Урок литературы: «Историческая основа и прототипы героев в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Цель: познакомить и проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», опираясь на факты истории о войне 1812 года.
Задачи:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, говорение, письмо;
формирование универсальных учебный действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему Отечеству.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний. Формулирование темы урока
- Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа? (Исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).
- Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы? (Великая Отечественная война, война 1812 года).
– Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? (Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).
- Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной? Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине).
- Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Скажите, ребята, как называется это стихотворение и кто его автор? («Бородино» М.Ю. Лермонтов)
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (Когда и как было написано стихотворение «Бородино», его исторической основе и прототипах героев)
-На уроке мы начнем изучать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», которое посвящено одному из важных сражений Отечественной войны 1812 года – Бородинскому сражению. Нам предстоит понять историческую основу произведения; выяснить, кто является прототипами героев.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в группах. Вы поделены на 3 группы: «Историки», «Литераторы», «Теоретики». В ходе работы на уроке вы будите заполнять таблицу (показывает таблицу).
У вас на столах лежит материал для работы. На выполнение задания вам отводится 15 минут. Во время ответа группы не забывайте заполнять рабочий лист.
III. Работа в группах (15 мин)
Историки
1.Восстановив текст, расскажите о Бородинском сражении
-Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «за» и «против», Кутузов приказал отступить к Москве.
2.Как Кутузов выиграл сражение?
- Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными. Не сбылось пророчество Наполеона: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…»
3.Какую цель ставил Наполеон? Какие потери понесли русские и французские армии?
- Наполеону пришлось признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвою высказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».
Мы же вслед за русским генералом А.П. Ермоловым можем с гордостью повторять: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».
-Спасибо за ваши ответы, а мы предоставляем слово группе «Литераторы». Вам необходимо было изучить историю создания произведения.
Литераторы
Прочитайте текст и расскажите об истории создания произведения
Кто является прототипами героев произведения? Кто такой Андреев и Монахтин?
Беседа по вопросам
-Кому доверен рассказ о великом событии? (рядовому солдату)
-Кто еще участвует в разговоре? (молодой солдат)
-Что заставило старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям? (память о прошлом живет в его сердце).
-Спасибо. Предоставим слово следующей группе. Вам необходимо было выяснить значения новых слов.
Теоретики
1. Определите значение слов, пользуясь учебником, словарем, найдите значение устаревших слов
редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак - стоянка войск под открытым небом;
кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
улан, драгун - солдаты конных полков;
басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
- С точки зрения лексики, что это за слова? (Это слова иноязычного происхождения, слова - термины, в основном слова военной терминологии.)
2. Задание: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу. Цель работы – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.
Таблица для учителя
Цитаты из исторической справки | Цитаты из стихотворения |
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все, что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве. | 3 строфа: Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, |
Да , и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587. | 4 строфа: И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. |
До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут. | Строфа 6: Два дня мы были в перестрелке… |
В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению | Строфа 7 Прилег вздремнуть я у лафета… |
на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение. | Строфа 8: И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. |
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции. | Строфа 13: Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны - И отступили басурманы. |
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
-Давайте подведем итог нашей работы, а для этого я вам предлагаю восстановить текст:
Отечественная война 1812 года – героическая война ________ народа за свою независимость против __________. Центральным событием войны 1812 года стало _____________________.
В 1837 году в год 25-летия сражения М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение ______________. Прототипами героев произведения стали унтер – офицер лейб-гвардии Литовского (затем Московского) полка _______________, полковник ___________. Впервые в истории героем произведения М.Ю.Лермонтов сделал ______________. По мнению автора, русский солдат должен быть _______________________.
Главная мысль произведения _____________________.
Ключ для проверки практической работы:
Отечественная война 1812 года – героическая война русского народа за свою независимость против французов. Центральным событием войны 1812 года стало Бородинское сражение.
В 1837 году в год 25-летия сражения М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Бородино». Прототипами героев произведения стали унтер – офицер лейб-гвардии Литовского (затем Московского) полка Андреев, полковник Федор Монахтин. Впервые в истории героем произведения М.Ю.Лермонтов сделал простого человека. По мнению автора, русский солдат должен быть смелым, решительным, отважным.
Главная мысль произведения – любить Родину.
IV. Подведение итогов урока.
- Молодцы. Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.
- В своем произведении М.Ю.Лермонтов взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.
- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений (Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу).
- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Вместе с солдатом - рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть. Скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой. Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. И хотя русская армия была обескровлена, она одержала нравственную победу над французами.).
- Чему учит это произведение? Они учат нас быть такими же сильными, храбрыми, какими были наши деды и прадеды. Воспитывают в нас такие качества, как любовь к родине, гордость за героическое прошлое своей страны. Не случайно в годы Великой Отечественной войны наши солдаты так же мужественно защищали Родину, как старшее поколение героев-богатырей
V.Рефлексия
Ребята, выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Самое главное, что я понял (а) на уроке…
VI.Домашнее задание: перечитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», подготовить отрывок наизусть.
Таблица (заполняется в течение урока)
История | Запишите кратко |
1.Бородинское сражение | 26 августа (7 сентября) 1812 г по Бородино, деревня в 124 км от Москвы |
2.Кутузов | Михаил Илларионович Кутузов- главнокомандующий русской армией |
3.Наполеон | Французский государственный деятель и полководец, император Наполеон Бонапарт |
Литература | Запишите кратко |
1.История создания стихотворения | Написано в нач. 1837г. Опубликовано в 1837 г. в журнале «Современник». Замысел этого стихотворения относят к 1831г. В основу стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта. Посвящено Бородинскому сражению. |
2.Прототип | Унтер – офицер лейб-гвардии Литовского (затем Московского) полка Андреев, полковник Монахтин. |
Таблица (заполняется в течение урока)
История | Запишите кратко |
1.Бородинское сражение | |
2.Кутузов | |
3.Наполеон | |
Литература | Запишите кратко |
1.История создания стихотворения | |
2.Прототипы | |
7