СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Истоки индустриальной цивилизации

Нажмите, чтобы узнать подробности

До сих пор речь шла об аграрных цивилизациях Запада, Востока и Америки. Вплоть до XVI в. западная цивилизация во многих отношениях отставала от восточных. Однако на рубеже XV – XVI вв. в европейском обществе произошли такие изменения, которые привели к смене типа цивилизации.  Среди этих изменений первенствующее значение имели изменения социокультурного порядка, которые обычно обозначают понятием «Возрождение». Сам термин в привычном нам смысле слова (Rinascita по-итальянски, Renaissance по-французски) предложил   Дж. Вазари (1511 – 1574 гг.) еще в середине XVI в. Культура Возрождения оценивалась и оценивается в историографии весьма по-разному. Одни историки превозносят эту культуру как открывшую новую эпоху, новые идеи права, свободы, демократической организации общества. Другие, напротив, возлагают на эту культуру ответственность за разрушение устоев морали, нравственности, церкви, семьи; они склонны даже менять термин «Возрождение» на «Вырождение» ( Л. П. Карсавин). При всей разности взглядов, обе позиции сходятся в том, что эпоха Возрождения была качественно иной по сравнению с эпохой средних веков.  Первое принципиальное отличие заключается в антропоцентричной картине мира. Антропоцентризм подразумевает выдвижение человека в центр мироздания. Лучшей иллюстрацией такого положения могут служить рассуждения руководителей Платоновской академии во Флоренции, Марсилио Фичино (1433 – 1499 гг.) и Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494 гг.) в конце XV в.: человек сотворен Богом наполовину и помещен в центр мира; дальнейшее досотворение зависит от самого человека; если он будет делать выбор в пользу добра, то он возвысится до уровня ангелов и даже Бога, если же он будет делать выбор в пользу зла, то он деградирует, упадет до уровня скота.  Другой иллюстрацией антропоцентризма может служить теория прямой перспективы, открытая Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Брунеллески (1377 – 1446 гг.) и другими живописцами XV в. Согласно этой теории видимые объекты уменьшаются, чем дальше от художника и зрителя они находятся. Здесь ощущается отчетливое осознание человеком XV в. своего центрального положения, от его глаза оцифровывается пространство как реальное, так и иллюзорное в картине до бесконечности, в которой все линии зрения оптически соединяются в точку. Антропоцентризм был неведом средневековью, основанному на теоцентризме, и тем более – восточным культурам. Нет надобности подчеркивать, что именно этот новый мировоззренческий принцип обусловил небывалую активность человека европейского Возрождения и редкий динамизм европейского общества XV – XVII вв. Человек осознал себя творцом, мастером, сравнимым с Первотворцом, Небесным мастером; он способен не только создавать искусственный мир вокруг себя, но и творить самого себя, восходя до статуса Бога.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!