Историческая литературно-музыкальная викторина,
посвященная Дню народного единства (4 ноября)
Цель: формирование у обучающихся знаний об истоках празднования Дня народного единства.
Задачи:
• Познакомить студентов с историей праздника День народного единства;
• Представить основных исторических персонажей, способствующих становлению Российской государственности;
• Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям российского народа;
• Создать условия для развития гражданской ответственности студентов, мировоззренческих убеждений обучающихся через осмысление ими исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Подготовительная работа
Подбор конкурсного сопровождения
Подготовка исторической справки в виде короткого фильма.
Ход мероприятия
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев
Поверг народ врагов-изгоев.
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднует свободу
И День единства навсегда! /Н. Майданик/
Ведущий: 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины против польских захватчиков. Давайте посмотрим фильм как это было (просмотр фильма – историческая справка). Все эти события происходили в Смутное время. Чтобы нам было интересно об этом говорить мы поиграем в историческую игру викторину, разделившись на 2 команды. Команды заранее подготовились по этой теме. Итак, первое что вам предстоит это назвать свою команду можете даже девиз придумать. Это не оценивается. А пока я представлю наше дорогое жюри:
Конкурс «Блиц-турнир». Каждой команде задается вопрос на него нужно быстро ответить, если ответа нет возможность ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ 1 балл.
В честь какого события отмечается День народного единства?
+ В 1612 г. народное ополчение освободило Москву от поляков-интервентов.
Какой собор сооружен в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?
+ Казанский собор в честь иконы Казанской божьей матери.
Когда и где был установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому?
+ в 1818 году посередине Красной площади на постаменте надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. Лет 1818.». А с 1930 года скульптура была перемещена и стоит теперь перед собором Василия Блаженного на Красной площади.
С какого года Россия начала отмечать День народного единства?
+ с 2005 года и в связи с этим был поставлен памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде.
Праздник какой иконы отмечает церковь 4 ноября?
+ Праздник Казанской иконы Божьей матери. С правления Алексея Михайловича в 1649 году празднование победы на польскими интервентами связывали с тем что именно Казанская икона Божьей матери помогла выгнать поляков и вплоть до 1917 года это был красный день в календаре т.е праздничный выходной.
Закончите пословицу: «Когда мы едины…»
+ мы непобедимы.
Чем закончилось Смутное время?
+ победой над поляками и началом царствования Михаила Романова.
В каком городе собиралось второе народное ополчение?
+ в Нижнем Новгороде
Как называлось государство поляков?
+ Речь Посполитая
Как называется опера Михаила Глинки, рассказывающая о событиях того времени?
+ «Иван Сусанин», первоначально «Жизнь за царя».
Конкурс. Текст содержит пробелы. Впишите в пробелы соответствующие действительности имена и названия. За каждый правильный ответ
«После смерти царя _____/Ивана Грозного/ московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний хилый да слабый, недолго процарствовал. Что стало с младшим, _______/Дмитрием/- неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца – тот, кто стал царем вместо него: ______/Годунов Борис Федорович/.
Этот царь много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича ________/Дмитрия/. А тут еще неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали _____/Смутой/.
Неожиданно в Литве объявился беглый монах _________/Григорий Отрепьев/ и назвал себя царевичем _______/Дмитрием/, чудесным способом спасшийся! Польский король «признал» его и дал войско- отвоевать «отцовский» престол. ________/Борис Годунов/ не успел навести порядок и умер. В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец остался в истории ______/Лжедмитрием1/ - государем оказался неплохим, полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его убили, заменив на другого, который тоже назвал себя царевичем _______/Дмитрием/.
А потом бояре надумали посадить на московский трон польского королевича ________/Владислава/.Отправили послов к польскому королю _______/Сигизмунду/. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!». Вот тогда и наступил конец терпению народа.
Рязанский князь ______/Прокопий Ляпунов/ собрал ополчение и двинулся на Москву. Но казаки убивают _______/Ляпунова/ и ополчение распадается.
Патриарх __________ /Гермоген/ призвал русский народ выступить против захватчиков. На призыв патриарха, которое облетело все русские города отозвался нижегородский купец ______/Кузьма Минин/. Он первым отдал на ополчение все свое богатство. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Во главе его стал князь _____/Дм.Пожарский/.
Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Князь _____/Дм. Пожарский/ оказался талантливым полководцем. А _____/К. Минин/ не жалея жизни сражался по стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил день победы! Когда наступили мирные времена, новый царь щедро наградил _____/Минина/ и____/Пожарского/. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на _____/Красной площади/ - в самом сердце России.
3 Конкурс. Расположите провозглашенных «царей» в хронологической последовательности, занятых ими трона.
_____________________________/В, Б,А, Г, Д/
А) В. Шуйский
Б) Лжедмитрий 1
В) Борис Годунов
Г) Владислав
Д) М. Романов
4 Конкурс. Установите соответствия.
Борис Годунов 1613-1645
Лжедмитрий1 1606-1610
Василий Шуйский 1604-1606
Михаил Романов 1598-1605
5 Конкурс Исключите лишнее в смысловых рядах
Неурожаи, смута, тушинский вор, самозванец, второй фронт, восстание холопов, законный царь, ополчение.
6 Конкурс Объясните термины и фразеологизмы:
Тушинские перелеты-
Оккупанты-
Самозванец-
Боярский царь-
7 Конкурс Исторический портрет.
Определите, кто из исторических деятелей изображен на портретах.
8 Конкурс пословиц и поговорок.
В честь праздника появилось на Руси много пословиц и поговорок. Некоторые из них мы вспомним сегодня. Вам нужно из частей составить пословицу и записать ее на плакат. Потом вы нам их прочитаете.
Худой мир лучше доброй ссоры
войной да огнем не шутят
войну хорошо слышать да тяжело видеть
вражда не делает добра
дружно за мир стоять- войне не бывать
мир- дело великое
Кому мир не дорог, тот нам и ворог
Без смелости не возьмешь крепости
Бей врага, не жалей батога
Честь солдата береги свято
Бей врага винтовкой, бей и сноровкой
Враг рядом бей его прикладом
Враг хотел пировать, а пришлось умирать
Если по-русски скроен, и один в поле воин
За край свой насмерть стой
К нам с пушками, от нас с клюшками
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит
Живя в мире не забывай о войне.
Ведущий Вот и подошла к концу наша викторина, посвященная Дню народного единства.
Подведение итогов викторины определение победителя.
3 Конкурс. Расположите провозглашенных «царей» в хронологической последовательности, занятых ими трона.
___________________________________
А) В. Шуйский
Б) Лжедмитрий 1
В) Борис Годунов
Г) Владислав
Д) М. Романов
4 Конкурс. Установите соответствия.
Борис Годунов 1613-1645
Лжедмитрий1 1606-1610
Василий Шуйский 1604-1606
Михаил Романов 1598-1605
5 Конкурс Исключите лишнее в смысловых рядах
Неурожаи, смута, тушинский вор, самозванец, второй фронт, восстание холопов, законный царь, ополчение.
6 Конкурс Объясните термины и фразеологизмы:
Тушинские перелеты-
Оккупанты-
Самозванец-
Боярский царь-
Худой мир лучше доброй ссоры
войной да огнем не шутят
войну хорошо слышать да тяжело видеть
вражда не делает добра
дружно за мир стоять- войне не бывать
мир- дело великое
Кому мир не дорог, тот нам и ворог
Без смелости не возьмешь крепости
Бей врага, не жалей батога
Честь солдата береги свято
Бей врага винтовкой, бей и сноровкой
Враг рядом бей его прикладом
Враг хотел пировать, а пришлось умирать
Если по-русски скроен, и один в поле воин
За край свой насмерть стой
К нам с пушками, от нас с клюшками
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит
Живя в мире не забывай о войне.
«После смерти царя _____/Ивана Грозного/ московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний хилый да слабый, недолго процарствовал. Что стало с младшим, _______/Дмитрием/- неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца – тот, кто стал царем вместо него: ______/Годунов Борис Федорович/.
Этот царь много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича ________/Дмитрия/. А тут еще неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали _____/Смутой/.
Неожиданно в Литве объявился беглый монах _________/Григорий Отрепьев/ и назвал себя царевичем _______/Дмитрием/, чудесным способом спасшийся! Польский король «признал» его и дал войско- отвоевать «отцовский» престол. ________/Борис Годунов/ не успел навести порядок и умер. В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец остался в истории ______/Лжедмитрием1/ - государем оказался неплохим, полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его убили, заменив на другого, который тоже назвал себя царевичем _______/Дмитрием/.
А потом бояре надумали посадить на московский трон польского королевича ________/Владислава/.Отправили послов к польскому королю _______/Сигизмунду/. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!». Вот тогда и наступил конец терпению народа.
Рязанский князь ______/Прокопий Ляпунов/ собрал ополчение и двинулся на Москву. Но казаки убивают _______/Ляпунова/ и ополчение распадается.
Патриарх __________ /Гермоген/ призвал русский народ выступить против захватчиков. На призыв патриарха, которое облетело все русские города отозвался нижегородский купец ______/Кузьма Минин/. Он первым отдал на ополчение все свое богатство. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Во главе его стал князь _____/Дм.Пожарский/.
Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Князь _____/Дм. Пожарский/ оказался талантливым полководцем. А _____/К. Минин/ не жалея жизни сражался по стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил день победы! Когда наступили мирные времена, новый царь щедро наградил _____/Минина/ и____/Пожарского/. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на _____/Красной площади/ - в самом сердце России.
«После смерти царя __________ московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний хилый да слабый, недолго процарствовал. Что стало с младшим, ___________- неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца – тот, кто стал царем вместо него: _____________.
Этот царь много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича _____________. А тут еще неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали _____________.
Неожиданно в Литве объявился беглый монах ________________ и назвал себя царевичем ______________, чудесным способом спасшийся! Польский король «признал» его и дал войско- отвоевать «отцовский» престол. _____________ не успел навести порядок и умер. В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец остался в истории _______________ - государем оказался неплохим, полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его убили, заменив на другого, который тоже назвал себя царевичем ___________.
А потом бояре надумали посадить на московский трон польского королевича ___________.Отправили послов к польскому королю _____________. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!». Вот тогда и наступил конец терпению народа.
Рязанский князь ______________собрал ополчение и двинулся на Москву. Но казаки убивают ______________ и ополчение распадается.
Патриарх _______________ призвал русский народ выступить против захватчиков. На призыв патриарха, которое облетело все русские города отозвался нижегородский купец _____________. Он первым отдал на ополчение все свое богатство. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Во главе его стал князь _____________.
Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Князь ______________ оказался талантливым полководцем. А _____________ не жалея жизни сражался по стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил день победы! Когда наступили мирные времена, новый царь щедро наградил _____________ и_______________. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на ________________- в самом сердце России.