СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Историческая эпоха в поэме "Песня о купце Калашникове ..." М.Ю. Лермонтова (1 урок)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Историческая эпоха в поэме "Песня о купце Калашникове ..." М.Ю. Лермонтова (1 урок)»

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: «Историческая эпоха в «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова (1 урок)

1) Введение в тему

- Ребята, сейчас вы прослушаете фрагменты биографии и скажете, о каком поэте пойдет речь сегодня на уроке:

- Мать Мария Михайловна Арсеньева, отец - капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Детские годы с марта 1815 года прошли в селе Тарханы Пензенской губернии в имении бабушки Е.А.Арсеньевой. В возрасте 21 года скоропостижно скончалась мать будущего поэта, далее последовала ссора хозяйки Тархан Елизаветы Алексеевны с Юрием Петровичем, и на девятый день после смерти жены он вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово. Этот факт сильно омрачал детские годы мальчика, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой.

- В 1827 году приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник»

- После окончания пансиона поступил в Московский университет, но на 2-м курсе провалил экзамены, переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провел «два страшных года».

- Так о ком же сегодня пойдет речь на уроке?

Слайд 1 (портрет М.Ю. Лермонтова)

2) Открытие нового знания.

–Это замечательный поэт, произведения которого мы изучали в 5и 6 классах, и сейчас мы посмотрим , насколько хорошо вы помните эти произведения.

- Ребята, перед вами на столе лежат распечатки отрывков из произведений разных поэтов.(см. приложение 1). Найдите среди них те, что принадлежат перу М.Ю.Лермонтова, назовите их. («Три пальмы», «Утес», «Бородино»)

- Когда написано стихотворение «Бородино»? (1837 год). В нем поэт обращается к историческому прошлому России. Это стихотворение Лермонтов хотел показать А.С.Пушкину, именитому уже тогда, но не успел… 29 января 1837 года Пушкин умирает.

- Что произошло? ( Погиб на дуэли с Дантесом)

- Откликом на трагическую гибель поэта стало стихотворение «Смерть поэта», после которого Лермонтов проснулся знаменитым.

Чтение фрагмента стихотворения.

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж веселитесь…он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч , дивный гений,

Увял торжественный венок…

Стихотворение разошлось во множестве списков, один из которых, по свидетельству очевидцев, был доставлен Николаю 1. Лермонтова и его друга – литератора и этнографа Раевского арестовали и отдали под суд. 25 февраля 1837 года был вынесен приговор : « Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова … перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк», и в марте Лермонтов отправляется на Кавказ, где в то время находился данный полк.

- Ребята, чтобы понять, почему наказание за стихотворение было таким суровым, мы обратимся к эпохе, в которой жил и творил Лермонтов.

Лермонтовская эпоха (выступления подготовленных учащихся)

Слайд 2 (портрет Николая 1)

14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло восстание декабристов.

Слайд 3 ( картины восстания)

Лучшие люди того времени, умные, интеллигентные, беззаветно любящие свою Родину, выступили в защиту народа, они хотели освободить его от крепостного права.

Восстание было жестоко подавлено: 5 декабристов( Рылеев, Бестужев, Муравьев-Апостол, каховский и Пестель) были казнены.

Слайд 4 (сцена казни)

Остальные сосланы в Сибирь. Николай 1 стремился превратить всю Россию в огромную казарму. С этой целью указом от 3 июли 1826 года в составе « собственной его величества канцелярии» было учреждено « III отделение» со специальным заданием: вести беспощадную борьбу со всякого рода революционными организациями и свободомыслящими людьми, подавлять неугодные царю настроения и идеи. Начальником отделения был назначен граф Беккендорф, в распоряжение его был предоставлен особый корпус. Начинается новая эпоха в России – эпоха произвола и деспотизма.

Закрывались учебные заведения, а те, которые были, занимались, в 1-ю очередь, подготовкой военных, офицеров для службы в армии.

30-е годы 19 века – это время разгула николаевской реакции. Все это дало возможность М.Ю. Лермонтову называть этот период эпохой безвременья.

В таких условиях мрачной николаевской действительности, стремясь найти ответы на волнующие его вопросы современности , поэт обращается к историческому прошлому России. У Лермонтова стремление узнать историю страны соединяется с восхищением устным народным творчеством.

В 1830-м году он пишет в своем дневнике : « Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде не буду ее искать, как в русских песнях. В них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности» .

На Кавказе, в Тарханах, среди русских просторов, прошли первые 13 лет жизни М.Ю. Лермонтова. В Тарханах слышал он народные песни, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о волжских разбойниках, об атамане Разине и Емельяне Пугачеве, о героях войны 1812 года. Зимой на замерзшем пруду устраивались кулачные потехи: молодые ребята –дворня и деревенские сходились стенка на стенку. Под Троицу дворовые девушки отправлялись в лес, ломали молодые березки , плели венки, водили хороводы. И Миша Лермонтов с ними. У народа учился он чистой русской речи, а потом написал единственную в своем роде «Песню…» «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей ему выходить из комнаты» ( свидетельство А.А.Краевского)

- Давайте вспомним, о чем же это произведение, которое вы читали летом?

- Исследователи считают, что у «Песни..» 2 источника ( слайд 5,6)

а) «История государства Российского», написанная Карамзиным;

б) Фольклорный источник - исторические песни об Иване Грозном, повествующие о реальных исторических деятелях. Читая исторические песни, мы видим, что и в них. И в поэме царь изображается страшным человеком, подозрительным, но по-своему справедливым, щедрым к своим приближенным, умеющим держать слово (записать в тетрадь)

- Ребята, в художественных произведениях на историческую тему присутствуют и реальные , и вымышленные персонажи. Какой персонаж в «Песне..» является реальным?

- За что он получил такое прозвище? ( За свою суровость и жестокость)

- А почему же именно к его времени правления обращается Лермонтов?

- Мы попробуем ответить на этот вопрос после того, как прослушаем небольшое сообщение, подготовленное ребятами.

Слайд 7 ( Иван Грозный (1530-1584)

Иоанну исполнилось 13 лет, когда он стал круглой сиротой. Рождённый с пылкою душой, редким умом, большой силой воли, он имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало в нем дары природы. С ранних лет, видя буйство вельмож, ослеплённых властолюбием, он не только для себя, но и для миллионов готовил несчастие своими пороками.

Царь Иоанн стал великим князем московским в 1553 году. В 1547 он принял царский титул, сделавшись, таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нём же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем « изменников-бояр».

В декабре 1564 года Иоанн IV со своим двором отправился на богомолье праздновать день Николы Зимнего (Чудотворца). Необычным было то, что его сопровождало много людей. Возвращение двора затянулось, а 3 января 1565 года в Москву пришло известие, что Иоанн IV отказывается от царства. Это вызвало панику. На церковном соборе было решено послать делегацию в Александрову слободу ( ныне здесь расположен город Александров).

5 января Иоанн IV позволил уговорить себя вернуться на царство, но с двумя условиями:

1) казнить тех, кого почтет изменниками;

2) ему выделят удел (опричнину) в государстве.

В итоге вся страна разделилась на две части : одна называлась « земщиной », там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править. Другая получила название « опричнина» - здесь власть царя была безраздельна. Синонимом опричнины становится кровопролитие. Опричникам было позволено все: убивать, грабить людей, разорять монастыри, в том числе и на территории земщины, хотя земским на территорию опричнины въезжать было запрещено. В своих чёрных кафтанах, с притороченной к седлу песьей головой и метлой, они наводили ужас на людей.

Слайд 8 ( опричник)

Записи в тетради

Опричник – дворянин, состоящий в опричнине.

Опричнина- войско, созданное Иваном Грозным для борьбы с боярами. Называли себя царскими людьми, наводили на всех ужас.

- Почему атрибутами опричников являлись собачья голова и метла? Что они символизировали?

Учитель читает отрывок из «Князя Серебряного» А Толстого : « Метла у нас приседле, значит, мы Русь метем, выметаем измену из царской земли; а собачья голова – что мы грызем врагов царских»

Слайд 9 ( Малюта Скуратов)

Во главе опричников стоял Малюта Скуратов. Царь со своим опричниками провел множество казней своих противников или тех, кто ими казался. Позднее он отменил разделение на «земщину» и «опричнину», расправился с множеством опричных предводителей, а само слово « опричнина» запретил употреблять- настолько оно стало ненавистным для тогдашнего русского общества. Но он добился самого главного- ему удалось стать полным русским самодержцем в своем государстве, истребив и запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда Иоанн IV так и не смог выиграть войну за прибалтийские земли, а к концу его правления страна была настолько обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось крестьянам запрещать покидать своих помещиков, чтобы те просто не остались совсем без рабочих рук.

Страшен был гнев царя не только к чужим людям, но и к своим родным.

Слайд 10 ( Картина И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына»)

- Так почему жн такое страшное время выбирает для своего произведения Лермонтов?

- Дело в том, что Лермонтов сопоставляет эпоху правления Николая 1 и Ивана Грозного. И тот, и другой хотели полностью подчинить себе страну, при этом методы воздействия тоже были схожи-казни, ссылки, подавление воли людей, словом, оба царя внушали страх своему народу.

- Почему же автора интересует далекое прошлое Руси?

- В национальной истории Лермонтов искал богатырский дух, ярких личностей, которых ему не хватало среди современников. Молодое окружение поэта ние к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев.

- А кто в тексте « Песни..» является настоящим героем? Кто не побоялся царского гнева и вызвал опричника не на потешную битву, а на бой за честь семьи, за свою честь. ( Степан Парамонович Калашников)

3) Работа с текстом песни.

- Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине?

- Кто является исполнителем песен? (Гусляры)

Слайд 11 ( Гусляры)

- Кто такие гусляры?

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории дней минувших, т рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать , своей особой поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца- это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать гусляров – эти деяния покрывают позором человека их совершившего.

Чтение 1 части ( до слов… семьею вскормлен Малютиной)

- Давайте прочитаем первую часть «Песни…». Да, мы с вами не гусляры, но , читая песню, мы должны делать это напевно, речетативом.

Слайд 12 ( сцена царского пира)

- Царь часть устраивал в своём дворце пиры ( трапезы) ля опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами. Ежедневно во дворце придумывали новые потехи, на которых грешно было быть трезвым. Многие бояре противились этому- над ними смеялись, их унижали, лили им на голову вино. Бояре и опричники на пирах рассаживались на строго отведенные места. Бывали случаи, что неугодных людей травили прямо на пиру, поднося чаши с отравленным вином. Целью царя было абсолютное подчинение своей власти. Но нужно отметить особое отношение царя к опричникам.

- Кто остался равнодушен к угощению царя?

-Как отреагировал царь на этот отказ?

- Найдите в этих строках изобразительно-выразительные средства. ( Сравнение- « Словно ястреб на голубя сизокрылого взглянул»)

- Что можно сказать , прочитав этот отрывок о характере Ивана Васильевича?

- С помощью каких художественных средств поэт создает такой характер?

Записи в тетради:

Рисуя облик Ивана Грозного, Лермонтов использует

- эпитеты : слово у царя грозное, очи зоркие, брови черные;

- сравнения с ястребом – безжалостной и хищной птицей.

4) Работа с картиной В.М. Васнецова « Иван Грозный» ( Слайд 13)

- Рассмотрите внимательно картину. Такой ли царь у Лермонтова, совпадают ли реальный и исторический образ и образ литературный?

- Где находится Иван Грозный?

-Что можно сказать о его фигуре?

- Обратите внимание на лицо царя. Какое оно?

- Что привлекает внимание , когда мы всматриваемся в лицо царя?

- Какие это глаза?

- Каков взгляд Ивана Грозного?

- Какие части лица указывают на мрачность, тяжелое настроение Ивана IV? ( Губы тонкие, густые, сросшиеся брови)

- Как одет царь?

- Что можно сказать о жестах героя картины?

Ученики записывают в тетради: Каким я представляю себе Ивана IV ?

Примерный план:

1. Кто и где изображен?

2. Фигура.

3. Лицо.

4.Одежда.

5.Жесты.

5) Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Почему поэт изображает 19 век, времена Ивана IV?

6) Оценки за урок.

7) Домашнее задание:

1) Дочитать «Песню …»

2) Подготовить устный рассказ об Иване IV ( можно воспользоваться записанным планом)

3) Выписать из текста устаревшие слова и объяснить их значение.( словарик устаревших слов)


Приложение

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
_____________________________________________________________________________

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
_____________________________________________________________________________

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!