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Расположите на карте территории расселения сакских племен (массагеты,аргипеи, исседоны, аримаспы), группы сакских племен (саки парадарайя, саки тиграхауда, саки хаомаварга). Расселение сакских племен |
Дескриптор | Обучающийся |
Тема Исторические сведения о саках
Цель обучения | 5.3.1.2 Объяснять формирование древних государственных объединений |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Знание и понимание |
Задание Прочитайте текст и выделите ключевые слова, подтверждающие, что союз сакских племен является государственным объединением. |
| Сакское время – это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства. Происходит формирование государства. В VI-IV вв.до н.э. сакские племена объединяются в племенные союзы. Во главе племенного союза – царь. Царя избирают военным советом вождей племен. Царь распределял между племенами пастбища для перекочевки, урегулировал споры между племенами и родами, руководил объединенными войсками во время военных походов. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Племенами управляли военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени. Знаменитые сакские курганы свидетельствуют о существовании социального и имущественного неравенства. Поисходит сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей. Ключевые слова: _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
|
Тема Археологическая находка «Золотой человек»
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.3.1 Знать археологические открытия казахстанских ученых Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание |
Задание Определите верные и неверные утверждения. № | Утверждение | Верно | Неверно | 1 | В 1969 году археологи под руководством К.А.Акишева начали раскопки Иссыкского кургана | | | 2 | «Золотой человек» был найден в Бесшатырском кургане | | | 3 | Серебряная чаша с надписью из 26 руноподобных знаков была найдена в Иссыкском кургане | | | 4 | Головной убор «Золотого человека» свидетельствует, что он относится к сакам парадарайа | | | 5 | Археологический памятник Иссыкский курган датируется V-IV вв. до н.э. | | | 6 | В 1998-1999 гг. археологи во главе З.Самашева произвели раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган, относящийся к Берельскому могильнику | | | 7 | Курганы с «усами» расположены в основном на территории Северного Казахстана | | | 8 | В Шиликтинском кургане обнаружены останки сакского царя и ученые по праву его называют третьим «Золотым человеком» | | | 9 | Второй «Золотой человек» найден в кургане Арал-тобе в Западном Казахстане в 90-е гг. XX в | | | 10 | Украшения найденные в курганах сакского периода выполнены в зверином стиле. | | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
Тема Археологическая находка «Золотой человек»
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.2.4 Определять особенности археологической находки «Золотой человек» из Иссыкского кургана Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы: 1) Что изображено на рисунке? 2) К какому историческому периоду относится изображение на рисунке? 3) К какому стилю в искусстве относятся данные элементы памятника культуры? 4) Какие элементы рисунка свидетельствуют высокое мастерство сакских торевтов (художники по металлу)? (Ключевые слова: штамповка, тиснение, гравировка, горельев, барельеф, плоскостные силуэтные изображения). 5) Какова значимость изображения как свидетельства эпохи? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
|
| |
Тема Археологическая находка «Золотой человек»
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Какие слова и выражения из подготовленного словаря подходят для характеристики того или иного элемента головного убора «золотого человека»? Объясните, почему? -
три яруса – три части мира – подземный мир, земля и небеса; -
четыре стороны света; -
власть над тремя мирами и четырьмя сторонами света. |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
3 четверть Раздел: Саки
Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр
Цель обучения | 5.2.2.1 Описывать археологические памятники |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся -
Определяет линии сравнения -
Выявляет общие черты Шиликтинского и Бесшатырского курганов -
Определяет особенности Шиликтинского и Бесшатырского курганов Применение |
| |
Задание Заполните таблицу. В таблицах самостоятельно сформулируйте линии сравнения и сделайте общий вывод. Общее Линии сравнения | Общие черты | | | | | | | Различия Линии сравнения | Шиликтинский курган | Бесшатырский курган | | | | | | | | | | Вывод: ________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
|
Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр
Цель обучения Критерий оценивания | 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание 1.Опишите какую роль в обществе играли воины, жрецы, скотоводы и земледельцы. Сакский воин | ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ | Пластинка из Амударьинского клада с изображением жреца | ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ | Сакские скотоводы и земледельцы | _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ | 2. Расскрасьте представителей сакского общества в синий, желтый, красный или белый цвет в соответствии с занимаемым положением в обществе. | | | Сакские воины | Жрец | Скотовод | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Приведите в соотвествие понятия и их определения, связанные с религиозными верованиями сакских племен. -
2- 3- 4- |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
расскрывает представления древних людей, связанных с культом вождя; -
расскрывает представления людей, связанных с культом предков; -
определяет значение коня в соответствии с представлениями древних людей; -
определяет значение кабана в соответствии с представлениями древних людей. |
Тема Берельские курганы
Цель обучения | 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание Из предложенных ниже археологических находок выберите артефакты, принадлежащие Берельскому кургану. -
Кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. -
Люди были захоронены в деревяных сооружениях – саркофагах. -
Были найдены 13 бронзовых наконечников стрел, остатки колчана для стрел. -
Найдены позолоченные грифоны – фантастические животные, изображенные в полете, размером около 15 см. -
Найдены фигурки степных зверей, вместо глаз, ушей, копыт вставлены маленькие камешки голубого цвета- бирюза. -
На черепах лошадей обнаружены кожаные маски, украшенные рогами горного козла. -
Маска с изображением самрука. 2. Приведите в соответствие археологические находки с курганами, где они были найдены. Шиликтинский курган | Берельский курган | | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
Тема Берельские курганы
Цель обучения | 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание -
Рассмотрите реконструкцию Берельского коня. Какие виды прикладного искусства были у сакских племен. | ________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ | -
Дайте краткую характеристику фигурки горного козла. | Фигурка горного козла (Берельский курган) Период:___________________________________ Материал:_________________________________ Форма:____________________________________ Орнаменты:_______________________________ Техника:___________________________________ Функция:__________________________________ Значение в наши дни:_______________________ __________________________________________ | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
Тема Тасмолинская археологическая культура
Цель обучения | 5.2.2.1 Описывать археологические памятники |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
| |
Задание Особенность курганов Тасмолинской культуры состоит в том, что в них имеются два захоронения, расположеенных по соседству. В большом кургане хоронили человека, в малом кургане – лошадь. От них в восточном направлении отходят два ответвления, из камней – «усы». Взависимости от взаиморасположения курганов, ученые разделили курганы с «усами» на 4 типа. | Объясните особенности каждого типа курганов с «усами». |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
Тема Сакская царица Томирис
Цель обучения | 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
Задание С какими государствами и правителями воевали сакские племена? Распределите события по группам. 1 Борьба саков с Киром. (Персия) | 2 Борьба саков с Дарием. (Персия) | 3 Борьба саков с А. Македонским. | | | | 1. Этот царь предложил царице массагетов стать его женой; 2. В 518 г. до н.э. этот царь с огромным войском оправился в поход против саков; 3. По некоторым данным, саки ранили этого правителя; 4. Этого правителя сакский воин Ширак заманил в пустыню, в результате чего большая часть его войска погибла; 5. Против этого завоевателя народы Средней Азии, в том числе и саки, подняли восстания; 6. Этот правитель заманил в ловушку сакских воинов, используя еду и вино; 7. После смерти этого правителя в 323 г. до н. э. держава его распалась на ряд самостоятельных государств; 8. По приказу этого царя на Сырдарье был построен город, названный Эсхата; 9. В плену этого царя покончил жизнь самоубийством сын царицы Томирис; 10. В битве с саками этот правитель погиб и был обезглавлен; 11. После долгих лет борьбы этот правитель все-таки захватил часть сакских земель, и саки платили ему дань, выделяя своих воинов; 12. Этот правитель воевал с саками в IV в. до н.э. |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
Определяет события, связанные с борьбой сакских племен с персидским царем Дарием; -
Определяет события, связанные с борьбой саков с персидским царем Киром, -
Определяет события, связанные с борьбой саков против похода Александра Македонского. |
|
Тема Подвиг Ширака
Цель обучения Критерий оценивания | 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников на международной арене Обучающийся |
Уровень мыслительных Навыков | Применение |
Задание Прочитайте текст и приведите аргументы, подтверждающие значение подвига Ширака. Подвиг Ширака В 519-518 гг. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. Во главе огромного войска (300 тысяч воинов) Дарий вступил на землю саков. Существует легенда о подвиге сакского пастуха Ширака. Чтобы спасти свою землю, царицу и народ от персов, Ширак пришел к ней, рассказал о своем плане. Добровольно изувечив себя, чтобы Дарий ему поверил, он явился в его лагерь. Ширак был весь в ранах, уши и нос у него были отрезаны, сказал, что его изуродовали соплеменники, и он жаждет мести. Он взялся быть проводником персов и вывести их в тыл сакской кавалерии. Через семь дней утомительного пути Ширак завел персов в безводную пустыню, и они оказались на грани гибели. Дарию удалось спасти армию, но поход оказался неудачным. Однако, в конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. | 1)______________________________________________________________________ 2)____________________________________________________________________________ 3)____________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
|
| |
Тема Борьба саков против армии Александра Македонского
Цель обучения | 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников на международной арене |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Прочитайте текст и определите тактику ведения боя противников. Борьба саков против армии Александра Македонского В 327 году Александр Македонский форсировал Сырдарью. Это могучую реку его воины переплыли при помощи высушенных бараньих бурдюков. Великий полководец не стал продвигаться вглубь степи, а отправил послов к вождям кочевников, предлагая сойтись в поединке. Историк Арриан пишет: была страшная жара, кочевники начали применять изматывающую тактику, заманивая македонцев в глубь степи. Командование объединенным войском кочевников взял на себя царь хаомоваргов Спитамен. Как-то ночью саки атаковали македонцев, используя "взрывающиеся шары", которые они подвешивали на свои стрелы. Впрочем, Александр Македонский подтвердил свой военный гений и смог сохранить войско. При нападении кочевников его воины собирались в фаланги, ощетинивались копьями и не сдвигались с места. Как ни пытались кочевники заставить сойтись их в рукопашной, эллины не поддавались. В такой битве не могло быть победителей. Но македонцы ежедневно несли потери. Их пугали и психологические приемы саков. Историк Арриан пишет, что атаку кочевников непременно сопровождал страшный барабанный бой, который внушал ужас. При наступлении саки использовали огромные барабаны из шкур верблюдов. Барабанщик отбивал такт определенным образом, передавая тем самым команды царя. У саков были щиты и панцирные доспехи, закрывавшие тело до колен, поэтому они были неуязвимы для македонских мечей и стрел. А при тактическом отступлении номад вешал щит на спину. Греческий историк Ксенофонт утверждает, что таким же образом были защищены и лошади саков. Проведя несколько месяцев в раскаленных песках Кызылкумов и ежедневно теряя воинов, Александр Македонский понял, что нужно отступать. Однако сакское войско последовало за ним. В Самарканде великий полководец оставил двухтысячный гарнизон, а сам с основными силами отступил на юг. Как пишет историк Арриан, предводитель саков Спитамен выманил эллинский отряд для боя на открытом пространстве, инсценировав отступление. Когда двухтысячный отряд македонцев вышел из стен Самарканда, то был целиком уничтожен. В этой яростной схватке погиб Спитамен, который, как и Александр Македонский, всегда сражался в первых рядах. | | Тактика сакского войска | Тактика А.Македонского | | | Вывод: | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
|
| |
Раздел: Усуни и кангюи
Тема Письменные источники об усунях
Цель обучения | 5.3.1.2 Объяснять формирование древних государственных объединений |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание -
Расположите предпосылки формирования древних государственных объединений по степени важности и объясните свой выбор. 1. Появление сложной системы управления. 2. Наличие своей территории. 3. Необходимость защиты своих территорий от врагов. 4. Желание захватить соседние территории. 5. Формирование общей культуры, обычаев и традиций. -
Напишите, что писал китайский историк Сыма Цянь об усунях. Происхождение усуней | ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ | Взаимоотношения усуней с соседями | ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ | Общественное устройство усуней | ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
|
| |
Тема Письменные источники об усунях
Цель обучения | 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
Задание Приведите в соответсвие социальные группы и их значение. -
Гуньмо | А)Вожди племен, военачальники. | -
Беки | В)Занимались сбором налогов, исполнением законов | -
Мелкие родоправители | С)Разводили скот, занимались земледелием. | -
Скотоводы, земледельцы | D)Предводитель усуней | |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
определяет место и роль гуньмо в племенном объединении усуней; -
определяет место и роль беков в племенном объединении усуней; -
определяет место и роль родоправителей в племенном объединении усуней; -
определяет место и роль скотоводов и земледельцев в племенном объединении усуней. |
|
| |
Тема Письменные источники об усунях
Цель обучения | 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Знание и понимание |
| |
Задание -
Опишите карту. С какими государствами граничит государственное объединение усуней? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | -
На основе исторического источника сделайте вывод: как сложились отношения усуней и гуннов? «Прежде они были под зависисмостью гуннов, впоследствии усилились и не захотели быть под их державою». Сыма Цянь. | ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Тема Развитие городской культуры кангюев
Цель обучения | 5.4.2.3 Объяснять возникновение Великого Шелкового пути |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
| |
Задание Обозначьте на карте трассы Великого Шелкового пути. |
Дескриптор | Обучающийся |
| -
отмечает на контурной карте основные города, по которым проходил Великий Шелковый путь; -
отмечает на контурной карте ветви Шелкового пути, проходивние по территории Казахстана. |
Тема Развитие городской культуры кангюев
Цель обучения | 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание Прочитав текст, обозначьте на карте расселение кангюев и их соседей. Используя источник и опираясь на свои знания, сделайте вывод взаимоотношениям кангюев с соседними странами. Основным местом расселения кангюев была средняя часть долины реки Сырдарья. На севере кангюи граничили с сарматами и аланами.Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них. На юге и юго-востоке граничили с Китаем и уйсунами. Кангюи находились в тесных экономических, культурных и политических связях с Китаем, Римом, государством Кушан. | Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Тема Общественное устройство кангюев
Цель обучения | 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
Задание Распишите: 1) Какое место занимали данные социальные группы в обществе; 2) Чем они занимались? Место в обществе | Занятия | ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Вывод: | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
Тема Общественное устройство кангюев.
Цель обучения | 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
| |
Задание Сравните прикладное искусство уйсунов и кангюев. Напишите сходства и различия по каждому виду прикладного искусства древних племен. | Металлообработка, изделия из металла. | Обработка шерсти, ткачество. | Ювелирное искусство | Уйсуны | | | | Кангюи | | | | Сходства | | | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
Тема Материальная и духовная культура усунов и кангюев | |
Цель обучения | 5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой цивилизации |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Знание и понимание |
Задание Определите к какому стилю относятся нижеприведенные украшения. Сделайте вывод о вкладе кочевников в мировую культуру. Звериный стиль | Полихромный стиль | | | Вывод: | |
4 четверть Раздел: Гуны
Тема Объединение гуннских племен
Цель обучения | 5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Нанесите на контурной карте направления миграции гуннов. |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
Тема Объединение гуннских племен
Цель обучения | 5.3.1.2 Объяснять формирования древних государственных объединений |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Знание и понимание |
| |
Задание Запишите предпосылки формирования гунского государства в виде кластера. |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
Тема Взаимоотношения гуннов с соседними государствами
Цель обучения | 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Знание и понимание |
| |
Задание Из ниже предложенных утверждений отметьте знаком «√» те, которые расскрывают причину строительства Великой Китайской стены. 1 | 822 году до н.э., когда хунну совершают грандиозный поход на Китай. | | 2 | В середине І века Гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. | | 3 | В ІІІ в. до н.э. хунские нападения на Китай усиливаются. | | 4 | В ІІІ в. до н.э. гуннские племена, жившие на землях севернее Китая создали свое государство. | | 5 | Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет. | | 6 | В 203-202 гг. до н.э. Моде подчинил племена Саян-Алтая и Верхнего Енисея, кыргызов , затем племена лоуфань и байян на юге. | | 7 | Зимой в 200 году началась война между гуннами и Китаем, которая закончилась в 188 году поражением ханьских войск. | | 8 | Борьба с юэчжи длилась четверть века и лишь в 174-161 годы до н.э. гунны окончательно разгромили юэчжи. | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
Тема Переселение гуннов на Запад
Цель обучения Критерий оценивания | 5.1.1.3 Показывать на исторической карте направления переселения гуннов Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание Используя карту и опираясь на свои знания, объясните какие изменения проишли в результате переселения гуннов на территорию Казахстана? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Тема Аттила и его завоевательные походы
Цель обучения | 5.1.1.3 Показывать на исторической карте направления переселения гуннов |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
Задание Используя карту и опираясь на свои знания ответьте на вопросы: А) Когда и почему произошла первая волна миграции гунских племен на территорию Казахстана? В) Когда и почему произошла вторая волна миграции гунских племен на территорию Казахстана? В чем ее особенность? А)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
| |
| |
Тема Аттила и его завоевательные походы
Цель обучения | 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых государственных объединений на территории Казахстана с соседними странами |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
| |
Задание -
Изучив карту и опираясь на свои знания, определите когда и куда совершил походы гунский предводитель Атилла? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | -
Заполните таблицу. Расскройте значение походов гуннов. |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
Раздел : Сарматы
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения | 5.2.2.1 Описывать археологические памятники |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Заполните таблицу. Археологические памятники | Археологические находки | Строение могильника | Отличительные особенности | Бесоба | | | | Сынтас | | | | Аралтобе | | | | Байте, Терен | | | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения Критерий оценивания | 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних племен Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание -
Нарисуйте сарматского воина, не искажая историческую действительность в стиле одежды и видов вооружения. -
Соотнесите вид посуды с материалом ее изготовления. Объясните, как использовали эту посуду и почему она была изготовлена из этого материала. 1.Посуда из металла | А) | 2.Глиняная посуда | В) | 3.Кожаная посуда | С) | | 1 | 2 | 3 | | | | | Для чего использовали посуду и почему она была изготовлена из этого материала. | | | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
| |
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения | 5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание Расселите на карте племена сарматов. Отметьте на карте племена соответствующими цифрами. -
Даи, 2- Каспии (гиркани), 3 - Аланы |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения | 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп |
Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков | Обучающийся Применение |
|
Задание Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какое место в обществе занимали сарматские женщины? О сарматских женщинах – воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна женщина не выходит замуж, пока не убьёт врага». _ __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
Тема Политическая история сарматов | |
Цель обучения | 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков: | Применение |
| |
Задание -
Опираясь на карту и свои знания, докажите, что сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. -
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ -
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ -
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | -
Найдите сходства и различия во внешней политике сакских и сарматских племен. Сходства во внешней политике | Различия во внешней политике | 1) 2) 3) | 1) 2) 3) | |
Раздел: Обзор древней истории Казахстана
Тема Антропологический облик людей древнего Казахстана
Цель обучения | 5.1.1.2 Определять антропологический облик людей древнего Казахстана |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание Определите к какому расовому типу относились племена эпохи бронзы и железа. | Андроновцы | Саки | Сарматы | Уйсуны | Описание внешнего облика | | | | | Принадлежность расе | | | | | Вывод | | | | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
| |
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения | 5.4.1.1 Описывать занятия древнего человека |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание -
Определите занятия древнего человека. -
Соотнесите занятия древнего человека с историческими периодами. 1 . | | А Палеолит | 2 . | | B Мезолит | 3 . | | C Неолит | 4 . | | D Бронзовый век | 5 . | | E Железный век | 3.Соотнесите занятия древнего человека с историческими периодами. /1 | Мотыжное земледелие | А Палеолит | //2 | Кочевое скотоводство | B Мезолит | /3 | Собирательство | C Неолит | /4 | Гончарное ремесло | D Бронзовый век | //5 | Охота на мелких животных | E Железный век | |
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения | 5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание Напишите не менее трех факторов, способствовавших формированию кочевого скотоводства и земледелия. Сделайте общий вывод. А) Факторы, способствовашие формированию кочевого скотоводства: 1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | В) Факторы, способствовашие формированию земледелия: 1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Дескриптор | Обучающийся | |
| | |
| |
| |
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения | 5.4.2.1 Описывать орудия труда и виды оружия |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
| |
Задание 1.Приведите в соответствие орудия труда и их определения. 1 | Бифас | a) изогнутая сабля | 2 | Кюйме | b)примитивное каменноеорудие, обработанное с обеих сторон. | 3 | Микролиты | c)это своеобразные дома-кибитки, юрта на повозке | 4 | Акинак | d)короткое метательное копье | 5 | Гарпуны | e)каменные пластины, котрые служили вкладышами составных орудий – ножей, серпов. | 6 | Дротик | f)глиняная посуда | 7 | Керамика | g)метательное оружие с зубчатым наконечником. | 2.Заполните таблицу. Как и для чего применялись данные орудия труда? № | Орудия труда | Применение | 1 | Бифас | | 2 | Бумеранг, ловушки и силки | | 3 | Микролиты | | 4 | Гарпуны | | 5 | Дротик | | 6 | Примитивный ткацкий станок | | 7 | Керамика (глиняная посуда) | | 8 | Зернотерка, ступа | | 9 | Лук и стрелы, копье | | 10 | Долото, топор | | 11 | Каменная мотыга, железный плуг | | 12 | Удила и стремена. | | 3.Распределите орудия труда по областям применения. -
Зернотерка, 2. Лук и стрелы, 3. Ткацкий станок, 4. Дротик, 5. Гарпун, 6. Бифас, 7. Гарпун, 8. Силки, 9. Мотыга, 10.Плуг, 11. Удила и стремена, 12.Керамика. Собирательство | Охота | Земледелие | Скотоводство | Ремесло | | | | | | |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
|
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения | 5.4.2.3 Объяснять возникновение Великого Шелкового пути |
Критерий оценивания | Обучающийся |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Задание -
Опишите карту, назовите основные трассы шелкового пути. / 2. Расположите предпосылки появления шелкового пути по степени важности и объясните свой выбор. 1.Разработка в горах Центральной Азии по месторождению полудрагоценных камней, таких как лазурит, нефрит, сердолик, бирюза, которые очень ценились в то время на Востоке. 2.Наладить дипломатические отношения с государствами расположенными к Западу от Китая. 3. Желание получить быстрых коней. 4. Желание распротранить свое влияние на соседние государства. 5. Торговля шелком, сохраняя монополию на производство. 6. Распространение религиозных учений. 7. Перенять технологию производства различных изделий. 3. Классифицируйте причины возникновения Шелкового пути на экономические, социальные, политические. Политические | Экономические | Социальные | | | | 1. Разработка в горах Центральной Азии по месторождению полудрагоценных камней, таких как лазурит, нефрит, сердолик, бирюза, которые очень ценились в то время на Востоке. 2. Наладить дипломатические отношения с государствами расположенными к Западу от Китая. 3. Желание получить быстрых коней. 4. Желание распротранить свое влияние на соседние государства. 5.Торговля шелком, сохраняя монополию на производство. 6. Распространение религиозных учений. 7. Перенять технологию производства различных изделий. |
Дескриптор | Обучающийся |
| |
|
|
2