Историческая игра «Пётр I и его славные дела »
Цель игры:
-углубить представление учащихся о деятельности Петра I и его реформах;
-активизировать интерес к углубленному изучению истории Отечества, прививать любовь к Родине.
Задачи:
-познакомиться с биографией и деятельностью Петра I;
- выяснить, какие изменения произошли в политической и духовной жизни общества в правление Петра I.
Подготовительная работа: каждый класс выставляет команду из 9 человек и придумывает ей название. Учащиеся должны повторить темы по учебнику А.А. Плешакова, Е. А. Крючковой ( система "Школа России».)
Игру ведет учитель. Она состоит из пяти этапов – конкурсов.
Ход игры.
- Поэт XIX в. Николай Огарев посвятил Петру I следующие строчки:
Вырос город на болоте,
Блеском суетным горя,
Пусть то было по охоте
Самовластного царя
Но я учту в Петре Великом
То, что он умен и смел,
В самовластье самом диком
Правду высмотреть сумел.
Сегодня мы будем говорить о Петре и его славных делах.
Конкурс 1. «Узнайте о ком, или о каких событиях идет речь».
Каждая команда получает отрывок из стихотворения. Нужно сказать, о чем в нем идет речь. За правильный ответ команда получае т ( 2 балла). Если игроки не могут ответить, то вопрос передается другой команде (1 балл)
Задание для 1-й команды:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющий душой
На троне вечный был работник
(Петр I)
Задание для 2-й команды:
…Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
(Санкт-Петербург)
Задание для 3- й команды:
На берегу реки Невы
Наш Петр заложил музей.
Коллекций много было там:
Посуды, чучел птиц, зверей,
Оружие, несметное богатство…
(Кунсткамера)
Конкурс 2 « Соотнесите понятия и их определения»
Каждая команда получает карточку, на которой записаны в левом углу понятия, а в правом – их определения, в разбросанном виде. Задание : соединить стрелками понятия и их определения (на выполнение отводится 5 минут). За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Проспект Город Святого Петра
Купец Первый музей в Петербурге
Санкт-Петербург Широкая и прямая улица
Кунсткамера Управлял губернией
Музей Богатый человек, занимающийся продажей товаров
Губернатор Здание, в котором хранятся предметы памятники старины
Конкурс 3. «Найдите ошибки в тексте»
Каждая команда получает карточку с текстом и исправляет допущенные в нем ошибки (время работы 5 мин)
1 команда:
Петр родился в семье царя Михаила Федоровича. Одевался скромно: носил простой немецкий кафтан и шляпу. Рост его был 2м 14 см. Прожил Петр 53 года. Очень любил соколиную охоту.
(Родился в семье царя Алексея Михайловича; рост – 2м 4 см; соколиную охоту не любил)
2 команда:
В 1700г. Россия начала войну со Швецией за вход в Белое море. В 1709 г. состоялась Полтавская битва. После победы в ней Петр стал называться императором. Семилетняя война закончилась в 1721г.
(Война со шведами велась за выход в Балтийское море; Петр стал императором в 1721 г., после окончания войны; в 1721 г. Закончилась Северная война)
3 команда:
Весной 1703г. На отвоеванных у Дании землях строится г. Санкт-Петербург. Улицы его были узкие и кривые. Город стал новой столицей России. Дома в нем строили только деревянные.
(Земли были отвоеваны у Швеции; улицы были широкими и прямыми; дома в Петербурге строили каменные, а если дом и стороился из дерева, то снаружи он должен был выглядеть как кирпичный)
Конкурс 4 «Отгадай загадку»
Несмотря на нововведения в общественной жизни – ассамблеи, новое летоисчисление, европейскую одежду, в России продолжили использовать те же самые предметы домашнего быта, что и в XVIIв. Давайте отгадаем их.
Отвечает та команда, игроки которой быстрее всех поднимут руки. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
Ни свет, ни заря
Пошло, согнувшись, со двора (Коромысло)
2.Рыба в море
Хвост на заборе. (Ковш)
3 . Собрались все голубки
Вокруг одной прорубки. (Ложки и миска)
4. Смастерили из досок
Ладный с крышкой теремок.
Гардеробом я служу,
Внутрь одежду положу. (Сундук)
5. Стоит столбом,
Горит огнем.
Ни жару, ни пожару (Свеча)
Конкурс 5 Кроссворд « Россия при Петре I»
Вопросы по горизонтали:
Как называлась война против Швеции? (Северная)
При ПетреI в России государственный орган, пришедший на смену приказу. (Коллегия)
Вопросы по вертикали:
На какой реке был построен Санкт-Петербург? (Нева)
Солдат русской армии при ПетреI (Рекрут)
Как звали отца Петра I ? (Алексей)
Дайте название области в петровскую эпоху. (Губерния)
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл. Жюри (ученики этого же класса) подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой и определяет победителя. Команда, занявшая I место получает медали « Знатоки истории» и отметку «5» в дневник, II и III место медали и отметку «4» в дневник.