Р
абочий лист
«...Любовь заключает весь смысл жизни, всю вселенную».
А.И. Куприн
Тема:_____________________________________________________________
Задачи:___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое любовь? (Словарь С.И. Ожегова)
-
ЛЮБОВЬ
Какая бывает любовь?
взаимная
чистая
- С чего начинается повесть?
- Какое настроение создает природа?
- Как рисует Куприн главную героиню рассказа В.Н.Шеину? В чём особенность её портрета? Как она относится к жизни?
- Как Куприн описывает гостей? Чем они заняты?
- Какой эпизод именин произвел на вас неприятное впечатление?
- Как относятся к посланиям Желткова в семье князей? Какой можно сделать вывод о высшем обществе?
- Что ждет от именин Вера Николаевна? Какие получила подарки? Как на фоне дорогих подарков выглядел подарок Желткова?
- Какой подарок, по вашему мнению, имеет большую ценность и почему?
- Почему же Желтков подарил Вере самую ценную вещь и как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова?
- Кому принадлежит фраза: «А – почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Как вы можете охарактеризовать этого героя?
Вступление | Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым |
Завязка | Смерть Желткова и прощание с ним |
Кульминация | Описание природы в 1 главе |
Развязка | Именины Веры и подарок Желткова |
Синквейн
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Р
ефлексия
- Что я узнал на уроке?
- Что мне больше всего запомнилось?
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…. ( Мольер)
Истинная и бескорыстная любовь в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Цель: Знакомство обучающихся с повестью А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Задачи:
Показать мастерство А.И. Куприна в изображении мира человеческих чувств, влияние любви на человека, определить роль и значение данной темы в литературе и в жизни.
Формировать навыки литературного анализа, развивать умения вести диалог, аргументировать своё мнение, обращаясь к тексту произведения и к жизненным ситуациям.
Воспитывать эстетический вкус, культуру речи, уважение к чувствам другого человека, бережное отношение к любви как к сложному и прекрасному чувству, высокой нравственной ценности.
Тип урока: изучения нового материала
Форма урока: урок-беседа, урок-дискуссия с использованием мультимедиа.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Оборудование: Компьютер, телевизор, портрет А.И. Куприна, эпиграф, картинки с изображением фрагментов повести.
Музыкальное оформление: «Лунная соната» Бетховена, Соната № 2 Бетховена «Аппассионата».
Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.
Эпиграф:
«...Любовь заключает весь смысл жизни, всю вселенную».
Куприн «Гранатовый браслет».
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Звучит «Лунная соната» Бетховена. Вступительное слово учителя.
Звёздная ночь...Она тихо накрывает собой землю, меняя всё вокруг, придавая привычным предметам таинственные очертания. Высокий, бесконечный купол неба освещают миллионы звёзд.
В такие мгновения особенно остро ощущаешь быстротечность человеческой жизни, её бренность в сравнении с жизнью Вселенной. Действительно, что такое человеческая жизнь? Что можно успеть за отведённые нам годы? Очень немного если жить , плывя по течению.. Но можно жить и по-другому: сгорая ради веры и правды, ради любви… «..Любовь заключает весь смысл жизни, всю вселенную».
Куприн «Гранатовый браслет».
Эпиграф на экране телевизора
- Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Основная часть (работа по содержанию текста).
- Что такое любовь? (Работа по словарю Ожегова: найти определение понятию «любовь»)
-Какая бывает любовь? (записать определения)
- Глядя на доску и на эпиграф, сформулируйте тему урока.
- Что бы вы хотели узнать на уроке о повести? Задачи.
- Дома надо было прочитать повесть, сейчас посмотрим, насколько вы хорошо знаете сюжет произведения. (На доске картинки по рассказу, расположить их в правильной последовательности, кратко пересказать сюжет произведения).
История создания повести (Рассказывает и зачинывает заранее подготовленный ученик)
“Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над повестью шла осенью 1910 года в Одессе.
Реальную историю, которую А.И. Куприн взял за основу рассказа, писатель услышал в семье высокопоставленного чиновника Любимова.
Телеграфный чиновник П.П. Желтый действительно существовал и был влюблён в жену Любимова, губернатора Вильно. Любимов вместе с братом жены действительно имел серьёзный разговор с Желтым, после чего он о себе не напомнил.
Сын Любимова вспоминает:
“В период между первым и вторым замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчёркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся ей в любви. Письма эти долго сохранялись в моей семье… Анонимный влюблённый, как потом выяснилось – Жёлтый писал, что он служит на телеграфе…Вначале эти письма всех забавляли, но потом… моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюблённого телеграфиста. И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к Жёлтому. Всё это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Жёлтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже… ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя “с недоумением и жадным, серьёзным любопытством в лицо этого странного человека”. Отец рассказал мне, что он почувствовал в Жёлтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.
Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо пообещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.
- Куприн изменяет реальную историю, придаёт ей лирическую, романтическую тональность. Зачем? Почему?
Ответы на вопросы по рабочему листу (фронтальный опрос)
- С чего начинается повести?
- Какое настроение создает природа?
- Как рисует Куприн главную героиню рассказа В.Н.Шеину? В чём особенность её портрета? Как она относится к жизни?
- Как Куприн описывает гостей? Чем они заняты?
- Какой эпизод именин произвел на вас неприятное впечатление?
- Как относятся к посланиям Желткова в семье князей? Какой можно сделать вывод о высшем обществе?
- Что ждет от именин Вера Николаевна? Какие получила подарки? Как на фоне дорогих подарков выглядел подарок Желткова?
- Какой подарок, по вашему мнению, имеет большую ценность и почему?
- Почему же Желтков подарил Вере самую ценную вещь и как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова?
- Кому принадлежит фраза: «А – почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Как вы можете охарактеризовать этого героя?
Закрепление материала (выполнение заданий на рабочем листе).
Задание: Соотнести элементы сюжета с событиями повести в рабочем листе (работа в парах).
Вступление | Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым |
Завязка | Смерть Желткова и прощание с ним |
Кульминация | Описание природы в 1 главе |
Развязка | Именины Веры и подарок Желткова |
Задание: Составить синквейн на тему «Любовь» (индивидуальная работа).
Выборочное чтение учащимися синквейна.
Рефлексия. Поведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы в рабочем листе, здесь же рисуют смайлик в кружке.
- Что я узнал на уроке?
- Что мне больше всего запомнилось?
Учитель заканчивает урок под Сонату № 2 Бетховена «Аппассионата», читая стихотворение Мольера:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…
Список интернет-источников:
https://multiurok.ru/files/urok-literatury-granatovyi-braslet.html
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/147287-otkrytyj-urok-po-literature
https://yandex.ru/images/search?pos=6&img_url=http%3A%2F%2Fd1nxzqpcg2bym0.cloudfront.net%2Fgoogle_play%2Fru.rukart.garnetbracelent%2Ff845c7fa-41f2-11e7-a6e0-2f048a6fc461%2F640&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%82&lr=133647&rpt=simage&source=serp