СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Источник: интернет. " Преступление и наказание". Конспект урока № 3 . Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  материале содержится подробный конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«Источник: интернет. " Преступление и наказание". Конспект урока № 3 . Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».»

Урок №3

Тема урока: Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Цели урока:

  1. найти, прочитать и проанализировать ключевые эпизоды романа, систематизировать знания учащихся об изображении Петербурга в литературе.

  2. способствовать развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся;

  3. способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.

Оборудование. Портрет Ф.М. Достоевского, фотографии Петербурга, иллюстрации учащихся.

Ход урока

- В каком городе живут герои Достоевского?

- Каким видится Петербург Пушкину? Современному человеку? (Рассматриваем виды Петербурга).

- Почему же «необъяснимым холодом» веяло на Раскольникова от «великолепной панорамы» парадного Петербурга?

- Почему «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина?

Достоевскому лично, видимо, была свойственна острота переживания пространства. (Тем же он наделяет и Раскольникова). Писатель плохо чувствовал себя в Швейцарии. Пространство озера в Женеве, глухо ограниченного горами, действовало на него удручающе. Именно ограниченность пространства и сближает роман «Преступление и наказание» с народным театром. Не маскарад с его размахом, пышностью, весельем, а балаганный театр с небогатыми декорациями рисует Ф.М. Достоевский.

Пейзаж - Трактиры - Стены - интерьер - Вещи - Уличные стены.

1. Найдите все пейзажные зарисовки, определите настроение, которое они создают.

2. Особенности интерьера (каморка Мармеладовых, комната Раскольникова, квартира старухи-процентщицы и т.д.)

Краткое обобщение: пейзаж психологичен, так как создаёт ощущения безысходности, тупика; интерьер - обшарпанные обои жёлтого цвета, тряпьё и т.п., т.е. однообразные, тесные, сжимающие героя, выталкивающие его из себя комнаты, среди вещей нет разнообразия, тяготеют не к индивидууму, а к более общим определениям человека и его жизни.

Вывод учителя. Таким образом, писатель не прибегает к подробным описаниям с тем, чтобы продолжить ассоциативный ряд – дальше дороги нет. Вырисовывается образ ограниченного пространства: угол, стена – символ, знак жизни человека.

- Какие петербургские уличные сцены произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему?

Проблемный вопрос.

Обратим внимание на цвет. Какое желание возникает, глядя на калейдоскоп петербургской жизни?

- Есть ли прямой выход из этого замкнутого пространства? (У Достоевского же действие только начинается.)

- Какой это путь?

Вывод учителя.

Деклассированные герои Достоевского обычно стоят на рубеже своей судьбы, когда они должны сделать решительный выбор поступка, жизненного пути. В обществе, где деньги контролируют мораль, личность становится примитивной. Поэтому выход из сложившегося положения – это путь «кривды», по которому и идут герои Достоевского. Современное общество и современный человек «ненормальны» и нездоровы.

- Так что же «спасёт мир»?

Подведение итогов урока.

Первые же страницы романа переносят читателей в один из переулков Петербурга близ Сенной площади. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль...» Духота петербургских трущоб – частица общей атмосферы романа, душной и безысходной. Есть какая-то связь между исступленными мыслями Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким, давящим потолком. Эта каморка - прообраз более грандиозной, но столь же душной «каморки» большого города. Недаром одна из героинь романа говорит о том, что на улицах Петербурга словно в комнатах без форточек. Картину тесноты, удушливой скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе. Люди относятся друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую историю своей жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна. В романе возникает образ Петербурга мертвенно-холодного, равнодушного к судьбе человека. «Необъяснимым холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

В духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир развертывается потрясающая драма жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных условиях. Достоевский воссоздает глазами Раскольникова особое, преступное состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру «оказываются неприложимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности». Герои попадают в ситуации, где «точное соблюдение этих правил и предписаний» невозможно. Не пойди Сонечка Мармеладова на улицу - умерли бы с голоду ее братишка и сестренка, чахоточная мачеха и пьяница отец. Даже самоубийство как достойный исход исключено в ее положении. Добро Сони по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Нравственная гармония тут попросту недостижима, а стремление к ней оборачивается, бесчеловечностью. По словам Сонечки, Катерина Ивановна «не замечает того, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается». Жизнь ставит героев романа в такие тупики, когда «безнравственным» становится неукоснительное требование нравственности. Любимая сестра Раскольникова Дуня готова выйти замуж не по любви за циничного дельца Лужина, с тем, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить курс в университете: Раскольников попадает в положение, аналогичное положению Сонечки Мармеладовой. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее...»

Таким образом, жизнь не только не уводит героя от обдуманного решения, а как будто специально еще и еще раз наталкивает на него.

Домашнее задание.

  1. Ответить на вопрос: «Как же образ созданного Ф.М. Достоевским Петербурга влияет на ваше отношение к преступлению Р. Раскольникова?»

  2. Подготовить материалы по теме: «Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума».

  1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описа­ние комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2)

  2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)

  3. Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл. 4)

  4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1, гл. 5)

  5. Описание комнаты Сони (ч.4, гл. 4)

  6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)

  7. Катерина, Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)

  1. Подготовиться к беседе:

  1. Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)

  2. Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня. Так тому и быть!».)

  3. Подумать над вопросами: Какие противоречия в поведе­нии Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия? Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков? Мотивы пре­ступления?

  4. Перечитать разговор студента с офицером в распивоч­ной, о которой вспоминает Раскольников в ч.1, гл. 6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!