СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Источники излучения и международные нормы безопасности

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Положения международных норм безопасности при работе с источниками излучения

Просмотр содержимого документа
«Источники излучения и международные нормы безопасности»

ИСТОЧНИКИ ИЗЛУЧЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Со дня открытия Анри Беккерелем явления радиоактивности прошло более 120 лет.

Источники излучения в различных формах используются в различных сферах нашей жизни начиная от энергетики и заканчивая криминалистикой, таможенной службой и искусствоведением.

Именно поэтому одной из проблем современной технологической цивилизации является обеспечение радиационной безопасности человека и окружающей среды.

Согласно современному подходу к образованию основной целью современного учебника является усиление практической направленности обучения, связь школьного образования с жизнью.

Таким образом совершенно понятно, что в современной учебнике должны рассматриваться вопросы взаимодействия излучения с веществом, биологическое действие радиоактивных излучений и основы дозиметрии

Биологическое действие радиоактивных излучений и основы дозиметрии рассматриваются в уроку 55 в одном из комплектов видеоуроков для 11 класса.

К сожалению урок содержит явные ошибки, неверные положения и некорректные определения, которые уменьшают качество приведенной информации.

Детально комментарии к уроку будут приведены в отдельном файле, а здесь я только отмечу, что в уроке используется устарелая информация по дозиметрии (информация по экспозиционной дозе и единице измерения Рентген – в настоящее время не используется; понятие предельно допустимой дозы не используется) не приведены пределы дозы для населения, не указаны источники техногенного фона, утверждается, что единица Грей названа в честь английского физика Стивена Грея (1666-1736 гг.) и при этом почему-то авторов урока совершенно не удивили годы жизни да и приведенное изображение С. Грея.


Ниже приведена информация, которая может быть интересна учителю, который рассматривает на уроке вопросы обеспечения радиационной безопасности и основам дозиметрии

Если буду необходимы какие-либо пояснения , то можно обращаться на сайте МУЛЬТИУРОК



Одним из основных международных документов по обеспечению радиационной безопасности является документ :

РАДИАЦИОННАЯ ЗАЩИТА И БЕЗОПАСНОСТЬ ИСТОЧНИКОВ ИЗЛУЧЕНИЯ:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОСНОВНЫЕ НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

МАГАТЭ, ВЕНА, 2015 ГОД


В этом документе поясняется, что:


Радиоактивность – это естественное явление, и в окружающей среде присутствуют природные (естественные) источники излучения. Ионизирующие излучения и радиоактивные вещества с пользой применяются во многих сферах – от производства энергии до использования в медицине, промышленности и сельском хозяйстве. Радиационные риски, которым в результате этих применений могут подвергаться работники, население и окружающая среда, подлежат оценке и должны в случае необходимости контролироваться. Поэтому такая деятельность, как медицинское использование радиации, эксплуатация ядерных установок, производство, перевозка и использование радиоактивных материалов и обращение с радиоактивными отходами, должна осуществляться в соответствии с нормами безопасности.

Регулированием вопросов безопасности занимаются государства. Однако радиационные риски могут выходить за пределы национальных границ, и в рамках международного сотрудничества принимаются меры по обеспечению и укреплению безопасности в глобальном масштабе посредством обмена опытом и расширения возможностей для контроля опасностей, предотвращения аварий, реагирования в случае аварийных ситуаций и смягчения любых вредных последствий.

Государства обязаны проявлять должную осмотрительность и соответствующую осторожность, и предполагается, что они будут выполнять свои национальные и международные обязательства.

Международные нормы безопасности содействуют выполнению государствами своих обязательств согласно общим принципам международного права, например, касающимся охраны окружающей среды. Кроме того, международные нормы безопасности укрепляют и обеспечивают уверенность в безопасности и способствуют международной торговле.


Система защиты и безопасности

Как указывается в Основополагающих принципах безопасности» [1], «основополагающая цель безопасности – это защита людей и охрана окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения». Данная цель должна достигаться без неоправданного ограничения эксплуатации установок или осуществления видов деятельности, связанных с радиационными рисками5. Поэтому задача системы защиты и безопасности ‒ обеспечивать оценку, регулирование и контроль облучения, чтобы снизить радиационные риски, в том числе риски воздействия на здоровье и риски для окружающей среды, до реально достижимого уровня.


Принцип 1. Ответственность за обеспечение безопасности

Главную ответственность за обеспечение безопасности должны нести лицо или организация, которые отвечают за установку и деятельность, связанные с радиационными рисками.

Принцип 2. Роль правительства

Должен быть создан и совершенствоваться эффективный правовой и правительственный механизм обеспечения безопасности, включающий независимый регулирующий орган.

Принцип 3. Руководство и управление в интересах обеспечения безопасности

Необходимо создать и совершенствовать систему эффективного руководства и менеджмента в интересах обеспечения безопасности в организациях, занимающихся радиационными рисками, и на установках и в деятельности, связанных с радиационными рисками.

Принцип 4. Обоснование установок и деятельности

Эксплуатация установок и деятельность, связанные с радиационными рисками, должны приносить общие положительные результаты.

Принцип 5. Оптимизация защиты

Необходимо оптимизировать защиту, чтобы обеспечить наивысший уровень безопасности, который может быть реально достигнут.

Принцип 6. Ограничение рисков в отношении физических лиц

Меры по контролю за радиационными рисками должны обеспечивать, чтобы ни одно физическое лицо не подвергалось неприемлемому риску нанесения вреда.

Принцип 7. Защита нынешнего и будущих поколений

Нынешнее и будущее население и окружающая среда должны быть защищены от радиационных рисков.

Принцип 8. Предотвращение аварий

Необходимо предпринимать все практически возможные усилия для предотвращения и смягчения последствий ядерных или радиационных аварий.

Принцип 9. Аварийная готовность и реагирование

Должны быть приняты меры по обеспечению аварийной готовности и реагирования в случае ядерных или радиационных инцидентов.

Принцип 10. Защитные меры по уменьшению имеющихся или нерегулируемых радиационных рисков

Защитные меры по уменьшению имеющихся или нерегулируемых радиационных рисков должны быть обоснованы и оптимизированы.


6 Термин «установки и деятельность» ‒ это общий термин, охватывающий любую деятельность человека, в результате которой люди могут подвергаться радиационным рискам, вызываемым природными (естественными) или искусственными источниками.

Термин «установки» включает: ядерные установки; облучательные установки; некоторые предприятия по добыче и обработке сырьевых материалов, например урановые рудники; установки для обращения с радиоактивными отходами; а также любые другие места, где образуются, обрабатываются, используются, подвергаются физическому манипулированию, хранятся или захораниваются радиоактивные материалы или же где установлены генераторы излучений, в таких масштабах, при которых требуется учитывать факторы защиты и безопасности. Термин «деятельность» включает: производство, использование, импорт и экспорт источников излучения для промышленных, исследовательских и медицинских целей: перевозку радиоактивного материала; снятие с эксплуатации установок; деятельность по обращению с радиоактивными отходами, такую как осуществление сбросов; а также некоторые аспекты мероприятий по восстановлению площадок, загрязненных остаточными веществами от прошлой деятельности.

Эксплуатация установок или осуществление деятельности, в результате которых появляется новый источник излучения, меняются характеристики или вероятность облучения, должны быть обоснованы, исходя из того, что предполагаемая индивидуальная или социальная польза должна перевешивать возможный ущерб. Сравнение ущерба и пользы зачастую выходит за рамки вопросов обеспечения защиты и безопасности и включает также рассмотрение экономических, социальных и экологических факторов.


Особого подхода требует применение принципа обоснования к медицинскому облучению. Всеобъемлющее обоснование медицинского облучения основано на постулате, что применение излучений в медицине приносит больше пользы, чем вреда. Следующий уровень, однако, предполагает необходимость проведения уполномоченным органом в области здравоохранения совместно с соответствующими профессиональными организациями общего обоснования конкретной радиологической процедуры. Это касается обоснования новых технологий и методов по мере их появления. Последний уровень обоснования – это рассмотрение целесообразности применения радиологической процедуры к конкретному индивидууму. Посредством применения руководств по направлению пациентов на радиологическую процедуру, разработанных профессиональными организациями и уполномоченными органами в области здравоохранения, следует учитывать конкретные цели облучения, клинические обстоятельства и индивидуальные особенности пациента.


Оптимизация защиты и безопасности, когда она применяется в отношении облучения персонала и населения, а также лиц, обеспечивающих уход и комфортные условия пациентам, которые подвергаются радиологическим процедурам, – это процесс обеспечения того, чтобы вероятность и мощность дозы облучения и число облучаемых лиц были на разумно достижимом низком уровне с учетом экономических, социальных и экологических факторов. Это означает, что уровень защиты будет в сложившихся обстоятельствах максимально возможным.

Оптимизация – это ориентированный на будущее и повторяющийся процесс, требующий принятия решений по вопросам качества и количества.


Как и в случае с обоснованием, применение принципа оптимизации в отношении медицинского облучения пациентов и добровольных участников программы биомедицинских (медико-биологических) исследований требует особого подхода. Слишком малая доза облучения

может быть столь же плоха, как и слишком высокая доза облучения, поскольку результатом может быть невылеченный рак или неприемлемое для диагностики качество полученных изображений. Принципиально важно, чтобы медицинское облучение приносило требуемый результат.


В ситуациях планируемого облучения доза и риски контролируются, чтобы обеспечить непревышение установленных пределов дозы для профессионального облучения и облучения населения, а для достижения желаемого уровня защиты и безопасности применяется оптимизация.



Типы ситуаций облучения

В целях установления практических требований по обеспечению защиты и безопасности в настоящих Нормах ситуации облучения подразделяются на: ситуации планируемого облучения, ситуации аварийного облучения и ситуации существующего облучения.

В совокупности эти три типа ситуаций облучения охватывают все ситуации облучения, к которым применяются настоящие Нормы:


a) ситуация планируемого облучения – это ситуация облучения, которая возникает в результате запланированной эксплуатации источника или запланированной деятельности, которая приводит к облучению от источника. Поскольку меры по обеспечению защиты и безопасности могут быть приняты до начала осуществления соответствующей деятельности, сопутствующее облучение и вероятность его возникновения могут быть ограничены с самого начала. Основное средство контроля облучения в ситуациях планируемого облучения –это надлежащее проектирование установок, оборудования и рабочих процессов, а также обучение. В ситуациях планируемого облучения может ожидаться облучение на некотором уровне. Если неизбежность облучения не предполагается, но оно может произойти в результате аварии или события, либо последовательности событий, которые могут произойти, но не являются неизбежными, то такое облучение называется «потенциальным облучением»;


б) ситуация аварийного облучения – это ситуация облучения, которое возникает в результате аварии, злонамеренного действия или любого другого непредвиденного события и требует немедленных действий в целях недопущения или уменьшения неблагоприятных последствий.

До того как возникнет ситуация аварийного облучения, необходимо предусматривать превентивные меры и меры по смягчению ее последствий. Когда же ситуация аварийного облучения действительно возникает, уменьшить облучение можно только путем принятия защитных мер;


в) ситуация существующего облучения – это ситуация, в которой облучение уже существует, когда требуется принять решение о необходимости контроля. К ситуациям существующего облучения относятся ситуации облучения от естественного фонового излучения. К ним также относятся ситуации облучения от остаточного радиоактивного материала, сохранившегося после предыдущей деятельности, которая не подлежала регулирующему контролю, или после ситуации аварийного облучения.

Если событие или последовательность событий, которые учитываются в оценке потенциального облучения, действительно наступают, они могут рассматриваться как ситуация планируемого облучения или – при объявлении аварии – как ситуация аварийного облучения.



Приведенного выше описания трех типов ситуаций облучения не всегда достаточно для однозначного определения, к какому типу относятся те или иные условия. Например, ситуация аварийного облучения постепенно со временем может переходить в ситуацию существующего облучения, а некоторые виды облучения от природных (естественных) источников могут иметь некоторые характеристики ситуаций как планируемого, так и существующего облучения. В настоящих Нормах тип облучения, который в наибольшей степени соответствует тем или иным условиям, определяется с учетом практических соображений. Для целей настоящих Норм требования в отношении облучения экипажей воздушных судов космическим излучением, изложены в разделе 5, посвященном ситуациям существующего облучения.

Облучение экипажей космических летательных аппаратов вследствие воздействия космического излучения происходит в исключительных условиях и рассматривается в разделе 5 отдельно.


































Приложение III


ПРЕДЕЛЫ ДОЗЫ В СИТУАЦИЯХ ПЛАНИРУЕМОГО ОБЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЛУЧЕНИЕ


III.1. Для профессионального облучения работников в возрасте старше 18 лет устанавливаются следующие пределы дозы:

а) эффективная доза 20 мЗв в год, усредненная за пять последовательных лет66 (100 мЗв за 5 лет), и 50 мЗв за любой отдельный год;

b) эквивалентная доза в хрусталике глаза 20 мЗв в год, усредненная за пять последовательных лет (100 мЗв за 5 лет), и 50 мЗв за любой отдельный год;

с) эквивалентная доза в конечностях (кистях рук и стопах ног) или в коже67 500 мЗв в год. В случае профессионального облучения работницы, уведомившей о беременности или о кормлении грудью (пункт 3.114), применяются дополнительные ограничения.


III.2. Для профессионального облучения учеников в возрасте от 16 до 18 лет, которые проходят обучение в целях последующего получения работы, связанной с излучением, и для облучения учащихся в возрасте от 16 до 18 лет, которые пользуются источниками в процессе своего обучения,

устанавливаются следующие пределы дозы:

а) эффективная доза 6 мЗв в год;

b) эквивалентная доза в хрусталике глаза 20 мЗв в год;

с) эквивалентная доза в конечностях (кистях рук и стопах ног) или в

коже 150 мЗв в год.




ОБЛУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ


III.3. Для облучения населения устанавливаются следующие пределы дозы:

а) эффективная доза 1 мЗв в год;

b) в особых обстоятельствах68 может применяться более высокая величина эффективной дозы за отдельный год при условии, что средняя эффективная доза за пять последовательных лет не превышает 1 мЗв в год;

с) эквивалентная доза в хрусталике глаза 15 мЗв в год;

d) эквивалентная доза в коже 50 мЗв в год.




ИНФОРМАЦИЯ О МАГАТЭ:

Международное агентство по атомной энергии (сокр. МАГАЕЭ, англ. International Atomic Energy Agency, сокр. IAEA) — международная организация для развития сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии. Основана в 1957 году. Штаб-квартира расположена в Вене (Международный Венский центр).

МАГАТЭ создано в соответствии с решением ООН от 4 декабря 1954, входит в систему ООН, с которой связано специальным соглашением; ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН и, при необходимости, — Совету Безопасности ООН.

Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.


Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение, как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. АГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН. При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

В функции Агентства входит:

поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии;

поощрение обмена научными достижениями и методами;

формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях;

разработка, установление и адаптация норм в области здравоохранения и безопасности[1].

Устав МАГАТЭ был утверждён на учредительной конференции в Нью-Йорке 26 октября 1956 года и вступил в силу 29 июля 1957.

МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

МАГАТЭ и нераспространение ядерного оружия

Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ — обеспечение нераспространения ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия.

С заключением ДНЯО его участники, не обладающие ядерным оружием, обязались заключить с Агентством соглашения, которые предусматривают осуществление контроля МАГАТЭ в отношении всей их мирной ядерной деятельности.

Департамент гарантий, созданный в рамках Секретариата МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными установками и материалами путём изучения соответствующих учётных документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых точках» установок. В этих целях широко практикуется направление инспекторов на места.