Урок по предмету «Мир истории»
6 класс Исторические памятники.
Цель: познакомить с видами исторических памятников и их примерами.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие: познакомить с понятием «исторические памятники» и их видами.
2.Коррекционно-развивающие: корректировать мыслительную деятельность через упражнения обобщения, исключения, сопоставления.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
-личностные: навыки организации рабочего места для работы; формирование эстетических чувств; умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы; определение этапов работы; проговаривание пошагового выполнения работы;
- предметные: иметь представление об исторических памятниках; уметь различать различные виды памятников; знать, виды памятников.
Основные термины и понятия: исторические памятники, археологи, музей, архитектура, скульптура, уста.
Оборудование и материалы: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Мир истории. 6 класс». Авторы: И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. Мультимедийный комплекс, презентация для интерактивной доски, индивидуальные карточки.
Ход урока:
1.Орг.момент
2.Повторение пройденного материала: чтение предыдущего параграфа с.87-88.; ответы на вопросы: с.88 воп.1-5.
3. Изучение новой темы
-Объявление новой темы: Исторические памятники. (запись в тетрадь)
Учитель: Вводное слово учителя.
На прошлом занятии вы узнали, что такое история. Историю изучают ученые-историки по различным историческим памятникам, которые сохранились до наших дней. Вещественные памятники хранятся в музеях. Что является историческими памятниками, вам предстоит узнать. Давайте сейчас ответим на такие вопросы:
-Сколько лет назад каждый из вас появился на свет (родился)?
-Какие самые важные события произошли за это время в вашей семье, стране, в мире?
-Ваши родители, бабушки и дедушки старше вас, они могут рассказать о событиях своих лет жизни. Так передаётся и сохраняется память поколений.
-В старину глаза называли - очи, поэтому человека, который наблюдал те или иные события своими глазами, называли очевидец. Но очевидцы нам могут рассказать о событиях недавних лет. А как же нам узнать о событиях давних времён?
Помогут нам в этом исторические памятники.
-Прошлое человечества историки восстанавливают по историческим памятникам.
- Кто сможет сказать что такое памятники ? Давайте ответ найдем в учебнике с.90-91.
Учащиеся: Отвечают на вопрос. Находят ответ в учебнике, зачитывают.
Учитель: Запишите в тетради словарное слово:
Исторические памятники-это источники, по которым учёные-историки изучают жизнь людей в прошлом. (показ слайдов с изображением исторических памятников).
Человек оставляет на земле след, по которому можно восстанавливать прошлое. Прошлое учёные восстанавливают по ИСТОРИЧЕСКИМ ПАМЯТНИКАМ и делят их на группы.
1.От поколения к поколению, из уст в уста передаются предания, легенды о далёких от нас временах. Это УСТНЫЕ ПАМЯТНИКИ знания о прошлом - это предания, легенды, загадки, пословицы, песни. (показ слайдов с изображением устных памятников).
Запишите в тетради словарное слово:
Устные памятники - это знания о прошлом к ним относятся предания, легенды, загадки, пословицы, песни.
2. Когда люди научились писать, они стали записывать все, что с ними происходило. Так появились письменные памятники. ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ – это берестяные грамоты, документы, наскальные рисунки, законы, газеты.
-На чем и чем писали древние люди? (работа с текстом и иллюстрациями учебника).
Когда люди еще не изобрели бумагу, они писали на камнях, на дереве, глине, металле. И такие записи сохранились до наших дней. Распространенным материалом для письма в старину была береста. На бересте писали острыми палочками, которые назывались - писало. Береста также сохранилась до наших дней, такие письменные памятники называют берестяными грамотами (показ слайдов с изображением берестяных грамот).
С появлением бумаги, люди стали писать гусиными перьями. Макали их в чернила, которые готовили из ягод черники, меда, кваса. Иногда соскребали ржавчину и разводили ее водой (показ слайдов с изображением гусиных перьев и чернил).
Запишите в тетради словарное слово:
Письменные памятники – это наскальные рисунки, берестяные грамоты, документы, законы, газеты.
3.Немало осталось также ВЕЩЕСТВЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ - остатки поселений, захоронений, осколки посуды, украшения.
Запишите в тетради словарное слово:
Вещественные памятники - остатки поселений, захоронений, осколки посуды, украшения.
4.Физкультминутка: двигательные упражнения повторяют за учителем.
5.Первичное закрепление нового материала.
1. Запишите в тетрадях таблицу – Исторические памятники: Работа с таблицей
Вещественные
Устные
Письменные
- Прочитайте с.91 и запишите примеры исторических памятников в нужные колонки. (фронтальная проверка)
2.Устный опрос:
-Что такое Исторические памятники?
- На какие группы делятся исторические памятники?
- Приведите примеры исторических памятников?
3.Индивидуальная работа с карточкой
Вставьте название вида исторического памятника
1. Дворцы, храмы, посуда, вещи относятся к________________памятникам
2. Легенды, сказки, старинные песни, пословицы, поговорки относятся __________памятникам.
3. Записи на камнях, глиняных и металлических изделиях, берестяные грамоты, старинные книги относятся к _______________ памятникам.
4. Кого называют археологами? __________________________
______________________________________________________
5. Орудие письма в старину:________________________________________
6. Жидкость, которой писали в старину_____________
7. СООТНЕСТИ ПРАВИЛЬНО СТРЕЛКАМИ:
БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА БЫЛИНА СТАРИННЫЙ СОСУД СКАЗКА РУКОПИСНАЯ КНИГА ЛЕГЕНДА ЦЕРКОВЬ В КИЖАХ ГУСЛИ ЯЗЫЧЕСКИЙ ИДОЛ ПОГОВОРКИ | | | ПИСЬМЕННЫЕ ВЕЩЕСТВЕННЫЕ УСТНЫЕ |
5.Оценивание, выставление оценок.
6.Итог урока, окончание урока.
7.Домашнее задание: Прочитать текст учебника, нарисовать вещественный памятник старины – амфору.
Карточка
Вставьте название вида исторического памятника
1. Дворцы, храмы, посуда, вещи относятся к________________памятникам
2. Легенды, сказки, старинные песни, пословицы, поговорки относятся __________памятникам.
3. Записи на камнях, глиняных и металлических изделиях, берестяные грамоты, старинные книги относятся к _______________ памятникам.
4. Кого называют археологами? __________________________
______________________________________________________
5. Орудие письма в старину:________________________________________
6. Жидкость, которой писали в старину_____________
7. СООТНЕСТИ ПРАВИЛЬНО СТРЕЛКАМИ:
БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА БЫЛИНА СТАРИННЫЙ СОСУД СКАЗКА РУКОПИСНАЯ КНИГА ЛЕГЕНДА ЦЕРКОВЬ В КИЖАХ ГУСЛИ ЯЗЫЧЕСКИЙ ИДОЛ ПОГОВОРКИ | | | ПИСЬМЕННЫЕ ВЕЩЕСТВЕННЫЕ УСТНЫЕ |