Урок №4
Тема урока: Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Проверка выполнения домашнего задания.
Ответить на вопрос: «Как же образ созданного Ф.М. Достоевским Петербурга влияет на ваше отношение к преступлению Р. Раскольникова?»
Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2) – Прослушивание в записи отрывка из радиоспектакля
Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)
Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл. 4)
Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1, гл. 5)
Описание комнаты Сони (ч.4, гл. 4)
Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)
Катерина, Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)
Беседа по вопросам:
Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)
Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня. Так тому и быть!».)
Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?
Как вы объясните эти противоречия?
Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?
Мотивы преступления?
Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о которой вспоминает Раскольников в ч.1, гл. 6.
Итак: В. Шкловский утверждает: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Согласны ли вы с этим утверждением?
Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.
Может быть, Раскольников был преступником по сути? Подтверждают ли его поступки все это? (Помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню).
Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.
Причины, побудившие Раскольникова к убийству:
Внешние - идеи, витающие в воздухе:
взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;
идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;
судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
Внутренние:
состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.
Для подведения итогов
Описывая внешность Раскольникова, Достоевский подчеркивает крайнюю степень его нищеты: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».
В комнатушке, в которой живет герой, - «крашеный стол в углу», на котором лежат запыленные тетради и книги, «неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях», старое ветхое пальто вместо одеяла. Хозяйка грозится выгнать Раскольникова на улицу, так как ему нечем платить за квартиру.
Средств к существованию Раскольников не имеет. Уроки, которые когда-то давал, он растерял из-за болезни, денег от жалкого пенсиона матери давно не получал, все имеющие какую-то ценность вещи давно заложены у ростовщиков. Он не ходит на занятия в университет, так как давно не платил за учебу. Ко времени начала действия герой находится в болезненном и раздраженном состоянии, потому что «второй день как уж он почти совсем ничего не ел», и уже всерьез подумывает о самоубийстве.
История жизни Раскольникова воспроизводится на фоне жизни таких же обездоленных, как и он. Его угнетает не только собственная бедность, но и всеобщая несправедливость жизни. Поэтому встреча героя с отставным чиновником Мармеладовым в мрачной и грязной распивочной закономерна. Раскольников слышит трагическую историю семьи: после смерти первого мужа гордая красавица Катерина Ивановна, оставшись одна с тремя детьми, «плача, рыдая и руки ломая», вышла замуж за пьяницу Мармеладова, потому что «некуда больше идти». Дочь Соня, чистая и невинная девушка, ради малолетних детей, больной и чахоточной мачехи вынуждена была пойти по «желтому билету», то есть стать проституткой. А Мармеладов, «пьяненький» и беспомощный, потерял службу и у Сони просит последние копейки.
История Мармеладовых вызывает сочувствие героя, он незаметно оставляет на окошке в их комнате несколько копеек. Но одновременно самопожертвование Сони и собственное сострадание вызывают у Раскольникова презрительное размышление о людях: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
Из письма матери Раскольников узнает, что его сестра Дуня собирается выйти замуж за Лужина, хотя «любви тут не может быть», «продает» себя ради будущности любимого брата и матери. Ее участь кажется Раскольникову ничуть не лучше участи Сони Мармеладовой: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - думает он о судьбе своей сестры. Принять такую жертву равносильно подлости, но и помочь сестре и матери Раскольников не в состоянии. «Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!» — решает он.
Встреча на бульваре с обманутой девушкой заставляет Раскольникова задуматься о ее судьбе. Вся ее будущая жизнь зримо встает перед ним: «Бедная девочка!.. Очнется, поплачет, потом мать узнает... Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит... Потом тотчас больница... ну, а там опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три - калека, итого житья ей девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с... Разве я таких не видал? А как они делались? Да вот все так и делалось...»
Не может успокоить совесть Раскольникова рассудочное объяснение закономерности такого пути: «Такой процент, говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту, должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать». Он гонит от себя мысль, что и его Дунечка «как-нибудь в процент попадет!.. Не в тот, так в другой?..».
Вопросы для повторения:
1. Для чего вводит Достоевский в роман эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым? Как рассказ Мармеладова повлиял на решение Раскольникова об убийстве старухи?
2. Найдите в романе эпизод получения Раскольниковым письма от матери. Почему изменилось состояние Раскольникова после чтения письма?
Задание на дом:
Перечитайте часть I, глава VI, часть 3, глава V, часть 5, глава IV.
Подготовьте рассказы:
о теории Раскольникова (часть 3, глава V);
о разговоре студента и офицера, услышанном Раскольниковым (часть I, глава VI);
о сцене признания Раскольниковым в убийстве старухи и ее сестры Лизаветы Соне (часть 5, глава IV).
Ответить на вопросы:
Чем Раскольников обосновывает свою теорию?
Как он готовится к «пробе»?
Почему под топор Раскольникова автор подводит и беззащитную Лизавету?
2