СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторические источники по истории 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исторические источники по истории 7 класс»

Из «Московской хроники» немецкого мемуариста, очевидца Смуты К. Буссова

Жители города Москвы послали в лагерь к Болотникову такое требование: если тот Димитрий, который прежде был в Москве, жив и находится у него в лагере или где-либо в ином месте, то пусть Болотников покажет его или призовёт его к себе, чтобы они увидели его собственными глазами…

Болотников ответил, что Димитрий действительно живёт в Польше и скоро будет здесь. Он сказал также: «Я у него был, и он сам лично назначил меня вместо себя старшим военачальником и отправил в Путивль с письменным распоряжением». Московиты сказали: «Это несомненно другой, мы того Димитрия убили» — и стали уговаривать Болотникова, чтобы он перестал проливать невинную кровь и сдался царю Шуйскому, а тот сделает его большим человеком. Болотников ответил: «Этому моему государю я дал нерушимую клятву не жалеть своей жизни ради него, что я и сдержу. Поступайте, как вам кажется лучше, если вы не намерены сдаться добром, я тоже вместо моего государя поступлю так, как мне кажется лучше, и скоро вас навещу».

  1. Как автор отрывка представляет цели участников восстания Ивана Болотникова и его противников?

  2. Опираясь на данный отрывок, дайте характеристику личности Ивана Болотникова.


Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей. На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие — другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями

1. В чём автор отрывка усматривает главную особенность Земского собора 1613 г.?

2. Какие важные сведения о работе Земского собора приведены в данном отрывке?


Прочитайте статьи из Соборного уложения 1649 г. и ответьте на вопросы.

«Которые государевы дворцовых сёл и чёрных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сёл и из чёрных волостей... а в писцовых книгах... те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам с жёнами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет».

  1. Какие категории владельцев крестьян перечисляют в документе?

  2. Как вы оцениваете введение бессрочного сыска беглых крестьян?


ИЗ «ПРЕЛЕСТНОЙ ГРАМОТЫ» СТЕПАНА РАЗИНА

Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет Богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы заодно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить. ...От Степана Тимофеевича... розных сёл и деревень черней руским лю-дем и татаром и чюваше и мордве.

1. К кому обращается Степан Разин в этом документе?

2. Предположите, почему документ получил такое название.


ИЗ ЧЕЛОБИТНОЙ С. ДЕЖНЁВА (1630)

И я, холоп твой, с ними торговыми и с промышленными людьми шли морем, на шести кочах, девяносто человек; и прошед Анандырское устье, судом божиим те наши все кочи море разбило, и тех торговых и промышленных людей от того морского разбою на море потонуло и на тундре от иноземцов побитых, а иные голодною смертью померли, итого всех изгибло 64 человеки.

А я, холоп твой, от тех товарищей своих остался всего двадцатью четыр-мя человеки, и тех товарищей моих зимним путём на лыжах, с нарты [ездовые сани. —Прим. авт.], — со стыди [стужи], и з голоду и со всякой нужи, недошед Анандыря реки, дорогою идучи 12 человек безвестно не стало. А я, холоп твой, на Анандыр реку доволокся всего двенадцатью человеки...

1. Кому из российских царей была направлена эта челобитная?

2. О каких способах передвижения путешественников говорится в отрывке?



ИЗ ДНЕВНИКА X. КОЛУМБА, ЗАКОНСПЕКТИРОВАННОГО ИСПАНСКИМ ИСТОРИКОМ БАРТОЛОМЕ ДЕ ЛАС КАСАСОМ

Пятница, 12 октября. В пятницу достигли одного островка из [группы] Лукайских, который на языке индейцев назывался Гуанахани… с оружием съехали на берег на лодке. Адмирал [Колумб] захватил с собой королевский стяг; капитаны — два знамени с зелёными крестами. Адмирал призвал обоих капитанов и всех прочих, кто сошёл на землю.., и сказал им, чтобы они под присягой засвидетельствовали, что он [адмирал] первый вступил, как оно воистину и было, во владение этим островом от имени короля и королевы, его государей… Вскоре на берег пришло множество жителей острова.

Как вы думаете, с какой целью X. Колумб, высадившись на берег, развернул королевский флаг?


Из «Курса русской истории» В.О. Ключевского


Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нём и после него: важнейшие политические вопросы были бы разреше­ны без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрица­тельное значение этого царствования.

  1. Как оценивает автор отрывка деятельность Ивана IV?

  2. Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои выводы.





Колонии — привилегированные рынки метрополий.

Статья из Энциклопедии 1751 г.

Поскольку колонии были организованы в интересах метрополии, отсюда следует:

1. Они должны содержаться под ее властью и ее защитой.

2. Только основатели колоний имеют исключительное право вести торговлю.

Если бы колонии могли обойтись без метрополии, они не приносили бы никакой пользы. Таким образом, сведение промышленности и сельского хозяйства лишь к производству определенных товаров, необходимых для метрополии, является естественным законом. Если колонии будут торговать с другими странами или потреблять товары, изготовленные в других странах, то это будет считаться воровством по отношению к метрополии.

Определите характер отношений между колониями и метрополиями.



Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно

...Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру Земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным Луне, планетам и иным звездам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющуюся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой...

Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, Вселенная бесконечна.



Прочитайте отрывок из исторического очерка и ответьте на вопросы.

«В это время вблизи Виттенберга появился продавец индульгенций, доминиканский монах Тецель, и Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергского дворцового храма 95 тезисов (положений, доказательств), в которых отвергал установленный католической церковью взгляд на индульгенции и доказывал, что без искреннего раскаяния никакие индульгенции не могут дать прощение грехов, тем более они не могут избавить от загробного наказания умерших, которые уже подверглись суду Божию … Всех несогласных с этим Мартин Лютер вызывал на диспут».

1) Назовите год, когда произошло описываемое событие.

2) Объясните, какое значение имела продажа индульгенций для католической церкви и почему это вызывало протест.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!