СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Источники света

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Источники света»

Дата: 15.05.2023г. 8-класс

Тема: Источники света. Распространение света

Цели урока: формирование понятий свет, световой луч; знакомство учащихся с различными видами источников света, объяснить природу солнечных и лунных затмений.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Первые представления древних ученых о том, что такое свет, были весьма наивны. Считалось, что из глаз выходят особые тонкие щупальца и зрительные впечатления возникают при ощупывании ими предметов. Такие крупнейшие ученые и философы, как Евклид, Птолемей и многие другие придерживались её.

Другие философы, наоборот, считали, что лучи испускаются светящимся телом и, достигая человеческого глаза, несут на себе отпечаток светящегося предмета. Такой точки зрения держались атомисты Демокрит, Эпикур, Лукреций.

Кто прав?

Свет исключительно важен для каждого человека. Благодаря ему мы ориентируемся в пространстве, видим окружающий нас мир. Свет воспринимается органом зрения - глазом, который устроен так, что находящиеся вокруг предметы мы видим цветными.


3. Постановка проблемы, формулирование темы урока

У Козьмы Пруткова есть афоризм: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью”. Прав ли Козьма Прутков? Почему?

Тема нашего урока: «Источники света. Распространение света»


4. Изучение нового материала.


В начале беседы знакомим учащихся с понятием, что такое свет, источники света,

видами источников света в природе и технике.

Демонстрация источников света: горящая свеча, электрические лампы (накаливания, светодиодная) фонарик

Используя материал учебника учащиеся классифицируют источники света, схема для заполнения проецируется на экране.



Проверяем правильность заполнения. Обращаем внимание учащихся на то, что источники света могут быть как самостоятельные (Солнце), так и отражающие (Луна) (Возвращаемся к афоризму Козьмы Пруткова). Луна является источником света только тогда, когда отражает падающий на неё солнечный свет. Мы видим не светящиеся предметы потому, что отраженный от них свет попадает к нам в глаза.

Естественные источники света (их свечение не зависит от воли человека) издавна привлекали к себе людей; они вдохновляли поэтов, художников, композиторов, мыслителей.

В области искусственного освещения человечество прошло путь от пламени костра до лампы дневного света и лазера.

Демонстрация источников света: горящая свеча, электрические лампы (накаливания, светодиодная) фонарик, лазерная указка.

На практике все источники имеют свои размеры. Удивительными тепловыми источниками являются звезды — небесные тела огромного размера. Многие из них гораздо больше Солнца. Так как звезды находятся от нас очень далеко, то на небе они видны как светящиеся точки. О таких объектах говорят как о точечных источниках света.

Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта.

Физкультминутка


Эксперимент: включим лампочку.


Вопросы учащимся:

Поднимите руку те, кто видит свет от лампочки.

В каком направлении распространяется свет?


Учащиеся. По всем направлениям.


Линия, вдоль которой распространяется световая энергия, называется световым лучом.

Существует, также, такое понятие, как световой пучок. Световым пучком называют область пространства, в пределах которой распространяется свет.


Свет в однородной среде от источника распространяется прямолинейно и во все стороны.


Демонстрация видеофрагмента


Прямолинейное распространение света - факт, установленный в глубокой древности. Об этом писал еще основатель геометрии Евклид (300 лет до нашей эры).

Древние египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн по прямой линии. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные.


Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени.


Опыт: взять источник света (фонарик в телефоне), экран и между ними поместить непрозрачный предмет.

Что вы видите?

(на экране появится темное изображение его очертаний – тень.)

Что такое тень?


Тень – область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света.


Почему образование тени служит доказательством прямолинейности распространения света?

Зависит ли размер тени от расстояния до источника света?


Размеры тени зависят от расстояния до источника света. При приближении источника света размеры тени возрастают. При увеличении расстояния между источником и предметом размеры тени уменьшаются до размеров предмета.


А что такое полутень?


Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.


Образование тени и полутени объясняются солнечные и лунные затмения. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в её тень, то наблюдается лунное затмение.


Демонстрация видеофрагмента


5. Закрепление изученного.

Приведите пример источника света и назовите группу, к которой он принадлежит по происхождению.

Когда за окно на улице стемнело, в комнате включили лампу. Выберите правильное утверждение

  1. Лампа является естественным источником света

  2. Свет лампы распространяется в воздухе прямолинейно

  3. Свет лампы огибает встречаемые препятствия


В каком случае изображено лунное затмение, в каком – солнечное?

Или

Покажи на схемах солнечного и лунного затмений, как эти природные явления доказывают прямолинейность распространения света



5. Подведение итогов. Рефлексия

Значение света в познании окружающего мира велико. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. 90% информации человек получает благодаря зрению. Сегодня мы познакомились со световыми явлениями и различными источниками света, на следующих уроках мы рассмотрим особенности и закономерности распространения света.


Ученики получают карточку с заданием «Продолжи фразу»:

  • Мне было интересно…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс