СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Источник: интернет. " Преступление и наказание". Конспект урока № 4. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале содержится подробный конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Источник: интернет. " Преступление и наказание". Конспект урока № 4. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».»

Урок №4

Тема урока: Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

  1. Ответить на вопрос: «Как же образ созданного Ф.М. Достоевским Петербурга влияет на ваше отношение к преступлению Р. Раскольникова?»

  1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описа­ние комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2) – Прослушивание в записи отрывка из радиоспектакля

  2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)

  3. Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл. 4)

  4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1, гл. 5)

  5. Описание комнаты Сони (ч.4, гл. 4)

  6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)

  7. Катерина, Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)

  1. Беседа по вопросам:

  1. Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)

  2. Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня. Так тому и быть!».)

  3. Какие противоречия в поведе­нии Раскольникова вы обнаружили?

  4. Как вы объясните эти противоречия?

  5. Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

  6. Мотивы пре­ступления?

  7. Перечитать разговор студента с офицером в распивоч­ной, о которой вспоминает Раскольников в ч.1, гл. 6.

Итак: В. Шкловский утверждает: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Согласны ли вы с этим утверждением?

Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

     Может быть, Раскольников был преступником по сути? Подтверждают ли его поступки все это? (Помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню).

Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

      Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

  1. Внешние - идеи, витающие в воздухе:

взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);

тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;

судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

  1. Внутренние:

состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

  1. Для подведения итогов

Описывая внешность Раскольникова, Достоевский подчер­кивает крайнюю степень его нищеты: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем вы­ходить в таких лохмотьях на улицу».

В комнатушке, в которой живет герой, - «крашеный стол в углу», на котором лежат запыленные тетради и книги, «неуклю­жая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях», старое ветхое пальто вместо одеяла. Хозяйка грозится выгнать Раскольникова на улицу, так как ему нечем платить за квартиру.

Средств к существованию Раскольников не имеет. Уроки, которые когда-то давал, он растерял из-за болезни, денег от жал­кого пенсиона матери давно не получал, все имеющие какую-то ценность вещи давно заложены у ростовщиков. Он не ходит на занятия в университет, так как давно не платил за учебу. Ко вре­мени начала действия герой находится в болезненном и раздра­женном состоянии, потому что «второй день как уж он почти совсем ничего не ел», и уже всерьез подумывает о самоубийстве.

История жизни Раскольникова воспроизводится на фоне жизни таких же обездоленных, как и он. Его угнетает не только собственная бедность, но и всеобщая несправедливость жизни. Поэтому встреча героя с отставным чиновником Мармеладовым в мрачной и грязной распивочной закономерна. Раскольников слышит трагическую историю семьи: после смерти первого мужа гордая красавица Катерина Ивановна, оставшись одна с тремя детьми, «плача, рыдая и руки ломая», вышла замуж за пьяницу Мармеладова, потому что «некуда больше идти». Дочь Соня, чи­стая и невинная девушка, ради малолетних детей, больной и ча­хоточной мачехи вынуждена была пойти по «желтому билету», то есть стать проституткой. А Мармеладов, «пьяненький» и беспо­мощный, потерял службу и у Сони просит последние копейки.

История Мармеладовых вызывает сочувствие героя, он неза­метно оставляет на окошке в их комнате несколько копеек. Но одновременно самопожертвование Сони и собственное сострада­ние вызывают у Раскольникова презрительное размышление о людях: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Из письма матери Раскольников узнает, что его сестра Дуня собирается выйти замуж за Лужина, хотя «любви тут не может быть», «продает» себя ради будущности любимого брата и мате­ри. Ее участь кажется Раскольникову ничуть не лучше участи Со­ни Мармеладовой: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Со­нечка, пока мир стоит!» - думает он о судьбе своей сестры. При­нять такую жертву равносильно подлости, но и помочь сестре и матери Раскольников не в состоянии. «Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!» — решает он.

Встреча на бульваре с обманутой девушкой заставляет Рас­кольникова задуматься о ее судьбе. Вся ее будущая жизнь зримо встает перед ним: «Бедная девочка!.. Очнется, поплачет, потом мать узнает... Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с по­зором, пожалуй, и сгонит... Потом тотчас больница... ну, а там опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три - калека, итого житья ей девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с... Разве я таких не видал? А как они делались? Да вот все так и делалось...»

Не может успокоить совесть Раскольникова рассудочное объяснение закономерности такого пути: «Такой процент, гово­рят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту, должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать». Он гонит от се­бя мысль, что и его Дунечка «как-нибудь в процент попадет!.. Не в тот, так в другой?..».

Вопросы для повторения:

1. Для чего вводит Достоевский в роман эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым? Как рассказ Мармеладова повлиял на решение Раскольникова об убийстве старухи?

2. Найдите в романе эпизод получения Раскольниковым письма от матери. Почему изменилось состояние Раскольникова после чтения письма?

Задание на дом:

Перечитайте часть I, глава VI, часть 3, глава V, часть 5, глава IV.

Подготовьте рассказы:

  1. о теории Раскольникова (часть 3, глава V);

  2. о разговоре студента и офицера, услышанном Расколь­никовым (часть I, глава VI);

  3. о сцене признания Раскольниковым в убийстве старухи и ее сестры Лизаветы Соне (часть 5, глава IV).

Ответить на вопросы:

  1. Чем Раскольников обосновывает свою теорию?

  2. Как он готовится к «пробе»?

  3. Почему под топор Раскольникова автор подводит и без­защитную Лизавету?




2