Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Мичуринска
Организация работы
с историческими источниками на уроках истории
с помощью технологии смыслового чтения.
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 1
Афонина Н.А.
Мичуринск
2016
Организация работы с историческими источниками на уроках истории с помощью технологии смыслового чтения.
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. В век информационных технологий уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе, а для этого есть компьютер и интернет. В свое время Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к "взяточничеству", поощряя их чем-то, например, разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Технология универсальна, но, на мой взгляд, в первую очередь она интересна учителям литературы и истории из-за больших объемов текста, необходимых при подготовке к уроку.
Я применяю ее на уроках истории в 6 классе при работе с историческими источниками.
Отбирая текст документа для работы на уроке по технологии смыслового или продуктивного чтения, необходимо выделить в нем наличие трех уровней информации:
- фактуальную (то, о чем говорится в явном виде)
- подтекстовую ( то, о чем сказано в неявном виде, "между строк"
-концептуальную (основная идея автора)
Определяю роль данного документа в контексте урока, формулирую задания для работы с текстом документа до чтение и после, выделяю места остановок во время чтения документа для коротких комментариев, чтобы облегчить понимание незнакомых исторических терминов. Проводя подготовку документа к анализу, важно помнить о том, что все вопросы и комментарии должны быть краткими, чтобы не "заболтать"текст, не отвлечь от него, а наоборот, способствовать его глубокому пониманию.
На примере фрагмента документа ПВЛ покажу, как это выглядит на практике при изучении темы "Формирование Древнерусского государства"
Из летописи Нестора "Повесть временных лет"
О захвате князем Олегом Киева
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод.
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего.
И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошел к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря, Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и вынесли Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николая; а Дирова могила - за церковью святой Ирины.
И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
I этап. Работа с текстом до чтения
На первом этапе работы с текстом необходимо определить смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, ориентируясь на имя автора, название документа, ключевые слова, информацию, полученную на основе анализа иллюстрации к документу. Такая работа позволяет определить цель урока (учебной, мотивационной, психологической) с учетом общей готовности обучающихся к работе.
Посмотрите на текст, который нам предстоит прочитать
1. Определите по названию о чем пойдет речь в документе?
2. Как называется источник, из которого взят фрагмент?
3. Вспомните, в каком веке он написан.
4. Рассмотрите иллюстрацию к фрагменту летописи. Что вы можете добавить к своим предположениям?
5. Посмотрите внимательно на текст. Предположите, почему рядом с датой указана еще одна дата в скобках?
На первом этапе работы у обучающихся формируются следующие Универсальные Учебные Действия:
регулятивные: самостоятельно формулировать проблему и цели учебного занятия; учить высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями к летописи;
познавательные: извлекать информацию из названия источника; устанавливать причинно-следственные связи;
личностные: интерес к чтению;
коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других.
Итак, чтобы проверить и уточнить наши предположения, мы должны прочитать документ.
II этап. Работа с текстом во время чтения (самостоятельное чтение текста или чтение вслух)
1. Совпадают ли ваши первоначальные предположения?
Почему не все совпадает?
2.Давайте поработаем с документом и проанализируем его
Вдумчивое чтение фрагмента летописи и его самостоятельный анализ по схеме.
Схема анализа исторического документа
- Документ первичный (запись очевидца или участника события) или вторичный (комментарий или предание о событии из уст исследователя).
- Отделите в документе факты от комментариев и анализируйте их отдельно.
- Кто автор этого документа?
- О чем рассказывается в документе?
- Когда и при каких обстоятельствах создан этот документ? Как могли повлиять на него авторы, исторические события или общая ситуация в этот период?
- Где происходило событие, о котором идет речь в документе?
-Какие последствия имели описанные события ?
После самостоятельного анализа документа, обучающимся задаются следующие вопросы:
- Проясните трудные места в документе ( малознакомые слова, подтекстовая информация).
-Составьте по тексту документа сравнительную таблицу названий племен, воины которых входили в дружину Олега, и племен, которые Олег обложил данью после победы.
- Представители каких племен приняли участие в походе на Киев, какие выводы из этого следуют?
- Почему Олегу удалось быстро захватить город, какие методы он использовал?
- В каком году это произошло?
- Почему Олег назвал Аскольда и Дира "не князьями", кто по его мнению, был законным наследником ?
- Почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства?
- Какие племена Олег обложил данью?
- Какой смысл скрыт в словах: "Гость я, и идем мы в Греки от Олега".
На втором этапе работы с документом формируются следующие УУД:
Регулятивные УУД:
работать по плану, прогнозировать; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы
Познавательные: самостоятельно работать с историческим документом; устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные УУД:
познавательный интерес к чтению, потребность в чтении
Коммуникативные УУД:
уметь координировать различные мнения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, выступать перед аудиторией.
III этап. Работа с документом после чтения
- В чем суть (главный смысл) фрагмента документа?
- Охарактеризуйте личность князя Олега (каким он представлен в летописи)
- Вспомните, где правил князь Олег до захвате Киева
- Какое историческое событие произошло в 882 году после того, как Олег захватил Киев?
На третьем этапе формируются УУД
Регулятивные:
Определять степень успешности своей работы и работы других,
Познавательные:
Работать с разными историческими источниками.
Личностные:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям
Коммуникативные:
оценивать и редактировать устные и письменные высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи
- Как и любой урок с использованием современных технологий, урок с использованием технологии продуктивного чтения заканчивается рефлексией по поводу полученных результатов, осознания того, что изменилось в сознании обучающихся. Для этого обучающимся задаются вопросы:
-Вы уже знакомы с лирическим произведением, описывающим деятельность князя Олега, как оно называется и кто его автор?
Может ли это произведение помочь нам понять личность князя Олега ?
Изменились ли ваши представления о князе Олеге, полученные в ходе прочтения стихотворения Пушкина "Песнь о вещем Олеге" после знакомства с фрагментом летописи ?
В заключение хотелось бы отметить
Анализируя исторический документ, обучающиеся должны помнить:
1. Нельзя определять объективность события только по одному источнику
2. Анализ исторического события или личности должен проводится в контексте того исторического периода, в котором он жил или происходило данное событие.
Только при таком подходе можно объективно оценить то или иное историческое событие.